Функция чувства

Точно так же как интроверсия вызывает критику в нашей экстравертивной культуре, чув­ство и интуиция рассматриваются как функции, подчиненные мышлению и ощущению. Запад­ная культура чрезмерно ориентирована на му­жественность, а мышление и сенсорные ощуще­ния всегда считались доминирующими мужски­ми функциями. Дело не в том, что при этом под­разумевалось, будто не бывает женщин с отлич­но развитыми функциями мышления и ощуще­ния или мужчин, которым были бы доступны чувства и интуиция. Однако в большинстве куль­тур (и, несомненно, в западной культуре) роли мужчин и женщин традиционно были распреде­лены таким образом, что в женщинах поощря­лось развитие обостренных чувств и интуиции, а в мужчинах — мышления и ощущений.

Один врач - получероки, полу ирландец, с которым я когда-то общался, сказал мне, что первый закон вселенной гласит: «Все люди рождаются от женщины». Женщины вынаши­вают, рожают и растят детей, будущее нации. Мужчины же традиционно играют роль простых придатков в важнейшем процессе эволюции человека. В течение исторического развития женщины концентрировали энергию на этой основной роли и развивали в себе психологичекие функции, необходимые для соответствующего ее выполнения.

Разумеется» прежде всего женщине необходимо выбрать соответствующего спутника жизни.

До некоторой степени женщины пользуются традиционными способами, известными в эво­люции всем животным:

1) стремятся сделать себя более привлека­тельными, чтобы их пожелало большее количе­ство мужчин;

2) вынуждают мужчин соперничать за пра­во обладания собой, чтобы затем выбрать побе­дителя в спутники жизни. Однако помимо это­го мужчины и женщины, в большей степени, чем животные, научились любить друг друга. В от­личие от детенышей большинства животных, че­ловеческие дети в основном остаются беспомощ­ными в течение многих лет. Им необходим тот, кто будет их кормить, одевать, учить, защищать и т. д. Женщины приняли на себя большую долю ответственности за своих детей, хотя им не обой­тись без помощи мужчин.

Подобно нашим близким родственникам, мартышкам и человекообразным обезьянам, древние люди решали эту проблему, собираясь в племена, где всем, особенно детям, предостав­лялись пища, кров и защита. Постепенно пле­менные структуры видоизменяясь переросли в семейные. В ранних культурах (как видно на примере современных племенных культур) семьи зачастую были полигамными: доминирую­щие мужчины имели каждый по многу жен, что способствовало улучшению генофонда. Первые семьи все еще сильно напоминали маленькие племена, в которых несколько поколений родственников проживали вместе. С течением вре­мени семейная «ячейка» становилась меньше, пока в основном не стала состоять из мужа, жены и их детей. В наши дни взгляды на семью отли­чаются удивительным разнообразием, как буд­то концепцию семьи пытаются пересмотреть за­ново. Разводы привели к появлению, с одной стороны, семей только с одним из родителей, а с другой - своеобразных семейных форм, чем-то напоминающих племена, где у детей оказалось по нескольку «комплектов» родителей, связан­ных сложными узами. Однако практически во всех вариациях на тему семейных отношений мать все еще остается центром семьи.

По причине основной материнской роли жен­щинам была необходима высокоорганизованная функция чувства. К примеру, естественно, что семья функционирует лучше всего как гармонич­ная единая структура, а не как сборище индиви­дов. Для сохранения гармонии матери необхо­димо умение определять, когда семья гармонич­на, а когда нет. Кроме того, ей надлежит взаимо­действовать с каждым членом семьи по отдель­ности, чтобы гарантировать сохранение семейной гармонии, И оценка и взаимодействие требуют тонкости чувств - функция мышления не способна удовлетворительно справляться со столь сложными взаимосвязями.

Хотя приведенный довод по большей части, несомненно, является верным, это еще далеко не все. Любовь, будь то любовь между матерью и ребенком или мужем и женой, не может быть сведена к подобной клинической картине. Лю­бой человек, наблюдавший за жизнью животных в течение длительного времени, знает, что люди не обладают монопольным правом на любовь. Тем не менее любовь между людьми, без сомне­ния, обладает большей тонкостью, чем любовь, которую испытывают все прочие виды.

Пожалуй, самым долгосрочным специальным исследованием становления взрослых оказалось Grant Study: в 1937 году было выбрано какое-то число молодых людей, «достигших значительных успехов, обучаясь в первоклассном гуманитарном колледже либерального направления» (Гарвард). С начала исследования и затем в течение после­довавших тридцати пяти лет на каждого из них велись досье, включавшие полные биографиче­ские данные и результаты проводившихся психо­логических тестов! Несомненно, столь долгое наблюдение дало возможность открыть те вещи, которые нельзя узнать в результате краткосроч­ного исследования. Жорж Э. Вайян обобщил результаты исследования в книге «Адаптация к жизни». К счастью, Вайян обладал талантом вы­ражать сложные психологические вопросы про­стыми, понятными любому словами.

Например, он писал: «Я верю в то, что способ­ность любить являет искусство, существующее в бесконечности... Способность любить сродни музыкальности или интеллекту». Он делает исключение, что «вероятно, не существует дру­гой подобной переменной во времени, которая служила бы столь четким показателем душев­ного здоровья, как способность человека счаст­ливо жить в браке с одной женщиной в течение многих лет» и еще: «это не означает, что в раз­воде заключено нездоровое или дурное; это означает только, что любить человека в течение длительного времени — хорошо».

Потому не следует с легкостью определять чувство как более низкое или подчиненное в срав­нении с мышлением. Это особенно касается той высокоразвитой оценочной функции, которую и подразумевал Юнг под термином «чувство».

В «Функции чувства» Джеймс Хиллмэн обобщает позицию Юнга, когда говорит, что «функция чувства есть психологический про­цесс, который в нас отвечает за оценку». Мы способны получать информацию об окружаю­щем мире либо посредством наших сенсорных органов, либо с помощью интуиции. Мышле­ние способно открыть нам смысл этой инфор­мации, но не способно определить, «чего эта информация стоит», насколько она значима. Для этого необходима функция чувства. И не слу­чайно наша культура, которая переоценивает функции мышления и ощущения, просто уто­пает в информации, поскольку лишена способ­ности определить, что же является главным во всей этой информации. Наш государственный аппарат все более и более разрастается, но при этом никак не научится находить первоочеред­ные задачи в любой сфере, за исключением ба­ланса. К новым вопросам люди подходят со ста­рыми ответами, потому что мы не в состоянии определить, какие проблемы и какие ответы пред­ставляют значимость. «Чувствование» — такой же рациональный процесс, как и «размышление», и именно в «чувствовании» мы так остро нужда­емся на нашем этапе развития цивилизации.

«Чувствователи» обращаются к воспомина­ниям; они приходят к пониманию настоящего путем проведения параллелей между ним и прошлым. Мисс Марпл, знаменитый детектив из романов Агаты Кристи, являет отличный пример «чувствователя»: она раскрывает са­мые страшные и запутанные убийства, подме­чая сходства между ситуациями в настоящем и мелкими событиями из жизни родной деревуш­ки. Большинство людей, с которым мисс Марпл общается, находят ее сравнения нелепыми, но всегда именно мисс Марпл удается найти эмо­циональную истину, незаметную в неразберихе, которой сопровождаются убийства.

«Мыслители» на это неспособны, потому что привыкли иметь дело с более четко определен­ными категориями. «Чувствователи» способны справляться с загадками жизни. Вот почему мыш­ление не представляется адекватной функцией для определения, что чего стоит. Значимость всегда имеет нечеткие градации, и только чувство способно так легко адаптироваться к по­добному отсутствию точности.

Люди экстравертивного чувствующего типа являются «душой общества». Они чувствуют Себя в обществе как рыба в воде. Им удается не только хорошо ладить практически со всеми, одно только их присутствие создает отличную атмосферу для окружающих. Иногда они мо­гут быть слишком услужливыми, готовыми говорить то, что вам хотелось бы услышать, а не то, что думают они на самом деле. Им удается действительно верить, будто они говорят имен­но то, что думают, - по крайней мере, пока они это говорят.

Приведу пример для иллюстрации: мой пациент часто жаловался, что его начальник никогда долго не придерживается одного мне­ния. Он рассказывал, что бывали случаи, когда он заходил к боссу в кабинет и получал от него согласие по какому-то вопросу. Но буквально через десять минут в кабинет заходил кто-ни­будь еще и переубеждал босса. Любимой мане­рой этого начальника было оттягивать решение любого вопроса, накладывая на него «карман­ное вето»; он всегда надеялся на то, что если ничего не трогать, дело наладится как-нибудь само собой.

Другая крайность людей экстравертивного чувствующего типа - в их чрезмерном энтузиазме. Типичным для них является то, что они считают, будто живут по-настоящему, только когда их окружают другие люди. Они без кон­ца выдвигают предложения о том, что надо сде­лать, куда поехать, что посмотреть. При попыт­ках размышлять «чувствователи» сталкивают­ся со своей подчиненной функцией, связанной с бессознательным. Они не любят утруждать себя усиленными размышлениями, а более склонны принимать какую-то выработанную систему. Их собственные размышления тяготеют к прими­тивности: они, как правило, много раз «перема­лывают» одни и те же мысли.

Интровертивные «чувствователи» в нашей культуре встречаются реже и понять их труд­нее. Поскольку чувства интровертированы, у них нет способа их выразить. Они могут рас­сказать о своих чувствах только своим верным друзьям или родным, да и то не всегда. Юнг говорил, что обычно он встречал интровертивных «чувствователей» только среди женщин; я знал также нескольких мужчин-гомосексуали­стов, которые были «чувствователями»-интровертами. Интровертивные «чувствователи» держат сильные чувства в себе. Этим людям труднее всего выразить себя, потому что у них отсутствует развитая функция «думания», а еще потому, что их опыт чувствования является настолько личным, что они не могут донести его до других. Юнг утверждал, что поговорка «ти­хие воды глубоки», была придумана именно для таких людей.

Хотя внешне они способны производить нпечатление «инфантильных или банальных», а иногда и «плаксивых», их чувства, скрытые от посторонних глаз, бывают исключительно силь­ными и глубокими. Возможно, интровертивные «чувствователи» являются совестью мира. По этому поводу Мария-Луиза фон Франц заме­чает, что они «очень часто образуют этический костяк общественной группы». Окружающие следят за реакцией таких людей и обращают внимание на их суждения независимо от того, выражают они свое мнение вслух или нет.