рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Семья и брак в истории общества: качественная и количественная эволюция семейных отношений

Семья и брак в истории общества: качественная и количественная эволюция семейных отношений - Лекция, раздел Психология, Шнейдер Л. Б. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ   Отечественные И Зарубежные Монографии, Посвященные Проблемам ...

 

Отечественные и зарубежные монографии, посвященные проблемам семьи и брака, перестали быть редким явлением (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис, Б. Н. Кочубей, В. Сатир, Д. Скиннер, Г. Навайтис и др.). В большинстве исследований нашли отражение мотивы вступления в брак, функции семьи, причины семейных конфликтов и разводов, методы семейной терапии. Круг психологических работ, в которых предметом изучения становилась бы эволюция семьи, ее структуры, специфики отношений, как супружеских, так и детско-родительских, существенно ограничен. Из известных работ можно упомянуть исследования А. Г. Харчева и В. Н. Дружинина.

Причина, по-видимому, кроется в том, что углубленные исследования семейных отношений и процесса воспитания детей в семье начались лишь в XX веке. В этом случае количественная и качественная эволюция семьи изучалась, с одной стороны, на основе данных этнографии, сведений о жизни народов и племен, сохранившихся на первобытном уровне развития, а с другой стороны, с помощью анализа древних письменных источников — от русского «Домостроя» до исландских саг. Предпринимаются интересные попытки проследить развитие типов, моделей семьи на основе сравнения мировых религий (В. Н. Дружинин), библейских текстов (Ларю Д.).

Можно согласиться с утверждением, что каждая культура порождает определенную нормативную модель семьи, точнее, группу моделей. Структура нормативной модели включает в себя элементы — нормативных членов семьи, каждый из которых характеризуется определенным статусом, т. е. позицией с определенными правами и обязанностями, с которыми связано соответствующее поведение.

Брак в древности. Возникновение городской цивилизации, развитие навыков письма и чтения привели к первым письменным законам о браке, появившимся в Древнем Вавилоне. Брак в те времена являлся и экономической сделкой: будущий муж должен был выкупить девушку у ее отца. Во всех древних культурах брак-соглашение и брак-сделка были обычным явлением.

В Древнем Египте брак также заключался по экономическим или политическим соображениям. Часто в брак вступали братья и сестры, чтобы не делить наследственную землю или наследуемые семьей государственные посты.

Первая историческая форма моногамии — патриархальная семья — управляется отцом, включает его потомков, их жен и детей, а также домашних рабов.

В период матриархата наследование всегда шло по женской линии, а в брачных соглашениях собственность жениха часто передавалась во владение невесты. Многие фараоны женились в связи с этим на своих сестрах и даже дочерях, т. к. это помогало сохранить трон, династию и наследство.

Так, Клеопатра (69—30 гг. до н. э.) сначала была женой своего старшего брата, затем, после его смерти, — супругой младшего брата. Каждый этот брак давал им право владеть Египтом.

Первые законы Римского права приписываются Ромулу, легендарному основателю Рима. В соответствии с этими законами женщина, соединенная с мужчиной священными узами брака, должна была стать частью его имущества, на нее распространялись все права мужа. Закон предписывал женам полностью приспосабливаться к характеру своих супругов, а мужей — управлять женами как необходимым своим имуществом. Законы Рима гласили, что брак существует исключительно ради деторождения, а также ради того, чтобы неделимой осталась семейная собственность. Много веков спустя Римское право легло в основу английского законодательства, которое по-прежнему закрепляло за мужьями большие права.

В период рабовладения в Древней Греции было известно 4 типа женщин: 1) матроны — респектабельные, замужние женщины, матери детей (мужа называла на «вы», за измену могла поплатиться жизнью или продавалась в рабство); 2) гетеры — образованные и одаренные женщины; 3) рабыни, являвшиеся наложницами плебеев; 4) жрицы — служительницы различных культов, «мистические» женщины.

Нравы в Древней Спарте иллюстрируются следующим примером. Спартанец разрешал вступать в половую связь со своей женой любому мужчине, который его об этом просил. Женщина при этом оставалась в доме мужа, рожденный ею ребенок от постороннего мужчины также оставался в семье (если это был здоровый, крепкий мальчик). Объяснимо это с точки зрения единственной цели брака спартанцев, которая заключалась в рождении детей.

Европейский брак в средневековье. На протяжении IV и V веков Европа постоянно подвергалась нашествию северных племен варваров, которые приносили свои представления о браке, свои брачные обряды. Например, в соответствии с традициями германских племен брак был моногамным, а супружеская неверность как мужа, так и жены строго каралась моралью и законом. Французские племена, напротив, одобряли полигамию и разрешали куплю-продажу невест. При этом почти у всех варварских племен считалось, что брак существует ради семьи, ради сексуального и экономического удобства.

С переходом от племенной к национальной общности, по мере усиления королевской власти, феодальные вожди постепенно утрачивали свою абсолютную власть, в том числе и право принимать решение о браках своих вассалов и смердов.

Средние века овеяны ореолом рыцарства. Однако в брачной сфере ситуация выглядела следующим образом: рыцари должны были жениться на дамах своего круга. По существу брак был социально-экономической сделкой: с одной стороны девушка «продавала» свою девственность, целомудрие, с другой — мужчина брал на себя обязательства содержать и обеспечивать ее и будущих детей. Представления о серенадах требуют уточнения в том плане, что их, как правило, распевали под окном чужих жен. Но в то время как женатый рыцарь пел под окном чужой жены, под окном его собственной жены мог находиться другой. Представление о трубадурах средневековья неплохо совмещается с образом рогоносца.

К эпохе Возрождения и Реформации стали возможны браки, основанные на добровольном союзе. Одновременно стала распространяться и более либеральная точка зрения на брак, появились новые духовные и сексуальные веяния.

Семья в библейские времена. Исследователи* древнееврейской семьи обнаружили в ней элементы фратриархата (когда главой является старший брат), матриархата, но в целом уклад древнееврейской семьи патриархален. Муж был хозяином своей жены: он спал с нею, она рожала ему детей, и он имел абсолютную власть над потомством.

Семья не была замкнутой: в нее входили все кровные родственники, а также слуги, рабы, приживалки, вдовы, сироты, имеющие отношение к семье. Все они находились под зашитой семьи. Если урон, нанесенный семье, был настолько серьезен, что требовалась месть, это становилось прерогативой «искупителя», «избавителя». Месть могла осуществляться в виде «вендетты» — кровной мести.

«Брачный сговор» совершался членами семьи или их официальными представителями. Жених уплачивал семье невесты мохар — отчасти чтобы как-то компенсировать потерю дочери, но в основном из-за того, что все дети, которых она в будущем родит, будут членами семьи мужа.

В большинстве случаев жених не видел невесты до тех пор, пока брак не был заключен. На свадьбе происходил обмен дарами.

И мужчины и женщины вступали в брак молодыми. Инцестуозные браки были запрещены законом. Смешанные браки имели место, но не поощрялись. Целью брака являлось укрепление семьи, предпочтительно состоящей из особ мужского пола. Внебрачный секс был запрещен, и за измену или блуд полагалось наказание.

Существовало четкое различение значимости мужчины и женщины. Мужчина обладал большей свободой и ценностью в глазах общества. Предназначением женщины было вынашивать и рожать детей для своего мужа и помогать ему во всех его делах. Она должна была делать его счастливым, удовлетворять его сексуальные потребности и во всем следовать его приказам. Социального статуса у женщины фактически не было, и все решения принимались мужчинами. «Безусловно, — пишет Дж. Ларю, — многие женщины обладали большей властью, чем кажется, во внутрисемейных ситуациях. Чтобы высказать свои требования, в распоряжении женщины было множество средств — гнев, капризы, злой язык, однако идеалом всегда оставалась покорная женщина».

Языческая семья. Примером семейных отношений, характерных для языческой культуры, являются отношения в русской семье XII—XIV веков. Отношения мужа и жены в этой семье строились не на отношениях «доминирования-подчинения», а «на изначальной конфликтности», считает В. Н. Дружинин.

Женщина обладала свободой как добрачной, так и в браке. Ограничивалась не только власть отца, но и власть мужа. Женщина имела возможность развода и могла вернуться к матери и отцу. В семьях главную роль трала «большуха» — старшая, наиболее трудоспособная и опытная женщина, обычно жена отца или старшего сына, ей подчинялись все младшие мужчины большой семьи. При этом мужчина отвечал за внешнее, природное и социальное пространство, женщина доминировала во внутреннем пространстве - в доме и семье.

Аналогичную картину можно увидеть, как считает В. Н. Дружинин, в большинстве других языческих цивилизаций, например в древнегреческой. В античной мифологии соблюдается паритет полов: мужские и женские божества равноправны, а отношения между ними сложны и неоднозначны, включая и борьбу.

В целом же нормативная дохристианская модель семьи описывается таким образом: родители (отец и мать) могут находиться в различных отношениях: «доминирования-подчинения» или «конфликта», борьбы. Родители (как целое) противостоят детям, одно поколение борется с другим. Дети всегда в подчинении.

Христианская модель семьи. Победа христианской модели семьи над языческой характеризуется сменой типов отношений между отцом, матерью и ребенком.

В период раннего христианства были радикально изменены многие законы о браке. Например, под запретом оказались полигамные браки и левират -— обычай, обязывающий брата умершего жениться на его вдове.

Во времена первых христиан концепция семьи мало отличалась от иудейской. Мужчина оставался главной фигурой, наделенной властью. Жена должна была ему подчиняться.

Патриарх — глава рода, отец семейства, выполняет и функции вождя. Слияние ролей Отца и Вождя, как и Отца и Учителя, является, как справедливо отмечает Б. И. Кочубей, характерной чертой патриархальной культуры.

Сделаем небольшое отступление для иллюстрации справедливости обратной связи: Вождь — Отец и ее распространенности в годы сталинизма. Д. Ланкур-Лаферриер* приводит такую историю:

 

«Девочка трех с половиной лет однажды пришла домой и объявила своему отцу:

«Ты мне больше не отец».

«Что это значит — я не твой отец!» — воскликнул он в ужасе.

«Ты мне больше не отец, — повторила она. — Сталин мой отец. Это он дает мне все, что у меня есть».

В этой ситуации любой отец, вступавший в спор со своим ребенком, ставил под угрозу себя и свою семью.

В примитивном, дописьменном обществе, где нет сильной государственной власти, отец может быть (а может и не быть) главой семьи. Государство, будь то монархия или тирания, делает главу семьи опорой власти, формируя в семье миниатюру общественных отношений. Члены семьи повинуются отцу, как подданные монарху или диктатору и, далее, как все люди — единому Богу, Отцу Небесному. Триада — Отец — Правитель — Бог — основа патриархальной идеологии. С одной стороны, на отца (реального отца семьи) возлагаются функции монарха в миниатюре, с другой — правителю, а далее и Богу приписываются отцовские качества: сочетание строгости и справедливости, умение разрешить все конфликты «по-семейному».

Вообще, как точно подмечено В. Н. Дружининым*, ни одна мировая религия не отводит столь важное место семье в системе вероучения, как христианство. Поэтому особенно интересно рассмотреть модель или, точнее, модели христианской семьи. Как отмечает В. Н. Дружинин, христианское вероучение предписывает миру две модели семьи: идеальную «божественную» и реальную, земную.

«Идеальная» христианская семья включает: Отца, Сына и Мать (Богородицу). Она строится на основе принципа власти — совмещения ответственности и доминирования. Иерархия по шкале «доминирования-подчинения» такова: отец — сын — мать. По шкале ответственности иерархия иная: отец — мать — сын. Жена находится в подчиненном положении, вместе с тем это подчиненное положение предполагает включение жены в сферу психологической близости.

Кроме идеальной «божественной» семьи христианство предлагает вариант «земной» реальной семьи. Слова «Святое семейство» характеризуют земную семью Иисуса Христа: его самого, приемного отца — Иосифа, Деву Марию.

Христианство разделяет отца-воспитателя, несущего ответственность за жизнь, здоровье, благосостояние семьи (в первую очередь — ребенка), и отца генетического, духовного, функцию которого реализует Бог-отец. Земная модель христианской семьи является классическим вариантом детоцентрической семьи. На шкале ответственности за семью члены ее располагаются в следующем порядке: отец — мать — сын. На шкале доминирования (причастность Божественной сущности) последовательность противоположна: сын — мать — отец. Психологически Мария ближе к сыну, а сын к матери, чем оба к отцу.

Интересно, что в католицизме особое значение имеет культ Богородицы, Девы Марии, акцентируется ее психологическая близость не только к сыну, но и к отцу (непорочная жена Бога-отца).

Напротив, почти все протестантские вероучения игнорируют какую бы то ни было роль Девы Марии. Семья протестантов — это отношение мужчины к мужчине: отца к сыну, хозяина к наследнику, потенциально равному. Протестантский деятель Мартин Лютер (1485—1546 гг.) выступал против традиционного таинства брака, считал, что целью брака является рождение детей и совместная жизнь супругов во взаимной верности. Отношение к женщине (жене, супруге, дочери) осталось за пределами сферы отношений, освященных религией. Сведение на нет роли матери привело к ожесточению нравов, например, в кальвинистских семьях (до 12—13 месяцев детей вскармливала кормилица, с 10—12 лет их отправляли учиться в соседские семьи). Вместе с тем к XVII веку в Германии, Голландии и Шотландии стал распространяться взгляд на семенные отношения как духовное единство мужа и жены.

Некоторые ограничительные традиции в брачных отношениях, принятые в Европе, были перенесены в Новый Свет первыми поселенцами. Например, догматическое осуждение Кальвином интимных удовольствии господствовало в умах американцев, особенно пуритан, в течение многих лет. Антисексуальные и морализаторские установки достаточно долго господствовали в колониях. Постепенно женщин нагрузили многими обязанностями при весьма малых правах. Они не имели права владеть собственностью, подписывать бумаги. В начале периода колонизации браки заключались исключительно из соображения удобства.

Однако в среде поселенцев постепенно формировалось стремление к большей свободе. В 1630 г. Анна Хатчинсон — первая женщина среди поселенцев Новой Англии — подвергла сомнению правильность подчиненного положения женщин и их ограниченной свободы в браке.

По мере того как в США женщины получали все больше прав, отношение к браку радикально менялось. Этому способствовали вначале борьба женщин за избирательные права, а в дальнейшем набирающее силу феминистское движение.

Структура идеальной православной семьи является производной от общехристианской модели. Но выбор православие делает в пользу «божественной» семьи, а не «Святого семейства». Доминирует в триаде Бог-отец. Он как бы правит миром семьи издали, не присутствуя в нем. Мать и дитя предоставлены сами себе, но периодически ощущают незримую и грозную власть отца. А в целом божественную триаду можно представить так: отец — сын — мать.

Менее выражена ответственность Бога-отца. Отвечает за дела семьи Мать. Сын психологически ближе к матери, чем к отцу, и мать также ближе к сыну, чем к отцу. Большая психологическая близость матери к сыну воплощается в доминировании одной из двух ипостасей Марии - роли Матери. В православном вероисповедании роль Богородицы превалирует над ролью жены и, соответственно, материнское отношение — над отношением любовным (отношением полов). Не случайно в православной культуре нет акцента на эротических отношениях между супругами: они не отрицаются и не репрессируются, а как бы признаются малозначительными.

В христианском Писании затронуты некоторые касающиеся сексуальных отношений вопросы, однако сделано это в свете убежденности в приближении конца времен, скорого пришествия Христа и установления христианского Царства Божия. Следовательно, во всех семейных отношениях присутствовал этот «эффект времени». Рассмотрим подробнее семейные отношения, соответствующие христианской модели брака.

Взаимоотношения супругов в христианском браке. Брак в христианском смысле — просвещение и одновременно тайна. В нем происходит преображение человека, расширение его личности. В браке человек может видеть мир по-особому, через другую личность.

Эта полнота еще углубляется с возникновением из двоих, слитых вместе, третьего, их ребенка. Совершенная супружеская пара породит и совершенного ребенка, она и дальше будет развиваться по законам совершенства.

Через таинство Брака даруется благодать на воспитание детей, которой христианские супруги лишь содействуют. Ангелы-хранители, приданные младенцам от святого Крещения, тайно, но ощутимо содействуют родителям в воспитании детей, отвращая от них различные опасности.

Если в браке совершилось только внешнее соединение, а не победа каждого из двоих над своим эгоизмом и гордыней, то это отразится и на ребенке, повлечет неминуемое отчуждение его от родителей. В воспитании детей самое важное, чтобы они видели своих родителей живущими истинной духовной жизнью и светящимися любовью.

Человеческий индивидуализм, себялюбие создают в браке особые трудности. Преодолеть их можно только усилиями обоих супругов. Оба должны ежедневно созидать брак, борясь с суетными ежедневными страстями, подтачивающими его духовное основание — любовь. Единственный путь к этому согласно христианскому вероучению — углубление духовной жизни каждого, работа над собой. Самое страшное в браке — утрата любви, поэтому все мысли и усилия надо направить на сохранение любви и духовности.

Взаимоотношения супругов в христианском браке предполагают четкое осознание каждым своего места: жене следует смиренно занять второе место, мужу — взять на себя тяжесть и ответственность быть главой. При этом подчеркивается трудность, мученичество и блаженство этого пути.

В обсуждении взаимоотношений христианских супругов подчеркивается «немощь» женщины, которая состоит в подвластности собственным неуправляемым эмоциям.

Проблема распределения власти супругов во взаимоотношениях исключается: ни тот, ни другой из супругов не должны иметь в браке друг над другом абсолютной власти. Отмечается, что не всегда надо смиренно подчиняться такому властному насилию над волей другого.

Величайшая мудрость христианского брака — дать полную свободу тому, кого любишь, ибо земной брак — подобие Брака небесного — Христа и Церкви, в основе своей имеющего полную свободу.

Тайна счастья христианских супругов заключается в совместном исполнении воли Божией, соединяющей их души между собой и со Христом. Христианский брачный союз имеет глубочайшее духовное основание, которым не обладают ни телесная близость, ибо тело подвержено болезням и старению, ни жизнь чувств, переменчивая по своей природе, ни общие мирские интересы и деятельность, «ибо проходит образ мира сего».

Внутрисемейные отношения по Домострою.В российском религиозном мировоззрении корни язычества, «двоеверия» достаточно сильны. Возможно, поэтому православное христианство встало в борьбе между двумя языческими началами — женским и мужским — на сторону мужского, приводя семью к «нравственному» доминированию мужа над женой и детьми. В Домострое, например, много внимания отдано распределению ролей в семье и тому, как сделать, чтобы главное место в доме принадлежало не жене, а мужу.

Однако тот же Домострой предлагает «силовое» и языческое решение вопроса: «Любя же сына своего, увеличивай ему раны, и потом похвалишься им». Прямо реализация принципа «битие определяет сознание». «Воспитывай дитя в запретах и найдешь в нем покой и благословение; не улыбайся ему, играя...» (Домострой. Памятники литературы Древней Руси. Середина XVI в. М., 1985. С. 85-93).

Л. П. Найденова* проанализировала сферу «приватного» по Домострою, соотношение семейного пространства с публичным. Для русского зажиточного горожанина существовала сфера жизни, отличная от публичной. Более того, она имела зримую границу — высокий забор вокруг усадьбы. В такой усадьбе жило все семейное сообщество, включая домочадцев и слуг. По И. Е. Забелину «целостной личностью» в Домострое оказывается лишь хозяин, «государь» дома. Слуги, челядь входят в понятие «домочадцы». Именно по отношению к челяди в Домострое употребляется термин «семья». Статус женатого человека в Домострое выше, чем статус одинокого.

Термина «семья» в ее современной трактовке Домострой не знает. Он оперирует понятием «дом» как обозначением некоего единого хозяйственного и психологического целого, члены которого находятся в отношениях господства-подчинения, но равно необходимы для нормальной жизни домашнего организма.

Дом стремится оградить себя от вмешательства извне тем, что представляет себя окружающим наиболее благополучной своей стороной. Домашнее сообщество стремилось оградить себя от вмешательства сплетен и пересудов в свою домашнюю жизнь, которые были очень характерны для русских горожан.

Самое страшное наказание, известное автору Домостроя, — «от людей смех и осуждение», что свидетельствует о зависимости семьи от равного социального окружения, с одной стороны, и стремлении сохранить семейные отношения в тайне. Наказанием оказывается «позор» как «всеобщее обозрение».

Л. П. Найденова отмечает семейные удовольствия, которые присутствуют в Домострое. К ним отнесены: удовольствие от вкусной разнообразной еды, от хорошо сделанной вещи, от «устроя в доме», куда «как в рай войти», от почета и уважения со стороны соседей и «людей Знаемых».

Обязанность главы дома — забота о благосостоянии дома и воспитании, в том числе и духовном, его членов. Жена обязана сама заниматься рукоделием и знать всю домашнюю работу с тем, чтобы учить и контролировать слуг. Кроме того, она занимается воспитанием и обучением дочерей (обучение сыновей — обязанность отца). Все решения, связанные с «домовным строением», муж и жена принимают совместно. Они должны обсуждать семенные проблемы ежедневно и наедине.

Источником высокой оценки роли жены и матери в Домострое является представление о браке как христианском таинстве. Жена в Домострое является регулятором эмоциональных отношений в семье, она же отвечает за семейную благотворительность.

Домострой рекомендует жене «мужу уноровить», т. е. поступить сообразно с его желаниями и представлениями. Из текста следует, что в семейных отношениях осуждаются всякие «неподобные дела; блуд, сквернословие и срамословие, и клятва, и ярость, и гнев, и злопамятство...»

Любовь к детям в Домострое рассматривается как чувство вполне естественное, так же как и забота об их телесном благополучии, менее распространенной считается забота о духовном развитии чад. Однако по своему положению в семье они ближе к слугам, чем к родителям. Главная обязанность детей — любовь к родителям, полное послушание в детстве и юности и забота о них в старости. Избивающий родителей подлежит церковному отлучению и смертной казни.

Все человеческие поступки делятся на «доброе дело» и «злое дело». Среди добрых дел особенно чтутся «труды праведные». По Домострою, нормой оказывается умеренная достаточность как в имущественном, так и в эмоциональном планах.

Немалым образом характер межличностных отношений проявляется через рекомендации о наказаниях: бить следует за большую вину, наедине и потом «примолвить» и «пожалеть».

На наш взгляд, наиболее интересным для понимания национального характера семейных отношений является упоминание о зависимости от людского мнения. Вместе с тем, что при этом социальному окружению положено всегда демонстрировать семейное благополучие и строжайше запрещается разглашать семейные тайны, возникает представление о двойственности морали: «для себя» и «для людей». Домострой указывает средневековому человеку, что страшнее нет беды, чем «от людей смех и осуждение», впоследствии над русским человеком повиснет вопрос такого же рода: «Что станет говорить княгиня Марья Алексевна?», — возможна ли в таком контексте индивидуализация человека, можно ли хотя бы в перспективе, «выдавив из себя раба», стать свободным человеком, отвечающим за себя и добровольно, охотно принимающим на себя ответственность за свою семью. Или это неуничтожимо...

Воплощение идеальной модели православной семьи в русский быт имело свои особенности. У русских, как и у всех восточных славян, долгое время преобладала большая семья, объединявшая родственников по прямой и боковой линиям. Несколько брачных пар совместно владели имуществом и вели хозяйство. Среди семей различались «отцовские» и «братские». Первые включали деда, сынов, внуков, правнуков. Руководил семьей «большак», наиболее зрелый, опытный, трудоспособный мужчина, власть которого распространялась на всех членов семьи. Его советницей была «большуха», старшая женщина, которая вела домашнее хозяйство. Нужно отметить, что ее роль существенно изменилась по сравнению с XII — XIV веками, когда «большуха» имела реальную власть над мужчинами семьи. Положение остальных женщин было вовсе незавидным (достаточно сказать, что вдовы не наследовали имущество мужа).

Позже, в XVIII веке и к середине XIX века, в России начала преобладать индивидуальная семья из 2—3 поколений родственников по прямой линии. К XIX веку в российской культуре низших слоев утвердился тип малой семьи со структурой, соответствующей модели православной семьи: отец — сын — мать (В. П. Дружинин).

К концу XIX — началу XX века все сильнее давала себя знать патриархальность семейной модели. Она взрывалась как бы изнутри, ее распирало внутренними противоречиями, которые завершались тяжелыми семейными кризисами (вспомним, к примеру, Анну Каренину, Анну Сергеевну фон Дидериц, мадам Бовари — эти образы мировой литературы символизируют женщин, которые никак не могли вписаться в рамки традиционного патриархального брака).

Грядущие социальные перемены подготавливались не только в недрах экономики и производственных отношений — они подготавливались и в недрах брачных отношений. Прошло время. Резкие социальные перемены привели к гибели патриархальной семьи. Авторитарная власть мужчины пошла на убыль, сведясь к нулю в городе, уменьшившись в деревне. Современная семья утратила функции домашнего производства, из экономических функций сохранилась лишь организация быта, большинство семей состоит из супругов и детей (нуклеарная семья).

Социологи определяют нынешнее семейное главенство как «выполнение распорядительных, регулирующих функций, существенных для жизнедеятельности семьи». В чьих руках сосредоточиваются сейчас «регулирующие функции»? Согласно многочисленным исследованиям 80-х годов, своего рода министром семейных финансов в большинстве случаев является женщина. Она же организует семейное потребление. И главным педагогом, воспитателем в семье является женщина.

Структура власти не всегда совпадает с фактическим распределением семейных ролей между мужем и женой, мнение о главе определяет моральный характер отношений, но еще не их действенную суть.

Дети в семье. Рассматривая патриархальные семьи в различных странах и полушариях, исследователи отмечают, что отцы в этих семьях относятся к детям по-разному. Например, роль наказания, особенно физического, значительно выше в западных патриархальных семьях, чем в восточных. Связь с детьми варьируется от почти полного пренебрежения ими, как в традиционной мексиканской семье, до внимания и постоянной заботы — в германской. Однако во всех случаях отмечается одна общая черта: отец находится на недосягаемой высоте для ребенка, отношения строго вертикальны: отец — прежде всего авторитет, прообраз и олицетворение той власти, которой ребенок беспрекословно будет подчиняться, когда вырастет и сам станет отцом (Кочубей Б. И.).

Воспитание мальчика в христианской культуре — это в первую очередь формирование будущего отца, доминантного и несущего ответственность за семью (модель «божественной» семьи) или, реже, субдоминантного (Иосиф Обручник как идеал), но столь же ответственного (В. Н. Дружинин).

Идеальная модель христианской семьи включает в себя мать, отца и сына. При этом место дочери вообще не определено. Дочь в христианской культуре выступает заместительницей жены-матери. В. Н. Дружинин полагает, что в западно-христианской культуре дочь скорее может принимать роль «второй жены», которую в норме любят, лелеют. В православии девочка может быть «заместительницей» матери, в песнях, сказках она, как правило, всегда «вторая мама».

Развитие моделей семьи в истории народов, их культуре постепенно меняет основы детско-родительских отношений. Изучая особенности воспитания и взаимоотношений родителей и детей на протяжении истории, психоисторик Л. Демоз выделил 6 трансформаций в отношении к детству:

1) Инфантицидный стиль (с древности до IV в. н. э.), характеризуется массивными детоубийствами, насилием. (Инфантицид — детоубийство — стал считаться человекоубийством лишь в 374 г.)

2) Бросающий стиль (IV — XIII вв.), ребенок остается объектом агрессии, его часто сбывают с рук в монастырь, кормилице, в чужую семью.

3) Амбивалентный стиль (XIV — XVII вв.), ребенок еще не стал отдельной духовной личностью и полноправным членом семьи; ему отказывают в самостоятельности и индивидуальности, в воспитании преобладает «лепка» характера, при сопротивлении неподдающийся такой «лепке» подвергается избиениям.

4) Навязчивый стиль (XVIII в.), ребенок становится ближе родителям, но поведение и внутренний мир ребенка контролируются.

5) Социализирующий стиль (XIX — первая половина XX вв.), ребенок — объект воспитания и научения, основные усилия родителей направлены на тренировку воли и подготовку ребенка к самостоятельной жизни.

6) Помогающий стиль (с середины XX в. по настоящее время), родители стремятся обеспечить индивидуальное развитие ребенка, преобладает эмоциональный контакт и сочувствие.

Можно предполагать, что именно последний в наибольшей степени соответствует современной модели (моделям) семьи.

В 1954 г. профессорами Гарварда Б. и Дж. Уайтингами было проведено широкомасштабное (Филиппины, Индия, США, Мексика, Япония, Кения) исследование психологических особенностей детей, известное как «Проект 6 культур». Установлено, что дети в «сложных» обществах более зависимы, доминантны, агрессивны, менее заботливы, ответственны, чем дети «простых» обществ. Вместе с тем там, где господствует нуклеарная семья, дети более дружественны, менее авторитарны и агрессивны.


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Шнейдер Л. Б. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Шнейдер Л Б Данное учебное пособие составлено на основе курса лекции по психологии семейных... ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ СЕМЕЙНЫХ... ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК СТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ СЕМЬИ...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Семья и брак в истории общества: качественная и количественная эволюция семейных отношений

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Шнейдер Л. Б.
Психология семейных отношении, Курс лекции. — М.: Апрель-Пресс, Изд-вo ЭКСМО-Пресс, 2007, - 512 с. (Серия «Кафедра психологии»). Данное учебное пособие составлено на основе курса лекц

ОТ АВТОРА
  Функционирование человека как живого существа предполагает реализацию различных потребностей. Какие-то из них могут быть удовлетворены самостоятельно взрослым человеком, какие-то —

Постановка проблемы семейных отношений в современной психологии
  Множество тенденций, замеченных психологами в области межличностного взаимодействия и психологии семьи, множество теоретических предположений, порождающих спектр концептуальных моде

Социально-демографическая ситуация.
В 1997 г. в Волгодонске родилось 1506 человек, умерло — 1576, а в 1998 г. родилось 1457 человек, умерло — 1595. На каждую тысячу человек трудоспособного возраста приходится 532 пенсионера и ребенка

Разводимость.
Статистика разводов. 1995 г., г. Мирный, Якутия   Период Заключено браков Расторгнуто браков январь—декабрь

ПРОБЛЕМАТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ СЕМЬИ И СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ
  Приступая к изучению данной научной дисциплины или получая навыки практической работы с семьей, студент может столкнуться с некоторыми трудностями: 1. Представление о мисти

Экскурс в психологию семьи и семейных отношений от древности до наших дней
  Интерес к происхождению человечества способствовал развитию исторического взгляда на психологию семьи. Психология семейных отношений сложилась как наука, изучающая объективные закон

Проблематика значимых отношений в системе психологического знания
  Проблемы отношений со значимыми другими давно находятся в поле внимания психологов. А. А. Кроник и Е. А. Кроник описали последовательность изучения этой проблематики, которую примем

Представления о семье и изменениях, происходящих в ней и в общественном сознании
  Обычно в общественном сознании представления об истории семьи и развитии семенных отношений сводятся к набору простых закономерностей, суть которых такова: □ раньше с

Результаты исследования представлений об идеальной и конфликтной семье у подростков
  Полученные исследовательницей результаты по образу идеальной семьи в сознании подростков представляют три условные группы. Первую составили изображения, на которых структуру семьи м

Формы организации брачно-семейных отношений в историческом контексте
  Вступление в брак и создание семьи ныне настолько заурядное явление, что кажется, так было всегда. Европейский тип брачности возник более 300 лет назад, но история возникновения мон

Нетрадиционные (особые) семьи
  К настоящему времени появились такие семьи, описание которых в историческом контексте не соответствует традиционным представлениям. Американский психотерапевт В. Сатир называет таки

Тенденции развития альтернативных форм брачно-семейных отношений
  В настоящее время в цивилизованном обществе все больше людей предпочитает не вступать в брак в самом начале своих отношений или вовсе не оформлять официальных отношений, возрастает

Тенденции развития альтернативных форм брачно-семейных отношений в современном обществе
Традиционные брачно-семейные отношения Альтернативные формы брачно-семейных отношений 1.законные (юридически оформленные, фиксированные)

Различные категории современной семьи
  Спектр видов, форм и категорий современной семьи достаточно многообразен. Различные типы (категории) семей по-разному функционируют в тех или иных сферах семейных отношений. По-разн

Современная модель семьи, ее особенности
  Каждая культура (и ее субкультуры) порождает определенную нормативную модель семьи, точнее, группу моделей. Структура нормативной модели включает в себя элементы — нормативных члено

Психологически благополучная и неблагополучная современная семья
  Нельзя понять и оценить состояние и перспективы семьи, игнорируя кардинальные перемены, происходящие с этим социальным институтом на протяжении всего XX века (эмансипация детей от р

Психологическое здоровье современной семьи
  Психологическое здоровье семьи — это комплексный обобщенный показатель социально-психологической активности ее членов во внутрисемейных отношениях, в социальной среде и профессионал

Реализация индивидуальных потребностей в браке
  Если опираться па три самых общих подхода к семье, т. е. рассматривать ее как социальный институт, как малую группу и как систему взаимоотношении, можно заметить, что представления

Многообразие семейных функций
  Разные авторы, перечисляя функции семьи, называют их по-разному, однако выделяемая ими совокупность функций довольно схожа. И. В. Гребенников относит к функциям семьи репро

Традиционные и современные функции семьи
  Исследователи единодушны в том, что функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, динамику семейных изменений на разных исторических этапах. Современная сем

Семейные роли и внутрисемейная ролевая структура
  Природой и обществом каждый мужчина подготавливается к тому, чтобы стать мужем и отцом, а женщина — женой и матерью. В самом общем плане отношения между мужчиной и женщиной

Анализ деформаций семейного функционирования
  Вследствие различных обстоятельств могут происходить различные нарушения функций семьи. Существует множество факторов, которые могут способствовать подобным нарушениям: особенности

Динамика семейных отношений
  Перемены — это то, что присуще каждой семье. Семья — это единственная социальная группа, приспособившаяся к множеству сменяющих друг друга событии и таком небольшом жизненном простр

Периодизация семейной жизни
  Рассмотрение функций семьи и ее структуры показало, что семейные отношения не могут быть установлены сразу, что семья — не статичное образование, она развивается. Поэтому, обсуждая

Период ухаживания
  Человек — не уникальное из живых существ на планете. Раздвинем рамки человеческой семьи и выглянем за ее пределы. Как у животных, так и у человека имеют место ухаживание, спа

Молодая семья, ее задачи и особенности
  Говоря об этапе развития молодой семьи, следует более подробно остановиться на тех задачах, которые должны решать молодые супруги. Кроме того, необходимо проанализировать т

Пожилой человек и семья
  На современном этапе развития общества человечество сохраняет самое большое количество старых и пожилых людей по сравнению с предыдущими эпохами. Их численность превышает численност

Аттракция
  Наиболее подробно прояснение закономерностей возникновения, развития, стабилизации и распада эмоциональных отношений выполнено Л. Я. Гозманом в его работе «Психология эмоциональных

Механизмы возникновения симпатии
  В своем исследовании Л. Я. Гозман выделяет этапы развития эмоциональных отношений и их детерминанты. Приведем их характеристику. Первый этап эмоциональных отношений по Гозм

Феномен любви и ее типы
  Понятие «любовь» — одно из немногих слов, выражающих почти абсолютную абстракцию (наряду с «истиной», «богом» и др.). То, что в понятие «любовь» люди вкладывают разное значение, не

Источники и стили любви
  Психологи знают немногое о любви, «а то, что мы пишем о ней, — говорит З. Рабин, — создано лучшими поэтами и романистами». Такое понятие, как «любовь между мужчиной и женщиной», в д

Условия сохранения эмоциональных отношений
  Эмоциональные отношения не являются постоянными и неизменными, поэтому исследователи подчеркивают необходимость разумной организации взаимоотношений в браке. С. Д. Лаптенок

Причины отрицательного отношения к себе и к семейной жизни
  Дэвид Берне приводит причины отрицательного отношения к себе и жизни, которые являются «разрушителями» эмоциональных отношений. Наиболее распространенные среди них: 1. мышл

Профили брака, типы супружеских отношений и их детерминанты
  Когда Зевс и Гермес, облачившись в покровы смертных, странствовали по окраинам Вифинии, все двери города оказались запертыми, никто не пожелал приютить их. На склоне холма, возвышав

Адаптация супругов в семье
  Термин «адаптация» в широком смысле слова понимается как приспособление к окружающим условиям*. При этом особо выделяют социальную адаптацию как «интегративный показатель состояния

Семейные ссоры
  Семьи бывают разные: полные и неполные, благополучные и неблагополучные и др. В одних семьях обстановка спокойная и доброжелательная; в других семьях жизнь превращается в поток непр

Специфика супружеского конфликта
  В семье существуют силы сплочения, оказывающие сопротивление изменению структуры, и силы распада, толкающие к изменениям. Равновесие существует в том случае, если силы сплочения пре

Феномен «прощения» в психологии супружеских отношений
  «...Жестокость к своим родным — преступление, и неужели мы рождены, чтобы делать друг другу больно? Люди! Мы же люди!» Светлана, 14 лет, г. Омск. Накопление

Честь, прощение и примирение
  Прощение и честь. С такой дилеммой хотя бы раз в жизни сталкивается каждый человек. Конечно, если у него не совсем атрофировано чувство собственного достоинства или способность прощ

Искусство прощать и искусство принимать прощение
Процесс прощения. Единственное описание процесса прощения приводит Р. Энрайт. В его гипотезе описаны стадии продвижения к прощению, которые не являются жесткими, что позволяет вклю

ДЕТСКО-РОДИТЕлЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
  До рождения ребенка: психологическая характеристика пренатального периода. Факторы и условия психического риска для будущего ребенка. Материнство как психологический феномен. Семья

До рождения ребенка: психологическая характеристика пренатального периода
  В настоящее время пренатальный период психического развития только начинает изучаться. В семидесятые годы итальянский психоаналитик Сильвио Фанти обосновал существование еще одной с

Становление пренатального материнства
  А.Инстинкт материнства. Материнский инстинкт является основополагающим в жизни и направлен на вынашивание потомства, заботу о нем. Отцовский инстинкт менее устойчив

Беспроблемный рай» или «внутриутробная война»?
  Существует гипотеза, что, находясь в материнском лоне, «девять месяцев мы пребываем в ситуации любимых и желанных существ»* и испытываем полное блаженство. Грэхэм говорит так: «Мате

Факторы и условия психического риска для будущего ребенка
А. Стрессы матери во время беременности. Хотя природа предусмотрела систему многоступенчатой защиты беременной женщины и плода от влияния временных негативных факторов и у плода им

Материнство как психологический феномен
  Материнство — сложный феномен, имеющий физиологические механизмы, эволюционную историю, культурные и индивидуальные особенности. В каждой культуре есть целый институт материнства, к

Материнство: врожденное или приобретенное?
  Полемика вокруг проблемы «материнского инстинкта» разгорелась во второй половине XX столетия. Одни придерживались убеждения, что материнская привязанность подчиняется во многом тем

Формирование материнства
  Д. Винникот пишет, что способность женщины «быть достаточно хорошей матерью» формируется на основе ее опыта взаимодействия с собственной матерью, в игре, во взаимодействии с маленьк

Родительская семья
  Накопленные на сегодняшний день исследования свидетельствуют о том, что семья является первичным и необходимым условием формирования материнства. Зарубежные исследователи подчеркива

Взаимодействие с собственной матерью
  Этот этап начинается с внутриутробного периода развития и продолжается практически всю жизнь женщины. Наиболее значимым является младенческий и ранний возраст, так как этот п

Игровая деятельность
  Игровая деятельность интерпретируется в разных психологических подходах в зависимости от взглядов на роль игры в развитии личности (проигрывание личностных конфликтов в психоанализе

Няньчание
  В психологии отмечается важность для женщины опыта взаимодействия с младенцами в детском возрасте*. Результатом такого опыта является, помимо освоения некоторых навыков обращения с

Дифференциация мотивационных основ материнской и половой сфер
  При адекватной заполненности этапа няньчания впечатления от контакта с ребенком в тактильной сфере, которые по соматическому компоненту во многом совпадают с таковыми в половой, «за

Взаимодействие с собственным ребенком
  Этот этап является необыкновенно сложным для развития всех блоков материнской сферы. В нем можно выделить несколько самостоятельных периодов. Часть из них (беременность, роды, перио

Особенности развития материнства в современных условиях
  В наши дни материнство, занимая незначительное место в иерархии ценностей женщины, оттесняется иными ценностями: профессиональными, поиском материального благополучия и пр. Зарубежн

Семья как персональная микросреда развития ребенка
  Гармоничное развитие личности ребенка возможно при наличии здоровья, определяемого как состояние физического, психического и социального благополучия. Ключевым для воспитателей и пс

Характеристика психолого-педагогических факторов воспитания детей
  На всех этапах развития ребенка в семье как на него самого, так и на его родителей оказывают постоянное воздействие различные факторы социальной среды. Одни из них оздоровляют воспи

Семейная жизнь и воспитательные функции родителей
  Анализ условий для решения конкретной воспитательной задачи зачастую упрощается. Словно в природе существует определенный набор заклинаний или вербальных схем, имеющих лечебное свой

Специфика семейного воспитания: позитивное и негативное влияние семьи
  Семья для ребенка — это место рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть, — здоровый или больной, добрый

Влияние семьи на развитие ребенка
  Важность влияния семьи и семейных связей на становление и развитие личности ребенка стала очевидной. «Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют и могут, в определе

Проблемы детско-родительских отношений и благополучия ребенка в семье
  Ребенок в своем развитии проходит через определенные стадии, но и его родители, семья минуют один закономерный этап за другим, причем у каждого этапа свои специфические задачи, особ

Стадии психического развития ребенка и развитие идентичности
  Некоторые авторы (Э. Эриксон, Фреш) полагают, что природа возникновения внутренних конфликтов лежит в особенностях переживаний ребенком стадий созревания своего «Я». Так, неспособно

Дошкольник в семье
Рождение личности. Личность — это человеческая «самость», исключительность, выражаемая как в способностях, так и в нравственном облике человека. Именно личность имеет сложившееся мировозз

Одаренный ребенок в семье
  Сензитивный период для развития способностей наступает до того, как ребенок пойдет в школу, где им займутся специалисты, поэтому в период дошкольного и младшего школьного детства се

Ребенок в неполной и смешанной семье
  В. Сатир считает, что проблема неполной семьи в том, что ребенку трудно создать целостное представление о мужчинах и женщинах. Оставшемуся же родителю нетрудно создать у него негати

Мальчик в семье
  Актуальность темы «Роль отца и матери в жизни мальчика» особенно велика на рубеже веков. Стираются многие традиции, умирают стереотипы. Роль мужчины меняется вместе со временем. Для

Соперничество детей в семье
  В психологии семейных отношений много внимания уделяется взаимоотношениям супругов, воспитанию одного ребенка или взаимодействию в многодетных семьях, но исследователи обходят пробл

Психологические особенности старшего и младшего ребенка.
  Рассмотрим подход к данному вопросу таких психологов, как Дж. Джайнот, Б. Спок, Г. Т. Хоментаускас, Р. Ричардсон и др. В древности, когда общество жило по более суровым зак

Сексуальная символика русского фольклора
  Проблема отношения полов всегда была актуальна в сфере супружеских взаимоотношений. Разные авторы, размышляя на эту тему, акцентировались на разных ее сторонах: полоролевые стереоти

Проблема отношения полов
  Деловой мир, мир бизнеса, традиционно считавшийся мужским, активно и успешно осваивается женщинами. Создаются различные движения, учебные программы, печатаются публикации по проблем

Гендерные исследования
  Понятие «гендер» в психологии — это социально-биологическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям «мужчина» и «женщина». Так как «пол» является био

Понятие жизненного и сексуального сценария
  Понятие «жизненный сценарий» было введено в психологию известным американским психотерапевтом психоаналитического направления — Эриком Берном. Каждый человек еще в детстве,

Стадии психосексуального развития ребенка
  Сексуальные отношения являются неотъемлемой частью жизни человека. Благополучное сексуальное развитие есть основа построения «здоровой» интимной жизни. Формирование сексуальности на

Сексуальные расстройства
  В основу данного подхода положена трехфазовая модель сексуальных расстройств: расстройства, связанные с нарушением фазы возбуждения, такие как импотенция и подавленное женское возбу

ПОДГОТОВКА МОЛОДЕЖИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ
  Формирование установки на вступление в брак и деторождение. Предназначения семьи. Готовность к браку. Образовательно-операциональная подготовка. Коммуникативные умения, владение пси

Концепции и формы распада семейных отношений
  Семейные отношения возникли давно, и не случайно сложилось так, что в семье нужны и мать, и отец. Но, к сожалению, семейная жизнь — не всегда источник радостей, она не может всегда

Факторы, разрушающие брачно-семейные отношения
  В современной европейской семье психологически развод — это не просто распад брачных отношений, это дестабилизация всего жизненного уклада. Перечислим причины роста разводо

Стадии развода
  Развод — это смерть отношений, вызывающая самые разнообразные, но почти всегда болезненные чувства. Р. Кочюнас в книге «Основы психологического консультирования» для описания развод

Постразводная ситуация
К социально-психологическим последствиямразвода относят: □ снижение рождаемости; □ ухудшение условий семейного воспитания; □ падение производительности

Контрольные тесты для проверки знаний студентов
  Тестовые задания по курсу «Психология семейных отношений» могут быть использованы как в процессе учебной работы, так и для проведения итогового зачетного занятия. Тесты предназначен

Эволюция семьи в истории человеческого общества
Заполнить пробелы 1. Сфера ................. семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов, называется .................. 2. Пре

Жизненный цикл и основные подсистемы семьи
Заполнить пробелы 1. Периодизация ................ и ................ включает внесемейное положение, семью молодоженов, семью с маленькими детьми, семью с подростком, выход повзрослевших

Методы изучения семьи
Заполнить пробелы 1. Основные диагностические подходы к изучению семьи: ................... («модель Мак-Мастерса»),................ («трехосевая классификация проблемных семейс

Формирование супружеской пары
Заполнить пробелы 1. Влечение, которое мы испытываем к другим людям, чаще всего связано с такими внешними особенностями, как ......................................... с нами,....

Нравственно-психологические основы супружеских отношений. Специфика общения в семье
Заполнить пробелы 1. Понимание, сопереживание партнеру по общению, умение взглянуть на обстоятельства глазами собеседника, называется ...................... 2. Причиной

Психогигиена интимных отношений
Заполнить пробелы 1. По мнению Мастерса и Джонсона, в процессах, связанных с половым актом, можно выделить 4 фазы: ............. ............ .............. ............ .

Взаимоотношения поколений в семье
Заполнить пробелы 1. Семья — сложная система отношений, основанная на ............. или родственных связях, она объединяет не только ................ но и их детей,.............

Детско-родительские отношения в дошкольном возрасте
Заполнить пробелы 1. Дети, которым родители обеспечивают постоянную .............. и ................ контакты, развиваются................. 2. По Валлону, стадия жизни реб

Детско-родительские отношения в школьном возрасте
Заполнить пробелы 1. Как утверждает психосексуальная теория З. Фрейда, .........развитие происходит в соответствии со способом удовлетворения ......... через .......... зоны, специф

Супружеские конфликты, их причины и профилактика
Заполнить пробелы 1. Типовой причиной нарушения супружеских отношений является ........................... жены. 2. Умение понимать свои эмоции связано с развитием способно

Половой диморфизм
Заполнить пробелы 1. В России самый большой в мире разрыв между продолжительностью жизни мужчин и женщин, который составляет ………….. 2. По-видимому, у женщин творческие поте

Семинар 1. Предбрачные ожидания и степень их реализации-нереализации в семейной жизни
  — специфика предбрачных ожиданий в современной действительности; — влияние ожиданий на развитие чувств; — жизненные ценности супругов и формирование системы притяз

Семинар 2. Специфика общения в семье и профилактика супружеских конфликтов
  — открытость, диалогичность и экспрессивность семейных коммуникаций; — личностные свойства и позиции, наиболее значимые для межличностного общения; — распределение

Семинар 3. Психологическая коррекция дезорганизации семейных отношений
  — методы диагностики супружеских и детско-родительских отношений; — принципы оказания помощи семье и коррекционные стратегии; — этические требования в работе с сем

IV. ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ
  1. Эволюция брачно-семейных отношений в истории человеческого общества. 2. Тенденции развития семьи в современном мире. 3. Основные функции семьи и их характеристи

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги