Символы трансформации

Приведем пример. Фрейдовская концепция эдипова комплекса произвела на Юнга глубокое впечатление, но Юнг увидел в ней нечто другое, отличное от того, что подразумевалось Фрей­дом. Фрейд утверждал, что табу на инцест зало­жено глубоко в каждом из нас. Поскольку это понятие является общечеловеческим, оно с неиз­бежностью нашло отражение в мифах и литера­туре; Фрейд полагал, что наиболее точно эта концепция выражена в мифе о царе Эдипе, ко­торый непредумышленно убил своего отца Лая и женился на собственной матери Иокасте. Когда Эдип и Иокаста наконец узнали правду, Иокаста совершила самоубийство, а Эдип осле­пил себя. Фрейд утверждает, что этот конфликт лежит в начале начал, что он вновь и вновь по­вторяется в жизни каждого из нас, особенно у мальчиков в возрасте от четырех до пяти лет. В этом возрасте (по Фрейду) мальчики ис­пытывают чрезмерно сильную любовь к ма­тери и ненавидят отца.

Фрейд сделал эдипов комплекс краеуголь­ным камнем своей теории, так как для него это был единственный наиболее значимый психи­ческий элемент, лежащий в основе развития мужчины. Юнг обнаружил в открытии Фрейда не­что более удивительное: идею о том, что все древ­ние мифы до сих пор живут внутри каждого из нас. В истории Эдипа Фрейд нашел описание всего процесса духовного становления личнос­ти, а Юнг — только один пример многочислен­ных психических инвариантов, существующих внутри каждого человека.

Легендарный греческий математик Архимед был как раз одним из таких редчайших людей: теоретик, способный находить применение сво­им теориям на практике. Он использовал мате­матические функции для создания хитроумных конструкций из шкивов и рычагов, которые при­менялись для перемещения громоздких пред­метов. Существует апокрифический рассказ о том, что окрыленный своими успехами Архи­мед воскликнул: «Дайте мне точку опоры и я переверну мир!»

Подобно Архимеду, Юнг осознал, что Фрейд обнаружил один из примеров того, как психо­логия может выйти за пределы истории лично­сти и проникнуть в историю расы, отраженную в мифологии. Такой исторический подход да­вал и точку опоры, находящуюся вне пациента, и рычаг, позволяющий воздействовать на его душу. Юнг немедленно начал исследовать это новое удивительное направление в психологии.

В 1912 году Юнг опубликовал первые ре­зультаты своих исследований, получившие на­звание «Трансформации и символы либидо» (лат. libido — влечение, желание, страсть, стремление) (позднее книга подверглась интенсивной авторской переработке и вышла в 1952 году под названием «Символы трансформации»). В этой книге выдвигался еретический тезис о том, что «либидо» есть не просто сексуальная энер­гия, но и энергия психическая, и образ, увиден­ный во сне, суть нечто большее, чем просто ре­бус, который можно расшифровать и выявить тем самым заключенное в нем запретное сексу­альное влечение. С юношеской страстностью исследователя Юнг обратился к целому миру мифологии для усиления фантазий всего одной женщины, находившейся на начальной стадии шизофрении. (Эта женщина, упоминавшаяся как «мисс Франк Миллер», была пациенткой Тео­дора Флурнау, который опубликовал ее фанта­зии в 1906 году.)

Если Фрейд «редуцировал образы фантазий и сновидений, «принизывая» их к одному мифу (эдипов комплекс), Юнг «усиливал» фантасти­ческие видения этой женщины, проводя парал­лели между ними и многочисленными мифами, принадлежащими различным культурам и векам. По мере того как разворачивались фантазии пациентки, Юнг сумел показать формирование некоего паттерна, который неизбежно приводил к расщеплению души - шизофрении.

Как могли образы, являвшиеся в фантазиях современной женщины, повторять темы мифов, возникших тысячелетия назад, мифов, которые эта женщина никогда не читала? В паше время бытует мнение, что люди подобны пустым гри­фельным доскам, на которые опыт наносит свои письмена. Может быть, открытия Юнга явились плодом его фантазий? Может быть, его анализ был просто хитроумным обманом? Был ли Юнг прав, связывая фантазии пациентки с мифоло­гическими сюжетами, которые он сумел интер­претировать как различные этапы, ведущие к шизофрении?

И все-таки Юнг оказался прав. Когда неко­торое время спустя он обсудил свои выводы с Флурнау, тот подтвердил, что течение болезни пациентки точно совпадало с той картиной, ко­торую описал Юнг. Трудно объяснить, как это могло произойти, если только не признать су­ществования коллективной «подкладки» души, которая и «питает» душу мифологическими образами, сновидениями и фантастическими грезами.

Это было выше понимания Фрейда, и вско­ре он разорвал отношения с Юнгом. Фрейди­сты обычно принимают сторону Фрейда в тол­ковании разрыва, юнгианцы поддерживают Юнга. Но, вероятно, разрыв этих двух людей был закономерен, поскольку они видели мир под разным углом зрения. Как и в случаях со многими другими отцами и сыновьями (потому что отношения между Фрейдом и Юнгом по своей сути соответствовали отношениям меж­ду отцом и сыном), Фрейд чувствовал, что Юнг предал его, а Юнг ощущал себя покинутым Фрейдом. Оба были по-своему правы. Стремление Юнга к полной независимости от каких бы то ни было условностей могло сделать его «трудным ребенком» для любого отца. Непо­колебимые (а порой и закосневшие) представ­ления Фрейда о природе души делали его не­выносимым отцом для любого сына. (Факти­чески Фрейда постепенно оставили все его духовные «сыновья», начиная с Адлера.)

Однако поддавался он объяснению или нет, этот разрыв явился «горькой пилюлей» для Юнга. До конца своей жизни Юнг вынужден был в одиночестве следовать по пути изучения того коллективного фундамента, который нахо­дится под индивидуальным сознанием. Книга, которую вы собираетесь прочитать, повествует об открытии, сделанном Карлом Юнгом, и о его исследованиях «бессознательного как объектив­ной и коллективной души». Позже Юнг ввел для обозначения этого понятия более краткий термин - «коллективное бессознательное». «Коллективное» - потому что оно состоит из образов и моделей поведения, не приобретае­мых личностью в течение ее жизни, но, несмот­ря на это, доступных всем индивидам, живущим во все времена; «бессознательное» - потому что его невозможно постичь путем осознания.