Персона и ее взаимоотношения с Тенью

Юнг называл «лицо» нашей души, открытое миру, Персоной (или Маской), по аналогии с мас­ками из греческой трагедии. Однако использо­вание символических фигур не ограничивается греческим театром. К примеру, японцы похожие маски используют в своем театре «Но». Каждая маска олицетворяет определенный тип человече­ского характера. Жители острова Бали использу­ют сходные символические фигуры в кукольных представлениях. Панч (русский Петрушка) и его жена Джуди со своими неизменными характера­ми остаются постоянными любимцами англий­ских детей. Герои и злодеи из американских вес­тернов, хотя и не носили масок, тоже являлись столь же неизменными характерными фигурами (до тех пор, пока не появился антигерой). Все легко узнавали порочного землевладельца, хлад­нокровного наемного убийцу, попавшую в беду невинную девушку, доктора-алкоголика, грубую барменшу с «золотым сердцем», героя с «крис­тально чистой душой» и т. д.

В западном мире на рубеже XXI века заня­тие человека часто становится его Персоной, т. е. человека в значительной степени поглощает профессия и он забывает, что его работа — это еще не он сам. До недавнего времени у жен­щин было мало или совсем не было шансов получить какую-либо взрослую роль, помимо «матери», «старой девы», «школьной учитель­ницы», «библиотекарши» и т. п. Любая женщи­на, которая вышла замуж и родила детей, знает, как трудно добиться того, чтобы люди видели в ней личность, нечто большее, чем только жену своего мужа или мать своих детей. Ей и самой зачастую бывает трудно представить себя кем-то за рамками сильных архетипических ролей.

Всем нам необходимо подтверждение нашей личности, и многие предпочитают не бороться за установление собственной уникальной лич­ности, а принимать на себя коллективную «ли­чину», например «мать» или «отец», «библио­текарь» или «программист». Однако роли на­поминают маски, не способные менять выраже­ние. Независимо от конкретной ситуации мы вынуждены действовать в заданных рамках оп­ределенного характера. Когда людей «заклиниваетr» на своей Персоне, те начинают казаться недалекими. Они не вызывают большого инте­реса у окружающих, поскольку им в букваль­ном смысле «недостает глубины».

Подобным образом мы создаем идеальное представление о самих себе — добрый и вели­кодушный, но при этом сильный и стойкий. (Или надежный, верный, готовый прийти на помощь, мужественный, чистый и почтительный, как в кодексе бойскаутов.) Любая картина, написан­ная красками только «хорошими» и «правиль­ными», чересчур бледна; для завершенности ей недостает теней. Например, в Британии послед­ней половины XIX столетия сложился следу­ющий идеал мужчины: джентльмен с утончен­ным чувством самообладания. На другом полюсе идеала находился отрицаемый дикарь, не умею­щий сдерживать инстинктивные порывы. Ко­нечно, оба эти образа существовали только в умах британцев, а не в реальности.

Предаваясь иллюзиям о полном самоконт­роле над жизнью, британские высшие классы не подозревали, что фактически ими руководит их бессознательное. Подталкиваемые потребнос­тью найти «выход» для проявления той «ди­кой» части себя, которая была необходима для создания завершенного (целостного) образа, британские мужчины довели свои колониалистские устремления до крайности, подчинив Индию, Африку и все прочие территории, на которых, по их мнению, проживало «дикое» на­селение. Британские колониалисты поселились в каждой из покорен пых стран и попытались жить так, словно они все еще находились в Англии. В самом сердце Африки британские джентльмены носили крахмальные воротнички, каждый день читали London Times (которая доходила до них полгода спустя) и пили свой пятичасовой чай. Больше всего колониалисты боялись, что их сотоварищи, не в силах проти­виться голосу бессознательного, «отуземятся» (станут вести себя как местные жители).

Для выработки самодисциплины, необходи­мой для подобного безумства, юных британских мальчиков, принадлежавших в высшему клас­су, стали отдавать в школы, где те подвергались жестоким (savage, что означает не только «ди­карь», но и «свирепый, жестокий». — Прим. перев.) телесным наказаниям, а нередко и сек­суальным домогательствам как со стороны пре­подавателей, так и со стороны соучеников. По­требность в подавляемой «дикости, свирепос­ти» неизбежно приводила к мазохизму и садиз­му. Неумение найти связи между сексуаль­ностью и любовью, поскольку для этого нужно было несколько «отойти» от их сознательной доминирующей роли, вызвало появление огром­ного количества гомосексуалистов.

Я никоим образом не утверждаю, что все гомосексуалисты становятся таковыми в результате подобного внешнего давления. Данные свидетельствуют о том, что определенное количество (по наиболее частым оценкам, 10—15%) мужчин и женщин в любой культуре гомосексуаль­но и, вероятно, генетически предрасположено к гомосексуальности, точ­им гак же, как большая часть человечества генетически пред расположено к гетеросексуальности. Однако внешние факторы тоже способны завести в тот или другой лагерь человека, чья сексуальность является «пограничной». В случае с Британией конца XIX века обстоятельства превратили многих мужчин-аристократов в несчастных гомосексуалистов, несчастных потому, что, по всей вероятности, гомосексуализм не был заложен в них от природы.

Или вспомним величественное явление - хри­стианство ~ и Тень, которую оно оставило во многих из нас. Патриархальному иудейскому принципу «око за око, зуб за зуб» Христос про­тивопоставил новую, более мягкую, более жен­ственную идею - «возлюби ближнего своего, как самого себя». Фактически Иисус хотел выразить мысль, что он неотделим от окружающих его лю­дей, что в каждом человеке, с которым ему прихо­дилось общаться, он видел частичку самого себя. Но для подобного осознания требуется самопо­нимание, а оно приходит к человеку только в ре­зультате его длительной борьбы с самим собой, прежде всего с собственной Тенью.

Последователи Христа предпочли принять как данность «золотое правило» г закон, кото­рого необходимо придерживаться так же, как и десяти заповедей Ветхого Завета. Куда про­ще говорить о любви к ближнему, безотноси­тельно к тому, так ли оно на самом деле, чем заглядывать в те уголки своей души, которые мы бы предпочли оставить в тени. Точно так же, следуя идеалу Христа, гораздо легче пред­ставлять его образ как совершенный и безгреш­ный, чем видеть в нем человека, успешно преодолевшего противоречивые стороны своей натуры. Что оставалось Христу, как не борьба, — ему, объединившему в себе и Бога и земного человека? Следуя идеалам Христа, мы должны стремиться примирить наше животное естество с нашей равнозначной божественной природой. От нас требуется искать возвышенное в инстин­ктивном, а инстинктивное - в возвышенном.

Взамен христианство создало идеал совер­шенства, свет без тьмы. Вместо того чтобы рас­сматривать тьму как необходимую часть чело­веческой природы, ее отделяют и приписывают Сатане. Но ведь где свет, там неизбежно тень и тьма. Поэтому все отрицаемые и подавляемые части нашей личности группируются вокруг Тени и ассоциируются с грехом и злом.