Подчиненная функция

К описанию четырех функций вернемся не­сколько позднее, сначала я хотел бы слегка коснуться подчиненной функции.

Представь­те себе, что вы — «мыслитель» (подразумеваем, что вашей ведущей функцией является мышление). Поскольку это вам хорошо удается, вы неизбеж­но предпочитаете мышление чувству. Даже в тех случаях, когда чувства просто необходимы, вы иной раз предпочтете призвать на помощь разум. Из-за этого ваша функция «чувства», и без того не очень развитая, ослабевает.

Однако поскольку вам нужен материал для размышлений, вы вынуждены пользоваться фун­кциями ощущения или интуиции для получе­ния с их помощью «сырья», которое ваша мыс­лительная функция сумеет переработать, чтобы получить высокосортную «руду». Скорее всего вы будете чаще пользоваться одной функцией (ощущением или интуицией), но между любой из этих функций и вашей ведущей функцией мыш­ления не существует никакого внутреннего кон­фликта. Хотя мы не можем одновременно восполь­зоваться и органами чувств и интуицией, любая из этих функций отлично сочетается с процес­сом мышления. Поэтому вполне вероятно, что с течением времени вы доведете одну из указанных функций - ощущение или интуицию - до очень высокого уровня, хотя она все же будет оставаться вспомогательной по отношению к главной вашей функции — мышлению.

Если прочие три функции (в нашем случае это мышление, ощущение и интуиция) применя­ются вами осознанно, подчиненная функция - чувство - становится подсознательной. Вы даже пе­рестаете воспринимать мысль, что в каких-то случаях можно воспользоваться «чувством».

Когда обстоятельства практически вынуждают вас обратиться к своим чувствам, те оказывают­ся перегружены бессознательной информацией любого типа — как позитивной, так и негатив­ной. В моменты слабости бессознательное спо­собно «прорвать» подчиненную функцию и оше­ломить вас. Таким образом, наша подчиненная функция становится как бы шлюзом в бессоз­нательное, а бессознательное представляет со­бой источник всего волшебного и чудесного в нашей жизни.

Если бы Фрейд оказался прав и бессозна­тельное состояло только из подавленных вос­поминаний, оно не было бы магическим и уди­вительным. Но Фрейд ошибался: под подавлен­ными воспоминаниями (личным бессознатель­ным) лежит обширная область динамически самоорганизующейся коллективной памяти. По-видимому, она не имеет ни временных, ни про­странственных границ; вероятно, она способна и проникать в будущее и уходить в прошлое. В настоящем коллективная память может давать информацию о событиях, происходящих за тысячи миль от нас. Коллективное бессознатель­ное соединяет нас с каждым и со всем сущим или существовавшим и, возможно, даже с тем, что только будет существовать. (Мы поговорим об этом подробнее в главе о Самости.)

Любое духовное чувство, любое мистическое озарение, любой творческий опыт приходят к нам из коллективного бессознательного. Находится ли в основе этого опыта Бог - задача метафи­зики, которую каждый из нас рано или поздно решит для себя. Но это не отрицает «божествен­ной» (numinous) сущности опыта, получаемого от коллективного бессознательного посредством нашей «подчиненной функции».

Слово «нуминозный» («numinous») было образовано теологом Рудольфом Отто от латин­ского «numen», означающего созидательную энергию или гения (в английском «numen» употребляется в значении «божество, бог-покро­витель». ~ Прим. перев.). Отто требовалось слово, выражавшее чувство благоговения и та­инственности, которое все мы испытываем в различные моменты своей жизни. Независимо от наших религиозных убеждений (или их от­сутствия) мы неизбежно получаем опыт о кол­лективном бессознательном как о «нуминозиом» (божественном, ослепляющем, завораживаю­щем). Оно может быть «нуминозным» и устра­шающим, «нуминозным» и обучающим (разви­вающим), «нуминозным» и абстрактным, но «ну­минозным» оно остается всегда. Это верное сви­детельство того, что мы имеем дело с чем-то боль­шим, нежели человеческий аспект реальности.

В брошюре «Подчиненная функция» знаме­нитая коллега Юнга, доктор Мария-Луиза фон Франц отмечает, что подчиненная функция не-<чт мощный эмоциональный заряд. Это объясня­ется тем, что в ней концентрируется вся энергия, которая «отводится» в область бессознательного всякий раз, когда сознание не в силах с чем-то справиться. По этой причине люди среагируют очень эмоционально, если коснуться их подчи­ненной функции. Плохо, конечно, но есть надежда «обнаружить кладезь эмоциональных глу­бин», который мы ранее не признавали или игнорировали.

Порой бывает трудно определить интровер­та или экстраверта, но так же трудно выявить ведущую, или главную функцию человека. Это особенно справедливо для тех случаев, когда у человека очень развита его вторичная функция. В подобном случае легче бывает определить подчиненную функцию и вывести из нее глав­ную (ведущую). Секрет в том, чтобы определить, какую функцию человек затрудняется успешно использовать.

К примеру, если вы не можете решить, кто пе­ред вами, «мыслитель» или «сенситив», потому что ему хорошо удается и то и другое, опреде­лите, что его больше раздражает - люди, при­вносящие чувства в деловые вопросы, или те, кто постоянно одержим грандиозными проек­тами? Если ему неприятно вмешательство чувств в дела, значит, он «мыслитель». Если его приводят в раздражение великие теории (при­знак «интуитива»), этот человек - «сенситив».

Если человек сам не уверен в том, какая функ­ция у него доминирует, попросите его пред­ставить себе, что он устал. И кто-то обращается к нему с кадровой проблемой (чувство) или попросит без подготовки дать прогноз проекта («интуиция»). Что окажется для него более изнурительным? Иногда бывает полезно обра­титься к личным мотивам: попросите интере­сующего вас человека описать кого-либо, кто действительно вызывает у него раздражение. Почти неизбежно раздражающая личность бу­дет являться носителем подчиненной функции интересующего вас человека. В следующей главе мы поговорим об этом подробнее, когда будем обсуждать архетипическую фигуру Тени.

Если все способы безрезультатны, могут дать ответ сны человека, но для этого требуется вре­мя. Обычно в сновидениях подчиненная функ­ция персонифицируется в достаточно нелице­приятных образах. К примеру, на ранних этапах юнговского анализа пациент - «интуитив» видел во сне, что ему нужно пробраться мимо каких-то полулюдей, у которых вообще не было лбов, эти существа валялись на земле, пожирая пищу и не обращая внимания, в какой грязи находят­ся. Так в сновидении трансформировалось пред­ставление о «сенситивах», причем под таким уг­лом их мог увидеть только «интуитив».