Психологические типы

...Поскольку факты свидетельствуют о том, что типичная жизненная уста­новка представляет собой распростра­ненное явление с явно произвольным раз­бросом, она не может быть предметом сознательного суждения или сознатель­ного намерения, но должна вызываться некоей бессознательной, инстинктивной

причиной.

К. Юнг

В первой главе речь шла о том, как Юнг попил, что открытие эдипова комплекса, сделан­ное Фрейдом, подтверждает, что современные чипы и женщины вновь и вновь повторяют в своей жизни классические сюжеты из мифологии и эти сюжеты отражаются в их сновидениях.

Он хотел выйти за пределы исходного примера, предложенного Фрейдом, с целью раздвинуть границы психологической науки путем отвле­чения от непостижимого хаоса настоящего и об­ращения к более упорядоченной непрерывнос­ти истории. Но Юнг скоро понял, что Фрейда вполне удовлетворяет собственная теория эди­пова комплекса, которую тот со временем превра­тил в догму.

Юнг получил разностороннее образование и был лучше «оснащен» научными знаниями, чем Фрейд, что облегчало ему задачу «разведывания новых территорий». Юнг принялся за работу самостоятельно в надежде продемонстрировать Фрейду обоснованность своего подхода. Но, как вам уже известно из первой главы, когда Юнг опубликовал свои «Символы трансформации», где проводились параллели между фантазиями современной женщины и разнообразными мифо­логическими темами, Фрейд не вынес «предатель­ства» и разорвал их отношения.

Юнг не был ни первым, ни последним из числа учеников Фрейда, покинувших своего учителя или отвергнутых им. Фрейд являл собой устрашающую фигуру отца, он переносил отцовскую власть на своих последователей и хотел доминировать над ними, как над собствен­ными сыновьями. Подобное отношение в конце концов вынудило многих более независимых по характеру психоаналитиков порвать с Фрейдом, чтобы получить возможность найти собственный путь в науке. За два года до разрыва Юнга с Фрейдом Альфред Адлер выступил против непоколебимой уверенности Фрейда в том, что В основе любых человеческих поступков лежит сексуальность. Со своей стороны, Адлер столь же упорно стоял на том, что основным «двига­телем» является стремление к власти с целью компенсации чувства неадекватности (комплек­са собственной неполноценности).

После отлучения от тесного сообщества пси­хоаналитиков Юнг старался понять, почему меж­ду ним и Фрейдом возникли такие противоре­чия. Как могли и Фрейд и Адлер так упорно настаивать на существовании единственного мо­тивирующего фактора? В отличие от них, Юнг чувствовал, что существует множество инстин­ктов, управляющих нами. Сексуальность и стремление властвовать являются врожденны­ми инстинктами, но ни один из них не может претендовать на исключительность. И вообще, дело не только в инстинктах. Юнг всегда чув­ствовал, что течение жизни определяется веле­нием души, и не понимал, почему дух непременно должен быть слабее инстинктивных импульсов. Если бы это было так, мы никогда не построили ни одного храма.