Виды деятельности

Важной задачей психологической теории деятельности является систематизация и классификация видов человеческой деятель­ности. А. Н. Леонтьев предлагает, например, классифицировать

54_______________________________Бочкарев Л. А.

отдельные виды деятельности по разным признакам: по фор­ме, по их эмоциональной напряженности, временной или пространственной характеристике или же по физиологичес­ким механизмам. Чаще всего дифференцируют деятельность в зависимости от предмета. Традиционным стало выделение таких ее видов, как игра, учение, труд, обусловливающих главнейшие изме­нения в психике. Б. Г. Ананьев выделяет в качестве основных труд, познание, общение [18]. К. К. Платонов делит все виды деятельности на общие и частные, сложные и элементарные. К общим видам деятельности он относит труд и общение, а так­же их производные: речь, учение, игру, спорт, искусство, ре­лигию, нравственно-правовую, политическую деятельность и бой, к частным — все многообразные виды профессиональной деятельности, учения, игры и спорта [231]. М. С. Каган, избрав в качестве основы для классификации активность социального субъекта в системе субъективно-объект­ных отношений, выделил пять видов деятельности: преобразо­вательную, познавательную, ценностно-ориентационную, ком­муникативную и художественную, подчеркивая, что в послед­ней синтезированы все четыре другие. В. Г. Афанасьев, избирая в качестве основополагающего вида деятельности материальное производство, выделяет кро­ме материальной (производственной) деятельности порождае­мые ею социально-политическую, связанную с преобразованием общественных и политических отношений, и духовную, имею­щую отношение к производству и воспроизводству идей и ду­ховных ценностей [32]. Глубокий и всесторонний анализ духовной деятельности дан в монографии А. К. Уледова [307]. Автор совершенно справедливо считает недостаточным традиционное связывание духовной деятельности лишь с про­изводством сознания, подчеркивая, что в духовной деятельно­сти следует различать две стороны: духовно-теоретическую и духовно-практическую. Причем, в отличие от М. С. Кветного [144], употребляющего .понятие духовно-теоретической деятельности лишь в контексте мысленного преобразования, А. К. Уледов считает возможным и преобразование практичес­кое, например, в процессе формирования личности в условиях обучения и воспитания. Духовно-практическими являются научная, идеологичес­кая, художественная деятельность. Духовно-практическая и

Психологические особенности музыкальной деятельности_______55_

духовно-теоретическая деятельность составляют единый тип социальной деятельности — духовную. Если в ходе духовно-теоретической деятельности лишь вырабатываются идеи, представления, оценки, в ходе духовно-практической деятель­ности они внедряются в сознание людей, становятся достоянием их мировоззрения. «В первом случае продуктом деятельности является идеаль­ное в чистом виде как духовный потенциал общества, его ду­ховные ценности, а во втором — продуктом выступают те же духовные ценности, но усвоенные людьми, ставшие их достоя­нием. Таким образом, результат духовно-практической дея­тельности заключается в изменении не просто сознания, но и его субъектов» [307, с. 68]. В художественной деятельности, подчеркивает автор, духовно-теоретические и духовно-практические стороны органически слиты.