рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Регуляция психических состояний музыкантов-исполнителей

Регуляция психических состояний музыкантов-исполнителей - раздел Психология, Бочкарёв Л. Л. Психология музыкальной деятельности Современная Прикладная Психология Располагает Широким Арсеналом Средств Регул...

Современная прикладная психология располагает широким арсеналом средств регуляции неблагоприятных психических состояний человека, психологической подготовки к деятельности. Психологическая подготовка к концерту — проблема пси­холого-педагогическая. В единстве с профессиональной подго­товкой и на ее основе должно быть создано состояние психиче­ской готовности музыканта-исполнителя к выступлению. Психологическим аспектом формирования состояния го­товности является организация деятельности и формирование установки в соответствии с характером, условиями конкретно­го публичного выступления. Педагогическая задача — поиск путей и средств обеспечения психической готовности музы­канта к публичному выступлению в процессе работы над му­зыкальными произведениями. Это одна из актуальных проблем музыкальной педагогики, частных методик обучения пению и игре на инструментах. Она обсуждалась в первом разделе главы. Настоящий же раздел посвящен в основном анализу возможностей специальной пси­хологической регуляции предконцертных состояний музыкан­тов-исполнителей . В психологической литературе имеются указания к клас­сификации методов и приемов преднамеренного регулирова­ния психических состояний: по времени применения, способу воздействия и их характеристике.

 

286_____________________________Бочкарев Л. Л. Так, по времени применения методы и приемы делятся на оперативные и профилактические. Оперативные применяются непосредственно перед началом деятельности или при выраженных неблагоприятных реакци­ях за несколько дней до начала деятельности. Профилактиче­ские методы преследуют цель сохранения оптимального рабо­чего самочувствия к моменту осуществления деятельности и могут применяться на всех этапах подготовки. По способу воздействия различают средства и приемы, свя­занные с воздействием извне (например, педагога, психолога) и связанные с самовнушением. В первом случае это различные методы рациональной психотерапии: убеждение, разъяснение, порицание, беседа на отвлеченную тему и т. п., во втором — различные приемы саморегуляции. Последние А. Ц. Пуни [249], например, делит на три группы: 1 — приемы устранения внешних признаков эмоциональ­ной напряженности путем сознательного контроля за эмоцио­нальным состоянием и внешними признаками его проявления; 2 — приемы переключения внимания от травмирующих факторов на сам процесс деятельности; 3 — различные самовнушения (самоубеждение, самообод­рение, самоприказ, самоуспокоение). Способы самовнушения многообразны, и выбор того или иного из них определяется прежде всего характерологически­ми особенностями личности. В последнее время все большее значение в практике раз­личных видов человеческой деятельности (техника, медицина, спорт, искусство) приобретает аутогенная (психорегулирую-щая) тренировка — система упражнений, основанная на само­внушении, целью которой является регуляция психического состояния. Метод активного самовнушения (в разных модификациях) использовали и используют в собственной практике многие известные исполнители и музыканты-педагоги: А. Алексеев, А. Ведерников, О. Вондровиц, М. Гринберг, Н. Кондратюк, К. Леймер, И. Менухин, И. Назаров, Ж. Феврие, Я. Экиер и др. Л. М. Ганелин, изучавший эффективность применения ме­тода активного самовнушения при подготовке музыкантов-ис­полнителей к публичному выступлению, отмечает, что данные исследования свидетельствуют «о возможности использования самовнушения как для формирования положительного эмо­ционального фона, для уменьшения тревожной напряженности,

Музыкально-исполнительская деятельность____________287 для улучшения запоминания и последующего воспроизведения и т. п., так и для проявления (пробуждения) творческой ак­тивности вообще и конкретного формирования творческого индивидуального исполнения определенного произведения, в частности [96, с. ЗОО]. Методика суггестивной релаксации, апробированная А. А. Вос-триковым, А. А. Станко в Одесской консерватории, также спо­собствовала снижению интенсивности отрицательных пред-концертных эмоциональных реакций. В модифицированном варианте психорегулирующая трени­ровка успешно применяется в практике работы с учащимися музыкальных школ и училищ нашей ученицей доцентом А. В. Вартанян, кандидатская диссертация которой посвящена проблемам регуляции неблагоприятных психических состоя­ний музыкантов-исполнителей разных возрастных групп [77—78]. Методы психорегуляции успешно применяются в практике музыкального образования многих стран мира: Австрии, Бол­гарии, Польши, США, Японии, Канады и др. Вопросы использования средств прикладной психологии, в том числе методов психорегуляции, обсуждались на одном из заседаний международного конгресса ИСМЕ [381], ЕСКОМ [430]. Обзор новейших исследований в этой области представлен в статье А. Суини и Д. Хорана [416]. Одной из задач нашего исследования было эксперимен­тально-психологическое изучение возможности применения методов психорегуляции в процессе подготовки музыкантов-исполнителей к публичному выступлению. С этой целью мы разработали модифицированный вариант психорегулирующей тренировки на основе апробированных многими авторами методов психорегуляции в прикладных отраслях психологии. Психорегулирующая тренировка состоит из двух основных частей — успокоения и мобилизации. Успокаивающая часть ПРТ — вариант аутогенной тренировки [12], имеющий неко­торые методические особенности. Во время успокаивающего занятия осуществляется перевод в аутогенетическую фазу — состояние сниженного уровня бодрствования, на фоне которого производится внушение, за которой следует фаза мобилизации — достижение оптимального психического состояния. Существует несколько способов завершения успокаиваю­щего занятия [12] в соответствии с задачами применения ПРТ: вариант «успокоение», используемый в тех случаях, когда

^88_______________________________Бочкарев Л. А. человек находится в очень возбужденном состоянии (напри­мер, состояние сильного предконцертого возбуждения; вариант «активизация», применяемый в тех случаях, когда человек находится в оптимальном психическом состоянии до занятий ПРТ; вариант «тонизация», используемый в тех случаях, если уровень возбуждения недостаточен (например, состояние пред-концертной апатии). С помощью психорегулирующей тренировки мы решали следующие задачи: 1. обеспечивали оптимальное психическое состояние музы­кантов (реверсией, тонизацией, успокоением) на этапе непос­редственной подготовки к публичному выступлению. 2. предупреждали наступление утомления в процессе заня­тий в репетиториях, особенно в пред концертной период; сни-, мали или снижали уровень физического и психического утом­ления и восстанавливали работоспособность. 3. улучшали функциональное состояние исполнителей путем регуляции некоторых особенно важных психофизиологических функций (например, дыхания — у вокалистов и духовиков). 4. совершенствовали некоторые психические процессы, свя­занные с деятельностью в условиях публичного выступления: внимание, представления — с помощью идеомоторной трени­ровки [12, 77] в состоянии релаксации. 5. предупреждали возникновение неблагоприятных эмоцио­нальных состояний и устраняли травмирующие испытуемых психогенные и соматогенные факторы. Испытуемыми были студенты Российской Академии музы­ки им. Гнесиных (150 человек), которые занимались под на­шим руководством и самостоятельно в течение 1,5 лет. На­чальные групповые занятия проводились два раза в неделю в специальном классе АКМО лаборатории методов и техничес­ких средств обучения, затем раз в неделю — в общежитии Академии1. Психорегулирующая тренировка была включена также в ком­плекс мероприятий психологической подготовки Российских участ­ников XXV международного конкурса «Пражская весна» (см. с. 242 настоящей книги). Овладение музыкантами-исполнителями психорегулирующей тре­нировкой происходило в два этапа: этап обучения и этап совершенст­вования, продолжительность которых зависела от индивидуальных особенностей испытуемых.

Музыкально-исполнительская деятельность_____________289 Как на этапе обучения, так и на этапе совершенствования применялись специальные группы формул, связанные с осо­бенностями исполнительской деятельности, например: 1) мои пальцы прикасаются к теплой клавиатуре (для пиа­нистов — на этапе обучения); 2) мой амбушюр свободен, легок, энергичен (для духови­ков); 3) я «погружаюсь» в музыку: я и музыка — одно целое; при публике играю с большим удовольствием и др. Как известно, механизм действия формул самовнушения основан на овладении: а) умением сосредоточиться и удержать свое внимание на избранном объекте (вначале на собственном теле, отдельных органах, мышцах и т. д., затем — на предме­те деятельности; б) умении ярко представлять в сознании со­держание формул; умении предельно расслаблять мускулату­ру; умении воздействовать на самого себя в момент наступле­ния сниженного уровня бодрствования (релаксации). Не имея возможности детально осветить эффекты исполь­зования методик психорегуляции под углом зрения решения всех вышеназванных задач в процессе психологической подго­товки музыкантов-исполнителей, — остановимся лишь на ме­тодических аспектах применения ПРТ в условиях публичных выступлений. Перед концертами ПРТ использовалась в целях регуля­ции неблагоприятных эмоциональных состояний и для успо­коения при нервном возбуждении. Из экспериментальной группы в 150 человек в условиях публичных выступлений ПРТ пользовались лишь 90. Для 30 «психотерапевтическое вмешательство» перед концертами было отрицательно-эмоциогенным фактором, 30 испытуемых (например, Л. Т., см. с. 306 настоящей книги) решали с помощью ПРТ другие задачи — 2, 3, 4 (см. выше). На этапе непосредственной психологической подготовки музыканты занимались ПРТ ежедневно. Перед концертами использовался сокращенный вариант ПРТ (5—10 мин — в зависимости от индивидуальных особен­ностей испытуемых). Для большинства испытуемых эффективным было примене­ние записанного на магнитофонную пленку индивидуального сок­ращенного варианта ПРТ, либо произнесение текста ПРТ руко­водителем (психологом), некоторые испытуемые тренировались

290______________________________Бочкарев Л. Л. самостоятельно. Занятия ПРТ перед концертами проходили в студии звукозаписи Академии. Научно-практический опыт свидетельствует о целесообраз­ности завершения занятия ПРТ за 30-40 мин до выступления с целью предоставления музыкантам времени для самона­стройки перед концертом. На этаце ситуативной психологической подготовки некото­рые испытуемые использовали идеомоторную тренировку в целях сосредоточения внимания на исполняемом музыкальном произведении. Из 90 человек, применявших ПРТ в условиях публичного выступления, для 80 испытуемых задачей было снять излиш­нее нервное возбуждение, для чего использовался вариант «успокоение» при завершении успокаивающего занятия, лишь для одного испытуемого — Ю. Л. цель применения ПРТ перед концертами заключалась в повышении уровня возбуждения, т. к. преобладающими предконцертными состояниями Ю. Л. были состояния апатии1. Дифференциально-психологические различия в связи с эффектами использования ПРТ содержатся в выдержках из проблемных психологических характеристик наших испытуемых. Контроль за эффективностью применения психорегулирую-щей тренировки (как на этапе обучения, так и на этапе прак­тического применения) осуществлялся с помощью комплекс­ной методики для исследования психофизиологических корре­лятов психических состояний (приборами Н. Н. Мищука, тре-мометром Ю. Н. Верхало, кроме того испытуемые вели под нашим руководством специальные дневники самоотчетов). Так, при завершении успокаивающего занятия у испытуе­мых сопротивление кожи повышается в среднем на 180,5 ком, пульс понижается в среднем на 5,6 уд/мин., что свидетельст­вует об эффективности релаксационных приемов. Данные са­моотчётов также свидетельствуют о положительном эффекте 1 Сопоставляя эффект воздействия ПРТ и гипнотических внуше­ний (см. психограмму Л. Т.), мы пришли к выводу о большей эффек­тивности использования приемов саморегуляции в целях оптимиза­ции психических состояний. Гипнотические внушения целесообразно применять лишь для экстренного улучшения психических состоя­ний, при значительной стойкости отрицательных предконцертных состояний, при наличии условнорефлекторных фобических состояний (боязнь «потерять» голос, фобия покраснения и др.).

Музыкально-исполнительская деятельность________________297 применения психорегуляции (см. психологические характери­стики испытуемых Т. В., Ю. Л., Л. Т.). Таким образом, материалы исследований, посвященных ап­робации методик психорегуляции, доказывают возможность их успешного использования как дополнительных средств оп­тимизации психических состояний музыкантов-исполнителей в условиях публичных выступлений, в том числе — на на­чальном этапе обучения, что продемонстрировала наша учени­ца А. В. Вартанян. Однако следует отметить, что данные прикладной психо­логии и психогигиены могут быть успешно использованы в практике музыкальной педагогики лишь при учете специфи­ки музыкально-исполнительской деятельности, поэтому по­пытки и призывы решить волнующую исполнителей пробле­му эстрадного волнения на основе достижений спортивной, военной психологии являются несостоятельными.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Бочкарёв Л. Л. Психология музыкальной деятельности

ПРЕДИСЛОВИЕ... Монография академика Международной Академии ЮНЕСКО доктора психологических... Член корреспондент Российской Академии наук А В Брушлинский...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Регуляция психических состояний музыкантов-исполнителей

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Культурологический ракурс анализа проблематики
В сфере современной психологии, в системе анализа социодинамики культуры важную роль играют многие дисциплины: социология, история, антропология, искусствознание, языко­знание. Каждая из указанных

История развития музыкальной психологии с позиции комплексного подхода
Появление музыкальной психологии Е. В. Назайкинский [204] связывает с выходом труда немецкого физика и физиолога Г. Гельмгольца «Учение о слуховых ощущениях как физиоло­гическая основа теории музык

Проблема деятельности в российской психологической науке
Проблема деятельности является ключевой проблемой отечес­твенной психологической науки. Ее разработка осуществляет­ся усилиями ведущих ученых и ведущих научных коллекти­вов нашей страны. Психологич

Структура деятельности и механизмы ее психической регуляции
Системный подход к анализу деятельности становится главным орудием современной науки, является путем преодо­ления методологических трудностей в раскрытии психологиче­ской сущности деятельности. Сис

Виды деятельности
Важной задачей психологической теории деятельности является систематизация и классификация видов человеческой деятель­ности. А. Н. Леонтьев предлагает, например, классифицировать 54_______

Художественная деятельность
Художественная деятельность является разновидностью духов­ной деятельности, в которой социально-опосредованные субъектно-объектные отношения преобразуются в личностно-индивидуальные установки творц

Музыкальная деятельность
Музыкальное искусство занимает особое место среди дру­гих искусств прежде всего благодаря необычности, уникально­сти, высокой степени обобщенности своего языка. Если художественные средства других

Восприятие музыки как процесс
Музыкально-слуховая деятельность осуществляется на двух уровнях — перцептивном, связанном с восприятием музыки и на апперцептивном, связанном с ее представлением. Лишь многократное восприятие музык

Ощущение музыкального звука
Ощущение и восприятие — два неразрывно связанных процес­са. В музыкально-педагогической литературе эти термины употребляют даже как синонимы: говорят о восприятии одно­го звука или об ощущении гарм

Восприятие мелодии и гармонии
В музыкальной практике человеку очень редко приходится встречаться с одиночными звуками. Закономерности ощуще­ний существенно видоизменяются, когда речь идет о воспри­ятии. В процессе восприятия у

Восприятие времени в музыке
Ритмическая организация, наряду с интонационно-гармоничес­кой составляет важнейший пласт музыкального восприятия. Ритм характеризует организацию музыкального движения во времени и представляет собо

Избирательность и предметность
Музыка является одним из очень информативных искусств, которое может предъявлять человеку огромное количество слуховых стимулов в единицу времени. Лишь некоторая часть музыкальной информации отчетл

Целостность
Целостность и предметность тесно взаимосвязаны друг с дру­гом. Однако если предметность характеризует взаимосвязь между различными элементами внутри образа, целостность выра­жает отношение любого э

Константность
Под константностью понимают способность воспринимать пред­меты и явления как относительно постоянные при меняющихся условиях восприятия. Константно предметы оцениваются лишь в определенных пределах

Адекватность восприятия музыки
Категория «адекватность», на первый взгляд, шире категории «константность»: адекватность есть соответствие, эквивалент­ность образа воспринимаемому объекту, константность же, как отмечалось выше, е

Сложность музыкального языка
Понятие «сложность» психологи расчленяют на две категории: сложность как объективная характеристика самого музыкаль­ного материала и трудность как субъективное проявление сложности восприятия для к

Влияние особенностей интерпретации на адекватность восприятия музыки
Сложность музыкального языка всегда опосредована характе­ром интерпретации. История исполнительства знает немало примеров гениального прочтения труднодоступных произведе­ний, которые благодаря тала

Роль эмоциональной экспрессии
Целью экспериментов, проведенных в Киевской консерватории [65], было исследование эффекта влияния внешне выраженных форм эмоциональной экспрессии музыканта-исполнителя на адекватность восприятия сл

Предкоммуникативная установка
При рассмотрении приведенных выше результатов наших экс­периментов акцентировалось внимание на анализе, в основ­ном, внешних факторов. Однако, как отмечалось выше, они тесно связаны с факторами вну

Зависимость восприятия музыки от психических состояний и личностных особенностей слушателей ъ
Установка, будучи отражением готовности человека к восприя­тию и музыкальному переживанию, уже воплощает в себе оп­тимальное для конкретной музыкально-слуховой деятельности психическое состояние. М

Ассоциации и коннотации
Психические состояния слушателей всегда опосредованы лич­ностными особенностями человека, его ассоциациями, про­шлым опытом. С одной стороны, отрицательные психические состояния провоцируют возникн

Жизненные и художественные эмоции в структуре переживания
Благодаря ассоциациям слушатель в процессе переживания испытывает не только так называемые «эстетические» («худо- Музыкально-слуховая деятельность_________________149 жественные»)

Психологические механизмы музыкального переживания
Как отмечалось ранее, значение музыкального сообщения является производным от выразительности музыкального образа, которую слушатель в первую очередь должен почувствовать и пережить. Приведем приме

Социальная обусловленность композиторского творчества
Комплекс психологических проблем, возникающих при изуче­нии композиторского творчества так сложен и многообразен, что, бесспорно, не может быть освещен в рамках одной главы. Вопросам психологии ком

Стадиальность творческого процесса композитора
Обратимся в первую очередь к высказываниям самих компо­зиторов. Неоценимое значение для музыкальной психологии пред­ставляет анализ собственного творческого процесса, данный П. И. Чайковским. Позво

Мышление и воображение в композиторском творчестве
Мышление является главнейшей детерминантой и операцио­нальной составляющей способа реализации программы дея­тельности. Как отмечалось в предыдущем разделе, уже на са­мых ранних стадиях творчества в

Анализ и синтез как механизм открытия и создания нового
Исследуя проблемы преемственности и новаторства в мышле­нии, психологи различают «открытие нового», то есть познание объективно существующих закономерностей, скрытых, неиз­вестных ученым временно и

Роль образного обобщения и пелагических компонентов мышления
Однако «анализ через синтез» — не единственный механизм творческой деятельности композитора. Второй важнейший механизм композиторского творчества, как и художественного творчества в целом — образно

Воображение
Характеризуя структуру пригодности к творческой деятельно­сти, 90% опрошенных нами композиторов назвали воображе­ние главнейшим показателем одаренности. Приведем опубликованную за рубежом подборку

Переживания и творческие состояния в деятельности композитора
Как отмечалось во второй главе, переживания, как и психичес­кие состояния, будучи генетической характеристикой психи­ческой деятельности, в целостном виде выражают динамику психической жизни челове

Эмпатия
Важнейшим механизмом переживаний является эмпатия, ко­торая помогает творцу ярче прочувствовать, пережить вообра- Композиторское творчество______________________203 жаемые «я». Чем выше ст

Творческое вдохновение
В состоянии творческого вдохновения, связанном с усиленной потребностью в творческом самовыражении, энергетичность деятельности повышена, переживания протекают очень дина­мично. Состояние творческо

Относительная самостоятельность творческой деятельности исполнителя
Процесс исполнительского творчества представляет собой не только акт воплощения композиторского замысла, но и созда­ния собственной исполнительской трактовки. Мера относительной самостоятельности т

Психологические особенности процесса работы музыканта-исполнителя
Большинство исполнителей подразделяет свою работу на три этапа: 1) этап ознакомления с музыкальным произведением, стадия формирования исполнительского замысла; 2) этап во­площения исполнительского

Роль мотивации в исполнительской деятельности
Очень важно первое звено — формирование мотивации, отноше­ний, установок музыканта: именно мотивационно-потребностная сфера служит могучим психологическим механизмом деятель­ности. Несмотря на мног

Образ музыкального произведения и особенности его воплощения в связи с профессиональными типологическими различиями музыкантов-исполнителей
Музыкант-исполнитель должен воссоздать по нотной записи образ музыкального произведения и воплотить его в конкрет­ном звучании. Нотная запись часто представляет собой редак- 224___________

Стадия рождения прообраза
Рассмотрим подробнее творческий процесс формирования об­раза музыкального произведения. Несмотря на огромнейшее разнообразие форм и видов ис­полнительской деятельности всем им присущи некоторые об­

Стадия исполнения замысла
На второй стадии — исполнения — происходит реализация замыс­ла, прообраз получает воплощение в исполнительских средствах. Исполнитель приступает в работе на инструменте, дири­жер — к работе с оркес

Эмпатия и образное перевоплощение
Огромное значение на этапе исполнителя замысла принад­лежит перевоплощению, эмпатии, механизмы которых описа­ны во второй главе. И режиссер, и дирижер еще в процессе формирования за­мысла идентифиц

Внемузыкальные ассоциации
Г. Г. Нейгауз, говоря о работе над музыкальным произведе­нием, отмечает: «...иногда совершенно непроизвольно возника­ют самые странные ассоциации, очень малооправданные... Це­лый мир каких-то ассоц

Предкониертый период
Предконцертный период вызывающий у многих исполнителей ранние предстартовые эмоциональные состояния, как справедли­во отмечает С. Савшинский, «может наступить с момента появле­ния афиши, извещающей

Особенности психических состояний музыкантов-исполнителей на эстраде
Как отмечают многие авторы [35, 14, 149, 269, 344], исполне­ние на эстраде становится «доминантной деятельностью, кото­рая подавляет все прочие возбуждения, в том числе и вызы­вающие эстрадное волн

Общение с публикой
Психическое состояние музыканта-исполнителя на эстраде, его сиюминутное отношение к музыке и к самому процессу испол­нения во многом определяется особенностями взаимодействия с публикой, для которо

Проблема «эстрадного волнения» и вопросы психологической подготовки к концерту
Проблему «эстрадного волнения» не обходит ни один исследо­ватель в области музыкальной педагогики, психологии, част­ных методик обучение пению и игре на инструментах. Дейст­вительно, это проблема я

Направленность личности и ее влияние на психические состояния
В методической литературе описано два типа волнения: «вол­нение — подъем» и «волнение — паника», «волнение в обра­зе» и «волнение вне образа» [280, 288, 350]. В первом случае исполнитель взволнован

Психические состояния в связи с характерологическими особенностями и способностями
Огромное влияние на психическое состояние оказывают харак­терологические особенности и способности, которые тесно взаи­мосвязаны в структуре личности [14, 68, 149, 250, 269, 344]1. В «яд

Роль типологических особенностей нервной системы
Вышеизложенные различия между исполнителями в связи с уровнем развития коммуникативных способностей, характером тревожности, бесспорно, обусловлены не только особенностями личности, но и индивидуал

Дифференциально-психологическая диагностика
Успешная психолого-педагогическая работа по формирова­нию и развитию личности и способностей предполагает хо­рошее знание и понимание индивидуально-психологических особенностей человека. «Если педа

Выдержки из проблемных психологических характеристик испытуемых
Испытуемый Т. В. 23 года, студент III курса МГК (спе­циальность — фортепиано). Начал обучаться музыке под руководством отца — препо­давателя ДМШ в г. Саратове. После окончания фортепианного отделен

Психологические профили участников Международного конкурса им. П. И. Чайковского
Испытуемый А. К.. лауреат IV Международного конкурса им. П. И. Чайковского (специальность — скрипка). 1. Биографические сведения А. К. родился в 1946 году в Москве, в семье музыкантов. Учился в ЦМШ

L1. Установка
Одно из важнейших условий заучивания и запоминания — правильно организованный процесс восприятия учебного ма­териала. Человек не может воспринимать и одновременно реа­гировать на множество раздражи

Мотивация
Вот почему психологи придают особое значение факторам личностным: мотивации, потребностям, детерминирующим учение. И восприятие, и внимание, и установка стимулируют­ся мотивацией учащегося, его нап

Влияние особенностей музыкального материала на характер заучивания
На эффективность заучивания влияют не только внутрен­ние, но и внешние факторы, связанные со свойствами самого материала: его содержанием, сложностью, значимостью для учащегося. Одна из ведущих хар

Сложность учебного материала
Существенное свойство учебного материала — его слож­ность для восприятия и осмысления. Эта категория анализи­ровалась в главе второй на материале восприятия музыки. Однако сложность одного и того ж

Значимость
Следующее свойство учебного материала — его значимость, важность для ученика. Значимость может быть художествен­ной, познавательной, методической, эстетической, эмоциональ­ной и т. д. Псих

Гностическая деятельность ученика и организации заучивания
Многочисленные исследования методистов и психологов свидетельствуют о том, что для эффективности осмысленного усвоения учебного материала учащийся должен осуществить особую гностическую (познавател

Психологическая характеристика методов обучения
Различают репродуктивные (традиционные) методы и ме­тоды развивающего обучения. Развивающее обучение способствует умственному разви­тию, формированию учебной деятельности, усвоению знаний, умений,н

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В монографии дан обзор основных проблем музыкальной психологии сквозь призму анализа психологических законо­мерностей различных видов музыкальной деятельности. Музыкальная психология — сравнительно

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги