Почему мы видим сны?

Давайте подведем итог тому, что мы узнали о сновидениях до настоящего момента. За един­ственным исключением, все млекопитающие проходят через «быстрый» сон, следовательно, видят сны. Птицы тоже видят сны, хотя и не так часто, как млекопитающие. Рептилии, похоже, иногда видят сны, однако это явление нельзя на­звать распространенным. Люди и прочие живот­ные, насильно лишаемые сна, теряют ориентацию и в конце концов проявляют признаки психи­ческих расстройств.

Вспомните триединую модель мозга Пола Маклина, о которой мы говорили в предыдущей главе. Маклин показывает, что человеческий мозг содержит подмозг, подобный мозгу репти­лий, второй подмозг на уровне развития млеко­питающих и, наконец, третий подмозг, общий для всех без исключения прочих приматов. Далее, мозг рептилий появился в то время, когда виды стали достаточно сложными, чтобы иметь дело с инстинктивными поведенческими моделями, такими как соблюдение принципа территори­альности, ритуалы и зарождение социальных иерархий. Мозг млекопитающих «вышел на сцену», когда возникла потребность привлече­ния внутреннего механизма для управления социальной ориентацией и взаимосвязями. И, наконец, мозг приматов появился, когда пона­добились более сложные мозговые функции, чтобы «справляться» с развившейся визуаль­ной ориентацией и зачатками речи.

На основании сказанного представляется ве­роятным, что сновидения являются одним из ме­ханизмов управления постоянно усложняющим­ся социальным поведением. Надо думать, древ­ние протосны рептилий, живших примерно 150-250 миллионов лет назад, вероятно, были такими же хладнокровными и бесчувственными, как эти животные. Богатый эмоциональный пей­заж, который мы отождествляем со сновидениями, возник скорее всего с появлением млекопитаю­щих - 10-20 миллионов лет назад; сновидения млекопитающих были значительно теснее связа­ны со сложными социальными и эмоциональны­ми проблемами. И наконец, у приматов, особенно людей, сновидения стали более образными (визуальными), в них появилась речь, пусть самая примитивная — быть может, язык символов.

Еели картина соответствует истине, неизбежно возникает вопрос: «Какую цель выполняют сновидения и насколько они способны помочь людям понять сложные поведенческие модели?» В своей книге «Возвращенное сознание» Ни­колас Хамфри, психолог-аналитик, специализи­рующийся на изучении поведения животных, предлагает вариант ответа. Он начинает с цен­трального свойства сновидений, которое слиш­ком часто игнорируется, - опыт, получаемый нами в сновидениях, так же реален, как тот, что мы получаем в повседневной жизни! На самом деле, сновидения протекают в фантасмагориче­ских условиях, когда перестают действовать все дневные законы кроме одного: за некоторым исключением сновидения возбуждают в нас те же самые чувства счастья, печали, страха, влече­ния, голода, жажды, ликования, благоговения, какие мы испытываем в реальной жизни.

Другими словами, сновидения основаны не на физической, но на эмоциональной точности. Только потом, при трезвом свете дня, мы пытаем­ся утверждать, что наши сны лишены смысла. Пока мы их видим, они даже чересчур реальны — это подтвердит любой, кто когда-либо просыпал­ся в холодном поту после ночного кошмара. Это свойство сновидений хорошо согласуется с их эволюционным развитием, о котором мы говори­ли выше, ~ тем, что первыми настоящие сны ста­ли видеть только млекопитающие и мозг млеко­питающего «отвечает» у нас за эмоции.

Мы учимся в основном на собственных ошиб­ках Поскольку каждый ощущает свои сновидения как реальность, подчеркивал Хамфри, то необ­ходимо учиться на сновидениях так же, как извлекать уроки из повседневного жизненного опыта. Он утверждает, что сновидения предос­тавляют нам возможность испробовать ту или иную модель поведения заранее, чтобы когда возникнет необходимость в такой новой пове­денческой модели, она была уже знакома. По­скольку дети испытывают большую необходи­мость в освоении будущих поведенческих мо­делей, они должны больше времени проводить во сне и видеть больше сновидений, чем взрос­лые. И действительно, у всех видов животных новорожденные видят больше снов, чем взрослые особи; у новорожденного человеческого младен­ца «быстрый» сон составляет примерно восемь часов в сутки, то есть в четыре-пять раз больше, чем у взрослого человека. Похоже на то, что младенцы вступают в реальную жизнь через сновидения. Хамфри предлагает четыре кате­гории, на которые могут быть поделены детские сновидения и извлекаемый из них опыт:

1) Опыт, который детям еще не знаком, в особенности тот, который от­дельные индивиды не в состоянии при­обрести иным путем.

2) Опыт, о котором младенцы не смогут получить информацию в реальной жизни до тех пор, пока не станут старше.

3) Реальный опыт других людей свиде­телями которого становятся дети и который является характерным для конкретного сообщества.

4) Опыт, характерный для всех живых существ в целом (независимо от того, будет ли у младенцев возможность по­лучить его в реальности или нет).

Составляя перечень, Хамфри делает упор только на тот опыт, которого у младенца еще не было в действительности. Однако по мере того, как ребенок растет и развивается, растет и не­обходимость включения реального жизненно­го опыта в обучающий процесс сновидений. Соответственно, я бы предложил пополнить указанный выше перечень еще по меньшей мере двумя категориями:

5) Удачный опыт из повседневной жизни.

6) Не слишком удачный опыт из повсе­дневной жизни.

В первом случае наши сновидения могут повторяться и даже становиться совершеннее на базе наших реальных действий, дабы в будущем мы мог ни воспользоваться ими с большим успехом. Во втором случае во сне мы можем совершать альтернативные действия в таких же обстоятельствах до тех пор, пока какое то из них не приведет нас к успеху. Опыт сновидений всех шести указанных типов способен помочь не только детям, но и всем нам усовершенствовать и далее расширить свой «репертуар» инстинк­тивных поведенческих моделей, доступных нам С рождения, а также освоить новые модели по­ведения, которым мы учимся в течение жизни. Если теория Хамфри верна, это означает, что сновидения должны оставлять фактические «сле­ды» в структуре нашего мозга, чтобы в случае необходимости мы могли подключить опыт сновидений к своей повседневной жизни, подобно тому, как срабатывают в нужный момент наши инстин­кты. В книге «Сновидения и развитие личнос­ти» психолог Эрнест Лоуренс Росси суммирует данные исследований в поддержку схожей точки :фения, конкретно, точки зрения Мишеля Жюве:

В 1975 году французский нейрофизио­лог Мишель Жюве теоретически обосно­вал, что сновидения (которые он опре­делил как «парадоксальный сон») задей­ствуют генетические программы,., слу­жащие для реорганизации мозга. Его обширные исследования, проведенные на кошках, подтверждают эту теорию.

Э. Л. Росси

Животные, развитые менее чем рептилии, действуют почти полностью на основании ин­стинктов. Запрограммированное поведение подходит практически к любой ситуации. Но закрепленные поведенческие модели не очень хорошо приспособлены к переменам; животно­му индивидууму требуется большая свобода поведения. Поэтому рептилии эволюциониро­вали, в результате чего возникла новая репти­лия-одиночка с более широким спектром воз­можных поведенческих моделей, чем те, что были заложены в нее при рождении. Следовательно,., для этого примитивные сновидения должны были тесно переплестись с более сложным со­знанием, что позволило индивидуальной особи адаптироваться к окружающим условиям.

При такой точке зрения сновидения явля­ются центральной частью целостной системы сознания, а не какой-то рудиментарной анома­лией. Во сне можно «опробовать» огромное множество будущих поведенческих моделей. Логически незавершенные сновидения будут повторяться со всевозможными вариациями до тех пор, пока проблема не будет решена. Сно­видения, имевшие неудовлетворительный конец, будут повторяться реже, чем сны, имевшие удач­ное завершение. Любые вариации сновидений, увенчавшихся успехом, будут, вероятнее всего, повторяться время от времени.

В этом свете сложная социальная и эмоцио­нальная жизнь млекопитающих может представ­ляться как отражение повышенной усложненно­сти и их сознания и их сновидений. Дело не в том, что явилось причиной, а что следствием, скорее здесь имеет место обоюдное влияние: повышенная сложность сознания и сновидений, приводящая к повышению сложности поведе­ния, которая, в свою очередь, приводит к даль­нейшему усложнению сознания и сновидений, и так до бесконечности.

Ранее в этой главе я выдвигал предположе­ние, что с возникновением неокортекса эмоци­ональная сложность сновидений, доступная млекопитающим, способна перейти на более высокую качественную ступень. Сновидения приматов должны были стать гораздо более «совершенными» в плане моделирования си­туаций реального мира, особенно визуальной реальности. Они могли бы положить начало отражению размышлений по поводу опыта, а не просто непосредственного опыта. И нако­нец, подобно сознанию приматов, в сновидени­ях должен был появиться примитивный язык, возможно, язык символов. По мере совершен­ствования неокортекса у людей всем этим ха­рактеристикам надлежало соответствующим образом развиться в их сновидениях. Без со­мнения, именно это и наблюдается в наших сновидениях:

поразительный визуальный ландшафт, превосходящий по качеству тот, кото­рый мы видим в дневное время, посколь­ку во сне может появиться любой образ или цвет, необходимый для создания эмоциональной картины, которую жела­ет «выстроить» сновидение;

все уровни отражений: от сновиде­ний, в которых человек, видящий сон, не­посредственно не присутствует, а вы­ступает в роли стороннего наблюдате­ля, до сновидений, во всех событиях ко­торых сновидец принимает самое непо­средственное и глубокое участие; даже до столь ясных сновидений, когда люди осознают, что видят сон, и могут даже каким-то образом изменить свое снови­дение, продолжая при этом спать и пре­бывать в сновидениях;

язык символов, настолько хорошо раз­витый, что поддается успешной интер­претации на любом из целого ряда уров­ней, начиная от редукционистского под­хода Фрейда и кончая расширением юнговского анализа сновидений, вплоть до применения разнообразных эклектиче­ских методов, которые в настоящее вре­мя используются различными школами ин­терпретации сновидений. Самым привле­кательным является то, что какой под­ход к анализу сновидений ни избери, он непременно окажется «золотоносным»,

Другими словами, характеристики человече­ских сновидений точно соответствуют тому, чего можно было бы ожидать на основании изуче­ния истории развития мозга. В свете этой истории утверждение Юнга о том, что в сновидени­ях мы можем получать доступ к информации накопленной не в течение нашей жизни, а в течение существования всего нашего вида, уже не представляется так уж «притянутым за уши». Его модель сознательного и бессознательного, взаимодействующих в сновидениях, выступает как разумное описание реальности, отвечающее современным научным данным.

В соответствии с вышесказанным, могу до­бавить, что пиетет, с которым Юнг относится к сновидениям, не нуждается в дальнейшей защи­те. И потому без всяких угрызений совести посвящаю заключительную часть этой главы обсуждению практической значимости сновиде­ний. Мой рассказ лишь слегка затронет тему работы над сновидениями, но я надеюсь, что смогу по крайней мере вдохновить читателей на то, чтобы они обратили более пристальное внима­ние на свои сновидения.