Сновидения и сознание

Поступки не нуждались е том, чтобы их изобрели, они просто совершались. Мысли, напротив, являются относительно недавним изобретением... Сначала [че­ловека] подвигали на поступки бессоз­нательные факторы, и только спустя много времени человек начал размыш­лять над причинами, которые двигали им; затем потребовалось достаточно дли­тельное время, прежде чем человек при­шел к абсурдному выводу о том, что он подвигает на поступки сам себя - чело­веческий ум был не в состоянии разгля­деть иные мотивирующие факторы, по­мимо личных.

К. Юнг

Как мы могли убедиться, сознание представ­ляет собой совсем недавнее явление. В течение миллионов лет животные и люди «ухитрялись» рождаться, проживать жизнь и умирать без пол­ного осознания самих себя, что и считается со­знанием. Мы способны чувствовать радость и грусть, надежду и страх, не осознавая, что испы­тываем эмоции. Отсутствие сознания не пре­вращает нас в роботов, действующих исключи­тельно по заданной схеме; динамика бессозна­тельного гораздо сложнее любой схемы.

Несмотря на то, что архетипы, необходимые для нашего развития, уже заложены в нас с рож­дения, трудно найти двух людей (или, иначе, животных), у которых наследственные поведен­ческие модели и образы проявлялись бы совер­шенно одинаково. Хотя в основании поведения лежат бессознательные силы, в жизни перед нами открываются многочисленные возмож­ности выбора (правда, мы часто не осознаем, что у нас имеется выбор). Тем не менее вер­но и то, что сознание определенно привносит что-то новое в правила игры, которая называ­ется жизнью.

Причина существования сознания и стремления к его расширению и углубле­нию очень проста: отсутствие сознания осложняет жизнь. В этом и заключает­ся очевидная причина того, почему ма­тушка Природа соблаговолила наделить нас сознанием, которое является самым чудесным из всех ее чудес.

К. Юнг

Является сознание высшим достижением природы или нет, несомненно одно — это новей­шее ее достижение. Никто не относился к со­знанию и героическим попыткам индивидов по­высить уровень сознания с таким уважением, как Юнг. Процесс индивидуации, который тщатель­но изучался Юнгом и каждый аспект которого будет обсуждаться в этой книге, представляет собой расширение сознания. Но любое созна­ние возникает из бессознательного, которое в конечном счете является матерью всего сущего. Сновидения же располагаются на магической границе сознания и бессознательного.

Таким образом, основные изменения нашей жизни символически отражаются как в зерка­ле в сновидениях задолго до их появления в реальной жизни. Иногда это становится ясно только впоследствии, когда мы получаем возмож­ность проанализировать длинный ряд сновиде­ний. Часто в период, непосредственно предше­ствующий коренному перелому в жизни чело­века, ему может явиться единичное сновидение, где в символической форме представлен весь ход последующего развития. Сновидение на­столько исполнено смысла, что невозможно до конца понять его, когда оно появляется первый раз. Позже человек может увидеть «вспомога­тельные» сны, указывающие отдельные направ­ления, по которым могут идти предстоящие перемены. Постепенно, но неизбежно возника­ют сновидения, по мере того как проясняется сознание. Любой сознательный сдвиг, любое сознательное сопротивление могут сопровож­даться циклом сновидений: «Во сне мы создаем мир, который создает нас» (Р. Гроссингер).

Поскольку между сознанием и бессознатель­ным существует непрерывная динамическая взаимосвязь, вполне естественно, что они взаи­модействуют друг с другом. Если наше созна­тельное отношение становится явно «нездо­ровым», с точки зрения всего организма, бес­сознательное компенсирует этот недостаток. Возьмем физиологию: когда организм обнару­живает нехватку чего-то в пищевом рационе, мы ощущаем потребность съесть пищу, содержащую недостающий химический элемент. Конечно, при современных темпах жизни, когда многие в течение дня перехватывают на ходу бутерб­роды или иную «быструю еду» из закусочных, мы не так явно ощущаем сигналы, подаваемые нашим организмом, если бы были ближе к при­роде. Однако у каждого из нас в какие-то мо­менты жизни возникал внезапный «голод» на продукты, нетипичные для нашего стола — на­пример человеку, который не любит овощей и обычно отказывается от них, вдруг страшно хочется съесть какой-то определенный овощ.

Такой процесс может происходить не толь­ко в организме, но и душе. Наша душа трудится гак же постоянно, как и тело, стремящееся к сохранению здоровья и целостности организ­ма. Подобным образом Юнг полагал, что основ­ная функция сновидений состоит в бессозна­тельной компенсации наших неверных созна­тельных представлений. Конечно, это относит­ся к сновидениям взрослых людей, поскольку пока сознание не разовьется до определенного уровня, никакой необходимости в компенсации не наблюдается, так как младенцу еще нечего компенсировать. Таким образом, точка зрения Юнга скорее дополняет точку зрения Хамфри, представленную в начале главы, чем вступает с ней в противоречие. ¥ маленьких детей сновидения преимущественно являются «игровой площадкой», на которой как бы примеряются к жизненным ситуациям будущие модели пове­дения и типы отношений. Что касается взрос­лых, то для них сновидения также являются школой, в которой они усваивают соответству­ющие поведенческие модели и избавляются от моделей, не принесших успеха. По мере взрос­ления мы все меньше нуждаемся в изучении бу­дущих моделей поведения и все больше - в бо­лее полном развитии своего потенциала.

В этом плане существуют три воз­можности. Если сознательное отноше­ние к жизненной ситуации оказывается в значительной степени односторонним, сновидения «становятся на противопо­ложную точку зрения». Если сознание занимает позицию, близкую к «средин­ной», в сновидениях «проигрываются» варианты. Если же наше сознательное отношение «верно» (адекватно), тогда ситуация в сновидении совпадает с ним и закрепляет эту тенденцию, не лишая ее при этом самостоятельности.

К. Юнг

К примеру, если человек стал чересчур за­носчивым, чересчур самоуверенным, если счи­тает, что «поймал удачу за хвост», ему может присниться, что его настигли возмездие, кара, он понес какое-то наказание. Если вы кого-то не­дооцениваете, презираемый вами человек может предстать в ваших сновидениях в возвеличен­ном виде, даже в образе Бога. Но, к сожалению, не всегда все выражено так очевидно и ясно. Наши сознательные отношения скорее пред­ставляют страшную мешанину - некоторые отношения попадают точно «в десятку», а неко­торые совершенно не соответствуют истине. Жизнь тоже не стоит на месте: то, что соответ­ствовало обстоятельствам в прошлом, в настоя­щем может оказаться неадекватным. И наконец, немного найдется таких ситуаций, которые не требовали бы от нас умения удерживать в голо­ве обе стороны вопроса, чтобы справедливо оце­нивать ситуацию. Жизнь - не простая штука.