Архетипы развития

Невозможно определить, сколько существует архетипов. По-видимому, имеются архетипы для каждого индивида, места, объекта или ситуации, которые оказывали эмоциональное воздействие на большое число людей в течение длительно­го периода времени.

Если существует так много архетипов, то они должны иметь иерархические уровни. Таким образом, архетип матери должен содержаться ь архетипе женского. Но архетип женского дол­жен также включать в себя архетип жены, сест­ры, любовницы и т. д. Архетипы матери, жены, сестры и любовницы будут пересекаться в точ­ке, где каждый из них был частью женского. Однако архетип матери будет также пересекать­ся с архетипом отца в точке, где каждый из них был частью архетипа родителя. Иначе говоря, у архетипов нет четких границ; каждый архетип сливается с другим на их граница

С точно таком же ситуацией мы сталкиваемся в нашем опыте, собранном об окружающем мире. Утки, цыплята, страусы - это птицы; пти­цы и млекопитающие принадлежат к позвоноч­ным и т. д. Необходимо и полезно иметь какую-то систему классификации. Но сам мир не раз­деляется на категории; создаем категории мы — /поди, чтобы разобраться в сложном строении мира. Архетипы также не поддаются категори­зации, но они столь же полезны для людей.

Юнг мог посвятить остаток жизни сбору и классификации архетипов, но пришел к откры­тию архетипов коллективного бессознательно­го, потому что стремился исцелять больных. Следовательно, он больше всего был заинтере­сован в открытии архетипов, лежащих в основе процесса внутреннего исцеления и роста, кото­рый назвал индивидуацией.

Соответственно из множества архетипов, с которыми мы сталкиваемся - увиденными во сне ИЛИ спроецированными на реальный мир, - Юнг особенно выделял три, поскольку считал, что они последовательно отражают ступени процесса индивидуации:

1) Тень — архетип, олицетворяющий все те личные черты, которые отрицались или и курировались, обычно в виде фигуры того же пола, что и у человека, видящего сон.

2) Аиима/Анимус - архетип, связыва­ющий пас с безличным коллективным бессознательным. Обычно представлен фигурой противоположного пола.

3) Самость — архетип целостности и трансцендвитальности, выступаю­щий иногда в образе старого мудреца или старой мудрой женщины (но вре­менами принимающей самые различные формы — человека, животного или не­коей абстракции).

В других книгах я называл эти три архети­па «архетипами развития», поскольку каждый из них соответствует определенной стадии психологического развития и встречается на своем, более глубоком уровне души. Мы под­робно рассмотрим эти стадии в последующих главах. Однако вначале исследуем предмет, который всех нас зачаровывает, — сновидения!