рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Анима и Анимус

Анима и Анимус - раздел Психология, Введение в психологию Юнга В Каждом Мужчине Извечно Заложено Отражение Женщины, Это Не Тот Или Иной К...

В каждом мужчине извечно заложено отражение женщины, это не тот или иной конкретный женский образ, а определен­ное отражение женского пола... То же самое верно и для женщины: она также рождается с отражением мужчины.

К, Юнг

Анима (лат. «душа») - это отражение жен­щины в бессознательном мужчины, Анимус (лат. «ум» или «дух») - отражение мужчины в бес­сознательном женщины. Интеграция Анимы или Анимуса представляется более сложной зада­чей, чем интеграция Тени.

Для интеграции Тени требуется большое мужество и честность, но это только первый шаг на пути психологического и духовного роста.

Принимая Тень как часть нашей личности, мы должны по-новому взглянуть для себя, кто мы и но что верим. Необходимо признать, что у нас на самом деле есть потребности и желания, ра­нее казавшиеся бесполезными и аморальными. Это новое самоопределение неизбежно приво­дит к необходимости пересмотра моральных ценностей. До того как мы признали Тень, мно­гие поступки казались нам немыслимыми, мы ведь «вовсе не такие». Теперь горизонты рас­ширились, и ситуации, окрашенные ранее чер­ным или белым, воспринимаются как серые. Таким образом, переход от этапа Тени к Аниме или Анимусу зачастую отмечается определен­ным действием, которое в конечном итоге при­водит к глубокому эмоциональному смятению.

Как Юнг разработал понятие «Анима/ Анимус»

Понятие «Анима/Анимус», разработанное К)игом, часто критикуют как сексуально-расист­ское. Важно понять - Юнг был первым, кто выступил за права женщин. В те времена, когда женские ценности чаще всего игнорировали, Юнг утверждал, что цельность личности требует от мужчины подавлять свои женские качества а от женщины, соответственно, мужские. Это было и остается основополагающей идеей. К сожалению в описаниях Анимы и Анимуса Юнг часто воспринимал как само собой разу­меющийся обобщенный подход к лицам муж­ского и женского пола, характерный для того пе­риода. Это особенно оскорбительно для мно­гих женщин, поскольку сегодня они меньше все­го нуждаются в теории, которая определяет, что может и чего не может женщина.

Мы только начинаем вникать, в чем разли­чаются и в чем сходны мужчины и женщины. На начальной стадии исследования никто точ­но не знает, какие способности и черты характе­ра обусловливаются у мужчин и женщин фак­торами культуры, а какие являются врожден­ными. Подобно вопросам, связанным с приро­дой/воспитанием, эта проблема сложна и не­легко поддается обобщениям. Тем не менее ясно, что практически во всех культурах мужчины искусственно ограничили социальные возмож­ности женщин. Современные женщины доказы­вают, что ни в чем не уступают мужчинам в смысле практической деятельности.

Как почти что во всех своих открытиях, Юнг пришел к концепции Анимус/Анима вначале по необходимости, а затем по мере совершен­ствования своих знаний о ней развивал теорию. Как вам известно из четвертой главы, аналогич­ный подход Юнг использовал при разработке теории психотипов. Сперва он думал, что дос­таточно разделить людей на интровертов, кото­рые воспринимают мир субъективно, и экстра­вертов/ чье восприятие мира объективно. Он считал, что интроверты вникают в суть вещей, тогда как экстраверты реагируют на людей и предметы посредством чувств. Постепенно он стал понимать, что мышление и чувство (а позднее ощущение и интуиция) - независимые измере­ния личности, которые могут либо интровертироваться, либо экстравертироваться.

Аналогичным образом первоначальное представление Юнга о Тени, как некоем «другом», несущем в себе наши подавляемые или нераз­витые характеристики, смешивалось с концеп­цией Тени как архетипической фигуры, олицет­воряющей Зло. Поскольку Тень, подобно лю­бому когнитивному инварианту, коллективна, мы никогда не сможем добраться до ее предела. Даже если свести в одно целое все наши лич­ные качества, присущие Тени, все равно оста­ются качества, столь чуждые нам, что мы никог­да не станем интегрировать их в нашу личность. В бессознательном они обязательно будут ас­социироваться со Злом, поскольку выходят да­леко за рамки нашего опыта. Однако это не означает, что Тень — это Зло. Даже коллектив­ная Тень, которая остается после того как мы свели воедино наши личные «теневые» качества, не есть Зло. Просто взаимосвязь между созна­тельным и бессознательным слишком сложна, чтобы ее можно было распределить по катего­риям.

Концепция Зла не давала покоя Юнгу в те­чение всей его творческой жизни, он продолжал писать о ней в своих последних работах. Хотя из его исследований ясно, что он хорошо пони­мал то, о чем я говорил выше, Юнг никогда не определяет это разделение столь четко, как пси­хотипы. Четкого разделения не проводится, к сожалению, и в отношении Анимы и Анимуса.

Юнг разработал понятие Анимы/Анимуса в то же время, что и теорию психотипов. В ра­боту «Психологические типы» Юнг включил 80 страниц определений. Каждое определение представляло собой превосходное мини-эссе, в котором кратко излагались идеи Юнга на этой ранней стадии исследований. Здесь упомина­ется не Анима или Анимус, а душа. Юнг утвер­ждал, что все мы содержим в себе автономную личность, которая составляет нашу внутреннюю жизнь и проецируется на внешний мир. Эту личность люди во все века называли душой.

Вскоре Юнг понял, что ему необходимо найти нейтральный термин, не имеющий рели­гиозных коннотаций (особенно христианских), которые с годами приобрела душа. Религиоз­ная концепция души зародилась более трех ты­сячелетий назад в Индии. За прошедшие тыся­челетия ее окутали полумраком многочисленных учений, характерных для культур, в которых она развивалась. Например, согласно современному христианскому вероучению душа - это вечная часть индивида. Она обитает в телесной обо­лочке до тех пор, пока мы живы, и покидает ее в момент смерти. Но под этим термином Юнг подразумевал нечто другое. Для него не имело смысла убеждать своих современников отказать­ся от всего того, что они узнали о душе, и вер­нуться к своему личному опыту. Вот почему требовался новый термин.

Юнг обладал обширными познаниями о сно­видениях, мифах и сказаниях, и это убедило его в том, что мужчины воспринимают свою душу как женскую, а женщины - как мужскую; поэтому он решил вместо слова «душа» использовать латин­ские слова «Анима» и «Анимус». В мини-эссе о душе это понятие было столь новым и необыч­ным, что он употребил слово «Анима» дважды, а «Анимус» только один раз. Но, привыкнув к ним, он всю оставшуюся жизнь использовал только их и никогда не возвращался к понятию «душ».

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Введение в психологию Юнга

Робин Робертсон... Введение в психологию Юнга...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Анима и Анимус

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Юнг и бессознательное
Каждая новая ступень в развитии куль­туры психологически представляет со­бой расширение сознания, нарастание осознаваиия, которое возможно лишь через установления различий. К. Юн

Юнг и Фрейд
Как и Зигмунд Фрейд, еще более знаменитый ИГО учитель, Юнг был практикующим врачом, Ставшим одним из первопроходцев в новой для того времени области психоанализа. Хотя Юиг был психологом-клиницисто

Символы трансформации
Приведем пример. Фрейдовская концепция эдипова комплекса произвела на Юнга глубокое впечатление, но Юнг увидел в ней нечто другое, отличное от того, что подразумевалось Фрей­дом. Фрейд утверждал, ч

Мифы в нашей жизни
Ученые и университетская профессура все­гда насмехались над концепцией коллективного бессознательного. Им «хорошо известно», что люди не могут иметь никаких иных воспомина­ний, кроме приобретенных

Связь с природой
Карл Юнг родился в Кессвиле, аграрном районе Швейцарии, в 1875 году. Его отец был священником. Когда мальчику исполнилось полгода, семья переехала в новый приход, а потом в другой, когда Карлу срав

Скрытые силы
В отличие от обитателей городов, люди, жи­вущие в сельской местности, верят в то, что мир полон невидимых сил. Те, кто живет близко к земле, наблюдая ежегодную смену циклов рож­дения, смерти и возр

Личность № 1 и личность № 2
В детстве Юнг уже ощутил силу, скрытую в недрах души. Когда ему было 12 лет и отец его приятеля отчитал маленького Карла за непо­слушание, тот отреагировал с необычайной ярос­тью. Он не мог поверит

Сознание и триединый мозг
Впервые мы сталкиваемся с внутренним по­ведением, более характерным для сознания, при рассмотрении мозга пресмыкающегося — само­го старого в эволюции в модели Маклина. Од­нако сознание пресмыкающег

Сознательное и бессознательное
Представление Юнга об уровнях бессознатель­ного выглядит менее радикальным, чем-то, что обсуждалось выше. Вероятно, он мог выбрать более удачный термин, чем «бессознательное»: как мы видели, речь н

Маршалл Маклуэн и массовое сознание
Если я, например, определяя вес каждого камешка в куче гальки, получаю средний вес 5 унций, это мало что говорит мне об истинной природе камешков. Любой, кто считает, что на основании полученных

Целостность памяти
То, что Фрейд называл просто бессознатель­ным, Юнг называет личным бессознательным (в отличие от коллективного бессознательно­го). Личное бессознательное достаточно значи­мо само по себе. Оно, по-в

Мозг как телевизионный приемник
Биолог Руперт Шелдрейк приводит прекрас­ную аналогию между воспоминаниями в мозге и телевизионными программами. Представь­те, что впервые смотрите телепередачу, не имея никакого представления о тел

Динамика сознания
Возвратимся к личному бессознательному. Рассмотрим чтение. В какой-то период вашей жизни вам нужно было выучить алфавит. В школе учитель указывал на отдельные буквы и называл их вслух. Вы с однокла

Архетип и комплекс
Юнг наблюдал и описывал именно эту дина­мическую зависимость между сознательным и бессознательным. Работая врачом в психиатри­ческой клинике в Бургхольцли (Швейцария), Юнг проводил эксперименты по

Архетипы развития
Невозможно определить, сколько существует архетипов. По-видимому, имеются архетипы для каждого индивида, места, объекта или ситуации, которые оказывали эмоциональное воздействие на большое число лю

Видят ли сны представители других видов?
Исследования сновидений указывают на то, что способность видеть сны вряд ли ограничивается людьми. Даже такое примитивное животное, как опоссум, мало изменившееся за шестьдесят пять миллионов лет,

К чему приводит лишение сна
В книге «Звездный путь — новое поколение», глава «Ночные кошмары» рассказывает, к каким страшным последствиям приводит людей лише­ние сна. Межпланетный корабль, принадлежа­щий космической компании

Почему мы видим сны?
Давайте подведем итог тому, что мы узнали о сновидениях до настоящего момента. За един­ственным исключением, все млекопитающие проходят через «быстрый» сон, следовательно, видят сны. Птицы тоже вид

Сновидения и сознание
Поступки не нуждались е том, чтобы их изобрели, они просто совершались. Мысли, напротив, являются относительно недавним изобретением... Сначала [че­ловека] подвигали на поступки бессоз­нательные

Бессознательная природа сновидений
Сновидение... не способно вызвать оп­ределенной мысли — для этого оно долж­но перестать быть сновидением... Сно­видение... проявляется на грани созна­ния, подобно слабому свечению звезд при полн

Работа над собственными сновидениями
Скептицизм и критика ни в коей мере не подвигли меня пока на то, чтобы рассматривать сновидения как ничего не значащие случайные явления. Довольно часто сны кажутся нам лишенными смысла, однако,

Психологические типы
...Поскольку факты свидетельствуют о том, что типичная жизненная уста­новка представляет собой распростра­ненное явление с явно произвольным раз­бросом, она не может быть предметом сознательного

Интроверт и экстраверт
Юнгу предстояло найти связь между инстинктом и духом с помощью архетипов коллективного бессознательного, каждый из которых простирался от самой высокой до самой низкой областей чело­веческого опыта

Четыре функции
Обратите внимание на то, как хорошо концеп­ция Юнга об интровертах и экстравертах объяс­няет разногласия между Фрейдом и Адлером по поводу основного движущего мотива человече­ства. Однако она не см

Подчиненная функция
К описанию четырех функций вернемся не­сколько позднее, сначала я хотел бы слегка коснуться подчиненной функции. Представь­те себе, что вы — «мыслитель» (подразумеваем, что вашей ведущей ф

Путь к индивидуации
Цель создания Юнгом теории психологичес­ких типов легко истолковать неверно. Мы мо­жем решить, что, со стороны Юнга, это была попытка «вместить каждого в свою маленькую коробочку» и лишить нас инди

Экстравертивный тип
Мы уже определили экстравертивный тип как ориентированный более на внешнее, чем на внут­реннее, на объективное, нежели субъективное. Экстраверты достаточно уютно чувствуют себя в окружающем мире, п

Функция мышления
«Чувствователям» «мыслители» кажутся хо­лодными - бесстрастное отношение к жизни, от­сутствие внимания и к своим собственным эмоци­ям и к эмоциям других людей. Они любят акку­ратность и порядок, у

Функция чувства
Точно так же как интроверсия вызывает критику в нашей экстравертивной культуре, чув­ство и интуиция рассматриваются как функции, подчиненные мышлению и ощущению. Запад­ная культура чрезмерно ориент

Функция ощущения
Мы используем свои сенсорные органы ~ органы чувств - для получения данных о физи­ческом мире, по крайней мере тех данных, ка­кие доступны человеческому восприятию с по­мощью нашего уникального соч

Функция интуиции
Когда люди впервые встречаются с психо­типами Юнга, более всего их ставит в тупик функция интуиции. Они понимают, что такое мышление, чувства и ощущения, но им кажется странным, что интуицию ставят

Психологические типы как пути развития
Концепция психологических типов являет­ся отправной точкой для всех прочих идей Юнга. Предметом этой книги является коллективное бессознательное, однако Юнг был убежден в том, что коллективное бесс

Психологические типы и индивидуация
Оттолкнемся от посылки, что психологичес­кие типы, которые мы обсуждаем, являются либо врожденными и «импринтируются» на нашей жизни, когда мы еще очень молоды, либо по крайней мере развиваются у н

Правда ли, что при рождении мы являемся tabula rasa?
Задумаемся над этим. Если бы на момент рождения мы представляли собою «tabula rasa» («чистая доска») и приобретали все наши зна­ния и способности за счет личного опыта, у нас не было бы ни одного н

Почему появляется Тень?
Вернемся к примеру о маленькой девочке, имеющей способности к механике, и маленьком мальчике, обладающем развитым чувством со­переживания. Если давление родителей окажет­ся достаточно сильным, дево

Появление Тени в сновидениях
Мы неизбежно видим мир сквозь призму человеческих взаимоотношений. Поэтому нет ничего странного в том, что сновидения пове­ствуют в основном о наших взаимоотношени­ях с другими людьми. Сны заполнен

Персона и ее взаимоотношения с Тенью
Юнг называл «лицо» нашей души, открытое миру, Персоной (или Маской), по аналогии с мас­ками из греческой трагедии. Однако использо­вание символических фигур не ограничивается греческим театром. К п

Проекция
Иисус учил нас также тому, чтобы мы «не искали соринку в чужом глазу», а прежде всего обращали внимание на самих себя. Психологи используют термин «проекция» для описания переноса собственных харак

Девочка с задатками механика
Вернемся к нашей маленькой девочке, обла­дающей способностями к механике. Вынужден­ная отказаться от своих «мужских» наклонностей, она, вероятно, «разовьет в себе» Персону с чрезвычайно ярко выраже

Тень и проблема Зла
.,. живой форме для придания ей объем­ности необходима глубокая тень. Без тени форма остается двухмерным фан­томом, более или менее хорошо воспитан­ным ребенком. К. Юнг

Тень, скрывающаяся за светом науки
Позвольте поведать вам историю о Зле. Ее используют во время занятий на факультетах психологии, но без каких-либо моральных выво­дов, поскольку считается, что моральные сужде­ния не ВХОДЯТ в компет

Работа с Тенью в сновидениях
Бели вы в сновидении вступаете с кем-либо в конфликт, представьте себе, что эта личность есть фигура Тени, обладающая неким качеством, которое вам необходимо интегрировать в свою личность. Такой со

Распознавание Тени в повседневной жизни
Умение распознавать Тень в сновидениях помогает выявлять ее в повседневной жизни. Попробуйте понаблюдать над своими эмоцио­нальными всплесками. Если какой-то человек в самом деле действует вам на н

Два аспекта Анимы/Анимуса
Как подробно излагалось в предыдущем материале о Тени, когда жизнь становится слиш­ком односторонней, когда ресурсы нашего со­знания исчерпаны, мы вынуждены обращаться к бессознательному. В сфере б

Анима/Анимус как Тень
Независимо от того, обладаем мы, люди, врожденными способностями и чертами, свой­ственными исключительно нашему полу, или нет, культура навязала нам разделение спо­собностей. До недавнего времени р

Анима/Анимус как архетип взаимоотношений
.. Анима - это всего лишь образ лич­ностной природы определенной автоном­ной системы. Какова природа этой сис­темы в трансцендентном смысле, т. е. за пределами опыта, мы знать не можем.

Эмоциональное потрясение, вызванное Анимой/Анимусом
Мы должны начать с преодоления сво­ей добродетельности, испытывая, с дру­гой стороны, оправданный страх совер­шить грех. Опасность, несомненно, суще­ствует, ибо величайшая добродетель все­гда вн

Анима/Анимус в сновидениях
...Мир пуст только для тех, кто не знает, как направить свое либидо на вещи и людей и оживить их и сделать прекрас­ными. То, что заставляет нас искать замену в самих себе, обусловлено не от­сутс

Боги и богини в наших сновидениях
Часто Аиима/Анимус появляется в сновиде­ниях в образе Бога или Богини. В наши дни нам ближе всего в этом плане знаменитости, поэтому знаменитости которых мы видим в снах, должны рассматриваться как

Проекции Анимы/Анимуса
При проецировании Анима всегда име­ет женскую форму с определенными ха­рактеристиками. Этот эмпирически установленный факт не означает, что данный архетип такой сам по себе. Женско-мужская сизиг

Борьба противоположностей
...В истории мы встречаемся с Ани-мой прежде всего у божественных сизи­гий, женско-мужских пар богов. С одной стороны, они уходят корнями в тьму примитивной мифологии, а с другой — устремляются

Рыцарство и легенда о чаше Грааля
Понятие романтической любви достаточно современно: впервые оно появилось в XII веке с возникновением рыцарства. Основным в рыцар­стве был новый поворот в отношениях мужчин и женщин - куртуазная люб

Анима/Анимус во взаимоотношениях
В течение последующих восьми столетий происходила постепенная интеграция нового ас­пекта Анимы/Анимуса, о чем свидетельствует прогресс в положении женщин. Если брак был когда-то экономическим взаим

Грядущий женский мир
...Торжественное оглашение Успения девы Марии, свидетелями чего мы стали в наши дни, является примером развития символов в течение столетий. Побуди­тельный мотив исходил не от церковных властей,

Самость
Самость может быть самой глубинной личностью сновидца, процессом развития и целью этого процесса, и все это состав­ляет единое целое. Равным образом Са­мость переступает все границы личной морал

Бог внутри нас
[Интеграция Анимы/Анимуса] есте­ственным путем возвращает нас к... «чему-то» незнакомому и в то же вре­мя столь близкому нам, полностью на­те v// и тем не менее непостижимому, к истинному центру

Мандалы
Хотя, на первый взгляд, «целостность» может показаться не более чем абстракт­ной идеей (подобно Аниме или Анимусу), она тем не менее является понятием эмпирическим в той мере, в какой душа предо

Трансцендентная функция
В поисках пути к индивидуации мы начали с открытия Юнга, заключавшегося в том, что не существует единого пути развития, поскольку все люди принадлежат к различным психотипам. К примеру, путь индиви

Самость в сновидениях
Мы уже говорили о том, как в сновидениях появляются мандалы в те моменты жизни, когда душа стремится к восстановлению своей целост­ности. Многие из мандал отражают попытку «заключить круг в квадрат

Самоактуализация
Покончим с иллюзиями, что мы - «мана-пер­соны». Самое время задать самим себе вопрос, кто же мы на самом деле. Проблема самоопределения приобретает на этом этапе развития, как ни на ка­ком ином, пе

Творчество и Самость
...наша душа распята между грозными влияниями как внешними, так и внутрен­ними, и каким-то образом следует отда­вать должное обоим. Это возможно толь­ко после того, как мы дадим оценку своим инд

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги