Тень и проблема Зла

.,. живой форме для придания ей объем­ности необходима глубокая тень. Без тени форма остается двухмерным фан­томом, более или менее хорошо воспитан­ным ребенком.

К. Юнг

Когда люди впервые слышат о юнговской концепции Тени, они обычно представляют себе нечто вроде «темных сил» из фильмов о «звезд­ных войнах». Они думают о борьбе между Светом и Тьмой, Добром и Злом. Вспомните, как мы говорили о том, что христианство с его стрем­лением к совершенству слишком часто своди­лось к подобной дихотомии и не только внутри отдельного индивидуума, но в рамках всей хри­стианской культуры. Если все доброе припи­сывать Христу, а все дурное - Сатане, то Тени (полутонам) или сомнениям не остается места: христиане - хорошие, а все прочие - плохие. История еврейских погромов, устраиваемых христианами, является ярким свидетельством того, к чему приводят подобные убеждения.

Конечно, христианство не является исклю­чением в этом смысле. В религиозной догме ислама существует такая же пропасть между Тьмой и Светом, Добром и Злом. В средние века одинаковая убежденность христианства и ис­лама в собственной моральной непогрешимос­ти повлекла за собой девять кровавых войн, длившихся три столетия (эти войны назывались крестовыми походами). История насчитывает не столь много предосудительных эпизодов вроде «крестового похода детей», когда тысячи детей начали поход во имя Христа, а закончили тем, что все были проданы в рабство.

История полна имен «морально непогреши­мых» — Фома Торквемада, возглавивший испанскую инквизицию, Коттон Матер, вдохновитель и со­участник салемских судебных процессов про­тив ведьм. В качестве более современных при­меров можно назвать Джимми Джоунса и мас­совое самоубийство в Гайане, Хомейни с его фа­натизмом. Перечень можно продолжать беско­нечно. Как только свет был отделен от тьмы и мы начали отождествлять самих себя исключи­тельно со светом, все, отличающееся от нас, ста­ло идентифицироваться как тьма. Но ценности, скрытые во тьме, нам так же необходимы, как и ценности, которые мы открыто осознаем при свете дня. Эта потребность приводит к тому, что мы начинаем проецировать скрытую тьму на тех, кто, по нашему мнению, отличается от нас. Ког­да темнота «выходит на поверхность», т. е. в нашу реальную жизнь, она несет ассоциации со всем тем, что мы осуждаем как «темное» и «злое». Мы смотрим на своих врагов и видим в них то, что не хотим видеть в самих себе. Не­удивительно, что мы с такой безжалостностью сучим и уничтожаем их.

Можно было бы надеяться , что такая вселен­ская трагедия как холокост должна пробудить в пас осознание тьмы, которая существует внутри нас. В основе ненависти Гитлера лежало виде­ние белокурых арийских супермужчин, женатых на белокурых арийских суперженщинах, рожа­ющих им белокурых арийских супердетей. Тьма проецировалась ил всех, кто не соответствовал этому образу, - африканских негров, жителей Востока, цыган, славянские народы, и особенно на евреев.

 

Г'

Рис. 1. Дьявольская Тень. До тех пор пока мы не осознаем Тень как часть нашей собственной личности, она будет ассоциироваться для нас со всем злым и дьявольским.

Однако не успела закончиться вторая миро­вая война, как Сталин создал ГУЛАГ (государ­ственная система исправительных лагерей) и начал целенаправленно уничтожать своих сооте­чественников, в результате чего погибло даже больше, чем во время холокоста. История про­должается - Пол Ног почтя полностью истре­бил население Камбоджи; Амин на какое-то вре­мя стал в умах людей абсолютным символом безнравственности. Жесточайшие пытки поли­тических противников и в настоящее время име­ют место в Сальвадоре, Гватемале, Бразилии; фактически до недавнего времени такое проис­ходило почти в любой стране Латинской и Юж­ной Америки. В США расисты упорно станови­лись под знамена христианской чистоты, извер­гая при этом злобу на своих традиционных вра­гов, людей «Тени» — чернокожих, жителей Восто­ка, мексиканцев, пуэрториканцев и евреев.

С Тенью необходимо общаться как в нашей индивидуальной жизни, так и на уровне той культуры, к которой мы принадлежим. Это первая ступень на пути к осознанию. Без осозна­ния мы предаем себя в руки самого дурного, что В нас есть, А этот путь ведет к зверствам, о ко­торых я упоминал выше, и многим другим по­добным ужасам, коим несть числа.