Тень, скрывающаяся за светом науки

Позвольте поведать вам историю о Зле. Ее используют во время занятий на факультетах психологии, но без каких-либо моральных выво­дов, поскольку считается, что моральные сужде­ния не ВХОДЯТ в компетенцию науки. Речь пойдет о Джоне Уотгоне, основателе превалирующей в Америке психологической теории - бихевио­ризма. Уотсон любил повторять, что способен сделать из любого самого малого ребенка кого-угодно ~ ученого, юриста, преступника.

В качестве доказательства он провел однаж­ды свой знаменитый эксперимент на Альберте, 11-месячном младенце. Уотсон показывал ре­бенку крысу и сопровождал это страшным шу­мом до тех пор, пока несчастный ребенок не стал бояться крыс до дрожи. Затем Уотсон довел ассоциацию до того, что Альберт стал бояться всего подряд - собак, шерсти, меховых предме­тов, маски Сайта-Клауса. Уотсон собирался проверить, сможет ли он потом избавить ребен­ка от его страхов теми же методами. К несчас­тью, мать Альберта, работавшая в больнице, уво­лилась оттуда, и бедный малыш так и остался наедине со всеми своими страхами.

В этом случае «светом» была наука, «тьмой» — невежество. Все, что способствовало усилению света, считалось хорошим, независимо от тре­бований для «усиления света». Приведу, пожа­луй, еще один пример из области психологии — знаменитые эксперименты, проводившиеся пси­хологом-экспериментатором Стэнли Милгрэмом в начале 60-х годов. Когда Милгрэм только начинал, то надеялся доказать с их помощью, что немцы отличаются от нас с вами и значит холокост не мог произойти в Америке. Он пла­нировал провести снос исследование сначала в Америке, а затем отправиться в Германию для проведения второго этапа. Он так и остался на первой стадии своего эксперимента.

Милгрэм обращался к участнику с просьбой помочь в проведении обучающего теста с дру­гим человеком, который, предположительно, и являлся настоящим объектом эксперимента. Милгрэм объяснял, что этот второй человек бу­дет выбирать из четырех или пяти предложен­ных ему слов по ассоциации наиболее подхо­дящее другому, базовому слову. Если объект выберет неподходящее слово, его подвергнут слабому электрошоку, чтобы стимулировать правильный ответ. Если ошибется вторично, напряжение повысят, и т. д.

Эксперимент был, конечно, полной имитацией. Никакому электрошоку предполагаемый второй объект не подвергался; на самом деле 4 вторым объектом» был тоже психолог, участву­ющий в проведении эксперимента. Истинная цель заключалась в том, чтобы убедиться, на­сколько далеко сможет зайти настоящий объект эксперимента в назначении электрошока дру­гому индивиду. Настоящему испытуемому по­ручался контроль, он устанавливал шкалу аппарата для определения конкретной силы электрошока, затем нажимал кнопку, посредством чего подавался ток. Аппарат был оснащен кру­ткой шкалой с указателями, имевшими различ­ные маркировки: от «слабый электрошок» до «опасно: сильный электрошок». За этой точкой следовали указатели без маркировки, которые должны были обозначать силу тока, превосходящую границы, допущенные экспериментом.

Милгрэм хотел выяснить, насколько далеко люди смогут зайти, прежде чем откажутся от участия в эксперименте. Он и его коллеги по­лагали, что до конца эксперимента дойдет лишь небольшое число людей. Но ошиблись. Все испытуемые дошли до конца! Милгрэм встре­вожился и внес в эксперимент изменения, де­лая процедуру все более и более жуткой. Он заранее подготовил магнитофонную запись, на которой предполагаемый объект эксперимента кричал и молил о помощи, а в конце экспери­мента замолкал, словно терял сознание или вообще умер. И все-таки 65% испытуемых вы­держали до конца!

Нельзя сказать, что испытуемые безучастно только нажимали кнопки. В ходе эксперимен­та они реагировали на происходящее, как все живые люди. Они просили Милгрэма разре­шить им остановиться. Он бесстрастно прика­зывал продолжать. Они умоляли его, говоря, что человек умирает. Милгрэм повторял, что испы­туемый вне опасности и эксперимент должен продолжаться. «Эксперимент должен продол­жаться» - эта фраза является ключевой.

Удивительно, что Милгрэму ни разу не при­шло в голову, что по отношению к людям, уста­навливающим силу электрошока, он поставил себя в такое же положение, и каком находились те относительно предполагаемого испытуемого, подвергавшегося жестокой процедуре. Милгрэм настаивал, что если бы он оказался на месте этих людей, то прекратил бы участие в эксперименте. Но ведь, по правде говоря, он был на их месте. И тем не менее не остановил эксперимент.

То, как он манипулировал своими испытуе­мыми, с самого начала выдавая ложь за правду, было отвратительно. Но начиная эксперимент, Милгрэм не думал, что тот может привести к Столь ужасным последствиям и окажется потен­циально разрушающим для психики испытуе­мых. Однако после первого опыта, когда уже все стало ясно, человеческие чувства должны были побудить его к прекращению испытания. Милгрэм не остановился, эксперимент продолжался.

Он так никогда и не признал совершенную им ошибку. Большинство психологов этот экс­перимент привел в ужас. Однако самым страш­ным было то, что многие сочли эксперимент Милгрэма грандиозной идеей и принялись за разработку собственных подобных эксперимен­тов, основанных на одурачивании объектов ис­пытаний. При этом выдвигались такие доводы: Потрясающий шанс получить истинные данные; не говорите испытуемому, что он испытуемый, и сможете иметь реальные результаты (и реакциям объекта будет самой естественной. Моральные принципы были забыты в погоне за Новыми данными. С того времени провели такое количество подобных экспериментов, что трудно сказать, найдется ли хоть один потенциальный испытуемый, который теперь доверился бы психологам, проводящим эксперимент.

В конце концов, так уж заведено, что экспери­ментатор лжет испытуемому. Но только в ин­тересах науки, сами понимаете!

Чарльз Перси Сноу показал границы науч­ной отстраненности в романе «Сон разума».Двух женщин среднего возраста, бывших под­ругами, а возможно, и любовницами, судят за то, что они замучили маленького мальчика. Дамы совершили преступление по большей части из любопытства, с той клинической бесстрастнос­тью, какая была бы уместна при проведении опытов в исследовательской лаборатории. Ес­тественное стремление читателя отстраненно следить за ходом судебного процесса оказыва­ется безрезультатным. Он начинает понимать, что в границах обычного определения психи­ческой невменяемости эти две женщины явля­ются абсолютно нормальными. Похоже, совер­шенное ими деяние они никогда больше не повторят. Хотя их поступок был чудовищным, назвать чудовищами их самих нельзя. Он не в состоянии обнаружить в этих женщинах ни одной черты, которой бы не было в нем. По мере того как перед мысленным взором читателя раз­ворачивается судебный процесс, он все более склоняется к выводу одного барристера, жив­шего в XIX веке, который, приговорив подсуди­мого к смерти, сказал: «Да помилует меня Гос­подь, коли мне пришлось сделать это». Либо Альберта-Аллигатора в «IIого»: «Мы увидели врага, а он - нас».

Все мы боимся взглянуть на тех чудовищ, которые, по нашим опасениям, сидят в нас са­мих. Древний миф о ящике Пандоры — явное предостережение не открывать того, что скры­то в нас. Но в том случае, когда мы боимся изу­чать свою «скрытую сторону», она и разраста­ется до чудовищных размеров и врывается в реальную жизнь. Лишь только мы начинаем осознавать, что те монстры, которых мы видим извне, гнездятся внутри, опасность уменьшается. Вместо нее обнаруживаются зачатки муд­рости, того знания, которое способны дать нам наши предполагаемые монстры.

Возможно, мы сумеем понять испытуемых Милгрэма, окажемся в состоянии понять даже самого Милгрэма. Если расширим границы воз­можного, то сумеем встать на место Джона Б. Ус пеона. А это и будет тот первый шаг, в кото­ром мы невероятно нуждаемся - первый шаг в процессе интеграции собственной Тени.