Мифы в нашей жизни

Ученые и университетская профессура все­гда насмехались над концепцией коллективного бессознательного. Им «хорошо известно», что люди не могут иметь никаких иных воспомина­ний, кроме приобретенных ими в течение жиз­ни. Для нас, воспитанных в век разума (как принято считать), это понятие представляется очень странным (абсурдным). В наше время, когда мы как слепые «тычемся во все углы» в тщетном стремлении к абстрактным духовным ценностям, то делаем вид, что дух может быть сведен к понятию «разума». Мы все больше и больше погружаемся сами в себя, живем внут­ри себя, отрезанные от мира природы, раски­нувшегося вокруг нас, и при этом делаем вид, что разум, в свою очередь, может быть сведен к понятию «мозга». Мы твердо верим в то, что всему можно дать материалистическое объяс­нение. Любое иное описание реальности мы отметаем как примитивный предрассудок.

Однако именно по причине этого материа­лизма мы живем в изоляции и отчужденности друг от друга. Одиночество и отчаяние стали обычными спутниками людей в нашей разви­той западной цивилизации. Замкнутые внутри самих себя, мы страстно жаждем хоть какого-то ощущения сродства, близости - со своей рабо­той, своей религией, с каким-то другим челове­ком, миром вокруг нас, наконец, с самим собой.

Психология Юнга предлагает нам выход из тупика. Может быть, эта психология не способна полностью разрешить все проблемы, но, по край­ней мере, она предоставляет нам возможность обрести новый взгляд на мир. В противовес холодному, бездушному механистическому миру материалистов, Юнг описывает теплый, органич­ный мир, в котором каждый связан с каждым и со всеми, и любой человек - с каждым аспектом мироздания. При этом всякий человек не пере­стает также быть уникальной личностью со своей неповторимой судьбой, которую Юнг именует индивидуацией (то есть путем развития конк­ретной личности в течение всей ее жизни).

Как и любое другое подобное целостное ми­ровоззрение, картина реальности, нарисованная Юнгом, оставляет ряд вопросов без ответа. По­нятие коллективного бессознательного открывает множество дверей, прежде остававшихся запер­тыми для западных ученых. Традиционно пси­хология (а также философия и наука в XX сто­летии) имела тенденцию ограничиваться только теми вопросами, на которые она была в состоя­нии дать ответы. Любые другие сложные и спор­ные вопросы, особенно метафизические, отмета­лись как бессмыслица (буквально: «без» смыс­ла, не поддающиеся восприятию, исследованию и описанию с помощью органов чувств). К со­жалению (или, по моему мнению, к счастью), мир сложнее наших систем мышления. Психология Юнга отдает должное всей сложности тех про­блем, которые мы испытываем, живя в окружаю­щем нас мире. Пускай Юнг не в состоянии дать ответ на все вопросы, по крайней мере, он не отрицает, что подобные вопросы существуют. Понятие коллективного бессознательного, выведенное Юнгом, не является ни философ­ским построением, ни религиозной догмой; это попытка, хотя порой и довольно примитивная, представить точную картину внутреннего мира души и ее взаимосвязей с внешним материаль­ным миром вокруг нас. Он открыл этот новый мир, внимательно изучая сновидения, которые описывали его пациенты, а затем соотнося эти рассказы с похожими темами, которые находил в сказках, мифологии, искусстве и культуре всех народов мира.

То были не академические выкладки; Юнг обратился к мифологии, потому что она помо­гала ему понимать и лечить пациентов с их реальными проблемами. К примеру, он мог выявить в сновидении пациента символ, кото­рый ставил его в тупик. Тогда Юнг обращался к мифологии и находил миф, в котором такой символ уже встречался прежде. Так как мифы повествуют о человеческих конфликтах, Юнг получал возможность понять конфликт, пере­живаемый его пациентом, конфликт, который пациент скрывал и от самого себя и от Юнга. Если сновидения лишены смысла, то лишь слу­чайностью можно объяснить тот факт, что в сновидении повторялся образ, уже отраженный В мифологии. В подобном случае конфликт, отраженный в мифе, имел бы мало или не имел 6Ы совсем ничего общего с фактической пробле­мой пациента. Но ведь общее было. Вновь и вновь прослеживалась эта общность (и просле­живается до сих пор).

Для того чтобы принять взгляд Юнга на ре­альность, не нужна вера; нужно только мужество, чтобы беспристрастно исследовать свой внутрен­ний мир так, как это сделал сам Юнг. Наше ис­следование облегчается тем, что Юнг уже про­вел его и оставил нам «карту местности». Опять же, нам нет необходимости принимать его «кар­ту» на веру. Юнг всегда просил, чтобы люди входили в область своей души с таким чувством, словно они ничего не знают о ней. Однако если мы внимательно посмотрим на то, с чем встрети­лись в своем внутреннем мире, то обнаружим, что наши наблюдения точно соответствуют модели Юнга. Это происходит потому, что коллектив­ное бессознательное не есть просто теория, оно действительно существует.

Если попробовать отграничиться от всего личного в душе, можно понять, что в ней остает­ся еще что-то — общее для всех мужчин и жен­щин всех времен и культур. Поскольку это «что-то» в буквальном смысле является бессознатель­ным, мы не можем непосредственно ощутить или испытать его. Подобно молекулярным физикам, изучающим следы, оставленные субатомными частицами в пузырьковой камере, нам прихо­дится наблюдать бессознательное по тем сле­дам, которые оно оставило в наших сновидени­ях и фантазиях. Но на основании этих наблю­дений мы можем строить модели, описывающие (отметьте, что эти модели всегда описывают, а не объясняют) как структуру бессознательного, так и его динамические взаимосвязи с сознанием.

Прежде чем пуститься в путь, мне хотелось бы немного рассказать вам о замечательном че­ловеке - Карле Густаве Юнге - для того, чтобы легче было понять, как ему удалось сделать свои уникальные открытия.