Целостность памяти

То, что Фрейд называл просто бессознатель­ным, Юнг называет личным бессознательным (в отличие от коллективного бессознательно­го). Личное бессознательное достаточно значи­мо само по себе. Оно, по-видимому, включает в себя все впечатления нашей жизни независимо от того, попадали они в наше сознание или нет. Например, в настоящий момент я набираю сло­ва на компьютере. Знаю, что эти слова появ­ляются на м «ниторе. Обычно когда я пишу, это практически все, что воспринимаю. Мне не слышно гудения вентилятора в компьюте­ре (а оно достаточно громкое). Мне не слыш­но более тихого жужжания кондиционера где-то в отдалении. Я не отдаю себе отчета в том, как чувствует себя мое тело на стуле (до тех пор пока все оно не начинает болеть от долгого сидения). Я не вижу книги справа и слева от монитора или книжную стенку позади него. Словом, не испытываю большую часть из тех ощущений, которые меня постоянно одолевают.

Между тем все другие ощущения - звуки, запахи, изменения температуры - отмечаются моим телом и, по всей вероятности, все они ка­ким-то образом регистрируются. Психолог и гипнотерапевт Эрнест Лоуренс Росси подвел итог целому ряду различных исследований, которые убедительно свидетельствовали в пользу того, что наши воспоминания «зависят от состояния». Таким образом, мы не помним небольшие изолированные куски информации, мы запоминаем ту обстановку, в которой имело место какое-либо событие. Поэтому очень трудно запомнить событие в совершенно ином физиче­ском окружении. Однако возвратив тело и вооб­ражение в состояние, сходное с тем, в котором они находились, когда впервые произошло некое со­бытие, мы, как правило, можем восстановить его, как если бы оно происходило с нами сию минуту.

Роланд Фишер, профессор эксперимен­тальной психологии в медицинском кол­ледже университета штата Огайо, в ка­честве примера приводив миллионера из чаплинского фильма «Огни большого го­рода». В пьяном состоянии миллионер обожал маленького бродягу, который спас ему жизнь; протрезвев, он не мог его вспомнить.

М. Фергюсон

Как нам удается записать всю эту информа­цию, другой вопрос. В 40 е годы нейрофизиолог Карл Лэщли тщетно пытался найти «энграммы» — локализованные участки памяти. Он учил крыс какому-нибудь новому трюку, а затем удалял у них части мозга. Лэшли предполагал, что если уничтожить ту часть мозга, в которой находи­лась память, крысы не смогут больше выполнять этот трюк. Ему удалось уничтожить до 80/о мозга, но на способности крыс выполнять трю­ки это не сказалось.

Его молодой коллега Карл Прибрам натолк­нулся на возможный ответ несколькими годами позднее: он утверждал, что память записывает­ся по всему мозгу аналогично тому, как голо­грамма1 записывает трехмерное изображение на всем протяжении пленки.

Прибрам считает, что воспоминания о собы­тиях распределяются по нашему мозгу анало­гичным образом и мозг записывает событие во всей его целостности, т. е. весь комплекс ощу­щений, испытываемых нами в определенный мо­мент времени.

Я не собираюсь отрицать специализацию мозга. В коре головного мозга определенно есть участки, специализирующиеся в зрении, слухе и т. д. Но если разрушить участки, отвечающие за зрение, память об умении видеть все равно остается; задачи, прежде выполнявшиеся участ­ком-специалистом, передаются другим частям мозга. Вначале они могут быть не такими эф­фективными, как их предшественники, но по мере развития специализации будут совершен­ствоваться. Это все равно, что оторвать хвост ящерице — она отрастит новый.

Мы способны на это, поскольку не записыва­ем отдельных образов и звуков. Вместо этого фиксируем в совокупности все, что происходит в данный момент. По-видимому, мозг регистри­рует все и делает это непрерывно. Если какие-то участки мозга лучше справляются со зритель­ными стимулами, то позже эти участки будут гораздо более эффективно управлять зритель­ной памятью. Но это не значит, что «зритель­ные» части мозга не будут сохранять связанное с событием, визуальным или невизуальным. Более того, другие части мозга также зарегист­рируют событие, в том числе и его визуальные компоненты. И, разумеется, событие можно оп­ределить просто как временной отрезок.

Мы еще не вполне четко понимаем этот про­цесс, однако нейрофизиология быстро прогрес­сирует. Возможно, в моих комментариях допу­щены некоторые преувеличения, но они навер­няка более соответствуют реальной ситуации, чем любые из описаний памяти, которые мы изучали в школе.

Некоторые психологи пытались опре­делить различие между преднамеренным вспоминанием и распознаванием. В одном эксперименте испытуемым пять раз да­вали список из ста слов. Когда их про­сили вспомнить слова из списка, они были в состоянии воспроизвести только 30% из них. Когда же их просили распознать эти сто слов, смешанных с сотней не связанных с ними слов, результат на 96% был правильным. Возможно, что в более подходящих экспериментальных услови­ях испытуемые смогли бы добиться и более высокого результата, даже сто­процентного.

...Было также продемонстрировано, что зрительная память в значительной мере превосходит вербальную. Из деся­ти тысяч изображений, предложенных испытуемым, они распознали 99,6%. Как сказал один исследователь: «Распозна­вание изображений совершенно по своей сути.

П. Рассел

Как будет видно в дальнейшем, разум не ог­раничивается мозгом. Представляется малове­роятным, что коллективное бессознательное ка­ким-то образом хранится в мозге каждого инди­вида. Гораздо вероятнее, что мозг по большей части является средством коммуникации, а не запоминающим устройством.