рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Выдержки из проблемных психологических характеристик испытуемых

Выдержки из проблемных психологических характеристик испытуемых - раздел Психология, Бочкарёв Л. Л. Психология музыкальной деятельности Испытуемый Т. В. 23 Года, Студент Iii Курса Мгк (Спе­циальность — Фортепиано)...

Испытуемый Т. В. 23 года, студент III курса МГК (спе­циальность — фортепиано). Начал обучаться музыке под руководством отца — препо­давателя ДМШ в г. Саратове. После окончания фортепианного отделения музыкального училища (с отличием) поступил в МГК. По мнению профессора по специальности, Т. В. обладает хо­рошими музыкально-исполнительскими способностями. Пре­обладающие оценки по специальности и музыкально-теорети­ческим дисциплинам за время обучения в консерватории — «хорошо» и «отлично». Сам Т. В., несмотря на высокую самооценку своих возмож­ностей и уровня достижений, считает свои «артистические дан­ные недостаточными» в силу невысокой «скорости продвиже­ния в исполнительстве», последнее, по предположению Т. В., обусловлено отсутствием, либо «инволюцией» способностей к общению. Направленность личности Т. В. можно охарактеризовать как лично-деловую (с сопутствующим деловым мотивом): он сам отмечает, что всегда был лидером, с 1 класса школы, но «всегда ли была польза от моего лидерства, дело никогда не страдало от этого». По «жизненным показателям» проявления свойств нервной системы — «сильный», «неуравновешенный», «подвижный»: 1 Измерялись психофизиологические показатели: пульс, тремор, электрическое сопротивление кожи и др., характеризующие реак­тивность и возбудимость, динамика изменения которых сопоставля­лась с психологическими характеристиками: с данными самоотчетов, личностных о Пресняков, анкет, биографических сведений. Учитыва­лись уровень успешности выступлений, мастерства, опыт концертной деятельности и участия в конкурсах, индивидуально-типологические особенности нервной системы испытуемых.

Музыкально-исполнительская деятельность____________293 сохраняет высокую работоспособность и продуктивность в те­чение длительных занятий на фортепиано, динамика деятель­ности и настроения неравномерна, в них присутствуют перио­дические спады, подъемы (даже в течение одного урока); спо­собен быстро переходить от одного вида деятельности к другому, считает своим исполнительским стилем «виртуозно-темпераментный» [302]. Профессор по специальности также отмечает склонность Т. В. к исполнению произведений вирту­озного характера и отсутствие увлеченности кантиленными и лирическими вещами. Отмеченная выше «неспособность к общению» проявляется как на эстраде, так и в жизненных ситуациях. Т. В. не пом­нит, какая «необщительность» появилась раньше — жизнен­ная или эстрадная, но с убеждением замечает, что неблаго­приятная обстановка в классе по специальности (в музыкаль­ном училище) способствовала формированию необщительности как свойства личности, в том числе — его проявлению на эст­раде. Характерной особенностью «необщительности» Т. В. яв­ляется переживание дискомфорта в малых группах: при об­щении в небольшом кругу людей, в классе, при исполнении музыки в «камерных» залах. По мнению педагога и по дан­ным наших наблюдений, Т. В. очень культурен, интеллиген­тен и артистичен, эти качества проявляются при выступлении перед большой аудиторией (с лекцией, концертом), и несколь­ко завуалированы при общении в малых группах: при разго­воре делает много лишних, «компенсирующих» свободу обще­ния движений; при исполнении музыки в классе чувствует себя скованно, особенно в присутствии посторонних, легко краснеет. Последнее стало для Т. В. очень травмирующим фактором, что побудило его записаться в группу занимающих­ся ПРТ. Т. В. — человек с очень тонкой психической органи­зацией и большой внушаемостью, выработал устойчивый пси­хогенный рефлекс 2-го или 3-го порядка: «могу покраснеть, говоря о нечестности оттого, что собеседник может «обнару­жить» эту нечестность у меня; при разговоре с женщиной от­того, что она может почувствовать интерес к ней, хотя его нет на самом деле» (аналогичные симптомы описаны многими ав­торами) [113, с. 230]. Фобия покраснения является одной из причин высокого уровня предконцертной (Т=20) и общей (Т=38) тревоги, значительных энергетических трат (Ир=39) в условиях публичных выступлений и быстрого утомления ис­пытуемого («иногда после концерта чувствую себя словно

^94 ____________Бочкарев А. Л. держал сорок минут штангу на весу»). Фобия покраснения способствовала также возникновению ситуативного психичес­кого состояния тревоги, непоказательного для личности испы­туемого. Особенно травмирующим обстоятельством для Т. В. в учи­лище являлось безразличное отношение педагога по специаль­ности к его состоянию на уроке. Профессор по специальности в консерватории также «не замечал» неблагоприятные психи­ческие состояния Т. В. в обстановке коллективных уроков, которые, по признанию Т. В., способствовали не адаптации к эстраде, а формированию «антиэстрадной» черты личности — необщительности. Первый концертом, который, по мнению Т. В., «возвратил к прежнему творческому эстрадному самочувствию», был классный вечер профессора в Малом зале консерватории, пер­вое отделение которого проходило при свечах. Исполнялась музыка И. С. Баха, Т. В. играл Органную прелюдию и фугу Ре мажор в обработке Ф. Бузони, его выступление было высоко оценено преподавателями и студентами. Сам Т. В. отмечает: «Такого ощущения я давно не испытывал. Была огромная радость, скорее радость не от игры, а из-за освобождения от всей внешней «неконцертности», робости, неэффектности, так не связанных с моей личностью и так долго мешавших мне по-настоящему показать музыку в соответствии с возможно­стями. На этом концерте словно проявили негатив моей арти­стической натуры... я забыл о покраснении, о своей внешно­сти, и был весь во власти музыки; возможно, свечи способст­вовали этому». После вышеописанного успешного выступления Т. В. во­зобновил работу в театре-студии при МГУ, которую вынужден был оставить «по причине неуверенности в себе». Для «закрепления» оптимального психического состояния, сопутствовавшего Т. В. на этом концерте, он организовал в театре-студии вечер при свете театрального канделябра. Т. В. весь вечер аккомпанировал артистам и, по мнению студентов, «был в ударе». После ряда успешных выступлений в «новой концертной форме» Т. В. отмечает повышение чувства профессиональной ответственности: «Словно что-то изменилось в моей личности, появился настоящий интерес к исполнительской деятельности, личные стремления отошли на второй план. Если раньше про­фессиональный кругозор в значительной мере был ограничен

Музыкально-исполнительская деятельность____________295 рамками личных достижений, — теперь, благодаря «чувству свободы» на эстраде, я с легкостью углубился в профессио­нальную работу, надеясь стать исполнителем. Кроме того осоз­нал узость личных устремлений». Есть основания предполагать перестройку направленности личности Т. В., в структуре которой стали доминировать дело­вые мотивы с сопутствующими личными и общественными (об этом свидетельствуют данные наблюдений преподавателя по специальности и наши собственные). Можно также говорить в данном случае о временной (ситуативной) направленности лич­ности (по П. М. Якобсону) — лично-деловой с сопутствующим деловым мотивом и трансформации ее в деловую с сопутствую­щими личными и общественными мотивами. Такая перестройка мотивационной сферы (по данным наших наблюдений и по са­мооценке испытуемого) стала возможна благодаря значительно­му улучшению психического состояния в условиях публичного выступления, с другой стороны, в дальнейшем способствовала оптимизации творческого эстрадного самочувствия. Использование методов психорегцляции Т. В. занимался под нашим руководством психорегулирую-щей тренировкой ПРТ в группе в течение полугода, затем, овладев общим курсом психорегулирующей тренировки, стал использовать ее самостоятельно до начала уроков по специ­альности и перед концертами. До составления индивидуальной программы занятий ПРТ с Т. В. был проведен ряд психотерапевтических бесед о причи­нах возникновения, механизмах фобии покраснения и воз­можности ее устранения. Профессор консерватории был озна­комлен с психограммой Т. В. и по нашей просьбе в течение некоторого времени не проводил с ним коллективных уроков в камерных условиях для растормаживания сформировавшейся отрицательной доминанты. Т. В. стал чаще играть в больших залах и лишь после того, как было «забыто» отрицательное психическое состояние, которое он испытывал до формирую­щего обучения, выступил с сольным концертом перед малой аудиторией (в Белом зале консерватории). Формулы ПРТ (особенно группы формул релаксации) ис­пользовались Т. В. и в общении с людьми. Т. В. отметил появ­ление большей свободы, уверенности в общении «на фоне лег­кой расслабленности» после 5 месяцев занятий ПРТ, а также «ослабление» фобии и покраснения.

296_______________________Бочкарев Л. А. Т. В. использовал сокращенный вариант ПРТ в условиях публичных выступлений. Поскольку преобладающими для Т. В. перед концертами были состояния сильного предкон-цертного возбуждения, при завершении успокаивающего заня­тия ПРТ Т. В. задерживал уровень бодрствования (вариант «успокоение»). На этапе обучения и на этапе совершенствова­ния. Т. В. отмечает положительный эффект применения ПРТ в условиях публичных выступлений: «Тренировка перед кон­цертом способствует, во-первых, снижению «эстрадного волне­ния», во-вторых, после сосредоточения внимания на своем теле легко «перенести» (переключить — курсив наш. — Л. Б.) это направленное внимание на музыкальное произведение, на предстоящую деятельность. Тренировка двигательных пред­ставлений, выработка ощущений тепла, тяжести во время со­стояния релаксации способствуют совершенствованию необхо­димых музыканту-исполнителю способностей дифференциро­ванного восприятия и контроля своего игрового аппарата во время исполнения. Мне лично тренировка помогает главным образом быть уверенным в себе, чувствовать себя свободно в общении». Испытуемый Ю. Л. 21 год. студент II к. Российской Ака­демии музыки им. Гнесиных (специальность — тромбон). Игре на тромбоне учился в самодеятельности, после окон­чания средней школы поступил в музыкальное училище г. Калуги. При поступлении были некоторые колебания, преду­беждения: «может здоровья не хватит для игры на тромбоне». Некоторое сомнение в правильности выбора специальности косвенно высказывает и во время обучения в институте. Преподаватель по специальности характеризует его как дис­циплинированного, старательного студента, очень чувствитель­ного человека к жизненным воздействиям и менее «чувстви­тельного» к музыке. «С ним нужно обращаться ласково, требо­вать не очень активно. У этого человека повышенный порог чувствительности: на замечания реагирует болезненно, неудачи переживает долго. Исполнительские способности средние, мало­эмоционален, недостаточно хорошая память, кроме того на пер­вом курсе пришлось исправлять постановку амбушюра, особен­но нижнего регистра, что отрицательно сказалось и на эстрад­ном самочувствии Ю. Л. Общая подготовка невысокая: мало эрудирован, мало начитан; достижения даются с трудом». По­следнее сам Ю. Л. хорошо осознает, объясняя свой недостаточно

Музыкально-исполнительская деятельность___________ 297 высокий уровень культуры пребыванием в деревне (до 17 лет). Это обстоятельство является для него травмирующим фактором и при общении со сверстниками. Друзья его отмечают «попытки вести себя подчеркнуто развязно в общежитии с целью приобре­тения мнимой общительности и интеллигентности». Ю. Л. ин­терпретирует свое поведение и как защитный механизм от не­общительности («хоть в такой форме могу разговаривать»), и как своеобразное средство формирования уверенности («иногда играю роль вожака, руководителя, хотя мне не свойственны организаторские способности, часто избегаю общения с людьми, которые выше меня, чтобы «не провалиться» и не выглядеть серо»). Однако Ю. Л., в отличие от Т. В., испытывает диском­форт при общении в любой обстановке, независимо от аудито­рии и количества присутствующих (то же относится и к кон­цертной деятельности). По данным наших наблюдений, одной из причин неблагоприятных эмоциональных состояний на эст­раде является отсутствие естественности в артистическом пове­дении (угловатость движений, неестественные манеры), что, в свою очередь, по нашему предположению, является проявле­нием общего низкого уровня культуры. Ю. Л. обладает зани­женной, неустойчивой самооценкой, неуверен в себе, уровень притязаний адекватен способностям. Неустойчивость самооцен­ки проявляется в частой смене состояний («рабочих» — в клас­се и пред концертных). Неоднократно наблюдался феномен воз­никновения психического стресса от факта успеха, что также обусловлено низкой самооценкой: успешное выступление, от­личная оценка по общеобразовательному предмету становятся для него неожиданными и сильными раздражителями, вызы­вающими сильное эмоциональное возбуждение и состояние тре­воги в связи с чрезмерной ответственностью за достигнутое, необходимостью удержать завоеванный уровень (часто это со­стояние тревоги отмечается у испытуемого за 1-2 месяца до начала экзаменационной сессии, что он объясняет «боязнью провалиться и потерять стипендию»). Фактором, повышающим чувствительность Ю. Л. к успеху, является его излишняя ори­ентация на оценку его исполнительских достижений педагогом по специальности, товарищами. Есть основания полагать, что Ю. Л. обладает слабым типом нервной системы: быстро устает во время занятий в репетито-рии, требуется много времени для восстановления сил после занятий и концерта, неудачное выступление влияет астенически. Ю. Л. отличается высокой эмоциональной чувствительностью,

298 ________________БочкаревЛ.Л. реактивностью (Ир=35), высоким уровнем тревоги (Т=21). Зам­кнут в себе, ярко выраженный интровертированный тип. Отмеченные индивидуально-типологические особенности влияют и на характер пред концертных реакций. Перед кон­цертами, по данным самоотчетов Ю. Л., «бывают часто неприят­ные ощущения в желудке, подташнивает, трудно дышать, слов­но скованд все тело, особенно губы». Перед концертами преоб­ладающими являются состояния апатии. Во время обучения в музыкальном училище неблагоприят­ным образом сложились отношения с педагогом по специальнос­ти («концертная скованность родилась там, в училище»). «Час­то педагог по специальности не учитывал мои возможности, заставляя исполнять трудные пассажи в то время, когда у меня уже «шумело в голове», хотелось остановиться. Однажды даже, кажется, потерял сознание, пришлось посидеть несколько ми­нут, чтобы прийти в себя — после этого случая он, кажется, стал относиться ко мне более мягко». Неблагоприятные психи­ческие состояния на уроке, «недоброжелательное» отношение педагога, по свидетельству Ю. Л., влияли на особенности пред-концертных состояний и самочувствие во время выступления. Использование методов психооегиляиии Ю. Л. решил заниматься ПРТ с целью оптимизации пси­хического состояния в условиях концерта, устранения излиш­ней возбудимости, неуверенности, а также для овладения приемами релаксации, обеспечивающими восстановление фи­зической и психической работоспособности при занятиях на тромбоне. Ю. Л. овладел полным курсом психорегулирующей трени­ровки в течение трех месяцев, после чего занимался самостоя­тельно два раза в день. Так как преобладающими перед концертами были состоя­ния апатии, Ю. Л. использовал вариант «мобилизация» в за­вершающей части успокаивающего занятия, целью которой было повышение уровня бодрствования. Учитывая важность оптимального функционирования ра­бочего аппарата духовика — амбушюра и дыхательной систе­мы, особенное внимание при разработке индивидуального ва­рианта психорегулирующей тренировки для Ю. Л. было обра­щено на формулы саморегуляции для лица и грудной полости. На этапе обучения формулы успокаивающей части приме­нялись в обычной последовательности, затем испытуемому бы-

Музыкально-исполнительская деятельность____________299 ло предложено (через 2 месяца занятий) после вводной группы формул использовать формулы для релаксации грудной клет­ки и регуляции дыхания, затем формулы для релаксации мышц головы, лица. После овладения полным курсом ПРТ испытуемый самостоятельно предельно сократил число фор­мул, максимально обобщив их; например, группа формул для лица, шеи, грудной полости была представлена в одной фразе: «Мой игровой аппарат свободен, легок, энергичен», после про­изнесения которой испытуемому удавалось мгновенно привес­ти в состояние оптимальной работоспособности всю систему звукообразования. Ю. Л. успешно использовал идеомоторную тренировку в целях устранения неуверенности, «эстрадного волнения», за­благовременно (за 1—2 месяца перед концертом) «проигрывая» с помощью образных представлений (во время занятий ПРТ) неблагоприятные эмоциональные ситуации — поведение перед выступлением, ситуации общения с людьми и др. Особенно эффективным для Ю. Л. было применение прие­мов психорегуляции в целях снятия физического утомления и восстановления работоспособности. Ю. Л. использовал полный вариант ПТР с пролонгацией (продлением) успокаивающего занятия на 10—15 мин. после занятий в репетитории (иногда с последующим засыпанием на стадии обучения), и сокращен­ный вариант ПРТ (также с пролонгацией — после концертов). Занятия ПРТ способствовали развитию эмоционально-регу­лятивных и коммуникативных способностей. По данным наб­людений и самоотчетов, Ю. Л. стал более общительным, уве­ренным, уравновешенным.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Бочкарёв Л. Л. Психология музыкальной деятельности

ПРЕДИСЛОВИЕ... Монография академика Международной Академии ЮНЕСКО доктора психологических... Член корреспондент Российской Академии наук А В Брушлинский...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Выдержки из проблемных психологических характеристик испытуемых

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Культурологический ракурс анализа проблематики
В сфере современной психологии, в системе анализа социодинамики культуры важную роль играют многие дисциплины: социология, история, антропология, искусствознание, языко­знание. Каждая из указанных

История развития музыкальной психологии с позиции комплексного подхода
Появление музыкальной психологии Е. В. Назайкинский [204] связывает с выходом труда немецкого физика и физиолога Г. Гельмгольца «Учение о слуховых ощущениях как физиоло­гическая основа теории музык

Проблема деятельности в российской психологической науке
Проблема деятельности является ключевой проблемой отечес­твенной психологической науки. Ее разработка осуществляет­ся усилиями ведущих ученых и ведущих научных коллекти­вов нашей страны. Психологич

Структура деятельности и механизмы ее психической регуляции
Системный подход к анализу деятельности становится главным орудием современной науки, является путем преодо­ления методологических трудностей в раскрытии психологиче­ской сущности деятельности. Сис

Виды деятельности
Важной задачей психологической теории деятельности является систематизация и классификация видов человеческой деятель­ности. А. Н. Леонтьев предлагает, например, классифицировать 54_______

Художественная деятельность
Художественная деятельность является разновидностью духов­ной деятельности, в которой социально-опосредованные субъектно-объектные отношения преобразуются в личностно-индивидуальные установки творц

Музыкальная деятельность
Музыкальное искусство занимает особое место среди дру­гих искусств прежде всего благодаря необычности, уникально­сти, высокой степени обобщенности своего языка. Если художественные средства других

Восприятие музыки как процесс
Музыкально-слуховая деятельность осуществляется на двух уровнях — перцептивном, связанном с восприятием музыки и на апперцептивном, связанном с ее представлением. Лишь многократное восприятие музык

Ощущение музыкального звука
Ощущение и восприятие — два неразрывно связанных процес­са. В музыкально-педагогической литературе эти термины употребляют даже как синонимы: говорят о восприятии одно­го звука или об ощущении гарм

Восприятие мелодии и гармонии
В музыкальной практике человеку очень редко приходится встречаться с одиночными звуками. Закономерности ощуще­ний существенно видоизменяются, когда речь идет о воспри­ятии. В процессе восприятия у

Восприятие времени в музыке
Ритмическая организация, наряду с интонационно-гармоничес­кой составляет важнейший пласт музыкального восприятия. Ритм характеризует организацию музыкального движения во времени и представляет собо

Избирательность и предметность
Музыка является одним из очень информативных искусств, которое может предъявлять человеку огромное количество слуховых стимулов в единицу времени. Лишь некоторая часть музыкальной информации отчетл

Целостность
Целостность и предметность тесно взаимосвязаны друг с дру­гом. Однако если предметность характеризует взаимосвязь между различными элементами внутри образа, целостность выра­жает отношение любого э

Константность
Под константностью понимают способность воспринимать пред­меты и явления как относительно постоянные при меняющихся условиях восприятия. Константно предметы оцениваются лишь в определенных пределах

Адекватность восприятия музыки
Категория «адекватность», на первый взгляд, шире категории «константность»: адекватность есть соответствие, эквивалент­ность образа воспринимаемому объекту, константность же, как отмечалось выше, е

Сложность музыкального языка
Понятие «сложность» психологи расчленяют на две категории: сложность как объективная характеристика самого музыкаль­ного материала и трудность как субъективное проявление сложности восприятия для к

Влияние особенностей интерпретации на адекватность восприятия музыки
Сложность музыкального языка всегда опосредована характе­ром интерпретации. История исполнительства знает немало примеров гениального прочтения труднодоступных произведе­ний, которые благодаря тала

Роль эмоциональной экспрессии
Целью экспериментов, проведенных в Киевской консерватории [65], было исследование эффекта влияния внешне выраженных форм эмоциональной экспрессии музыканта-исполнителя на адекватность восприятия сл

Предкоммуникативная установка
При рассмотрении приведенных выше результатов наших экс­периментов акцентировалось внимание на анализе, в основ­ном, внешних факторов. Однако, как отмечалось выше, они тесно связаны с факторами вну

Зависимость восприятия музыки от психических состояний и личностных особенностей слушателей ъ
Установка, будучи отражением готовности человека к восприя­тию и музыкальному переживанию, уже воплощает в себе оп­тимальное для конкретной музыкально-слуховой деятельности психическое состояние. М

Ассоциации и коннотации
Психические состояния слушателей всегда опосредованы лич­ностными особенностями человека, его ассоциациями, про­шлым опытом. С одной стороны, отрицательные психические состояния провоцируют возникн

Жизненные и художественные эмоции в структуре переживания
Благодаря ассоциациям слушатель в процессе переживания испытывает не только так называемые «эстетические» («худо- Музыкально-слуховая деятельность_________________149 жественные»)

Психологические механизмы музыкального переживания
Как отмечалось ранее, значение музыкального сообщения является производным от выразительности музыкального образа, которую слушатель в первую очередь должен почувствовать и пережить. Приведем приме

Социальная обусловленность композиторского творчества
Комплекс психологических проблем, возникающих при изуче­нии композиторского творчества так сложен и многообразен, что, бесспорно, не может быть освещен в рамках одной главы. Вопросам психологии ком

Стадиальность творческого процесса композитора
Обратимся в первую очередь к высказываниям самих компо­зиторов. Неоценимое значение для музыкальной психологии пред­ставляет анализ собственного творческого процесса, данный П. И. Чайковским. Позво

Мышление и воображение в композиторском творчестве
Мышление является главнейшей детерминантой и операцио­нальной составляющей способа реализации программы дея­тельности. Как отмечалось в предыдущем разделе, уже на са­мых ранних стадиях творчества в

Анализ и синтез как механизм открытия и создания нового
Исследуя проблемы преемственности и новаторства в мышле­нии, психологи различают «открытие нового», то есть познание объективно существующих закономерностей, скрытых, неиз­вестных ученым временно и

Роль образного обобщения и пелагических компонентов мышления
Однако «анализ через синтез» — не единственный механизм творческой деятельности композитора. Второй важнейший механизм композиторского творчества, как и художественного творчества в целом — образно

Воображение
Характеризуя структуру пригодности к творческой деятельно­сти, 90% опрошенных нами композиторов назвали воображе­ние главнейшим показателем одаренности. Приведем опубликованную за рубежом подборку

Переживания и творческие состояния в деятельности композитора
Как отмечалось во второй главе, переживания, как и психичес­кие состояния, будучи генетической характеристикой психи­ческой деятельности, в целостном виде выражают динамику психической жизни челове

Эмпатия
Важнейшим механизмом переживаний является эмпатия, ко­торая помогает творцу ярче прочувствовать, пережить вообра- Композиторское творчество______________________203 жаемые «я». Чем выше ст

Творческое вдохновение
В состоянии творческого вдохновения, связанном с усиленной потребностью в творческом самовыражении, энергетичность деятельности повышена, переживания протекают очень дина­мично. Состояние творческо

Относительная самостоятельность творческой деятельности исполнителя
Процесс исполнительского творчества представляет собой не только акт воплощения композиторского замысла, но и созда­ния собственной исполнительской трактовки. Мера относительной самостоятельности т

Психологические особенности процесса работы музыканта-исполнителя
Большинство исполнителей подразделяет свою работу на три этапа: 1) этап ознакомления с музыкальным произведением, стадия формирования исполнительского замысла; 2) этап во­площения исполнительского

Роль мотивации в исполнительской деятельности
Очень важно первое звено — формирование мотивации, отноше­ний, установок музыканта: именно мотивационно-потребностная сфера служит могучим психологическим механизмом деятель­ности. Несмотря на мног

Образ музыкального произведения и особенности его воплощения в связи с профессиональными типологическими различиями музыкантов-исполнителей
Музыкант-исполнитель должен воссоздать по нотной записи образ музыкального произведения и воплотить его в конкрет­ном звучании. Нотная запись часто представляет собой редак- 224___________

Стадия рождения прообраза
Рассмотрим подробнее творческий процесс формирования об­раза музыкального произведения. Несмотря на огромнейшее разнообразие форм и видов ис­полнительской деятельности всем им присущи некоторые об­

Стадия исполнения замысла
На второй стадии — исполнения — происходит реализация замыс­ла, прообраз получает воплощение в исполнительских средствах. Исполнитель приступает в работе на инструменте, дири­жер — к работе с оркес

Эмпатия и образное перевоплощение
Огромное значение на этапе исполнителя замысла принад­лежит перевоплощению, эмпатии, механизмы которых описа­ны во второй главе. И режиссер, и дирижер еще в процессе формирования за­мысла идентифиц

Внемузыкальные ассоциации
Г. Г. Нейгауз, говоря о работе над музыкальным произведе­нием, отмечает: «...иногда совершенно непроизвольно возника­ют самые странные ассоциации, очень малооправданные... Це­лый мир каких-то ассоц

Предкониертый период
Предконцертный период вызывающий у многих исполнителей ранние предстартовые эмоциональные состояния, как справедли­во отмечает С. Савшинский, «может наступить с момента появле­ния афиши, извещающей

Особенности психических состояний музыкантов-исполнителей на эстраде
Как отмечают многие авторы [35, 14, 149, 269, 344], исполне­ние на эстраде становится «доминантной деятельностью, кото­рая подавляет все прочие возбуждения, в том числе и вызы­вающие эстрадное волн

Общение с публикой
Психическое состояние музыканта-исполнителя на эстраде, его сиюминутное отношение к музыке и к самому процессу испол­нения во многом определяется особенностями взаимодействия с публикой, для которо

Проблема «эстрадного волнения» и вопросы психологической подготовки к концерту
Проблему «эстрадного волнения» не обходит ни один исследо­ватель в области музыкальной педагогики, психологии, част­ных методик обучение пению и игре на инструментах. Дейст­вительно, это проблема я

Направленность личности и ее влияние на психические состояния
В методической литературе описано два типа волнения: «вол­нение — подъем» и «волнение — паника», «волнение в обра­зе» и «волнение вне образа» [280, 288, 350]. В первом случае исполнитель взволнован

Психические состояния в связи с характерологическими особенностями и способностями
Огромное влияние на психическое состояние оказывают харак­терологические особенности и способности, которые тесно взаи­мосвязаны в структуре личности [14, 68, 149, 250, 269, 344]1. В «яд

Роль типологических особенностей нервной системы
Вышеизложенные различия между исполнителями в связи с уровнем развития коммуникативных способностей, характером тревожности, бесспорно, обусловлены не только особенностями личности, но и индивидуал

Регуляция психических состояний музыкантов-исполнителей
Современная прикладная психология располагает широким арсеналом средств регуляции неблагоприятных психических состояний человека, психологической подготовки к деятельности. Психологическая подготов

Дифференциально-психологическая диагностика
Успешная психолого-педагогическая работа по формирова­нию и развитию личности и способностей предполагает хо­рошее знание и понимание индивидуально-психологических особенностей человека. «Если педа

Психологические профили участников Международного конкурса им. П. И. Чайковского
Испытуемый А. К.. лауреат IV Международного конкурса им. П. И. Чайковского (специальность — скрипка). 1. Биографические сведения А. К. родился в 1946 году в Москве, в семье музыкантов. Учился в ЦМШ

L1. Установка
Одно из важнейших условий заучивания и запоминания — правильно организованный процесс восприятия учебного ма­териала. Человек не может воспринимать и одновременно реа­гировать на множество раздражи

Мотивация
Вот почему психологи придают особое значение факторам личностным: мотивации, потребностям, детерминирующим учение. И восприятие, и внимание, и установка стимулируют­ся мотивацией учащегося, его нап

Влияние особенностей музыкального материала на характер заучивания
На эффективность заучивания влияют не только внутрен­ние, но и внешние факторы, связанные со свойствами самого материала: его содержанием, сложностью, значимостью для учащегося. Одна из ведущих хар

Сложность учебного материала
Существенное свойство учебного материала — его слож­ность для восприятия и осмысления. Эта категория анализи­ровалась в главе второй на материале восприятия музыки. Однако сложность одного и того ж

Значимость
Следующее свойство учебного материала — его значимость, важность для ученика. Значимость может быть художествен­ной, познавательной, методической, эстетической, эмоциональ­ной и т. д. Псих

Гностическая деятельность ученика и организации заучивания
Многочисленные исследования методистов и психологов свидетельствуют о том, что для эффективности осмысленного усвоения учебного материала учащийся должен осуществить особую гностическую (познавател

Психологическая характеристика методов обучения
Различают репродуктивные (традиционные) методы и ме­тоды развивающего обучения. Развивающее обучение способствует умственному разви­тию, формированию учебной деятельности, усвоению знаний, умений,н

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В монографии дан обзор основных проблем музыкальной психологии сквозь призму анализа психологических законо­мерностей различных видов музыкальной деятельности. Музыкальная психология — сравнительно

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги