рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Функция ощущения

Функция ощущения - раздел Психология, Введение в психологию Юнга Мы Используем Свои Сенсорные Органы ~ Органы Чувств - Для Получения Данных О ...

Мы используем свои сенсорные органы ~ органы чувств - для получения данных о физи­ческом мире, по крайней мере тех данных, ка­кие доступны человеческому восприятию с по­мощью нашего уникального сочетания сенсор­ных способностей. Полученную информацию мы обрабатываем с помощью функций мышления или чувства. После обработки данных наш мозг экстраполирует ее и прогнозирует те события, каких мы ожидаем на основании уже имеющих­ся данных. Мозг как бы составляет план действий и отправляет его нашему телу вместе с экстраполированной «картиной» событий.

Наше тело начинает действовать по получен­ному плану, если только информация, поступающая от органов чувств, не противоречит той карти­не, которую экстраполировал мозг. Большую часть времени органы чувств просто подтвер­ждают проекцию, сделанную мозгом. Мы можем представлять себе восприятие как активный про­цесс «дотягивания» до чего-то с помощью мозга, а не просто как пассивный процесс «приема» физической информации. Органы чувств продол­жают выполнять свои обычные «обязанности», однако при этом они должны быть достаточно гибкими, чтобы адаптироваться к вновь посту­пающей информации.

Экстравертивный ощущающий тип идеально отражает эти характеристики. Такие люди яв­ляются абсолютными реалистами, они воспри­нимают мир, каков он есть, и спокойно приспо­сабливаются к нему, когда их ожидания не со­впадают с реальным опытом. Как выразился Юнг: «Ни один из психологических типов лю­дей не может сравниться в реализме с типом «сенситива»-экстраверта».

В книге «Определи свой тип» Ральф Метцнер высказывает предположение, что существует два вида подобной адаптации человека к внешней ре­альности и, следовательно, две различные катего­рии экстравертивных «сенситивов»: сенситивист (sensible) и сенсуалист (sensual). Однако когда экстравертивный «сенситив» функционирует на самом высшем уровне, разрыв между двумя этими категориями исчезает. «Сенситив» и сенсуалист соединяются в эстетическом восприятии.

Помнится, однажды я провел день с чудес­ным ученым, который являлся воплощением экстравертивного ощущающего типа. Его дом представлял собой истинное произведение ис­кусства, причем все в нем было сделано самим хозяином. Мой знакомый и его сын сами выкопали деревья для строительства дома, сами пыкопали колодец и заложили фундамент. Этот человек, казалось, продумал каждую деталь.

Например, из окна гостиной открывался пре­красный вид, и хозяин дома соорудил неболь­шую деревянную подставку для бинокля, устано­вив ее так, что достаточно было только протянуть руку, чтобы достать бинокль. До мелочей проду­маны не только обычные удобства, но и полным-полно уникальных практических устройств — изобретение хозяина. К примеру, в библиотеке не оставалось места для картин, поскольку все стены, от пола до потолка, были заставлены кни­гами. А мой знакомый любил искусство. По­этому повесил несколько картин на «стропах», прикрепленных к книжным полкам. Если он хотел достать книгу, которая стояла за карти­ной, то просто передвигал картину на другое место.

I Абсолютные реалисты, экстравертивные «сенситивы» склонны рассматривать любое про­явление интуиции как бессмыслицу. Мария-Луиза фон Франц утверждает, что они способ­ны дойти до нелюбви к мысли, размышлению, поскольку даже мысли отвлекают их от чисто­го процесса восприятия физических фактов реального мира. Большинство из них могут охотно размышлять вслух вместе с другими людьми, но только до определенного момента, потом они устают от размышлений и переводят разговор на физические факты, которые никог­да не утомляют.

Поскольку подчиненная функция (интровертированная интуиция) соединяет их с бессознательным, они склонны увлекаться всякими но­вомодными религиозными, философскими или мистическими теориями, будь то теософия, или сайентология (дианетика). По этой причине многих эстравертивных «сенситивов» привле­кает психология Юнга. Получив поверхност­ное представление о его концепциях, они зацик­ливаются на мистических возможностях архе­типов. Поскольку когнитивные инварианты дей­ствительно представляют собой врата к мисти­ческим «озарениям», для «сенситивов» такой вы­бор иногда является просто идеальным. Но го­раздо чаще коллективное бессознательное «за­глатывает» их, и им никогда не удается приме­нить свой внутренний опыт в реальной жизни. Жена Юнга, Эмма, принадлежала к интровертивному ощущающему типу. Однажды она оп­ределила тип интровертивного «сенситива» «как высокочувствительную фотографическую пла­стинку». Такой тип людей регистрирует в уме все «физические детали» - цвет, форму, струк­туру, мелочи, на которые обычно никто не обра­щает внимания. Поскольку вся энергия таких людей направлена на «впитывание» окружаю­щего, стороннему наблюдателю они могут по­казаться такими же неодушевленными, как стол или стул.

Когда я работал терапевтом-стажером в реа­билитационном центре для людей с глубокими психическими нарушениями, у меня был хоро­ший друг, принадлежавший к интровертивному ощущающему типу. Никогда не забуду тот день, когда в ординаторскую, где сидело несколько врачей (и я в их числе), ворвался пациент. Он жутко вопил. Схватив стул, разбил его о стену. Все испугались, так как понимали, на что спосо­бен пациент, потерявший контроль над собой.

Мой друг спокойно сидел, даже не взглянув в сторону пациента. Пациент продолжал орать и размахивать стулом. Тогда мой друг посмот­рел на него с мягкостью. Это сбило пациента с толку; он держал в руках стул с таким видом, будто не мог понять, для чего он взял его. Буй­ство постелено стихало. Мой друг продолжал спокойно оставаться на месте, словно впитывая в себя энергию, заполнявшую комнату. Через несколько минут пациент выронил стул и за­стыл в полном изнеможении. Теперь я смог при­близиться к нему, взять за плечи и увести из комнаты. Мой друг за все время ни разу не по­шевелился. Вот вам пример идеального про­явления способностей «сенсата»-интроверта!

Я знал большое множество интровертивных «сенсатов» среди компьютерных программис­тов, с которыми мы работали вместе в течение многих лет. Они любят точность: все детали для них одинаково важны и каждая по-своему. Не просите «сенситива»-интроверта представить «целостную картину», он по имеет ни ма­лейшего понятия о том, как «подняться» над конкретными деталями своей работы и уви­деть более масштабные перспективы, Подобные картины затрагивают его подчиненную функцию -интуицию — и тем самым вызывают сильное бес­покойство. Однако именно интуиция способна открыть путь к творческому самовыражению.

Хочу рассказать еще одну историю — о ком­пьютерном программисте. Назовем его Тед. Однажды начальник отдела, в котором работал Тед, обнаружил, что у одного программиста в программу вкралась ошибка, вызвавшая «дамп» (сброс данных о состоянии компьютера в слу­чае отказа из-за ошибок в программе). Програм­мист два дня просидел над распечаткой, пыта­ясь найти ошибку, но безуспешно. Тогда началь­ник отдела привел программиста к Теду. Он объяснил проблему Теду, который только бур­кнул в знак того, что понял, в чем дело. Тед быстренько пробежал глазами распечатку, за­держался на одной странице, просмотрел ее, затем ткнул пальцем и сказал: «Это здесь». Разумеется, он нашел ошибку!

Однако тот же самый Тед был настолько оторван от всего окружающего, за исключени­ем милых его сердцу компьютеров, что стал видеть галлюцинации. Когда он чувствовал себя выдохшимся, то пускался в споры с воображае­мой женщиной. Затем он срывался с места и убегал, выведенный из себя ее глупостью. Я уверен, что воображаемая Тедом женщина была не чем иным, как воплощением его подчиненной функции ~ интуиции, пытавшейся взывать к нему. К сожалению, Тед не желал прислушиваться к «ее» голосу. Хотя не многие настолько оторваны от внутреннего мира, что этот мир начинает пер­сонифицироваться для них в воображаемых фи­гурах, ни один из нас не чувствует себя «комфор­тно», общаясь со своей подчиненной функцией.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Введение в психологию Юнга

Робин Робертсон... Введение в психологию Юнга...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Функция ощущения

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Юнг и бессознательное
Каждая новая ступень в развитии куль­туры психологически представляет со­бой расширение сознания, нарастание осознаваиия, которое возможно лишь через установления различий. К. Юн

Юнг и Фрейд
Как и Зигмунд Фрейд, еще более знаменитый ИГО учитель, Юнг был практикующим врачом, Ставшим одним из первопроходцев в новой для того времени области психоанализа. Хотя Юиг был психологом-клиницисто

Символы трансформации
Приведем пример. Фрейдовская концепция эдипова комплекса произвела на Юнга глубокое впечатление, но Юнг увидел в ней нечто другое, отличное от того, что подразумевалось Фрей­дом. Фрейд утверждал, ч

Мифы в нашей жизни
Ученые и университетская профессура все­гда насмехались над концепцией коллективного бессознательного. Им «хорошо известно», что люди не могут иметь никаких иных воспомина­ний, кроме приобретенных

Связь с природой
Карл Юнг родился в Кессвиле, аграрном районе Швейцарии, в 1875 году. Его отец был священником. Когда мальчику исполнилось полгода, семья переехала в новый приход, а потом в другой, когда Карлу срав

Скрытые силы
В отличие от обитателей городов, люди, жи­вущие в сельской местности, верят в то, что мир полон невидимых сил. Те, кто живет близко к земле, наблюдая ежегодную смену циклов рож­дения, смерти и возр

Личность № 1 и личность № 2
В детстве Юнг уже ощутил силу, скрытую в недрах души. Когда ему было 12 лет и отец его приятеля отчитал маленького Карла за непо­слушание, тот отреагировал с необычайной ярос­тью. Он не мог поверит

Сознание и триединый мозг
Впервые мы сталкиваемся с внутренним по­ведением, более характерным для сознания, при рассмотрении мозга пресмыкающегося — само­го старого в эволюции в модели Маклина. Од­нако сознание пресмыкающег

Сознательное и бессознательное
Представление Юнга об уровнях бессознатель­ного выглядит менее радикальным, чем-то, что обсуждалось выше. Вероятно, он мог выбрать более удачный термин, чем «бессознательное»: как мы видели, речь н

Маршалл Маклуэн и массовое сознание
Если я, например, определяя вес каждого камешка в куче гальки, получаю средний вес 5 унций, это мало что говорит мне об истинной природе камешков. Любой, кто считает, что на основании полученных

Целостность памяти
То, что Фрейд называл просто бессознатель­ным, Юнг называет личным бессознательным (в отличие от коллективного бессознательно­го). Личное бессознательное достаточно значи­мо само по себе. Оно, по-в

Мозг как телевизионный приемник
Биолог Руперт Шелдрейк приводит прекрас­ную аналогию между воспоминаниями в мозге и телевизионными программами. Представь­те, что впервые смотрите телепередачу, не имея никакого представления о тел

Динамика сознания
Возвратимся к личному бессознательному. Рассмотрим чтение. В какой-то период вашей жизни вам нужно было выучить алфавит. В школе учитель указывал на отдельные буквы и называл их вслух. Вы с однокла

Архетип и комплекс
Юнг наблюдал и описывал именно эту дина­мическую зависимость между сознательным и бессознательным. Работая врачом в психиатри­ческой клинике в Бургхольцли (Швейцария), Юнг проводил эксперименты по

Архетипы развития
Невозможно определить, сколько существует архетипов. По-видимому, имеются архетипы для каждого индивида, места, объекта или ситуации, которые оказывали эмоциональное воздействие на большое число лю

Видят ли сны представители других видов?
Исследования сновидений указывают на то, что способность видеть сны вряд ли ограничивается людьми. Даже такое примитивное животное, как опоссум, мало изменившееся за шестьдесят пять миллионов лет,

К чему приводит лишение сна
В книге «Звездный путь — новое поколение», глава «Ночные кошмары» рассказывает, к каким страшным последствиям приводит людей лише­ние сна. Межпланетный корабль, принадлежа­щий космической компании

Почему мы видим сны?
Давайте подведем итог тому, что мы узнали о сновидениях до настоящего момента. За един­ственным исключением, все млекопитающие проходят через «быстрый» сон, следовательно, видят сны. Птицы тоже вид

Сновидения и сознание
Поступки не нуждались е том, чтобы их изобрели, они просто совершались. Мысли, напротив, являются относительно недавним изобретением... Сначала [че­ловека] подвигали на поступки бессоз­нательные

Бессознательная природа сновидений
Сновидение... не способно вызвать оп­ределенной мысли — для этого оно долж­но перестать быть сновидением... Сно­видение... проявляется на грани созна­ния, подобно слабому свечению звезд при полн

Работа над собственными сновидениями
Скептицизм и критика ни в коей мере не подвигли меня пока на то, чтобы рассматривать сновидения как ничего не значащие случайные явления. Довольно часто сны кажутся нам лишенными смысла, однако,

Психологические типы
...Поскольку факты свидетельствуют о том, что типичная жизненная уста­новка представляет собой распростра­ненное явление с явно произвольным раз­бросом, она не может быть предметом сознательного

Интроверт и экстраверт
Юнгу предстояло найти связь между инстинктом и духом с помощью архетипов коллективного бессознательного, каждый из которых простирался от самой высокой до самой низкой областей чело­веческого опыта

Четыре функции
Обратите внимание на то, как хорошо концеп­ция Юнга об интровертах и экстравертах объяс­няет разногласия между Фрейдом и Адлером по поводу основного движущего мотива человече­ства. Однако она не см

Подчиненная функция
К описанию четырех функций вернемся не­сколько позднее, сначала я хотел бы слегка коснуться подчиненной функции. Представь­те себе, что вы — «мыслитель» (подразумеваем, что вашей ведущей ф

Путь к индивидуации
Цель создания Юнгом теории психологичес­ких типов легко истолковать неверно. Мы мо­жем решить, что, со стороны Юнга, это была попытка «вместить каждого в свою маленькую коробочку» и лишить нас инди

Экстравертивный тип
Мы уже определили экстравертивный тип как ориентированный более на внешнее, чем на внут­реннее, на объективное, нежели субъективное. Экстраверты достаточно уютно чувствуют себя в окружающем мире, п

Функция мышления
«Чувствователям» «мыслители» кажутся хо­лодными - бесстрастное отношение к жизни, от­сутствие внимания и к своим собственным эмоци­ям и к эмоциям других людей. Они любят акку­ратность и порядок, у

Функция чувства
Точно так же как интроверсия вызывает критику в нашей экстравертивной культуре, чув­ство и интуиция рассматриваются как функции, подчиненные мышлению и ощущению. Запад­ная культура чрезмерно ориент

Функция интуиции
Когда люди впервые встречаются с психо­типами Юнга, более всего их ставит в тупик функция интуиции. Они понимают, что такое мышление, чувства и ощущения, но им кажется странным, что интуицию ставят

Психологические типы как пути развития
Концепция психологических типов являет­ся отправной точкой для всех прочих идей Юнга. Предметом этой книги является коллективное бессознательное, однако Юнг был убежден в том, что коллективное бесс

Психологические типы и индивидуация
Оттолкнемся от посылки, что психологичес­кие типы, которые мы обсуждаем, являются либо врожденными и «импринтируются» на нашей жизни, когда мы еще очень молоды, либо по крайней мере развиваются у н

Правда ли, что при рождении мы являемся tabula rasa?
Задумаемся над этим. Если бы на момент рождения мы представляли собою «tabula rasa» («чистая доска») и приобретали все наши зна­ния и способности за счет личного опыта, у нас не было бы ни одного н

Почему появляется Тень?
Вернемся к примеру о маленькой девочке, имеющей способности к механике, и маленьком мальчике, обладающем развитым чувством со­переживания. Если давление родителей окажет­ся достаточно сильным, дево

Появление Тени в сновидениях
Мы неизбежно видим мир сквозь призму человеческих взаимоотношений. Поэтому нет ничего странного в том, что сновидения пове­ствуют в основном о наших взаимоотношени­ях с другими людьми. Сны заполнен

Персона и ее взаимоотношения с Тенью
Юнг называл «лицо» нашей души, открытое миру, Персоной (или Маской), по аналогии с мас­ками из греческой трагедии. Однако использо­вание символических фигур не ограничивается греческим театром. К п

Проекция
Иисус учил нас также тому, чтобы мы «не искали соринку в чужом глазу», а прежде всего обращали внимание на самих себя. Психологи используют термин «проекция» для описания переноса собственных харак

Девочка с задатками механика
Вернемся к нашей маленькой девочке, обла­дающей способностями к механике. Вынужден­ная отказаться от своих «мужских» наклонностей, она, вероятно, «разовьет в себе» Персону с чрезвычайно ярко выраже

Тень и проблема Зла
.,. живой форме для придания ей объем­ности необходима глубокая тень. Без тени форма остается двухмерным фан­томом, более или менее хорошо воспитан­ным ребенком. К. Юнг

Тень, скрывающаяся за светом науки
Позвольте поведать вам историю о Зле. Ее используют во время занятий на факультетах психологии, но без каких-либо моральных выво­дов, поскольку считается, что моральные сужде­ния не ВХОДЯТ в компет

Работа с Тенью в сновидениях
Бели вы в сновидении вступаете с кем-либо в конфликт, представьте себе, что эта личность есть фигура Тени, обладающая неким качеством, которое вам необходимо интегрировать в свою личность. Такой со

Распознавание Тени в повседневной жизни
Умение распознавать Тень в сновидениях помогает выявлять ее в повседневной жизни. Попробуйте понаблюдать над своими эмоцио­нальными всплесками. Если какой-то человек в самом деле действует вам на н

Анима и Анимус
В каждом мужчине извечно заложено отражение женщины, это не тот или иной конкретный женский образ, а определен­ное отражение женского пола... То же самое верно и для женщины: она также рождается

Два аспекта Анимы/Анимуса
Как подробно излагалось в предыдущем материале о Тени, когда жизнь становится слиш­ком односторонней, когда ресурсы нашего со­знания исчерпаны, мы вынуждены обращаться к бессознательному. В сфере б

Анима/Анимус как Тень
Независимо от того, обладаем мы, люди, врожденными способностями и чертами, свой­ственными исключительно нашему полу, или нет, культура навязала нам разделение спо­собностей. До недавнего времени р

Анима/Анимус как архетип взаимоотношений
.. Анима - это всего лишь образ лич­ностной природы определенной автоном­ной системы. Какова природа этой сис­темы в трансцендентном смысле, т. е. за пределами опыта, мы знать не можем.

Эмоциональное потрясение, вызванное Анимой/Анимусом
Мы должны начать с преодоления сво­ей добродетельности, испытывая, с дру­гой стороны, оправданный страх совер­шить грех. Опасность, несомненно, суще­ствует, ибо величайшая добродетель все­гда вн

Анима/Анимус в сновидениях
...Мир пуст только для тех, кто не знает, как направить свое либидо на вещи и людей и оживить их и сделать прекрас­ными. То, что заставляет нас искать замену в самих себе, обусловлено не от­сутс

Боги и богини в наших сновидениях
Часто Аиима/Анимус появляется в сновиде­ниях в образе Бога или Богини. В наши дни нам ближе всего в этом плане знаменитости, поэтому знаменитости которых мы видим в снах, должны рассматриваться как

Проекции Анимы/Анимуса
При проецировании Анима всегда име­ет женскую форму с определенными ха­рактеристиками. Этот эмпирически установленный факт не означает, что данный архетип такой сам по себе. Женско-мужская сизиг

Борьба противоположностей
...В истории мы встречаемся с Ани-мой прежде всего у божественных сизи­гий, женско-мужских пар богов. С одной стороны, они уходят корнями в тьму примитивной мифологии, а с другой — устремляются

Рыцарство и легенда о чаше Грааля
Понятие романтической любви достаточно современно: впервые оно появилось в XII веке с возникновением рыцарства. Основным в рыцар­стве был новый поворот в отношениях мужчин и женщин - куртуазная люб

Анима/Анимус во взаимоотношениях
В течение последующих восьми столетий происходила постепенная интеграция нового ас­пекта Анимы/Анимуса, о чем свидетельствует прогресс в положении женщин. Если брак был когда-то экономическим взаим

Грядущий женский мир
...Торжественное оглашение Успения девы Марии, свидетелями чего мы стали в наши дни, является примером развития символов в течение столетий. Побуди­тельный мотив исходил не от церковных властей,

Самость
Самость может быть самой глубинной личностью сновидца, процессом развития и целью этого процесса, и все это состав­ляет единое целое. Равным образом Са­мость переступает все границы личной морал

Бог внутри нас
[Интеграция Анимы/Анимуса] есте­ственным путем возвращает нас к... «чему-то» незнакомому и в то же вре­мя столь близкому нам, полностью на­те v// и тем не менее непостижимому, к истинному центру

Мандалы
Хотя, на первый взгляд, «целостность» может показаться не более чем абстракт­ной идеей (подобно Аниме или Анимусу), она тем не менее является понятием эмпирическим в той мере, в какой душа предо

Трансцендентная функция
В поисках пути к индивидуации мы начали с открытия Юнга, заключавшегося в том, что не существует единого пути развития, поскольку все люди принадлежат к различным психотипам. К примеру, путь индиви

Самость в сновидениях
Мы уже говорили о том, как в сновидениях появляются мандалы в те моменты жизни, когда душа стремится к восстановлению своей целост­ности. Многие из мандал отражают попытку «заключить круг в квадрат

Самоактуализация
Покончим с иллюзиями, что мы - «мана-пер­соны». Самое время задать самим себе вопрос, кто же мы на самом деле. Проблема самоопределения приобретает на этом этапе развития, как ни на ка­ком ином, пе

Творчество и Самость
...наша душа распята между грозными влияниями как внешними, так и внутрен­ними, и каким-то образом следует отда­вать должное обоим. Это возможно толь­ко после того, как мы дадим оценку своим инд

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги