рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Психологические профили участников Международного конкурса им. П. И. Чайковского

Психологические профили участников Международного конкурса им. П. И. Чайковского - раздел Психология, Бочкарёв Л. Л. Психология музыкальной деятельности Испытуемый А. К.. Лауреат Iv Международного Конкурса Им. П. И. Чайковского (С...

Испытуемый А. К.. лауреат IV Международного конкурса им. П. И. Чайковского (специальность — скрипка). 1. Биографические сведения А. К. родился в 1946 году в Москве, в семье музыкантов. Учился в ЦМШ, МКГ. В 1971 году окончил аспирантуру. А. К. — лауреат Международных конкурсов скрипачей в Генуе (1965 г. — II премия), Монреале (1966 — IV премия), в Париже (1967 г. — II премия, 1971 г. — II премия).

300_____________________________Бочкарев А. Л. 2. Данные самоотчета В программу А. К. включил большинство обыгранных произведений из своего концертного и конкурсного репертуа­ра. Ко всем турам конкурса скрипач был подготовлен в равной степени. Самооценка уровня подготовки 23 балла, самооценка успешности выступления — 22 балла (I тур), 24 балла (II тур), 23 балла (III тур). Самым волнующим был для А. К. концерт I тура,, «когда ощущалось еще «следовое волнение» после Всесоюзного кон­курса. Наиболее успешно он выступил во втором туре, на III туре ему хотелось показать себя лучше. Решение жюри о при­суждении четвертой премии считает несправедливым, из-за чего выразил нежелание в дальнейшем «отстаивать свое право на первую премию в других конкурсах». В качестве условий, положительно влияющих на эмоцио­нальное состояние во время конкурса, А.К. выделяет высокий уровень подготовки, опыт участия в конкурсах, обыгранность программы, опыт выступления с симфоническим оркестром. Одним из самых эмоциогенных факторов на конкурсе считает жеребьевку. Относится к конкурсам отрицательно. 3. Данные наблюдений и оценка педагога А. К. очень общительный, подвижный, типичный сангвиник. За месяц до конкурса чувствовал себя бодро и уверенно, наблю­далось приподнятое настроение. Занимался 3-4 часа в день, считая эти занятия отдыхом от предшествующей подготовки. Значительную часть времени проводил на спортплощадке. Перед концертами несколько оживлен, находится в твор­ческом, приподнятом настроении, позволяет друзьям из кон­серватории присутствовать до последнего момента в артисти­ческой. Усиливается потребность контактов с окружающими: так, до концерта II тура играл с последующим участником концерта пьесы, не включенные в программу. Заметное воз­буждение наблюдалось до жеребьевки, результаты которой не удовлетворили А. К. 1 Испытуемым предлагалось оценить уровень подготовки — УП (перед концертом) и уровень успешности выступления — УУ (после концерта) по 25-балльной шкале, используемой членами жюри кон­курса. Самооценка реализации возможностей определялась по фор­муле РВ=УУ-УП.

Музыкально-исполнительская деятельность___,_________301 В перерывах между турами активно интересовался оцен­ками всех участников конкурса, прогнозировал возможность получения первой или второй премии, несколько раз посетил пресс-центр с целью выяснения возможности перевода ряда рецензий о его зарубежных гастролях для пресс-бюллетеня. После объявления результатов конкурса был необычно воз­бужден, расстроен из-за кажущейся, по его мнению, неспра­ведливости к нему со стороны жюри. Профессор Л. Коган характеризует А. К. как высоко ода­ренного профессионала, отличающегося уравновешенностью, «хорошим сбалансированием интеллектуальной и эстрадно-эмоциональной сторон», высоким уровнем самоконтроля («У него сочетается способность слышать себя на эстраде с уме­нием добавить в исполняемое необходимую долю темпера­мента, эмоций»). Проф. К. отмечает также, что «конкурсома-ния» стала в последнее время болезнью А. К.: «Еще после конкурса в Генуе поставил себе цель — взять первую пре­мию. Эта мысль не давала ему покоя в течение пяти лет. Постоянно приходилось бороться с ним в этом направлении. Но не выпускать его на конкурсы нельзя — это настоящий «конкурсный боец», сверкающий всеми гранями своего та­ланта». Проф. К. отмечает, что через три месяца после вы­ступления в конкурсе Чайковского, несмотря на выраженное нежелание участвовать в конкурсах, А. К. решил в пятый раз «добиваться права» на первую премию и за короткий срок подготовиться к конкурсу в Париже. 4. Заключение (по данньш исследований и наблюдений} А. К., имея большой концертный и конкурсный опыт, уве­ренно чувствует себя на всех этапах конкурса. Доволен успеш­ностью своих выступлений, считая, однако, возможным более высокую реализацию своих творческих возможностей. По данным опроса, А. К. обладает минимальным уровнем предконцертной тревоги по сравнению с другими участниками конкурса (Т=5) и средним уровнем реактивности (Ир=23), что характерно для представителей «сильного, уравновешенного» типа высшей нервной деятельности. Наибольший уровень эмо­ционального возбуждения наблюдался перед жеребьевкой, пе­ред выступлением в I туре, который был для А. К. «ориенти­ровочным», после чего отмечено снижение активации (по дан­ным психофизиологических исследований), что свидетельствует об адаптации к конкурсной ситуации.

302 __________Бочкарев Л. Л. Состояние легкого («полезного») возбуждения, диагности­руемое с помощью наблюдений и психофизиологических проб, является для А. К. свидетельством высокой тренированности, хорошей «предконцертной формы», наличия высокого уровня регулятивных способностей. Однако ярко выраженная личная мотивация (стремление к получению первой премии) отрица­тельно влияла на успешность выступлений А. К. на конкурсе, ориентация на оценку была отвлекающим раздражителем, травмирующим фактором. Профессионализм и художественная одаренность в сочетании с высоким уровнем развития волевых качеств, отмеченными особенностями эмоциональной сферы, позволяют А. К. успеш­но выступать в ответственных международных конкурсах. Испытуемая С. Ч.. участница Международного конкурса им. П. И.Чайковского (специальность — фортепиано). 1. Биографические сведения С. Ч. родилась в 1952 году в городе Киеве. В 7 лет посту­пила в Специальную музыкальную школу им. Н. В. Лысенко. В 1969 году участвовала во Всесоюзном конкурсе пианистов в Таллине, где была удостоена второй премии. В международном конкурсе принимает участие впервые. 2. Данные самоотчета С. Ч. готовилась к конкурсу два года. В программу были включены вновь почти все произведения II и III тура. Боль­шинство произведений I тура были в учебном репертуаре пиа­нистки, поэтому она считает, что лучше была подготовлена к I туру. Самооценка уровня подготовки — 22 балла (I тур), 21 (II тур), самооценка успешности выступления — 18 (I тур), 16 (II тур), оценка жюри — 18, 13 (II тур). Решением жюри С. Ч. не допущена к участию в III туре. В зале, где проходил конкурс, С. Ч. не выступала ни разу. Считает выступление на I туре самым лучшим в своей исполни­тельской практике. Отмечает особенный творческий подъем пе­ред концертом I тура. Несмотря на неудачу во II туре, пианист­ка довольна в целом своим выступлением на конкурсе, называет конкурс «хорошей концертной школой» и надеется на дальней­шие успешные выступления в музыкальных соревнованиях. Отрицательными эмоциогенными факторами, влиявшими на состояние С. Ч., были: новизна ситуации, характер соревнования,

Музыкально-исполнительская деятельность___________ 303 отсутствие опыта участия в конкурсах, «неудовлетворитель­ные» результаты жеребьевки, недостаточный уровень подго­товки, сложность программы. 3. Данные наблюдений и оценка педагога Испытуемая С. Ч. реактивная, чувствительная, с чертами холерического темперамента, до концерта характеризуется сильной раздражительностью: значительно усилена двигатель­ная активность, нетерпеливо ожидает в артистической своего выхода на сцену, репетирует, используя ноты. Перед концер­том II тура особенно возбуждена: речь ускоренная, усилены процессы вегетативной нервной системы (легко краснеет). Пос­ле концертов долго не может успокоиться, не отвечает на во­просы журналистов из-за утомления. В гостинице также более тревожна по сравнению с другими испытуемыми. После не­удачного выступления во II туре наблюдалось безразличное отношение к конкурсу. Несмотря на возможность остаться до окончания конкурса в Москве, уехала домой. Педагог по специальности характеризует С. Ч. как способ­ную пианистку, «которая может ярко себя проявить на эстра­де, но и ярко «провалиться» в силу эмоциональной неуравно­вешенности, некоторой нетребовательности к себе. С. Ч. очень импульсивна на сцене (меньше в жизни). В первом туре сыг­рала удачно, но я знала, что в конце концов она покажет и свои отрицательные стороны: фальшивые ноты, чрезмерную увлеченность исполняемой музыкой — это было на II туре». 4. Заключение (по данным исследований и наблюдений) С. Ч. — самая юная участница конкурса. Ее интерпрета­ция отличается, по мнению жюри, школьной академичностью, ее техническое дарование сочетается с еще недостаточной ху­дожественной зрелостью, что не позволило ей стать участни­цей третьего тура. Конкурс в целом был отрицательным эмоциогенным фак­тором для С. Ч., из-за новизны ситуации и в то же время по­ложительным — своей торжественностью, праздничностью. С. Ч. отличается низким уровнем психофизиологической реактивности, однако на протяжении всего конкурса у нее на­блюдалось значительно повышенное эмоциональное возбужде­ние, проявлявшееся как в динамике психофизиологических по­казателей, так и в особенностях поведения перед концертами. Отмеченное несоответствие «жизненных» и «пред концертных»

304______________________________Бочкарев Л. Л. проявлений типологических особенностей нервной системы можно объяснить невысоким уровнем развития регулятивных способностей, отсутствием умения управлять своими психиче­скими состояниями, что явилось, на наш взгляд, одной из причин неуспешного выступления С. Ч. на конкурсе. Испытуемый Л. Т. 25 лет. студент IV курса Российской Академии музыки им. Гнесиных (специальность — фортепиано). В 7 лет поступил в детскую музыкальную школу, которую окончил с отличием, после чего был принят на фортепианное отделение музыкального училища г. Черновцы, по окончании которого сдал вступительные экзамены в Российскую Акаде­мию музыки им. Гнесиных. Преобладающие оценки в институте по специальности и музыкально-теоретическим предметам — «хорошо». В структуре направленности личности доминирует ярко выраженный мотив самоутверждения, который появился у Л. Т., по собственному признанию, очень рано, после успеш­ных концертов в школе («тогда я осознал не только возмож­ность больших достижений в исполнительстве, но и потреб­ность стать личностью, занимающей статус, адекватный та­ланту»). Л. Т. постоянно казалось, что окружающие недооце­нивают его способности, и наряду с формировавшимися за­вышенной самооценкой и уровнем притязаний, появилась неуверенность в себе («подсознательный рефлекс тревожно­сти», по выражению Л. Т.). Период обучения в училище характеризует как «время ак­тивной увлеченности музыкой: открылись глаза на глубину искусства, но не потерял надежды стать знаменитостью». На младших курсах института преобладала абсолютно-личная нап­равленность, с которой сочетался аффект неадекватности — не признавал, игнорировал неуспехи по специальности (Л. Т. ино­гда получает «удовлетворительные» оценки на зачетных кон­цертах), относит неуспехи за счет необъективного отношения комиссии, предвзятости педагога, считающего его малоспособ­ным. Переживал эмоционально-отрицательное отношение к кон­цертным ситуациям, обнаруживающим его неуспех, к лицам, недооценивающим его «дарование». Преподаватель по специ­альности отмечает наличие у Л. Т. обычных исполнительских данных и завышенной самооценки («мания величия»). О по­следней свидетельствуют многочисленные высказывания Л. Т., например: «Вы обязательно должны мной заняться серьезно;

Музыкально-исполнительская деятельность____________305 мой талант зарыт..., тренировка, гипноз должны помочь от­крыть его — тогда это гастроли, миллионы, слава». Испытуемый Л. Т. до занятий ПРТ принимал участие в экс­периментах В. Л. Райкова по изучению возможности ускоренного развития способностей в состоянии гипноза [407], обладает третей степенью 3-ей стадии гипнотического состояния: молниеносность гипноза, легкое вызывание внушением положительных и отрица­тельных галлюцинаций всех типов при открытых глазах, реали­зация их постгипнотически, полная амнезия после пробуждения (по классификации Е. С. Каткова [230]. Сеансы гипнотического внушения благоприятным образом сказывалось на психическом состоянии Л. Т. в условиях публичных выступлений. После 10 сеансов гипнотического внушения Л. Т. отмечал полное исчезно­вение предконцертного волнения и «обострение музыкально-сот-ворческих качеств: пальцы стали «мелосоичными», словно «про­растая» в клавиши, во мне все пело, я полностью погружался в музыку, появилась огромная концентрация воли, стал невоспри­имчив к внешним событиям, шуму в общежитии, полностью ис­чез рефлекс тревожности. Утром вставал с хорошим чувством, хотя спал по 5 часов в сутки и работал, как каменщик, глубокое состояние сосредоточенности, концентрации, обостренности слуха сохранялись на протяжении длительных занятий дома и на уро­ке. Острое понимание (в том числе и «пальцами») ощущения гармонии, формы давались без труда, стал без помарок, с легкос­тью читать с листа. Эйфорическое состояние продолжалось в те­чение 5 месяцев. Слушая пластинки, глубоко уходил в себя, улавливая малейшие неточности Караяна, Тосканини. Однако из-за методической неосведомленности в проблемах саморегуляции часто занимался релаксацией слишком интенсивно, до появления неприятных ощущений тяжести в голове». Успехи в музыкальном исполнительстве, улучшение психи­ческих состояний в связи с гипнотическими внушениями спо­собствовали повышению уровня притязаний и самооценки; так, Л. Т. взял академический отпуск на год с целью подготовки к конкурсу им. П. И. Чайковского, считая «недостаточным про­фессиональный уровень преподавателя по специальности» (в учебной части института Л. Т. мотивировал уход в отпуск бо­лезнью). Был не допущен к участию во втором туре конкурса. Преподаватель по специальности не был информирован об участии Л. Т. в экспериментах по гипнозу и воспринял «вспышки притязаний» как необоснованные и даже патологи­ческие, после чего Л. Т. перешел в класс другого педагога.

306_____________________________Бочкарев А. Л. В результате систематической воспитательной работы ново­го педагога по формированию деловой направленности Л. Т. стал более адекватно оценивать свои способности и возможно­сти, ориентироваться больше на профессиональные достиже­ния при работе над произведениями, чем на личный успех. Мы предположили: ярко выраженное усиление личной на­правленности («конкурсомания») в вышеописанном периоде у Л. Т. были проявлением ситуативной мотивации на фоне ранее сформированных эгоцентрических устремлений личности. Использование методов психорегиляции Л. Т. овладел курсом аутогенной тренировки под руковод­ством консультанта в г. Черновцы в течение четырех месяцев. После возвращения из академического отпуска занимался пси-хорегулирующей тренировкой под нашим наблюдением еже­дневно (с использованием магнитофона) в течение семи месяцев. Л. Т. занимался ПРТ с большим желанием. Одной из глав­ных задач, решаемых им с помощью ПРТ, было совершенст­вование слуходвигательных представлений, внимания и дру­гих психических функций (в условиях публичных выступле­ний Л. Т. не использовал ПРТ). Л. Т. успешно применял идеомоторную тренировку в бодр­ствующем состоянии, но особенно эффективно использовал об­разные представления в состоянии релаксации. После заверше­ния успокаивающих формул в состоянии аутогенетического пог­ружения Л. Т. мгновенно создавал себе определенный эмоцио­нальный фон в соответствии с характером музыки и мысленно исполнял на инструменте музыкальное произведение, добиваясь художественно-совершенной интерпретации. Особенно положи­тельным, по мнению Л. Т., было представление движений, ха­рактера туше: после окончания сеанса идеомоторной трениров­ки Л. Т. добивался реализации на инструменте тех приемов, над которыми он работал в состоянии релаксации, и всегда отмечал появляющуюся после занятий ПРТ «мышечную легкость», бег­лость, естественность, свободу в исполнении. Л. Т. использовал постоянно «микротренинг» (сокращен­ный вариант ПРТ) в процессе работы над музыкальными про­изведениями, решая частные профессиональные задачи. Однажды, например, Л. Т. в течение 3 сеансов «работал» мысленно над первыми тремя проведениями темы в «Гимне любви» Ф. Листа (из цикла «Поэтические гармонии»), пред­ставляя вариативность разнотембрового и «разноцветного» ис-

Музыкально-исполнигельская деятельность____________307 полнения фрагментов. После работы над «тембровым восприя­тием» собственного исполнения Л. Т. удалось блестяще испол­нить на фортепиано пьесу Листа в «симфоническом звучании». Л. Т. часто использовал ПРТ для восстановления работос­пособности после интенсивных занятий на фортепиано, для снятия физического и психического утомления, реже — для регуляции психических состояний в условиях публичных вы­ступлений. По просьбе Л. Т. мы проводили сеансы «гипноза-отдыха»1 с пролонгацией в целях снятия психического утомления. Во время экспериментальных сеансов гипноза мы моделировали деятельность в условиях публичного выступления, вызывая положительные «творческие» эмоции, имитируя успешные вы­ступления в ответственных концертах, иногда, напротив, эст­радное волнение, добиваясь оптимизации психического состоя­ния с помощью прямого внушения или предлагая испытуемо­му использовать приемы ПРТ в гипнотическом состоянии. Гипнотические сеансы мы успешно использовали также и для «исправления» отрицательной мотивации и в целях фор­мирования адекватной самооценки у Л. Т. Методы психорегуляции успешно используются во многих музыкальных учебных заведениях стран СНГ, в том числе в Астраханской, Ереванской, Казанской, Киевской, Одесской консерваториях, Санкт-Петербургском Институте театра, му­зыки и кинематографии. В созданных на их базе психологических консультацион­ных пунктах не только оказывается помощь студентам в регу­ляции неблагоприятных психических состояний и развитии способностей, но и успешно решаются задачи оптимизации про­цесса обучения. При психологически правильной организации учебной дея­тельности вероятность появления неблагоприятных психических состояний и необходимость их регуляции во много раз умень­шается. Именно поэтому заключительный раздел книги по­священ психологическим аспектам управления процессом му­зыкального обучения. ' Некоторые сеансы были проведены в лаборатории психологии эмоций факультета психологии МГУ во время серии экспериментов А. Н. Леонтьева и О. В. Овчинниковой по изучению личности с по­мощью гипноза при участии врача-психиатра Н. Г. Иткина [220].

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Бочкарёв Л. Л. Психология музыкальной деятельности

ПРЕДИСЛОВИЕ... Монография академика Международной Академии ЮНЕСКО доктора психологических... Член корреспондент Российской Академии наук А В Брушлинский...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Психологические профили участников Международного конкурса им. П. И. Чайковского

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Культурологический ракурс анализа проблематики
В сфере современной психологии, в системе анализа социодинамики культуры важную роль играют многие дисциплины: социология, история, антропология, искусствознание, языко­знание. Каждая из указанных

История развития музыкальной психологии с позиции комплексного подхода
Появление музыкальной психологии Е. В. Назайкинский [204] связывает с выходом труда немецкого физика и физиолога Г. Гельмгольца «Учение о слуховых ощущениях как физиоло­гическая основа теории музык

Проблема деятельности в российской психологической науке
Проблема деятельности является ключевой проблемой отечес­твенной психологической науки. Ее разработка осуществляет­ся усилиями ведущих ученых и ведущих научных коллекти­вов нашей страны. Психологич

Структура деятельности и механизмы ее психической регуляции
Системный подход к анализу деятельности становится главным орудием современной науки, является путем преодо­ления методологических трудностей в раскрытии психологиче­ской сущности деятельности. Сис

Виды деятельности
Важной задачей психологической теории деятельности является систематизация и классификация видов человеческой деятель­ности. А. Н. Леонтьев предлагает, например, классифицировать 54_______

Художественная деятельность
Художественная деятельность является разновидностью духов­ной деятельности, в которой социально-опосредованные субъектно-объектные отношения преобразуются в личностно-индивидуальные установки творц

Музыкальная деятельность
Музыкальное искусство занимает особое место среди дру­гих искусств прежде всего благодаря необычности, уникально­сти, высокой степени обобщенности своего языка. Если художественные средства других

Восприятие музыки как процесс
Музыкально-слуховая деятельность осуществляется на двух уровнях — перцептивном, связанном с восприятием музыки и на апперцептивном, связанном с ее представлением. Лишь многократное восприятие музык

Ощущение музыкального звука
Ощущение и восприятие — два неразрывно связанных процес­са. В музыкально-педагогической литературе эти термины употребляют даже как синонимы: говорят о восприятии одно­го звука или об ощущении гарм

Восприятие мелодии и гармонии
В музыкальной практике человеку очень редко приходится встречаться с одиночными звуками. Закономерности ощуще­ний существенно видоизменяются, когда речь идет о воспри­ятии. В процессе восприятия у

Восприятие времени в музыке
Ритмическая организация, наряду с интонационно-гармоничес­кой составляет важнейший пласт музыкального восприятия. Ритм характеризует организацию музыкального движения во времени и представляет собо

Избирательность и предметность
Музыка является одним из очень информативных искусств, которое может предъявлять человеку огромное количество слуховых стимулов в единицу времени. Лишь некоторая часть музыкальной информации отчетл

Целостность
Целостность и предметность тесно взаимосвязаны друг с дру­гом. Однако если предметность характеризует взаимосвязь между различными элементами внутри образа, целостность выра­жает отношение любого э

Константность
Под константностью понимают способность воспринимать пред­меты и явления как относительно постоянные при меняющихся условиях восприятия. Константно предметы оцениваются лишь в определенных пределах

Адекватность восприятия музыки
Категория «адекватность», на первый взгляд, шире категории «константность»: адекватность есть соответствие, эквивалент­ность образа воспринимаемому объекту, константность же, как отмечалось выше, е

Сложность музыкального языка
Понятие «сложность» психологи расчленяют на две категории: сложность как объективная характеристика самого музыкаль­ного материала и трудность как субъективное проявление сложности восприятия для к

Влияние особенностей интерпретации на адекватность восприятия музыки
Сложность музыкального языка всегда опосредована характе­ром интерпретации. История исполнительства знает немало примеров гениального прочтения труднодоступных произведе­ний, которые благодаря тала

Роль эмоциональной экспрессии
Целью экспериментов, проведенных в Киевской консерватории [65], было исследование эффекта влияния внешне выраженных форм эмоциональной экспрессии музыканта-исполнителя на адекватность восприятия сл

Предкоммуникативная установка
При рассмотрении приведенных выше результатов наших экс­периментов акцентировалось внимание на анализе, в основ­ном, внешних факторов. Однако, как отмечалось выше, они тесно связаны с факторами вну

Зависимость восприятия музыки от психических состояний и личностных особенностей слушателей ъ
Установка, будучи отражением готовности человека к восприя­тию и музыкальному переживанию, уже воплощает в себе оп­тимальное для конкретной музыкально-слуховой деятельности психическое состояние. М

Ассоциации и коннотации
Психические состояния слушателей всегда опосредованы лич­ностными особенностями человека, его ассоциациями, про­шлым опытом. С одной стороны, отрицательные психические состояния провоцируют возникн

Жизненные и художественные эмоции в структуре переживания
Благодаря ассоциациям слушатель в процессе переживания испытывает не только так называемые «эстетические» («худо- Музыкально-слуховая деятельность_________________149 жественные»)

Психологические механизмы музыкального переживания
Как отмечалось ранее, значение музыкального сообщения является производным от выразительности музыкального образа, которую слушатель в первую очередь должен почувствовать и пережить. Приведем приме

Социальная обусловленность композиторского творчества
Комплекс психологических проблем, возникающих при изуче­нии композиторского творчества так сложен и многообразен, что, бесспорно, не может быть освещен в рамках одной главы. Вопросам психологии ком

Стадиальность творческого процесса композитора
Обратимся в первую очередь к высказываниям самих компо­зиторов. Неоценимое значение для музыкальной психологии пред­ставляет анализ собственного творческого процесса, данный П. И. Чайковским. Позво

Мышление и воображение в композиторском творчестве
Мышление является главнейшей детерминантой и операцио­нальной составляющей способа реализации программы дея­тельности. Как отмечалось в предыдущем разделе, уже на са­мых ранних стадиях творчества в

Анализ и синтез как механизм открытия и создания нового
Исследуя проблемы преемственности и новаторства в мышле­нии, психологи различают «открытие нового», то есть познание объективно существующих закономерностей, скрытых, неиз­вестных ученым временно и

Роль образного обобщения и пелагических компонентов мышления
Однако «анализ через синтез» — не единственный механизм творческой деятельности композитора. Второй важнейший механизм композиторского творчества, как и художественного творчества в целом — образно

Воображение
Характеризуя структуру пригодности к творческой деятельно­сти, 90% опрошенных нами композиторов назвали воображе­ние главнейшим показателем одаренности. Приведем опубликованную за рубежом подборку

Переживания и творческие состояния в деятельности композитора
Как отмечалось во второй главе, переживания, как и психичес­кие состояния, будучи генетической характеристикой психи­ческой деятельности, в целостном виде выражают динамику психической жизни челове

Эмпатия
Важнейшим механизмом переживаний является эмпатия, ко­торая помогает творцу ярче прочувствовать, пережить вообра- Композиторское творчество______________________203 жаемые «я». Чем выше ст

Творческое вдохновение
В состоянии творческого вдохновения, связанном с усиленной потребностью в творческом самовыражении, энергетичность деятельности повышена, переживания протекают очень дина­мично. Состояние творческо

Относительная самостоятельность творческой деятельности исполнителя
Процесс исполнительского творчества представляет собой не только акт воплощения композиторского замысла, но и созда­ния собственной исполнительской трактовки. Мера относительной самостоятельности т

Психологические особенности процесса работы музыканта-исполнителя
Большинство исполнителей подразделяет свою работу на три этапа: 1) этап ознакомления с музыкальным произведением, стадия формирования исполнительского замысла; 2) этап во­площения исполнительского

Роль мотивации в исполнительской деятельности
Очень важно первое звено — формирование мотивации, отноше­ний, установок музыканта: именно мотивационно-потребностная сфера служит могучим психологическим механизмом деятель­ности. Несмотря на мног

Образ музыкального произведения и особенности его воплощения в связи с профессиональными типологическими различиями музыкантов-исполнителей
Музыкант-исполнитель должен воссоздать по нотной записи образ музыкального произведения и воплотить его в конкрет­ном звучании. Нотная запись часто представляет собой редак- 224___________

Стадия рождения прообраза
Рассмотрим подробнее творческий процесс формирования об­раза музыкального произведения. Несмотря на огромнейшее разнообразие форм и видов ис­полнительской деятельности всем им присущи некоторые об­

Стадия исполнения замысла
На второй стадии — исполнения — происходит реализация замыс­ла, прообраз получает воплощение в исполнительских средствах. Исполнитель приступает в работе на инструменте, дири­жер — к работе с оркес

Эмпатия и образное перевоплощение
Огромное значение на этапе исполнителя замысла принад­лежит перевоплощению, эмпатии, механизмы которых описа­ны во второй главе. И режиссер, и дирижер еще в процессе формирования за­мысла идентифиц

Внемузыкальные ассоциации
Г. Г. Нейгауз, говоря о работе над музыкальным произведе­нием, отмечает: «...иногда совершенно непроизвольно возника­ют самые странные ассоциации, очень малооправданные... Це­лый мир каких-то ассоц

Предкониертый период
Предконцертный период вызывающий у многих исполнителей ранние предстартовые эмоциональные состояния, как справедли­во отмечает С. Савшинский, «может наступить с момента появле­ния афиши, извещающей

Особенности психических состояний музыкантов-исполнителей на эстраде
Как отмечают многие авторы [35, 14, 149, 269, 344], исполне­ние на эстраде становится «доминантной деятельностью, кото­рая подавляет все прочие возбуждения, в том числе и вызы­вающие эстрадное волн

Общение с публикой
Психическое состояние музыканта-исполнителя на эстраде, его сиюминутное отношение к музыке и к самому процессу испол­нения во многом определяется особенностями взаимодействия с публикой, для которо

Проблема «эстрадного волнения» и вопросы психологической подготовки к концерту
Проблему «эстрадного волнения» не обходит ни один исследо­ватель в области музыкальной педагогики, психологии, част­ных методик обучение пению и игре на инструментах. Дейст­вительно, это проблема я

Направленность личности и ее влияние на психические состояния
В методической литературе описано два типа волнения: «вол­нение — подъем» и «волнение — паника», «волнение в обра­зе» и «волнение вне образа» [280, 288, 350]. В первом случае исполнитель взволнован

Психические состояния в связи с характерологическими особенностями и способностями
Огромное влияние на психическое состояние оказывают харак­терологические особенности и способности, которые тесно взаи­мосвязаны в структуре личности [14, 68, 149, 250, 269, 344]1. В «яд

Роль типологических особенностей нервной системы
Вышеизложенные различия между исполнителями в связи с уровнем развития коммуникативных способностей, характером тревожности, бесспорно, обусловлены не только особенностями личности, но и индивидуал

Регуляция психических состояний музыкантов-исполнителей
Современная прикладная психология располагает широким арсеналом средств регуляции неблагоприятных психических состояний человека, психологической подготовки к деятельности. Психологическая подготов

Дифференциально-психологическая диагностика
Успешная психолого-педагогическая работа по формирова­нию и развитию личности и способностей предполагает хо­рошее знание и понимание индивидуально-психологических особенностей человека. «Если педа

Выдержки из проблемных психологических характеристик испытуемых
Испытуемый Т. В. 23 года, студент III курса МГК (спе­циальность — фортепиано). Начал обучаться музыке под руководством отца — препо­давателя ДМШ в г. Саратове. После окончания фортепианного отделен

L1. Установка
Одно из важнейших условий заучивания и запоминания — правильно организованный процесс восприятия учебного ма­териала. Человек не может воспринимать и одновременно реа­гировать на множество раздражи

Мотивация
Вот почему психологи придают особое значение факторам личностным: мотивации, потребностям, детерминирующим учение. И восприятие, и внимание, и установка стимулируют­ся мотивацией учащегося, его нап

Влияние особенностей музыкального материала на характер заучивания
На эффективность заучивания влияют не только внутрен­ние, но и внешние факторы, связанные со свойствами самого материала: его содержанием, сложностью, значимостью для учащегося. Одна из ведущих хар

Сложность учебного материала
Существенное свойство учебного материала — его слож­ность для восприятия и осмысления. Эта категория анализи­ровалась в главе второй на материале восприятия музыки. Однако сложность одного и того ж

Значимость
Следующее свойство учебного материала — его значимость, важность для ученика. Значимость может быть художествен­ной, познавательной, методической, эстетической, эмоциональ­ной и т. д. Псих

Гностическая деятельность ученика и организации заучивания
Многочисленные исследования методистов и психологов свидетельствуют о том, что для эффективности осмысленного усвоения учебного материала учащийся должен осуществить особую гностическую (познавател

Психологическая характеристика методов обучения
Различают репродуктивные (традиционные) методы и ме­тоды развивающего обучения. Развивающее обучение способствует умственному разви­тию, формированию учебной деятельности, усвоению знаний, умений,н

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В монографии дан обзор основных проблем музыкальной психологии сквозь призму анализа психологических законо­мерностей различных видов музыкальной деятельности. Музыкальная психология — сравнительно

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги