Работа над собственными сновидениями

Скептицизм и критика ни в коей мере не подвигли меня пока на то, чтобы рассматривать сновидения как ничего не значащие случайные явления. Довольно часто сны кажутся нам лишенными смысла, однако, очевидно, именно нам не­достает ума и способности прочитать эти таинственные послания...

К. Юнг

Относитесь с уважением к своим снам. Го­раздо лучше записывать сновидения и вспоми­нать их, чем пытаться понять, что они означают. Сновидения настолько исполнены смысла, что вряд ли возможно полностью исчерпать значе­ние хотя бы одного из них. Это является неиз­бежным результатом того, что они приходят к нам из области бессознательного. Любое сно­видение предоставляет нам материал, который мы способны реально осознать, материал на гра­ни сознательного, а также материал, настолько далекий от нашего сознания, что можно так никогда и не понять, почему он присутствует в сновидении.

Любой человек или объект из сновидения может либо представлять собой реального че­ловека или объект, либо использоваться как символ некоего качества, присущего вашей собственной личности. Но, как правило, в работе над сновидениями лучше придержи­ваться второго допущения, так как сны обыч­но говорят символами. После того как вы про­анализируете достаточное количество снови­дений, то сможете почувствовать, когда сно­видения выражаются в символах, а когда пе­редают прямое сообщение.

Выделите людей и объекты, присутствующие в ваших сновидениях, и рассмотрите их как символы. Скажем, подумайте обо всем, что вы связываете с конкретным человеком или объек­том. Сначала попытайтесь определить, какие ассоциации имеют для вас наибольшее значение, однако не игнорируйте ни одну из них. Ведь вы не пытаетесь «редуцировать» сновидение, т. е. вести его к единственному объяснению, скорее наоборот, стараетесь «амплифицировать» снови­дение в такой степени, чтобы вызвать резонанс в душе. Помните о том, что настоящие сны начали видеть только наши предки-млекопитающие и сновидения уходят корнями в эмоции. Следовательно, вам стоит довериться своим эмоциям в выборе правильного пути. Не давайте рациональ­ному рассудку заставить вас принять решение, с которым не согласны ваши чувства.

Полезно иметь под рукой хороший словарь, способный помочь вам узнать этимологию сло­на, означающего объект или действие, увиден­ные нами во сне. Здесь нет никакого противо­речии с тем, что я говорил о необходимости Поверяться чувствам, а не рассудку в толкова­нии сновидений: вы ищете не единственное Возможное определение для символа из вашего сновидения, а наблюдаете процесс исторического развития такого символа. Слова - это подлинные символы, имеющие целую историю, которая заключена в них самих. Если вам это кажется странным, поработайте немного со словом и вы увидите, что нередко оно способно «осветить» сновидение, казавшееся прежде совершенно необъяснимым.

Сон увиденный впервые у может показаться несерьезным и банальным. Второй раз вы можете увидеть этот же сон через месяц или сорок лет спустя. С экзистен­циалистской точки зрения, это одно и то же сновидение... С течением времени сновидение может в конце концов сокра­титься до единственного знака, образо­вать пустоту между сновидцем и полу­скрытой формой, лицом, связанным со звуком, а затем кануть во тьму. Такое сновидение практически невозможно рас­шифровать; это иероглиф.

Р. Громссингер

По той же причине, что символы составляют язык снов, сновидения часто передают сообще­ния с помощью игры слов. К примеру, доктор Генри Рид, пионер в области исследования сно­видений, однажды осуществил анализ сновидений, в которых люди видели обувь - туфли, ботинки, сандалии и т. п. Он обнаружил, что подобные сновидения чаще всего являются людям в их критические, переломные жизненные моменты, когда от человека требуется, чтобы он пересмот­рел свою «точку опоры», т. е. позицию, мировоз­зрение. Получается, что наши ботинки (туфли, башмаки) есть то, на чем мы стоим, что держит нас на земле, следовательно, наша «точка опоры». Если это объяснение звучит для вас как нелепый ка­ламбур, вспомните его, когда нам приснится обувь.

Возьмем другой пример (просто пример — не надо думать, что любой символ, присутствующий В сновидениях, имеет готовое объяснение): обыч­ный мотив сновидений, когда вы обнаруживаете, что на вас нет одежды. Поиграйте словами. Вы голый, обнаженный, открытый. Ага, вот тут то и может «прозвенеть звоночек». Возможно, вы были слишком откровенны и ощущаете себя «незащищенным» перед жизнью. Но, несомнен­но, все связанное с ситуацией прибавляет ей значимости. Вы видели себя без одежды в оди­ночестве? В окружении людей? Ощущали ли вы во сие неловкость? Или вам было спокойно и комфортно в этой ситуации?

Одному пациенту как-то раз приснилось, что ОН на чужой планете выкапывает из земли репу. Пока мы обсуждали его сновидение, ему вдруг стало понятно, что здесь игра слов и «turnips» (perta) перекликается с «turn-ups» (неожиданный, счастливый случай, успех; глагол to turn up Означает «подниматься»), таким образом, во сне мой пациент поднимался с земли бессознатель­ного. Каламбуры так часто присутствуют в сновидениях, что важно постоянно их искать и разгадывать. Однако у каждого человека существует собственный, личный словарь сновиде­ний и у разных людей во сне могут встречаться разные каламбуры, у кого чаще, у кого - реже.

Вспомните об открытии Юнга: сновидения часто повторяют мифологические темы. Если какой-либо элемент вашего сновидения вызывает у вас воспоминания о мифе (или сказочном сюжете) перечитайте этот миф и подумайте, не поможет ли он прояснить сновидение. Иногда сюжет сновидения совершенно очевидно похож на конкретный миф. В таких случаях полезно тщательно сравнить сновидение с мифом, что­бы понять, чем отличается ваш личный вариант от известного мифологического сюжета. Миф укажет общую проблему, с которой вы столкну­лись. Личные отклонения от сюжетной линии скажут многое о том, как преломляется пробле­ма именно в вашем конкретном случае.

Прославленный семейный доктор Карл Уитейкер использовал эту функцию бессозна­тельного в работе с новыми пациентами. Один из его любимых приемов заключался в следу­ющем: в чьем-нибудь семейном кругу он рас­сказывал всем домочадцам «перекроенные» сказки. Сначала членам семьи казалось, что они слушают всем известную историю, но каким-то образом сказка в изложении Уитейкера все более и более начинала отходить от традици­онного сюжета, сказочные события изменялись. Уитейкер доверял выбор подходящей сказки и ее переосмысление своему бессознательному. В конце концов всегда выходило так, что он рас­сказывал историю о той семье, членов которой лечил, хотя сходство глубоко вуалировалось с помощью метафор и члены семьи ощущали не сознательное, а скорее бессознательное воздей­ствие на них сказки доктора.

Если вы чувствуете, что сновидение было значимым, доверяйте своим ощущениям; когда сновидение представляется важным, обычно так оно и есть. Однако бывает наоборот. Иногда очень важное сновидение может показаться неважным, потому что вам пока не хочется смот­реть в лицо той проблеме, которая затрагивает­ся в сновидении. В таких случаях дайте себе передышку и не старайтесь заниматься подоб­ными вопросами, если не хочется. Однако по мните, что вам может прийти в голову «пере­смотреть» уже имевшие место сны некоторое время спустя. И когда начнете анализировать прошлые сновидения, то будете потрясены зна­чением снов, казавшихся столь безобидными. К примеру, один врач-терапевт, открывший для себя психологию Юнга, стал «истинно ве­рующим», как и многие другие обращенные в «новую веру». Однажды он увидел себя во сне торговцем, продающим фундаменталистские психоаналитические произведения. Не правда ли, лучшей иллюстрации искаженного сознательного отношения нельзя и придумать? Од­нако в то время, когда врач видел сон, он не имел ни малейшего представления, что означа­ет пот образ.

Постарайтесь почувствовать связь с вашим сновидением какими-нибудь необычными спосо­бами. Можно закрыть глаза и попробовать вернуться в сон. Если попытка увенчалась успехом, вернитесь в ту часть сновидения, которая привела вас в замешательство, и продолжите его. Этот базовый метод, впервые разработанный Юнгом

(по крайней мере, в современном западном мире), сам Юнг назвал активной имагинацией. Термин представляется единственно подходя­щим, потому что, к сожалению, большинство из нас приучено отвергать фантазии, сны наяву, воображение как пустое. Идея того, что вообра­жение и фантазии могут быть активными, со­вершенно чужда современному западному об­разу мысли.

Метод может иметь множество вариаций; попытайтесь, к примеру, разговориться с людь­ми или предметами из вашего сновидения. Для этого существует хороший способ «два стула», предложенный впервые Фрицем Перлзом, ос­нователем гештальт-терапии. Поставьте два стула друг против друга, затем сядьте на один стул и вообразите, что на втором стуле сидит человек (или объект) из вашего сновидения. Говорите этому человеку все, что приходит вам в голову. Затем пересядьте на второй стул и представьте себя в роли этого другого человека (или объекта). Отвечайте сами себе. Продол­жайте диалог, пересаживаясь с одного стула на другой. Вы увидите, что это гораздо легче, чем вы себе представляли. Если вы воспользуетесь этим методом, попытайтесь записать свой диа­лог на магнитофон, а позже - в свой журнал.

Или без всякого магнитофона запишите свой диалог на бумаге. Сначала необходимо расслабить­ся. Если вы знакомы с медитацией, помедитируйте несколько минут, чтобы сконцентрироваться.

Если раньше не занимались медитацией, проде­лайте следующее. Это не сложно. Сядьте по­удобнее и закройте глаза. Почувствуйте свои ноги, не обращая внимания на другие части тела. Оттуда переместите ощущения к голове. Затем перейдите в центр грудной клетки. Поочеред­но чувствуйте другие части тела, до тех пор пока не сможете свободно перемещать свои ощуще­ния в любую точку тела. Затем осторожно при­слушайтесь к организму в целом. Вы почувству­ете, как ваше дыхание замедляется и становит­ся глубже во время этого процесса, который занимает всего несколько минут.

Теперь начинайте диалог с лицом (или объек­том) из вашего сновидения, как вы делали это в случае с двумя стульями. Запишите диалог обеих сторон на бумаге, Я предпочитаю наго­варивать на диктофон. Кому-то это может дей­ствовать на нервы, и он предпочтет карандаш и бумагу. Еще можно нарисовать ваше сновиде­ние карандашами или написать красками, вылепить. Как ни странно, эти методы зачастую оказываются более эффективными в тех случаях когда у человека нет или почти нет художественного таланта. Можно тщательно продумать процесс и поделить сновидение на акты, перечислить главных героев, указать последователь­ность событий и т. д. Часто очень полезно анализировать сновидения с привлечением таких театральных средств, поскольку сновидения хорошо поддаются подобному анализу.

В целом можно отметить, что существует очень много методов, облегчающих работу со сновидениями. Далее мы еще поговорим о спе­цифических аспектах сновидений. Но самое главное состоит в том, чтобы запомнить и запи­сать их. Если вы не сделаете этого, невозмож­ным окажется и все остальное.

Сновидения показывают, как протекает про­цесс индивидуации. Следующую главу мы нач­нем с исходной точки этого процесса: концеп­ции психологических типов Юнга.