рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Проекция

Проекция - раздел Психология, Введение в психологию Юнга Иисус Учил Нас Также Тому, Чтобы Мы «Не Искали Соринку В Чужом Глазу», А Преж...

Иисус учил нас также тому, чтобы мы «не искали соринку в чужом глазу», а прежде всего обращали внимание на самих себя. Психологи используют термин «проекция» для описания переноса собственных характеристик на дру­гих людей. Важно представлять себе, что про­екция ~ бессознательный процесс, над которым мы не имеем контроля. Цель заключается в достижении достаточного осознания того, что мы не должны проецировать свою Тень на других.

Если мы сдерживаем сексуальность, образу­ется Тень, в которой сконцентрированы все сек­суальные импульсы. Чем больше мы отрицаем наличие у себя низменных помышлений, тем больше энергии концентрируется вокруг Тени. И конце концов энергия становится столь мощ­ной, что мы не можем больше удерживать ее в бессознательном. Она вырывается наружу. Иног­да она настолько сильно захватывает нас, что мы совершаем поступки, о которых впоследствии предпочитаем не вспоминать: «Пьян был, что ли? Совершенно ничего не помню».

Или мы проецируем свою Тень на кого-ни­будь из окружающих. Проекции не являются полностью произвольными; необходимо нали­чие некоего «крючка», на который можно «при­цепить» Тень. Но если энергия достаточно силь­на, «крючку» не долго и найтись. В примере, приведенном выше, Тень подавляемой тяги к «свирепости, необузданности» могла быть спро­ецирована на любого человека, у которого не было чувства сексуальной подавленности, как у «хозяина» Тени. Завершив проекцию Тени на другого человека, мы начинаем давать этому несчастному всевозможные характеристики, причем очень далекие от реальности или вооб­ще не имеющие с ней ничего общего.

Вот почему сны дарят нам встречи с Тенью. В сновидениях мы можем спокойно общаться с ними. В бессознательном удобно выдвигать аргументы, вести «баталии», не торопясь при­ходить к уважению точки зрения своей Тени, постепенно учиться самим быть более гибкими. Но если мы продолжаем сознательно жестко придерживаться пашей системы ценностей, фи­гуры Тени становятся все более угрожающими и в конце концов проецируются на других людей из нашего реального окружения. В результате мы бываем вынуждены вступать в конфронта­цию с Тенью. К сожалению, это происходит за счет того человека, на которого мы проецируем свою Тень.

Факт такого процесса является удивитель­ным. Очевидно, что-то внутри нас не желает принимать односторонний взгляд на реальность. Юнг называл этот внутренний процесс «транс­цендентной функцией» (в том смысле, что она «выходит за пределы» нашего обычного функ­ционального подхода к жизни). Трансцендент­ная функция пытается восстановить целостность, доводя подавленные или игнорируемые аспекты личности до нашего сознания. В этом плане вы­ходит, что Тень предоставляет нам возможность роста. Если принимаем то, что она хочет сооб­щить нам и связываем себя с нею, мы растем. Если пытаемся отрицать и подавлять Тень, она, напро­тив, становится все сильнее, до тех пор пока мы не будем вынуждены признать ее и вступить с нею в контакт. Душа пытается помочь нашему развитию, хотим мы этого или не хотим.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Введение в психологию Юнга

Робин Робертсон... Введение в психологию Юнга...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Проекция

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Юнг и бессознательное
Каждая новая ступень в развитии куль­туры психологически представляет со­бой расширение сознания, нарастание осознаваиия, которое возможно лишь через установления различий. К. Юн

Юнг и Фрейд
Как и Зигмунд Фрейд, еще более знаменитый ИГО учитель, Юнг был практикующим врачом, Ставшим одним из первопроходцев в новой для того времени области психоанализа. Хотя Юиг был психологом-клиницисто

Символы трансформации
Приведем пример. Фрейдовская концепция эдипова комплекса произвела на Юнга глубокое впечатление, но Юнг увидел в ней нечто другое, отличное от того, что подразумевалось Фрей­дом. Фрейд утверждал, ч

Мифы в нашей жизни
Ученые и университетская профессура все­гда насмехались над концепцией коллективного бессознательного. Им «хорошо известно», что люди не могут иметь никаких иных воспомина­ний, кроме приобретенных

Связь с природой
Карл Юнг родился в Кессвиле, аграрном районе Швейцарии, в 1875 году. Его отец был священником. Когда мальчику исполнилось полгода, семья переехала в новый приход, а потом в другой, когда Карлу срав

Скрытые силы
В отличие от обитателей городов, люди, жи­вущие в сельской местности, верят в то, что мир полон невидимых сил. Те, кто живет близко к земле, наблюдая ежегодную смену циклов рож­дения, смерти и возр

Личность № 1 и личность № 2
В детстве Юнг уже ощутил силу, скрытую в недрах души. Когда ему было 12 лет и отец его приятеля отчитал маленького Карла за непо­слушание, тот отреагировал с необычайной ярос­тью. Он не мог поверит

Сознание и триединый мозг
Впервые мы сталкиваемся с внутренним по­ведением, более характерным для сознания, при рассмотрении мозга пресмыкающегося — само­го старого в эволюции в модели Маклина. Од­нако сознание пресмыкающег

Сознательное и бессознательное
Представление Юнга об уровнях бессознатель­ного выглядит менее радикальным, чем-то, что обсуждалось выше. Вероятно, он мог выбрать более удачный термин, чем «бессознательное»: как мы видели, речь н

Маршалл Маклуэн и массовое сознание
Если я, например, определяя вес каждого камешка в куче гальки, получаю средний вес 5 унций, это мало что говорит мне об истинной природе камешков. Любой, кто считает, что на основании полученных

Целостность памяти
То, что Фрейд называл просто бессознатель­ным, Юнг называет личным бессознательным (в отличие от коллективного бессознательно­го). Личное бессознательное достаточно значи­мо само по себе. Оно, по-в

Мозг как телевизионный приемник
Биолог Руперт Шелдрейк приводит прекрас­ную аналогию между воспоминаниями в мозге и телевизионными программами. Представь­те, что впервые смотрите телепередачу, не имея никакого представления о тел

Динамика сознания
Возвратимся к личному бессознательному. Рассмотрим чтение. В какой-то период вашей жизни вам нужно было выучить алфавит. В школе учитель указывал на отдельные буквы и называл их вслух. Вы с однокла

Архетип и комплекс
Юнг наблюдал и описывал именно эту дина­мическую зависимость между сознательным и бессознательным. Работая врачом в психиатри­ческой клинике в Бургхольцли (Швейцария), Юнг проводил эксперименты по

Архетипы развития
Невозможно определить, сколько существует архетипов. По-видимому, имеются архетипы для каждого индивида, места, объекта или ситуации, которые оказывали эмоциональное воздействие на большое число лю

Видят ли сны представители других видов?
Исследования сновидений указывают на то, что способность видеть сны вряд ли ограничивается людьми. Даже такое примитивное животное, как опоссум, мало изменившееся за шестьдесят пять миллионов лет,

К чему приводит лишение сна
В книге «Звездный путь — новое поколение», глава «Ночные кошмары» рассказывает, к каким страшным последствиям приводит людей лише­ние сна. Межпланетный корабль, принадлежа­щий космической компании

Почему мы видим сны?
Давайте подведем итог тому, что мы узнали о сновидениях до настоящего момента. За един­ственным исключением, все млекопитающие проходят через «быстрый» сон, следовательно, видят сны. Птицы тоже вид

Сновидения и сознание
Поступки не нуждались е том, чтобы их изобрели, они просто совершались. Мысли, напротив, являются относительно недавним изобретением... Сначала [че­ловека] подвигали на поступки бессоз­нательные

Бессознательная природа сновидений
Сновидение... не способно вызвать оп­ределенной мысли — для этого оно долж­но перестать быть сновидением... Сно­видение... проявляется на грани созна­ния, подобно слабому свечению звезд при полн

Работа над собственными сновидениями
Скептицизм и критика ни в коей мере не подвигли меня пока на то, чтобы рассматривать сновидения как ничего не значащие случайные явления. Довольно часто сны кажутся нам лишенными смысла, однако,

Психологические типы
...Поскольку факты свидетельствуют о том, что типичная жизненная уста­новка представляет собой распростра­ненное явление с явно произвольным раз­бросом, она не может быть предметом сознательного

Интроверт и экстраверт
Юнгу предстояло найти связь между инстинктом и духом с помощью архетипов коллективного бессознательного, каждый из которых простирался от самой высокой до самой низкой областей чело­веческого опыта

Четыре функции
Обратите внимание на то, как хорошо концеп­ция Юнга об интровертах и экстравертах объяс­няет разногласия между Фрейдом и Адлером по поводу основного движущего мотива человече­ства. Однако она не см

Подчиненная функция
К описанию четырех функций вернемся не­сколько позднее, сначала я хотел бы слегка коснуться подчиненной функции. Представь­те себе, что вы — «мыслитель» (подразумеваем, что вашей ведущей ф

Путь к индивидуации
Цель создания Юнгом теории психологичес­ких типов легко истолковать неверно. Мы мо­жем решить, что, со стороны Юнга, это была попытка «вместить каждого в свою маленькую коробочку» и лишить нас инди

Экстравертивный тип
Мы уже определили экстравертивный тип как ориентированный более на внешнее, чем на внут­реннее, на объективное, нежели субъективное. Экстраверты достаточно уютно чувствуют себя в окружающем мире, п

Функция мышления
«Чувствователям» «мыслители» кажутся хо­лодными - бесстрастное отношение к жизни, от­сутствие внимания и к своим собственным эмоци­ям и к эмоциям других людей. Они любят акку­ратность и порядок, у

Функция чувства
Точно так же как интроверсия вызывает критику в нашей экстравертивной культуре, чув­ство и интуиция рассматриваются как функции, подчиненные мышлению и ощущению. Запад­ная культура чрезмерно ориент

Функция ощущения
Мы используем свои сенсорные органы ~ органы чувств - для получения данных о физи­ческом мире, по крайней мере тех данных, ка­кие доступны человеческому восприятию с по­мощью нашего уникального соч

Функция интуиции
Когда люди впервые встречаются с психо­типами Юнга, более всего их ставит в тупик функция интуиции. Они понимают, что такое мышление, чувства и ощущения, но им кажется странным, что интуицию ставят

Психологические типы как пути развития
Концепция психологических типов являет­ся отправной точкой для всех прочих идей Юнга. Предметом этой книги является коллективное бессознательное, однако Юнг был убежден в том, что коллективное бесс

Психологические типы и индивидуация
Оттолкнемся от посылки, что психологичес­кие типы, которые мы обсуждаем, являются либо врожденными и «импринтируются» на нашей жизни, когда мы еще очень молоды, либо по крайней мере развиваются у н

Правда ли, что при рождении мы являемся tabula rasa?
Задумаемся над этим. Если бы на момент рождения мы представляли собою «tabula rasa» («чистая доска») и приобретали все наши зна­ния и способности за счет личного опыта, у нас не было бы ни одного н

Почему появляется Тень?
Вернемся к примеру о маленькой девочке, имеющей способности к механике, и маленьком мальчике, обладающем развитым чувством со­переживания. Если давление родителей окажет­ся достаточно сильным, дево

Появление Тени в сновидениях
Мы неизбежно видим мир сквозь призму человеческих взаимоотношений. Поэтому нет ничего странного в том, что сновидения пове­ствуют в основном о наших взаимоотношени­ях с другими людьми. Сны заполнен

Персона и ее взаимоотношения с Тенью
Юнг называл «лицо» нашей души, открытое миру, Персоной (или Маской), по аналогии с мас­ками из греческой трагедии. Однако использо­вание символических фигур не ограничивается греческим театром. К п

Девочка с задатками механика
Вернемся к нашей маленькой девочке, обла­дающей способностями к механике. Вынужден­ная отказаться от своих «мужских» наклонностей, она, вероятно, «разовьет в себе» Персону с чрезвычайно ярко выраже

Тень и проблема Зла
.,. живой форме для придания ей объем­ности необходима глубокая тень. Без тени форма остается двухмерным фан­томом, более или менее хорошо воспитан­ным ребенком. К. Юнг

Тень, скрывающаяся за светом науки
Позвольте поведать вам историю о Зле. Ее используют во время занятий на факультетах психологии, но без каких-либо моральных выво­дов, поскольку считается, что моральные сужде­ния не ВХОДЯТ в компет

Работа с Тенью в сновидениях
Бели вы в сновидении вступаете с кем-либо в конфликт, представьте себе, что эта личность есть фигура Тени, обладающая неким качеством, которое вам необходимо интегрировать в свою личность. Такой со

Распознавание Тени в повседневной жизни
Умение распознавать Тень в сновидениях помогает выявлять ее в повседневной жизни. Попробуйте понаблюдать над своими эмоцио­нальными всплесками. Если какой-то человек в самом деле действует вам на н

Анима и Анимус
В каждом мужчине извечно заложено отражение женщины, это не тот или иной конкретный женский образ, а определен­ное отражение женского пола... То же самое верно и для женщины: она также рождается

Два аспекта Анимы/Анимуса
Как подробно излагалось в предыдущем материале о Тени, когда жизнь становится слиш­ком односторонней, когда ресурсы нашего со­знания исчерпаны, мы вынуждены обращаться к бессознательному. В сфере б

Анима/Анимус как Тень
Независимо от того, обладаем мы, люди, врожденными способностями и чертами, свой­ственными исключительно нашему полу, или нет, культура навязала нам разделение спо­собностей. До недавнего времени р

Анима/Анимус как архетип взаимоотношений
.. Анима - это всего лишь образ лич­ностной природы определенной автоном­ной системы. Какова природа этой сис­темы в трансцендентном смысле, т. е. за пределами опыта, мы знать не можем.

Эмоциональное потрясение, вызванное Анимой/Анимусом
Мы должны начать с преодоления сво­ей добродетельности, испытывая, с дру­гой стороны, оправданный страх совер­шить грех. Опасность, несомненно, суще­ствует, ибо величайшая добродетель все­гда вн

Анима/Анимус в сновидениях
...Мир пуст только для тех, кто не знает, как направить свое либидо на вещи и людей и оживить их и сделать прекрас­ными. То, что заставляет нас искать замену в самих себе, обусловлено не от­сутс

Боги и богини в наших сновидениях
Часто Аиима/Анимус появляется в сновиде­ниях в образе Бога или Богини. В наши дни нам ближе всего в этом плане знаменитости, поэтому знаменитости которых мы видим в снах, должны рассматриваться как

Проекции Анимы/Анимуса
При проецировании Анима всегда име­ет женскую форму с определенными ха­рактеристиками. Этот эмпирически установленный факт не означает, что данный архетип такой сам по себе. Женско-мужская сизиг

Борьба противоположностей
...В истории мы встречаемся с Ани-мой прежде всего у божественных сизи­гий, женско-мужских пар богов. С одной стороны, они уходят корнями в тьму примитивной мифологии, а с другой — устремляются

Рыцарство и легенда о чаше Грааля
Понятие романтической любви достаточно современно: впервые оно появилось в XII веке с возникновением рыцарства. Основным в рыцар­стве был новый поворот в отношениях мужчин и женщин - куртуазная люб

Анима/Анимус во взаимоотношениях
В течение последующих восьми столетий происходила постепенная интеграция нового ас­пекта Анимы/Анимуса, о чем свидетельствует прогресс в положении женщин. Если брак был когда-то экономическим взаим

Грядущий женский мир
...Торжественное оглашение Успения девы Марии, свидетелями чего мы стали в наши дни, является примером развития символов в течение столетий. Побуди­тельный мотив исходил не от церковных властей,

Самость
Самость может быть самой глубинной личностью сновидца, процессом развития и целью этого процесса, и все это состав­ляет единое целое. Равным образом Са­мость переступает все границы личной морал

Бог внутри нас
[Интеграция Анимы/Анимуса] есте­ственным путем возвращает нас к... «чему-то» незнакомому и в то же вре­мя столь близкому нам, полностью на­те v// и тем не менее непостижимому, к истинному центру

Мандалы
Хотя, на первый взгляд, «целостность» может показаться не более чем абстракт­ной идеей (подобно Аниме или Анимусу), она тем не менее является понятием эмпирическим в той мере, в какой душа предо

Трансцендентная функция
В поисках пути к индивидуации мы начали с открытия Юнга, заключавшегося в том, что не существует единого пути развития, поскольку все люди принадлежат к различным психотипам. К примеру, путь индиви

Самость в сновидениях
Мы уже говорили о том, как в сновидениях появляются мандалы в те моменты жизни, когда душа стремится к восстановлению своей целост­ности. Многие из мандал отражают попытку «заключить круг в квадрат

Самоактуализация
Покончим с иллюзиями, что мы - «мана-пер­соны». Самое время задать самим себе вопрос, кто же мы на самом деле. Проблема самоопределения приобретает на этом этапе развития, как ни на ка­ком ином, пе

Творчество и Самость
...наша душа распята между грозными влияниями как внешними, так и внутрен­ними, и каким-то образом следует отда­вать должное обоим. Это возможно толь­ко после того, как мы дадим оценку своим инд

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги