Функция ощущения

Мы используем свои сенсорные органы ~ органы чувств - для получения данных о физи­ческом мире, по крайней мере тех данных, ка­кие доступны человеческому восприятию с по­мощью нашего уникального сочетания сенсор­ных способностей. Полученную информацию мы обрабатываем с помощью функций мышления или чувства. После обработки данных наш мозг экстраполирует ее и прогнозирует те события, каких мы ожидаем на основании уже имеющих­ся данных. Мозг как бы составляет план действий и отправляет его нашему телу вместе с экстраполированной «картиной» событий.

Наше тело начинает действовать по получен­ному плану, если только информация, поступающая от органов чувств, не противоречит той карти­не, которую экстраполировал мозг. Большую часть времени органы чувств просто подтвер­ждают проекцию, сделанную мозгом. Мы можем представлять себе восприятие как активный про­цесс «дотягивания» до чего-то с помощью мозга, а не просто как пассивный процесс «приема» физической информации. Органы чувств продол­жают выполнять свои обычные «обязанности», однако при этом они должны быть достаточно гибкими, чтобы адаптироваться к вновь посту­пающей информации.

Экстравертивный ощущающий тип идеально отражает эти характеристики. Такие люди яв­ляются абсолютными реалистами, они воспри­нимают мир, каков он есть, и спокойно приспо­сабливаются к нему, когда их ожидания не со­впадают с реальным опытом. Как выразился Юнг: «Ни один из психологических типов лю­дей не может сравниться в реализме с типом «сенситива»-экстраверта».

В книге «Определи свой тип» Ральф Метцнер высказывает предположение, что существует два вида подобной адаптации человека к внешней ре­альности и, следовательно, две различные катего­рии экстравертивных «сенситивов»: сенситивист (sensible) и сенсуалист (sensual). Однако когда экстравертивный «сенситив» функционирует на самом высшем уровне, разрыв между двумя этими категориями исчезает. «Сенситив» и сенсуалист соединяются в эстетическом восприятии.

Помнится, однажды я провел день с чудес­ным ученым, который являлся воплощением экстравертивного ощущающего типа. Его дом представлял собой истинное произведение ис­кусства, причем все в нем было сделано самим хозяином. Мой знакомый и его сын сами выкопали деревья для строительства дома, сами пыкопали колодец и заложили фундамент. Этот человек, казалось, продумал каждую деталь.

Например, из окна гостиной открывался пре­красный вид, и хозяин дома соорудил неболь­шую деревянную подставку для бинокля, устано­вив ее так, что достаточно было только протянуть руку, чтобы достать бинокль. До мелочей проду­маны не только обычные удобства, но и полным-полно уникальных практических устройств — изобретение хозяина. К примеру, в библиотеке не оставалось места для картин, поскольку все стены, от пола до потолка, были заставлены кни­гами. А мой знакомый любил искусство. По­этому повесил несколько картин на «стропах», прикрепленных к книжным полкам. Если он хотел достать книгу, которая стояла за карти­ной, то просто передвигал картину на другое место.

I Абсолютные реалисты, экстравертивные «сенситивы» склонны рассматривать любое про­явление интуиции как бессмыслицу. Мария-Луиза фон Франц утверждает, что они способ­ны дойти до нелюбви к мысли, размышлению, поскольку даже мысли отвлекают их от чисто­го процесса восприятия физических фактов реального мира. Большинство из них могут охотно размышлять вслух вместе с другими людьми, но только до определенного момента, потом они устают от размышлений и переводят разговор на физические факты, которые никог­да не утомляют.

Поскольку подчиненная функция (интровертированная интуиция) соединяет их с бессознательным, они склонны увлекаться всякими но­вомодными религиозными, философскими или мистическими теориями, будь то теософия, или сайентология (дианетика). По этой причине многих эстравертивных «сенситивов» привле­кает психология Юнга. Получив поверхност­ное представление о его концепциях, они зацик­ливаются на мистических возможностях архе­типов. Поскольку когнитивные инварианты дей­ствительно представляют собой врата к мисти­ческим «озарениям», для «сенситивов» такой вы­бор иногда является просто идеальным. Но го­раздо чаще коллективное бессознательное «за­глатывает» их, и им никогда не удается приме­нить свой внутренний опыт в реальной жизни. Жена Юнга, Эмма, принадлежала к интровертивному ощущающему типу. Однажды она оп­ределила тип интровертивного «сенситива» «как высокочувствительную фотографическую пла­стинку». Такой тип людей регистрирует в уме все «физические детали» - цвет, форму, струк­туру, мелочи, на которые обычно никто не обра­щает внимания. Поскольку вся энергия таких людей направлена на «впитывание» окружаю­щего, стороннему наблюдателю они могут по­казаться такими же неодушевленными, как стол или стул.

Когда я работал терапевтом-стажером в реа­билитационном центре для людей с глубокими психическими нарушениями, у меня был хоро­ший друг, принадлежавший к интровертивному ощущающему типу. Никогда не забуду тот день, когда в ординаторскую, где сидело несколько врачей (и я в их числе), ворвался пациент. Он жутко вопил. Схватив стул, разбил его о стену. Все испугались, так как понимали, на что спосо­бен пациент, потерявший контроль над собой.

Мой друг спокойно сидел, даже не взглянув в сторону пациента. Пациент продолжал орать и размахивать стулом. Тогда мой друг посмот­рел на него с мягкостью. Это сбило пациента с толку; он держал в руках стул с таким видом, будто не мог понять, для чего он взял его. Буй­ство постелено стихало. Мой друг продолжал спокойно оставаться на месте, словно впитывая в себя энергию, заполнявшую комнату. Через несколько минут пациент выронил стул и за­стыл в полном изнеможении. Теперь я смог при­близиться к нему, взять за плечи и увести из комнаты. Мой друг за все время ни разу не по­шевелился. Вот вам пример идеального про­явления способностей «сенсата»-интроверта!

Я знал большое множество интровертивных «сенсатов» среди компьютерных программис­тов, с которыми мы работали вместе в течение многих лет. Они любят точность: все детали для них одинаково важны и каждая по-своему. Не просите «сенситива»-интроверта представить «целостную картину», он по имеет ни ма­лейшего понятия о том, как «подняться» над конкретными деталями своей работы и уви­деть более масштабные перспективы, Подобные картины затрагивают его подчиненную функцию -интуицию — и тем самым вызывают сильное бес­покойство. Однако именно интуиция способна открыть путь к творческому самовыражению.

Хочу рассказать еще одну историю — о ком­пьютерном программисте. Назовем его Тед. Однажды начальник отдела, в котором работал Тед, обнаружил, что у одного программиста в программу вкралась ошибка, вызвавшая «дамп» (сброс данных о состоянии компьютера в слу­чае отказа из-за ошибок в программе). Програм­мист два дня просидел над распечаткой, пыта­ясь найти ошибку, но безуспешно. Тогда началь­ник отдела привел программиста к Теду. Он объяснил проблему Теду, который только бур­кнул в знак того, что понял, в чем дело. Тед быстренько пробежал глазами распечатку, за­держался на одной странице, просмотрел ее, затем ткнул пальцем и сказал: «Это здесь». Разумеется, он нашел ошибку!

Однако тот же самый Тед был настолько оторван от всего окружающего, за исключени­ем милых его сердцу компьютеров, что стал видеть галлюцинации. Когда он чувствовал себя выдохшимся, то пускался в споры с воображае­мой женщиной. Затем он срывался с места и убегал, выведенный из себя ее глупостью. Я уверен, что воображаемая Тедом женщина была не чем иным, как воплощением его подчиненной функции ~ интуиции, пытавшейся взывать к нему. К сожалению, Тед не желал прислушиваться к «ее» голосу. Хотя не многие настолько оторваны от внутреннего мира, что этот мир начинает пер­сонифицироваться для них в воображаемых фи­гурах, ни один из нас не чувствует себя «комфор­тно», общаясь со своей подчиненной функцией.