Интроверт и экстраверт

Юнгу предстояло найти связь между инстинктом и духом с помощью архетипов коллективного бессознательного, каждый из которых простирался от самой высокой до самой низкой областей чело­веческого опыта. Однако одинаково интересным представлялось то, что Фрейда и Адлера бессоз­нательно влекло к противоположным «богам», в то время как Юнг продолжал оставаться полите­истом. Ему казалось ясным, что людей подталки­вают и подвигают на поступки многообразные силы, которые не обязательно сводятся к един­ственной мотивирующей силе. Эта убежденность побудила Юнга подобрать исторические модели человеческих характеров, которые помогли бы объяснить столь разных людей, как Фрейд и Адлер (да и сам Юнг). Подобно тому, как когнитивные инварианты представляли собой вечные структу­ры, через которые человеческий ум отфильтро­вывал реальность, Юнг пришел к ощущению, что существует небольшое количество неизменных человеческих типов.

К примеру, Фрейд полагал, что человечество извечно разрывается между принципом удоволь­ствия и принципом реальности. Это означает, что все мы стремимся удовлетворить свою по­требность в удовольствиях, особенно сексуаль­ных, но реальность ограничивает наши возмож­ности в их удовлетворении. Совершенно ясно, что мировоззрение Фрейда фокусируется на внешнем мире, на удовольствиях и ограниче­ниях, существующих «там, извне» (даже если такие внешние ограничения трансформируют­ся во внутренние).

В отличие от Фрейда, Адлер считал, что че­ловечество страдает от ощущений неполноцен­ности того или иного типа. С целью компенси­ровать это чувство собственной неполноценно­сти мы стараемся достичь власти. Ощущение собственной власти позволяет заглушить в себе чувство неполноценности. Совершенно очевид­но, что мировоззрение Адлера фокусируется на внутреннем мире, наших субъективных реакци­ях на внешние события.

Несомненно, любое событие можно рассмат­ривать с любой из этих двух точек зрения. Мы можем исследовать внешние события или чув­ства людей, возникающие в связи с событиями. Юнг осознал, что каждый из нас имеет предрас­положенность или к одному, или к другому подходу к жизни. Один тип людей инстинктив­но «уходит в себя», когда к ним подступает внешний мир, люди другого типа инстинктивно тянутся к внешнему миру. Юнг назвал движение наружу экстравертностью — сосредоточенностью на внешних предметах (от лат. «extra» - за пре­делами и «exterus» - в направлении наружу), а движение («втягивание») внутрь себя - интровертностью (от лат. «intro» - в направлении внутрь). Экстраверт - это человек, исходное отношение к жизни у которого основывается и сосредотачивается на внешних событиях и предметах; интроверт - тот, кто сосредоточен на самом себе, его отношение к жизни идет от внутренних ощущений.

Следовательно, оба мироощущения являют­ся базовыми типами отношения к жизни; не­возможно найти настолько примитивную фор­му жизни, чтобы в ней не проявлялись оба типа поведения. Амеба рассматривает все, с чем встре­чается в мире, как пищу или врага. Она захва­тывает и глотает пищу и спасается бегством от врага. Первое можно рассматривать как дви­жение навстречу миру, а второе — как отступле­ние из реального мира. Высшие животные име­ют те же самые инстинкты. В последние годы исследования воздействия стрессов, проведен­ные Гансом Селье, продемонстрировали, как в условиях стресса наши тела вырабатывают химические вещества, подготавливающие нас к борьбе или бегству. Поскольку в большинстве из современных стрессовых ситуаций мы не можем позволить себе ни то, ни другое, у нас нет возможности «выпустить» лишнюю энер­гию, поэтому большую часть времени пребыва­ем во взвинченном, нервном состоянии.

Хотя каждый из нас способен выбрать лю­бой из двух подходов к жизни, когда того тре­бует ситуация, наибольшее предпочтение выка­зывается только одному из двух подходов. Шумная компания, обожаемая экстравертом, для интроверта - худшее наказание. Привязанность интроверта ко всему давно знакомому и при­вычному способна довести экстраверта до зе­воты. Когда интроверты чувствуют усталость, они стараются остаться в одиночестве, побыть наедине с самими собой, чтобы набраться сил перед новой «вылазкой в мир». Экстравертам, чтобы взбодриться, наоборот, требуется общение с людьми и активная деятельность.

Во многих современных психологических гестах применяются критерии экстравертности и интровертности, однако трактуют их с точ­ки зрения статистики. Следовательно, эти тес­ты основаны на предположении, что в каждой личности заложена некоторая степень и экстравертности и интровертности, но у большин­ства людей эти качества достаточно равномер­но перемешаны. Считается, что люди, имеющие сильную склонность либо к тому, либо к друго­му, статистически составляют малую долю все­го населения.

Подобный подход разрушает концепцию Юнга. Юнг не считал, что кому-то непременно нужно обладать навязчивой общительностью, как ставший притчей во языцех торговец подержан­ными автомобилями, чтобы называться экстра­вертом, или уйти в себя, чтобы считаться интровертом. Налицо два противоположных полюса, которые в личностных тестах как раз и рассмат­риваются как экстравертивный и интровертивный типы.

Как и во многом другом, Юнг в этом случае смотрел в корень, а не просто отыскивал очевидные внешние поведенческие признаки. Короче экстравертность - обращение за энергией к внешнему миру, интровертность – движение внутрь, к собственной душен Большинство из нас четко соответствует той или другой из двух категорий, независимо от крайностей в поведе­нии, какие могут обнаружить в нас психологи­ческие тесты.

Причина серьезности такого разграничения состоит в том, что все интроверты обладают большим числом черт, противоположных чер­там экстравертов, только потому, что они - ин­троверты, независимо от того, в какой степени проявляется их интровертность. Однако по­скольку наше поведение часто свидетельствует скорее о социальных ограничениях, нежели о личных склонностях, возникает необходимость в обращении к сновидениям конкретного чело­века, чтобы понять, экстраверт он или интроверт. Если сновидец чаще всего оказывается в конф­ликте с персоной интровертивного типа, значит, он экстраверт, и наоборот. Это происходит по­тому, что в сновидениях неразвитое отношение отступает в область бессознательного и прини­мает различные персонифицированные формы. (Более подробно поговорим об этом в следую­щей главе, где речь пойдет об архетипе Тени).