рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Гностическая деятельность ученика и организации заучивания

Гностическая деятельность ученика и организации заучивания - раздел Психология, Бочкарёв Л. Л. Психология музыкальной деятельности Многочисленные Исследования Методистов И Психологов Свидетельствуют О Том, Чт...

Многочисленные исследования методистов и психологов свидетельствуют о том, что для эффективности осмысленного усвоения учебного материала учащийся должен осуществить особую гностическую (познавательную) деятельность, направ­ленную на переработку воспринимаемой информации. Эта дея­тельность может быть как внешней (предметной), так и внут­ренней (психической). Например, адекватное восприятие му­зыки возможно лишь при наличии внутренних перцептивных действий, связанных с конструированием образа произведения (см. об этом во второй главе). 1 Продуктивность непроизвольного запоминания снижается на начальной стадии овладения деятельностью и в случае высокой ав­томатизации действий. 2 Г. Г. Нейгауз, например, анализируя процесс работы над произ­ведением, отметил, что специально не учит наизусть, запоминая непроизвольно, попутно в ходе занятий [215, с. 202].

318_____________________________Бочкарев Л. Л.

Мышление музыканта связано также с системой внутрен­них умственных действий: анализом и синтезом, сопоставле­нием, обобщением, кодированием, декодированием. Исследования Ш. Ковача [388], К. Леймера [392], Н. С. Лу-тохиной, В. И. Муцмахера [202], Г. Рабина-Рабсона [411] и др. свидетельствуют о том, что запоминание музыкального мате­риала осуществляется с помощью специальных мнемических действий, включающих осмысление, упорядочивание, струк­турирование, схематизацию и др. В методической литературе содержится немало интересных рекомендаций, связанных с анализом приемов и способов ос­мысливания музыки. Л. Масленкова [191], рассматривая пси­хологические особенности запоминания музыкального диктан­та, выделила четыре уровня анализа при слушании: 1) распознавание стилистической принадлежности данного отрывка, принятие установки на определенные выразительные средства; 2) синтаксическое разделение отрывка; 3) анализ музыкального построения на уровне интонацион­ных оборотов; 4) сравнение оборотов и сопоставление построений. Эти уровни соответствуют этапам переработки информации в процессе произвольного запоминания, описанным П. Н. Зин-ченко [130], А. А. Смирновым [277]. Используя обобщение, схематизацию, перегруппировку, исполнитель также осмысливает интонационно-мелодическую, ладо-гармоническую, техническую стороны произведения. С принципами структурирования музыкального материала исполнители смогут познакомиться в интересных монографиях Г. М. Когана [149], Л. Маккиннон [190]. Известная английская пианистка Л. Маккиннон глубоко анализирует психологические особенности осмысленного запо­минания музыки представителями всех музыкальных специ­альностей. Хотя автор подчеркивает в предисловии, что глав­ное место в ее жизни занимает музыка, а не психология, кни­га написана с тонким пониманием многочисленных психологических закономерностей и не случайно получила восторженные отзывы крупнейших психологов и музыкантов. В яркой, образной форме автор описывает процесс творче­ского запоминания музыки. Приведем интересный в психологическом отношении фраг­мент работы на 20-м прелюдом Ф. Шопена [190, с. 55-57].

Психологические основы музыкального обучения__________319

«Интерлюдия «Репетиция». Действующие лица: Разум (ди­рижер), Памяти, Привычки и Чувства. В студии пианиста. Занавес поднимается. Оркестр. На переднем плане Памяти, за ними бесчисленные Привычки — некоторые из них уже старые и искушенные в музыке, другие совсем молодые и не­дисциплинированные . Памяти, четкие по контурам, выпрямляются с выражением задумчивым, но строгим. Привычки почти лишены всякого выражения, отчего и выглядят глупее, чем они есть на самом деле. Новые Привыч­ки почти не отличимы одна от другой (все одеты в серое), в процессе работы они развиваются и становятся более опреде­ленными по очертаниям. Среди Привычек Чувство ритма. Оно обычно находится среди чувств, но сейчас, чтобы не мешать Рубато, выделено вместе со своим пультом. Почерневшее от времени, оно господствует над оркестром. Чувства описать невозможно, так как они все время меня­ются. Самые глубокие чувства не спрятать; сквозь застарелые Привычки они сияют, переливаясь, как движущаяся радуга, по мере развития музыки. Не считая Ритма, сидящего прямо и неподвижно, весь ор­кестр ведет себя очень беспокойно. Перед ним, внимательно изучая партитуру, стоит дирижер — Разум. В его руках ди­рижерская палочка — Внимание. Он поднимает ее, и наступа­ет тишина. Затем он говорит: — Доброе утро, джентльмены. Сегодня мы начинаем рабо­ту над новой пьесой — Ропот неодобрения среди Привычек. — 20-м прелюдом Шопена. (Указывая на ряд пустых пуль­тов на заднем плане). Но где Чувства? Молчание. — Нам нужно запомнить только 8 тактов, так как послед­ние 4 повторяются. Памяти явно заинтересованы: они любят короткие пьесы. Мускульная Память повелительным взглядом дает команду своим Привычкам приготовиться, но Дирижер делает им за­мечание. — Я прошу вас отдохнуть, пока вы не понадобитесь. (Ука­зывая на Памяти слуховую и мускульную). Вы сделаете боль­шое крещендо к 4-му такту. В этот момент, толпясь, появляются Чувства.

320______________________________Бочкарев Л. Л. (Обращаясь к ним). Вы опять опоздали. Чувства выглядят бледными и изнуренными, самая мысль о часах раздражает их. (К остальным). После кульминации большое диминуэндо до конца. (Выстукивает дирижерской палочкой длительность первых четырех четвертей). Этот ритмический рисунок каждого такта очень легко запомнить. Здесь маленькое крещендо также к каждой третьей четверти. Чувство ритма выглядит удрученным. — Таким образом, мы имеем здесь пример неправильного деления на такты. Памяти перемещают всюду тактовые черты к третьей чет­верти. Но из соображений удобства мы будем нумеровать так­ты, как они стоят в партитуре. (Оглядывая весь оркестр). Оркестр начинает играть, но из-за ошибки зрительной Па­мяти некоторые Привычки берут ми чистое. До минор, пожалуйста. Тональность является наиболее важной ассоциацией. Я хочу, чтобы вы обратили внимание на секвенцию во 2-м такте. Эта вторая фраза в Ля-бемоль мажо­ре, третья возвращается к до-минору, тогда как четвертая мо­дулирует к доминанте. Некоторые дирижеры в третьем такте берут чистое ми, но в собственном издании Шопена ... ми-бемоль. Зрительная Память оторопела от изумления (Обращаясь к Ритму). Я не просил триолей на третьей чет­верти. Считать, пожалуйста. Ритм, лишенным всякого интереса голосом, считает: раз, два, три... (Обращаясь к пальцевым Привычкам). Поменяй­тесь местами, пожалуйста. Посоветовавшись шепотом с мускульной Памятью, не­сколько Привычек меняют места так, как им кажется более удобным — Вот интересный момент: играем такт 2-й..., теперь такт 8-й. Они начинаются одинаково, но такт 2-й остается в ля-бе­моле, а такт 8-й возвращается к тонике. Памяти отмечают это — В такте 7-м вы найдете первое обращение тонического аккорда. Чувства бледнеют. — Итак, джентльмены (все выпрямляются), сначала. Музыка начинается.

Психологические основы музыкального обучения_________321 — Мне нужна органная звучность ... Я не слышу баса ... . Бас должен быть более сочным. Привычки тяжелой руки делают то, что от них требуется, но Привычки педализации совсем запутались. (Закрыв уши руками). Эта какофония невыносима. (К При­вычкам педализации). Вы должны попрактиковаться во время перерыва, а до тех пор я прошу Вас сидеть спокойно. (К дру­гим). Еще раз сначала... громче... громче. (Обращается к Чув­ствам). Дайте мне все, что можете. (Чувства восторженно пылают). — Великолепно! Теперь ... мягко ..., мягче ..., еще мягче ... повторение (глядя в сторону тонких чувств), точно эхо. (Молчит. Затем решительно). Вернемся к началу! Входит Привычка Рассеянности. Внезапная сумятица в ор­кестре. — Джентльмены! Памяти нерешительно смотрят на Привычки. (Стуча дирижерской палочкой). Еще раз ... сначала ... стоп! (К Памятям). Мускульная Память забегает вперед. (К При­вычкам). Вы ведете себя отвратительно. Привычка педализа­ции, не стучите ногами! Я ничего не слышу! (К рассеянности). Что, собственно, Вам здесь нужно? Вы давно изгнаны из на­шего союза. (К остальным). Джентльмены, я умоляю Вас! Сей­час как раз время для работы. (Оглядывая оркестр с мольбой). Памяти пытаются заинтересоваться, но они явно устали. Многие из Привычек уже спят. (Отбрасывая палочку). Перерыв! Дирижер покидает эстраду в расстроенных чувствах. Па­мяти тренируют Привычку педализации на нескольких так­тах; затем все отдыхают, а в это время Рассеянность забавляет оркестр бесконечными анекдотами. Занавес». Включение методов аналитического осмысленного разбора, подобных приведенному выше из книги, позволило автору нас­тоящей работы в 2—3 раза ускорить процесс запоминания му­зыки испытуемыми и значительно повысить надежность памяти учащихся-пианистов в условиях публичного выступления . 1 Как известно, фортепианная фактура наиболее сложна для запо­минания. По данным наших исследований [50], низкую надежность памяти в ситуации публичного выступления обнаружили 60% пиа­нистов, 44% скрипачей и виолончелистов и лишь 8% вокалистов.

322______________________________Бочкарев Л. Л. Многие музыканты и психологи считают, что вообще не существует бессмысленного (механического заучивания). Че­ловеческое учение осмысленно. Даже при заучивании бес­смысленного материала (цифр, слогов, символов) происходит активная его переработка. Например, «бессмысленные» названия нот «До» — «Ре» — «Ми» ... в сознании Марины Цветаевой ожили благодаря при­менению приемов мнемоники1. «До» — «Ре» связывалось де­вочкой с именем французского художника Доре, «ре» — «ми» — с именем мальчика Реми — героя повести Г. Мало «Без се­мьи», «ми» — ассоциировалось с голубым цветом2 [34, с. 41]. Как отмечалось во введении, осмысленность нельзя рас­сматривать безотносительно к опыту ученика. Знаменитое вы­сказывание Л. Щербы «Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка» не такое бессмысленное, как может показаться с первого взгляда. Грамматический смысл в нем есть: кто-то что-то делает с «бокром» и его детенышем. Сопоставим приведенное выше высказывание с другим, из учебника гармонии: «Совокупность аккордов диатонической системы, обогащенной хроматическими побочными доминан­тами и субдоминантами, образует... хроматическую систему». Если учащийся не знаком с понятиями диатонической систе­мы, побочной доминанты и субдоминанты, определение хрома­тической системы для него будет менее осмысленным, чем высказывание о глокой куздре. То есть, уровень осмысленного восприятия информации зависит от подготовленности челове­ка: «осмысленность материала не есть его изолированное ка­чество, независимое от субъекта усвоения. Осмысленность за­висит от того, имеются ли в арсенале учащегося понятия, све­дения, действия, необходимые для того, чтобы понять эле­менты учебного материала и установить связи между ними» [85, с. 189]. Это обстоятельство необходимо учитывать педаго­гам. Чем больше взаимосвязей новой для ученика информации с имеющимися у него знаниями, его прошлым опытом, тем легче осуществляется гностическая деятельность. Одно из условий заучивания — правильно организованный процесс работы над материалом. Как известно, средствами зау-Сознательное использование ассоциативных приемов и способов, облегчающих процесс запоминания бессмысленного материала, назы­вают мнемоникой. 2 «Миди» — полдень (франц.).

Психологические основы музыкального обучения________323 чивания являются повторение и упражнение. Однако не всегда повторение способствует научению. Для того, чтобы повторе­ние закрепляло знания или действия, необходимо, чтобы оно было таким же осмысленным, как и запоминание. В процессе повторения ученик должен контролировать правильность или ошибочность своих действий. С одной стороны, важно выявить закономерности внутри материала, что приводит к уменьше­нию количества информации, подлежащей заучиванию, сни­жает трудность материала, с другой стороны — найти как можно больше связей между действиями и собственным опы­том, что способствует осмыслению. При каждом новом повто­рении учащийся должен по-новому воспринимать материал на основе активной внутренней переработки, реконструкции вос­производимого . Повторение для исполнителей кроме того является средст­вом формирования технических навыков, автоматизации иг­ровых движений. В трудах методистов описаны предпосылки рационализации работы музыкантов с учетом психофизиоло­гических закономерностей, даны рекомендации по психологи­ческой подготовке исполнителей. Один из аспектов этой под­готовки — оптимизация режима умственной и практической работы музыкантов. Г. Рабин-Рабсон, изучавший эффективность использования воображаемых (мысленных) репетиций в различные периоды работы исполнителя-пианиста над произведением, рекомендует такой порядок заучивания: 1) предварительный анализ (установление тональной схе­мы, формирование представления об образе); 2) работа на инструменте (овладение техническими трудно­стями); 3) мысленные репетиции (до критерия «гладкого вообра­жаемого исполнения»); 4) работа на инструменте (до критерия надежного воспро­изведения). Автор пришел к выводу, что использование дополнитель­ного количества клавиатурных упражнений после завершения четвертого этапа работы значительно продуктивнее по сравне­нию с применением эквивалентного количества мысленных ре­петиций (411). Ш. Ковач, напротив, утверждает обратное [388]. По-разному авторы оценивают концентрированное и распреде­ленное во времени заучивание, целостное и по частям. Особен­ных преимуществ того или иного способа не обнаружено.

324______________________________Бочкарев Л. А.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Бочкарёв Л. Л. Психология музыкальной деятельности

ПРЕДИСЛОВИЕ... Монография академика Международной Академии ЮНЕСКО доктора психологических... Член корреспондент Российской Академии наук А В Брушлинский...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Гностическая деятельность ученика и организации заучивания

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Культурологический ракурс анализа проблематики
В сфере современной психологии, в системе анализа социодинамики культуры важную роль играют многие дисциплины: социология, история, антропология, искусствознание, языко­знание. Каждая из указанных

История развития музыкальной психологии с позиции комплексного подхода
Появление музыкальной психологии Е. В. Назайкинский [204] связывает с выходом труда немецкого физика и физиолога Г. Гельмгольца «Учение о слуховых ощущениях как физиоло­гическая основа теории музык

Проблема деятельности в российской психологической науке
Проблема деятельности является ключевой проблемой отечес­твенной психологической науки. Ее разработка осуществляет­ся усилиями ведущих ученых и ведущих научных коллекти­вов нашей страны. Психологич

Структура деятельности и механизмы ее психической регуляции
Системный подход к анализу деятельности становится главным орудием современной науки, является путем преодо­ления методологических трудностей в раскрытии психологиче­ской сущности деятельности. Сис

Виды деятельности
Важной задачей психологической теории деятельности является систематизация и классификация видов человеческой деятель­ности. А. Н. Леонтьев предлагает, например, классифицировать 54_______

Художественная деятельность
Художественная деятельность является разновидностью духов­ной деятельности, в которой социально-опосредованные субъектно-объектные отношения преобразуются в личностно-индивидуальные установки творц

Музыкальная деятельность
Музыкальное искусство занимает особое место среди дру­гих искусств прежде всего благодаря необычности, уникально­сти, высокой степени обобщенности своего языка. Если художественные средства других

Восприятие музыки как процесс
Музыкально-слуховая деятельность осуществляется на двух уровнях — перцептивном, связанном с восприятием музыки и на апперцептивном, связанном с ее представлением. Лишь многократное восприятие музык

Ощущение музыкального звука
Ощущение и восприятие — два неразрывно связанных процес­са. В музыкально-педагогической литературе эти термины употребляют даже как синонимы: говорят о восприятии одно­го звука или об ощущении гарм

Восприятие мелодии и гармонии
В музыкальной практике человеку очень редко приходится встречаться с одиночными звуками. Закономерности ощуще­ний существенно видоизменяются, когда речь идет о воспри­ятии. В процессе восприятия у

Восприятие времени в музыке
Ритмическая организация, наряду с интонационно-гармоничес­кой составляет важнейший пласт музыкального восприятия. Ритм характеризует организацию музыкального движения во времени и представляет собо

Избирательность и предметность
Музыка является одним из очень информативных искусств, которое может предъявлять человеку огромное количество слуховых стимулов в единицу времени. Лишь некоторая часть музыкальной информации отчетл

Целостность
Целостность и предметность тесно взаимосвязаны друг с дру­гом. Однако если предметность характеризует взаимосвязь между различными элементами внутри образа, целостность выра­жает отношение любого э

Константность
Под константностью понимают способность воспринимать пред­меты и явления как относительно постоянные при меняющихся условиях восприятия. Константно предметы оцениваются лишь в определенных пределах

Адекватность восприятия музыки
Категория «адекватность», на первый взгляд, шире категории «константность»: адекватность есть соответствие, эквивалент­ность образа воспринимаемому объекту, константность же, как отмечалось выше, е

Сложность музыкального языка
Понятие «сложность» психологи расчленяют на две категории: сложность как объективная характеристика самого музыкаль­ного материала и трудность как субъективное проявление сложности восприятия для к

Влияние особенностей интерпретации на адекватность восприятия музыки
Сложность музыкального языка всегда опосредована характе­ром интерпретации. История исполнительства знает немало примеров гениального прочтения труднодоступных произведе­ний, которые благодаря тала

Роль эмоциональной экспрессии
Целью экспериментов, проведенных в Киевской консерватории [65], было исследование эффекта влияния внешне выраженных форм эмоциональной экспрессии музыканта-исполнителя на адекватность восприятия сл

Предкоммуникативная установка
При рассмотрении приведенных выше результатов наших экс­периментов акцентировалось внимание на анализе, в основ­ном, внешних факторов. Однако, как отмечалось выше, они тесно связаны с факторами вну

Зависимость восприятия музыки от психических состояний и личностных особенностей слушателей ъ
Установка, будучи отражением готовности человека к восприя­тию и музыкальному переживанию, уже воплощает в себе оп­тимальное для конкретной музыкально-слуховой деятельности психическое состояние. М

Ассоциации и коннотации
Психические состояния слушателей всегда опосредованы лич­ностными особенностями человека, его ассоциациями, про­шлым опытом. С одной стороны, отрицательные психические состояния провоцируют возникн

Жизненные и художественные эмоции в структуре переживания
Благодаря ассоциациям слушатель в процессе переживания испытывает не только так называемые «эстетические» («худо- Музыкально-слуховая деятельность_________________149 жественные»)

Психологические механизмы музыкального переживания
Как отмечалось ранее, значение музыкального сообщения является производным от выразительности музыкального образа, которую слушатель в первую очередь должен почувствовать и пережить. Приведем приме

Социальная обусловленность композиторского творчества
Комплекс психологических проблем, возникающих при изуче­нии композиторского творчества так сложен и многообразен, что, бесспорно, не может быть освещен в рамках одной главы. Вопросам психологии ком

Стадиальность творческого процесса композитора
Обратимся в первую очередь к высказываниям самих компо­зиторов. Неоценимое значение для музыкальной психологии пред­ставляет анализ собственного творческого процесса, данный П. И. Чайковским. Позво

Мышление и воображение в композиторском творчестве
Мышление является главнейшей детерминантой и операцио­нальной составляющей способа реализации программы дея­тельности. Как отмечалось в предыдущем разделе, уже на са­мых ранних стадиях творчества в

Анализ и синтез как механизм открытия и создания нового
Исследуя проблемы преемственности и новаторства в мышле­нии, психологи различают «открытие нового», то есть познание объективно существующих закономерностей, скрытых, неиз­вестных ученым временно и

Роль образного обобщения и пелагических компонентов мышления
Однако «анализ через синтез» — не единственный механизм творческой деятельности композитора. Второй важнейший механизм композиторского творчества, как и художественного творчества в целом — образно

Воображение
Характеризуя структуру пригодности к творческой деятельно­сти, 90% опрошенных нами композиторов назвали воображе­ние главнейшим показателем одаренности. Приведем опубликованную за рубежом подборку

Переживания и творческие состояния в деятельности композитора
Как отмечалось во второй главе, переживания, как и психичес­кие состояния, будучи генетической характеристикой психи­ческой деятельности, в целостном виде выражают динамику психической жизни челове

Эмпатия
Важнейшим механизмом переживаний является эмпатия, ко­торая помогает творцу ярче прочувствовать, пережить вообра- Композиторское творчество______________________203 жаемые «я». Чем выше ст

Творческое вдохновение
В состоянии творческого вдохновения, связанном с усиленной потребностью в творческом самовыражении, энергетичность деятельности повышена, переживания протекают очень дина­мично. Состояние творческо

Относительная самостоятельность творческой деятельности исполнителя
Процесс исполнительского творчества представляет собой не только акт воплощения композиторского замысла, но и созда­ния собственной исполнительской трактовки. Мера относительной самостоятельности т

Психологические особенности процесса работы музыканта-исполнителя
Большинство исполнителей подразделяет свою работу на три этапа: 1) этап ознакомления с музыкальным произведением, стадия формирования исполнительского замысла; 2) этап во­площения исполнительского

Роль мотивации в исполнительской деятельности
Очень важно первое звено — формирование мотивации, отноше­ний, установок музыканта: именно мотивационно-потребностная сфера служит могучим психологическим механизмом деятель­ности. Несмотря на мног

Образ музыкального произведения и особенности его воплощения в связи с профессиональными типологическими различиями музыкантов-исполнителей
Музыкант-исполнитель должен воссоздать по нотной записи образ музыкального произведения и воплотить его в конкрет­ном звучании. Нотная запись часто представляет собой редак- 224___________

Стадия рождения прообраза
Рассмотрим подробнее творческий процесс формирования об­раза музыкального произведения. Несмотря на огромнейшее разнообразие форм и видов ис­полнительской деятельности всем им присущи некоторые об­

Стадия исполнения замысла
На второй стадии — исполнения — происходит реализация замыс­ла, прообраз получает воплощение в исполнительских средствах. Исполнитель приступает в работе на инструменте, дири­жер — к работе с оркес

Эмпатия и образное перевоплощение
Огромное значение на этапе исполнителя замысла принад­лежит перевоплощению, эмпатии, механизмы которых описа­ны во второй главе. И режиссер, и дирижер еще в процессе формирования за­мысла идентифиц

Внемузыкальные ассоциации
Г. Г. Нейгауз, говоря о работе над музыкальным произведе­нием, отмечает: «...иногда совершенно непроизвольно возника­ют самые странные ассоциации, очень малооправданные... Це­лый мир каких-то ассоц

Предкониертый период
Предконцертный период вызывающий у многих исполнителей ранние предстартовые эмоциональные состояния, как справедли­во отмечает С. Савшинский, «может наступить с момента появле­ния афиши, извещающей

Особенности психических состояний музыкантов-исполнителей на эстраде
Как отмечают многие авторы [35, 14, 149, 269, 344], исполне­ние на эстраде становится «доминантной деятельностью, кото­рая подавляет все прочие возбуждения, в том числе и вызы­вающие эстрадное волн

Общение с публикой
Психическое состояние музыканта-исполнителя на эстраде, его сиюминутное отношение к музыке и к самому процессу испол­нения во многом определяется особенностями взаимодействия с публикой, для которо

Проблема «эстрадного волнения» и вопросы психологической подготовки к концерту
Проблему «эстрадного волнения» не обходит ни один исследо­ватель в области музыкальной педагогики, психологии, част­ных методик обучение пению и игре на инструментах. Дейст­вительно, это проблема я

Направленность личности и ее влияние на психические состояния
В методической литературе описано два типа волнения: «вол­нение — подъем» и «волнение — паника», «волнение в обра­зе» и «волнение вне образа» [280, 288, 350]. В первом случае исполнитель взволнован

Психические состояния в связи с характерологическими особенностями и способностями
Огромное влияние на психическое состояние оказывают харак­терологические особенности и способности, которые тесно взаи­мосвязаны в структуре личности [14, 68, 149, 250, 269, 344]1. В «яд

Роль типологических особенностей нервной системы
Вышеизложенные различия между исполнителями в связи с уровнем развития коммуникативных способностей, характером тревожности, бесспорно, обусловлены не только особенностями личности, но и индивидуал

Регуляция психических состояний музыкантов-исполнителей
Современная прикладная психология располагает широким арсеналом средств регуляции неблагоприятных психических состояний человека, психологической подготовки к деятельности. Психологическая подготов

Дифференциально-психологическая диагностика
Успешная психолого-педагогическая работа по формирова­нию и развитию личности и способностей предполагает хо­рошее знание и понимание индивидуально-психологических особенностей человека. «Если педа

Выдержки из проблемных психологических характеристик испытуемых
Испытуемый Т. В. 23 года, студент III курса МГК (спе­циальность — фортепиано). Начал обучаться музыке под руководством отца — препо­давателя ДМШ в г. Саратове. После окончания фортепианного отделен

Психологические профили участников Международного конкурса им. П. И. Чайковского
Испытуемый А. К.. лауреат IV Международного конкурса им. П. И. Чайковского (специальность — скрипка). 1. Биографические сведения А. К. родился в 1946 году в Москве, в семье музыкантов. Учился в ЦМШ

L1. Установка
Одно из важнейших условий заучивания и запоминания — правильно организованный процесс восприятия учебного ма­териала. Человек не может воспринимать и одновременно реа­гировать на множество раздражи

Мотивация
Вот почему психологи придают особое значение факторам личностным: мотивации, потребностям, детерминирующим учение. И восприятие, и внимание, и установка стимулируют­ся мотивацией учащегося, его нап

Влияние особенностей музыкального материала на характер заучивания
На эффективность заучивания влияют не только внутрен­ние, но и внешние факторы, связанные со свойствами самого материала: его содержанием, сложностью, значимостью для учащегося. Одна из ведущих хар

Сложность учебного материала
Существенное свойство учебного материала — его слож­ность для восприятия и осмысления. Эта категория анализи­ровалась в главе второй на материале восприятия музыки. Однако сложность одного и того ж

Значимость
Следующее свойство учебного материала — его значимость, важность для ученика. Значимость может быть художествен­ной, познавательной, методической, эстетической, эмоциональ­ной и т. д. Псих

Психологическая характеристика методов обучения
Различают репродуктивные (традиционные) методы и ме­тоды развивающего обучения. Развивающее обучение способствует умственному разви­тию, формированию учебной деятельности, усвоению знаний, умений,н

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В монографии дан обзор основных проблем музыкальной психологии сквозь призму анализа психологических законо­мерностей различных видов музыкальной деятельности. Музыкальная психология — сравнительно

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги