Персона и ее взаимоотношения с Тенью - раздел Психология, Введение в психологию Юнга Юнг Называл «Лицо» Нашей Души, Открытое Миру, Персоной (Или Маской), По Анало...
Юнг называл «лицо» нашей души, открытое миру, Персоной (или Маской), по аналогии с масками из греческой трагедии. Однако использование символических фигур не ограничивается греческим театром. К примеру, японцы похожие маски используют в своем театре «Но». Каждая маска олицетворяет определенный тип человеческого характера. Жители острова Бали используют сходные символические фигуры в кукольных представлениях. Панч (русский Петрушка) и его жена Джуди со своими неизменными характерами остаются постоянными любимцами английских детей. Герои и злодеи из американских вестернов, хотя и не носили масок, тоже являлись столь же неизменными характерными фигурами (до тех пор, пока не появился антигерой). Все легко узнавали порочного землевладельца, хладнокровного наемного убийцу, попавшую в беду невинную девушку, доктора-алкоголика, грубую барменшу с «золотым сердцем», героя с «кристально чистой душой» и т. д.
В западном мире на рубеже XXI века занятие человека часто становится его Персоной, т. е. человека в значительной степени поглощает профессия и он забывает, что его работа — это еще не он сам. До недавнего времени у женщин было мало или совсем не было шансов получить какую-либо взрослую роль, помимо «матери», «старой девы», «школьной учительницы», «библиотекарши» и т. п. Любая женщина, которая вышла замуж и родила детей, знает, как трудно добиться того, чтобы люди видели в ней личность, нечто большее, чем только жену своего мужа или мать своих детей. Ей и самой зачастую бывает трудно представить себя кем-то за рамками сильных архетипических ролей.
Всем нам необходимо подтверждение нашей личности, и многие предпочитают не бороться за установление собственной уникальной личности, а принимать на себя коллективную «личину», например «мать» или «отец», «библиотекарь» или «программист». Однако роли напоминают маски, не способные менять выражение. Независимо от конкретной ситуации мы вынуждены действовать в заданных рамках определенного характера. Когда людей «заклиниваетr» на своей Персоне, те начинают казаться недалекими. Они не вызывают большого интереса у окружающих, поскольку им в буквальном смысле «недостает глубины».
Подобным образом мы создаем идеальное представление о самих себе — добрый и великодушный, но при этом сильный и стойкий. (Или надежный, верный, готовый прийти на помощь, мужественный, чистый и почтительный, как в кодексе бойскаутов.) Любая картина, написанная красками только «хорошими» и «правильными», чересчур бледна; для завершенности ей недостает теней. Например, в Британии последней половины XIX столетия сложился следующий идеал мужчины: джентльмен с утонченным чувством самообладания. На другом полюсе идеала находился отрицаемый дикарь, не умеющий сдерживать инстинктивные порывы. Конечно, оба эти образа существовали только в умах британцев, а не в реальности.
Предаваясь иллюзиям о полном самоконтроле над жизнью, британские высшие классы не подозревали, что фактически ими руководит их бессознательное. Подталкиваемые потребностью найти «выход» для проявления той «дикой» части себя, которая была необходима для создания завершенного (целостного) образа, британские мужчины довели свои колониалистские устремления до крайности, подчинив Индию, Африку и все прочие территории, на которых, по их мнению, проживало «дикое» население. Британские колониалисты поселились в каждой из покорен пых стран и попытались жить так, словно они все еще находились в Англии. В самом сердце Африки британские джентльмены носили крахмальные воротнички, каждый день читали London Times (которая доходила до них полгода спустя) и пили свой пятичасовой чай. Больше всего колониалисты боялись, что их сотоварищи, не в силах противиться голосу бессознательного, «отуземятся» (станут вести себя как местные жители).
Для выработки самодисциплины, необходимой для подобного безумства, юных британских мальчиков, принадлежавших в высшему классу, стали отдавать в школы, где те подвергались жестоким (savage, что означает не только «дикарь», но и «свирепый, жестокий». — Прим. перев.) телесным наказаниям, а нередко и сексуальным домогательствам как со стороны преподавателей, так и со стороны соучеников. Потребность в подавляемой «дикости, свирепости» неизбежно приводила к мазохизму и садизму. Неумение найти связи между сексуальностью и любовью, поскольку для этого нужно было несколько «отойти» от их сознательной доминирующей роли, вызвало появление огромного количества гомосексуалистов.
Я никоим образом не утверждаю, что все гомосексуалисты становятся таковыми в результате подобного внешнего давления. Данные свидетельствуют о том, что определенное количество (по наиболее частым оценкам, 10—15%) мужчин и женщин в любой культуре гомосексуально и, вероятно, генетически предрасположено к гомосексуальности, точим гак же, как большая часть человечества генетически пред расположено к гетеросексуальности. Однако внешние факторы тоже способны завести в тот или другой лагерь человека, чья сексуальность является «пограничной». В случае с Британией конца XIX века обстоятельства превратили многих мужчин-аристократов в несчастных гомосексуалистов, несчастных потому, что, по всей вероятности, гомосексуализм не был заложен в них от природы.
Или вспомним величественное явление - христианство ~ и Тень, которую оно оставило во многих из нас. Патриархальному иудейскому принципу «око за око, зуб за зуб» Христос противопоставил новую, более мягкую, более женственную идею - «возлюби ближнего своего, как самого себя». Фактически Иисус хотел выразить мысль, что он неотделим от окружающих его людей, что в каждом человеке, с которым ему приходилось общаться, он видел частичку самого себя. Но для подобного осознания требуется самопонимание, а оно приходит к человеку только в результате его длительной борьбы с самим собой, прежде всего с собственной Тенью.
Последователи Христа предпочли принять как данность «золотое правило» г закон, которого необходимо придерживаться так же, как и десяти заповедей Ветхого Завета. Куда проще говорить о любви к ближнему, безотносительно к тому, так ли оно на самом деле, чем заглядывать в те уголки своей души, которые мы бы предпочли оставить в тени. Точно так же, следуя идеалу Христа, гораздо легче представлять его образ как совершенный и безгрешный, чем видеть в нем человека, успешно преодолевшего противоречивые стороны своей натуры. Что оставалось Христу, как не борьба, — ему, объединившему в себе и Бога и земного человека? Следуя идеалам Христа, мы должны стремиться примирить наше животное естество с нашей равнозначной божественной природой. От нас требуется искать возвышенное в инстинктивном, а инстинктивное - в возвышенном.
Взамен христианство создало идеал совершенства, свет без тьмы. Вместо того чтобы рассматривать тьму как необходимую часть человеческой природы, ее отделяют и приписывают Сатане. Но ведь где свет, там неизбежно тень и тьма. Поэтому все отрицаемые и подавляемые части нашей личности группируются вокруг Тени и ассоциируются с грехом и злом.
Все темы данного раздела:
Юнг и бессознательное
Каждая новая ступень в развитии культуры психологически представляет собой расширение сознания, нарастание осознаваиия, которое возможно лишь через установления различий.
К. Юн
Юнг и Фрейд
Как и Зигмунд Фрейд, еще более знаменитый ИГО учитель, Юнг был практикующим врачом, Ставшим одним из первопроходцев в новой для того времени области психоанализа. Хотя Юиг был психологом-клиницисто
Символы трансформации
Приведем пример. Фрейдовская концепция эдипова комплекса произвела на Юнга глубокое впечатление, но Юнг увидел в ней нечто другое, отличное от того, что подразумевалось Фрейдом. Фрейд утверждал, ч
Мифы в нашей жизни
Ученые и университетская профессура всегда насмехались над концепцией коллективного бессознательного. Им «хорошо известно», что люди не могут иметь никаких иных воспоминаний, кроме приобретенных
Связь с природой
Карл Юнг родился в Кессвиле, аграрном районе Швейцарии, в 1875 году. Его отец был священником. Когда мальчику исполнилось полгода, семья переехала в новый приход, а потом в другой, когда Карлу срав
Скрытые силы
В отличие от обитателей городов, люди, живущие в сельской местности, верят в то, что мир полон невидимых сил. Те, кто живет близко к земле, наблюдая ежегодную смену циклов рождения, смерти и возр
Личность № 1 и личность № 2
В детстве Юнг уже ощутил силу, скрытую в недрах души. Когда ему было 12 лет и отец его приятеля отчитал маленького Карла за непослушание, тот отреагировал с необычайной яростью. Он не мог поверит
Сознание и триединый мозг
Впервые мы сталкиваемся с внутренним поведением, более характерным для сознания, при рассмотрении мозга пресмыкающегося — самого старого в эволюции в модели Маклина. Однако сознание пресмыкающег
Сознательное и бессознательное
Представление Юнга об уровнях бессознательного выглядит менее радикальным, чем-то, что обсуждалось выше. Вероятно, он мог выбрать более удачный термин, чем «бессознательное»: как мы видели, речь н
Маршалл Маклуэн и массовое сознание
Если я, например, определяя вес каждого камешка в куче гальки, получаю средний вес 5 унций, это мало что говорит мне об истинной природе камешков. Любой, кто считает, что на основании полученных
Целостность памяти
То, что Фрейд называл просто бессознательным, Юнг называет личным бессознательным (в отличие от коллективного бессознательного). Личное бессознательное достаточно значимо само по себе. Оно, по-в
Мозг как телевизионный приемник
Биолог Руперт Шелдрейк приводит прекрасную аналогию между воспоминаниями в мозге и телевизионными программами. Представьте, что впервые смотрите телепередачу, не имея никакого представления о тел
Динамика сознания
Возвратимся к личному бессознательному. Рассмотрим чтение. В какой-то период вашей жизни вам нужно было выучить алфавит. В школе учитель указывал на отдельные буквы и называл их вслух. Вы с однокла
Архетип и комплекс
Юнг наблюдал и описывал именно эту динамическую зависимость между сознательным и бессознательным. Работая врачом в психиатрической клинике в Бургхольцли (Швейцария), Юнг проводил эксперименты по
Архетипы развития
Невозможно определить, сколько существует архетипов. По-видимому, имеются архетипы для каждого индивида, места, объекта или ситуации, которые оказывали эмоциональное воздействие на большое число лю
Видят ли сны представители других видов?
Исследования сновидений указывают на то, что способность видеть сны вряд ли ограничивается людьми. Даже такое примитивное животное, как опоссум, мало изменившееся за шестьдесят пять миллионов лет,
К чему приводит лишение сна
В книге «Звездный путь — новое поколение», глава «Ночные кошмары» рассказывает, к каким страшным последствиям приводит людей лишение сна. Межпланетный корабль, принадлежащий космической компании
Почему мы видим сны?
Давайте подведем итог тому, что мы узнали о сновидениях до настоящего момента. За единственным исключением, все млекопитающие проходят через «быстрый» сон, следовательно, видят сны. Птицы тоже вид
Сновидения и сознание
Поступки не нуждались е том, чтобы их изобрели, они просто совершались. Мысли, напротив, являются относительно недавним изобретением... Сначала [человека] подвигали на поступки бессознательные
Бессознательная природа сновидений
Сновидение... не способно вызвать определенной мысли — для этого оно должно перестать быть сновидением... Сновидение... проявляется на грани сознания, подобно слабому свечению звезд при полн
Работа над собственными сновидениями
Скептицизм и критика ни в коей мере не подвигли меня пока на то, чтобы рассматривать сновидения как ничего не значащие случайные явления. Довольно часто сны кажутся нам лишенными смысла, однако,
Психологические типы
...Поскольку факты свидетельствуют о том, что типичная жизненная установка представляет собой распространенное явление с явно произвольным разбросом, она не может быть предметом сознательного
Интроверт и экстраверт
Юнгу предстояло найти связь между инстинктом и духом с помощью архетипов коллективного бессознательного, каждый из которых простирался от самой высокой до самой низкой областей человеческого опыта
Четыре функции
Обратите внимание на то, как хорошо концепция Юнга об интровертах и экстравертах объясняет разногласия между Фрейдом и Адлером по поводу основного движущего мотива человечества. Однако она не см
Подчиненная функция
К описанию четырех функций вернемся несколько позднее, сначала я хотел бы слегка коснуться подчиненной функции.
Представьте себе, что вы — «мыслитель» (подразумеваем, что вашей ведущей ф
Путь к индивидуации
Цель создания Юнгом теории психологических типов легко истолковать неверно. Мы можем решить, что, со стороны Юнга, это была попытка «вместить каждого в свою маленькую коробочку» и лишить нас инди
Экстравертивный тип
Мы уже определили экстравертивный тип как ориентированный более на внешнее, чем на внутреннее, на объективное, нежели субъективное. Экстраверты достаточно уютно чувствуют себя в окружающем мире, п
Функция мышления
«Чувствователям» «мыслители» кажутся холодными - бесстрастное отношение к жизни, отсутствие внимания и к своим собственным эмоциям и к эмоциям других людей. Они любят аккуратность и порядок, у
Функция чувства
Точно так же как интроверсия вызывает критику в нашей экстравертивной культуре, чувство и интуиция рассматриваются как функции, подчиненные мышлению и ощущению. Западная культура чрезмерно ориент
Функция ощущения
Мы используем свои сенсорные органы ~ органы чувств - для получения данных о физическом мире, по крайней мере тех данных, какие доступны человеческому восприятию с помощью нашего уникального соч
Функция интуиции
Когда люди впервые встречаются с психотипами Юнга, более всего их ставит в тупик функция интуиции. Они понимают, что такое мышление, чувства и ощущения, но им кажется странным, что интуицию ставят
Психологические типы как пути развития
Концепция психологических типов является отправной точкой для всех прочих идей Юнга. Предметом этой книги является коллективное бессознательное, однако Юнг был убежден в том, что коллективное бесс
Психологические типы и индивидуация
Оттолкнемся от посылки, что психологические типы, которые мы обсуждаем, являются либо врожденными и «импринтируются» на нашей жизни, когда мы еще очень молоды, либо по крайней мере развиваются у н
Правда ли, что при рождении мы являемся tabula rasa?
Задумаемся над этим. Если бы на момент рождения мы представляли собою «tabula rasa» («чистая доска») и приобретали все наши знания и способности за счет личного опыта, у нас не было бы ни одного н
Почему появляется Тень?
Вернемся к примеру о маленькой девочке, имеющей способности к механике, и маленьком мальчике, обладающем развитым чувством сопереживания. Если давление родителей окажется достаточно сильным, дево
Появление Тени в сновидениях
Мы неизбежно видим мир сквозь призму человеческих взаимоотношений. Поэтому нет ничего странного в том, что сновидения повествуют в основном о наших взаимоотношениях с другими людьми. Сны заполнен
Проекция
Иисус учил нас также тому, чтобы мы «не искали соринку в чужом глазу», а прежде всего обращали внимание на самих себя. Психологи используют термин «проекция» для описания переноса собственных харак
Девочка с задатками механика
Вернемся к нашей маленькой девочке, обладающей способностями к механике. Вынужденная отказаться от своих «мужских» наклонностей, она, вероятно, «разовьет в себе» Персону с чрезвычайно ярко выраже
Тень и проблема Зла
.,. живой форме для придания ей объемности необходима глубокая тень. Без тени форма остается двухмерным фантомом, более или менее хорошо воспитанным ребенком.
К. Юнг
Тень, скрывающаяся за светом науки
Позвольте поведать вам историю о Зле. Ее используют во время занятий на факультетах психологии, но без каких-либо моральных выводов, поскольку считается, что моральные суждения не ВХОДЯТ в компет
Работа с Тенью в сновидениях
Бели вы в сновидении вступаете с кем-либо в конфликт, представьте себе, что эта личность есть фигура Тени, обладающая неким качеством, которое вам необходимо интегрировать в свою личность. Такой со
Распознавание Тени в повседневной жизни
Умение распознавать Тень в сновидениях помогает выявлять ее в повседневной жизни. Попробуйте понаблюдать над своими эмоциональными всплесками. Если какой-то человек в самом деле действует вам на н
Анима и Анимус
В каждом мужчине извечно заложено отражение женщины, это не тот или иной конкретный женский образ, а определенное отражение женского пола... То же самое верно и для женщины: она также рождается
Два аспекта Анимы/Анимуса
Как подробно излагалось в предыдущем материале о Тени, когда жизнь становится слишком односторонней, когда ресурсы нашего сознания исчерпаны, мы вынуждены обращаться к бессознательному. В сфере б
Анима/Анимус как Тень
Независимо от того, обладаем мы, люди, врожденными способностями и чертами, свойственными исключительно нашему полу, или нет, культура навязала нам разделение способностей. До недавнего времени р
Анима/Анимус как архетип взаимоотношений
.. Анима - это всего лишь образ личностной природы определенной автономной системы. Какова природа этой системы в трансцендентном смысле, т. е. за пределами опыта, мы знать не можем.
Эмоциональное потрясение, вызванное Анимой/Анимусом
Мы должны начать с преодоления своей добродетельности, испытывая, с другой стороны, оправданный страх совершить грех. Опасность, несомненно, существует, ибо величайшая добродетель всегда вн
Анима/Анимус в сновидениях
...Мир пуст только для тех, кто не знает, как направить свое либидо на вещи и людей и оживить их и сделать прекрасными. То, что заставляет нас искать замену в самих себе, обусловлено не отсутс
Боги и богини в наших сновидениях
Часто Аиима/Анимус появляется в сновидениях в образе Бога или Богини. В наши дни нам ближе всего в этом плане знаменитости, поэтому знаменитости которых мы видим в снах, должны рассматриваться как
Проекции Анимы/Анимуса
При проецировании Анима всегда имеет женскую форму с определенными характеристиками. Этот эмпирически установленный факт не означает, что данный архетип такой сам по себе. Женско-мужская сизиг
Борьба противоположностей
...В истории мы встречаемся с Ани-мой прежде всего у божественных сизигий, женско-мужских пар богов. С одной стороны, они уходят корнями в тьму примитивной мифологии, а с другой — устремляются
Рыцарство и легенда о чаше Грааля
Понятие романтической любви достаточно современно: впервые оно появилось в XII веке с возникновением рыцарства. Основным в рыцарстве был новый поворот в отношениях мужчин и женщин - куртуазная люб
Анима/Анимус во взаимоотношениях
В течение последующих восьми столетий происходила постепенная интеграция нового аспекта Анимы/Анимуса, о чем свидетельствует прогресс в положении женщин. Если брак был когда-то экономическим взаим
Грядущий женский мир
...Торжественное оглашение Успения девы Марии, свидетелями чего мы стали в наши дни, является примером развития символов в течение столетий. Побудительный мотив исходил не от церковных властей,
Самость
Самость может быть самой глубинной личностью сновидца, процессом развития и целью этого процесса, и все это составляет единое целое. Равным образом Самость переступает все границы личной морал
Бог внутри нас
[Интеграция Анимы/Анимуса] естественным путем возвращает нас к... «чему-то» незнакомому и в то же время столь близкому нам, полностью нате v// и тем не менее непостижимому, к истинному центру
Мандалы
Хотя, на первый взгляд, «целостность» может показаться не более чем абстрактной идеей (подобно Аниме или Анимусу), она тем не менее является понятием эмпирическим в той мере, в какой душа предо
Трансцендентная функция
В поисках пути к индивидуации мы начали с открытия Юнга, заключавшегося в том, что не существует единого пути развития, поскольку все люди принадлежат к различным психотипам. К примеру, путь индиви
Самость в сновидениях
Мы уже говорили о том, как в сновидениях появляются мандалы в те моменты жизни, когда душа стремится к восстановлению своей целостности. Многие из мандал отражают попытку «заключить круг в квадрат
Самоактуализация
Покончим с иллюзиями, что мы - «мана-персоны». Самое время задать самим себе вопрос, кто же мы на самом деле. Проблема самоопределения приобретает на этом этапе развития, как ни на каком ином, пе
Творчество и Самость
...наша душа распята между грозными влияниями как внешними, так и внутренними, и каким-то образом следует отдавать должное обоим. Это возможно только после того, как мы дадим оценку своим инд
Новости и инфо для студентов