Четыре функции

Обратите внимание на то, как хорошо концеп­ция Юнга об интровертах и экстравертах объяс­няет разногласия между Фрейдом и Адлером по поводу основного движущего мотива человече­ства. Однако она не смогла объяснить, почему Юнг так отличался от них обоих. Поскольку сам Юнг был интровертом и при этом блестя­щим мыслителем, который нелегко «справлял­ся» со своими чувствами, он изначально был склонен ассоциировать интровертность с про­цессом мышления, а экстравертность - с чув­ствами. Юнгу потребовалось почти десять лет, чтобы понять, что различия между интроверта­ми и экстравертами не являются всеобъемлю­щими и единственными различиями в челове­ческой личности. Постепенно Юнг пришел к пониманию, что мышление и чувства являются различными «мерилами» личности, не завися­щими от того, к какому типу принадлежит че­ловек — к экстравертам или интровертам.

Когда Юнг начал размышлять об иных кате­гориях (помимо экстраверсии и интроверсии), он вскоре понял, что у многих людей подход к жизни основан не на мышлении или чувствах, а непосредственно на ощущении. (Нельзя не отдать должного лингвистическим способнос­тям Юнга, поскольку в его родном немецком языке слова «чувство» - англ. feeling и «ощу­щение» - англ. sensation не имеют четких раз­личий и вследствие этого их легко спутать. Прим. перев.: в русском языке слова feeling и sensation также имеют во многом совпадающие значения - чувство, ощущение, понимание, вос­приятие, поэтому перевод слова sensation как «ощущение» объясняется тем, что в английском слове как бы заложено указание на сенсорные органы, а под словом feeling понимается более тонкий подход, основанный на умении оцени­вать ситуации и более близкий к эмоциям приблизительно, сопереживание, предчувствие, чутье, что сближает эту функцию с intuition -интуицией.) Однако было, по всей вероятности, еще одно свойство, не очень резко отличающе­еся от понятия «чувство» ни в одном из запад­ноевропейских языков. И все же Юнг посчи­тал, что это свойство имеет качественное отли­чие от «чувства», и назвал его «интуицией».

Итак, в дополнение к двум типам отношения к жизни, или двум основным жизненным уста­новкам, Юнг указал на наличие четырех функ­ций, которыми мы пользуемся в своих отноше­ниях с реальным миром: мышление, чувство, ощущение и интуиция. И ощущение и интуиция являются перцептивными функциями. Мы ис­пользуем их для получения данных, которые затем «обрабатываем» с помощью «мышления» и «чувства». Функция мышления идентифици­рует и классифицирует информацию, получен­ную нами с помощью ощущения или интуиции. Чувство дает такой информации оценку; оно указывает нам, что чего стоит.

Поскольку функции мышления и чувства используют разум и способность к разграниче­нию (нахождению различий), Юнг определял их как рациональные функции. Он признавал, что мы склонны отождествлять разум с мышле­нием и считать чувства неразмышляющими, потому что путаем чувство с его физическим «контрапунктом» - эмоцией. Но чувства (по крайней мере в определении Юнга) не являют­ся эмоциями. Человек с обостренными чувства­ми способен оценивать вещи и явления с той же степенью обоснованности и разграничения, как самый способный «мыслитель», использую­щий эти качества для отнесения какого-то пред­мета или явления к соответствующей менталь­ной категории.

Ощущение и интуиция, с другой стороны, являются иррациональными функциями. Это паши «окна в мир», поскольку дают они необхо­димую пищу для функций мышления и чувств. В наш сверхрациональный век определить что-то как «иррациональное» все равно, что заклей­мить это как негодное. Однако Юнг и не думал и носить в определение какие-то уничижитель­ные коннотации. Любая из четырех функций имеет свое назначение и обладает одинаковой ценностью, когда используется в тех целях, для которых она предназначена. И точно так же каждая из четырех функций одинаково теряет СВОЮ ценность, когда ее ошибочно пытаются ис­пользовать не по назначению, то есть вместо i ругой функции.

(Обратите внимание на то, что четыре функции, предложенные Юнгом, легко делятся на две пары функций - мышление в противоположность чувствам и ощущения в противоположность интуиции. Мышление и чувство являются вза­имоисключающими функциями: вы не можете классифицировать явление и одновременно давать ему оценку. Вам необходимо делать что-то одно. Точно так же вы не можете одновре­менно обращаться к своим сенсорным органам и внутренним интуитивным прозрениям. По­скольку всем нам свойственно чаще обращать­ся к тому, что лучше всего удается, мы останав­ливаемся на той или иной из четырех функций как доминирующей, главной для нас функции. Противоположная функция (из соответствую­щей пары) при этом вытесняется в бессозна­тельное. Юнг определил ее как низшую (или, иными словами, «подчиненную») функцию.