ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В монографии дан обзор основных проблем музыкальной психологии сквозь призму анализа психологических законо­мерностей различных видов музыкальной деятельности. Музыкальная психология — сравнительно молодая наука, однако современный уровень ее развития свидетельствует о том, что имеющиеся исследования уже составляют методоло­гическую базу для выделения этой отрасли в качестве само­стоятельной дисциплины, поисков новых закономерностей и путей их использования в практике. Представленный в книге материал свидетельствует о том, что нет, с одной стороны, ни одной проблемы в музыкознании, которая бы не интересовала психологию, с другой стороны, почти ни один современный исследователь музыки и музы­кальной деятельности не обходится без применения психоло­гических знаний. Не случайно в статье «Психология и мировая музыкальная культура» У. Хатчинсон [380], видит пути сближения, «скре­щивания» различных музыкальных культур через практичес­кое использование уже накопленных психологических знаний, отведя музыкальной психологии роль интегратора наук о му­зыке. Психология в контакте с музыкознанием, по его мнению, позволит расширить и границы познания человеческой личнос­ти посредством психологического анализа созданной ей музыки. Музыкальная психология, как и психология в целом, яв­ляется наукой классовой. Прогрессивные исследователи в этой области подчиняют свои задачи интересам развития передовой музыкальной куль­туры, гуманизма в музыкальном искусстве, целям массового музыкального воспитания, развития личности. Напротив, реакционно настроенные ученые избирают пси­хологию как орудие политической индокринации в сфере куль­туры. В стремлении преодолеть узость «предметного» изучения культуры нами была предпринята попытка структурно-систем­ного изучения музыкальной деятельности. При анализе перспектив решения проблемы межкультур­ного понимания основные усилия были сконцентрированы на

330_____________________________Бочкарев Л. Л. рассмотрении внешних и внутренних (психологических) усло­вий адекватности восприятия, интерпретации, музыкальной коммуникации в системе социокультурных вариаций музы­кального этноса и человеческой психики. Представленный в книге материал, хотя и раскрывает зна­чение союза искусства музыки и психологии для теории и практики музыкального воспитания, безусловно, не дает сколько-нибудь полного и окончательного ответа на постав­ленные вопросы. Неисследованных проблем в музыкальной психологии и культурологии гораздо больше, чем изученных . Однако гигантский скачок в развитии современного чело-векознания, культурологии, отчетливо выраженная тенденция комплексного изучения процессов музыкального творчества и восприятия позволяют надеяться, что музыкальная психоло­гия, как и психология искусства, в ближайшее время сделают новые важные шаги. )' 1 Бочкарев Л. Л. Майевтика в систем^ институционализации ре­гиональной педагогической субкультуры. 1 Его же: Сравнительно-ди­дактические возможности коллегиальной модульной и майевтичес-кой моделей управления // Сравнение систем высшего образования и сравнительная педагогика. — М., 1994; Провинциальная менталь-ность России в прошлом и будущем. — Новгород, 1997. Плодотворный опыт использования в практике музыкального об­разования новейших достижений в области майевтики, когнитивного обучения, нейролингвистического программирования, гештальттера-пии, психодрамы требует новых теоретико-психологических обобще­ний [4, 13, 150, 234, 427, 431, 433, 450].