Анима и Анимус

В каждом мужчине извечно заложено отражение женщины, это не тот или иной конкретный женский образ, а определен­ное отражение женского пола... То же самое верно и для женщины: она также рождается с отражением мужчины.

К, Юнг

Анима (лат. «душа») - это отражение жен­щины в бессознательном мужчины, Анимус (лат. «ум» или «дух») - отражение мужчины в бес­сознательном женщины. Интеграция Анимы или Анимуса представляется более сложной зада­чей, чем интеграция Тени.

Для интеграции Тени требуется большое мужество и честность, но это только первый шаг на пути психологического и духовного роста.

Принимая Тень как часть нашей личности, мы должны по-новому взглянуть для себя, кто мы и но что верим. Необходимо признать, что у нас на самом деле есть потребности и желания, ра­нее казавшиеся бесполезными и аморальными. Это новое самоопределение неизбежно приво­дит к необходимости пересмотра моральных ценностей. До того как мы признали Тень, мно­гие поступки казались нам немыслимыми, мы ведь «вовсе не такие». Теперь горизонты рас­ширились, и ситуации, окрашенные ранее чер­ным или белым, воспринимаются как серые. Таким образом, переход от этапа Тени к Аниме или Анимусу зачастую отмечается определен­ным действием, которое в конечном итоге при­водит к глубокому эмоциональному смятению.

Как Юнг разработал понятие «Анима/ Анимус»

Понятие «Анима/Анимус», разработанное К)игом, часто критикуют как сексуально-расист­ское. Важно понять - Юнг был первым, кто выступил за права женщин. В те времена, когда женские ценности чаще всего игнорировали, Юнг утверждал, что цельность личности требует от мужчины подавлять свои женские качества а от женщины, соответственно, мужские. Это было и остается основополагающей идеей. К сожалению в описаниях Анимы и Анимуса Юнг часто воспринимал как само собой разу­меющийся обобщенный подход к лицам муж­ского и женского пола, характерный для того пе­риода. Это особенно оскорбительно для мно­гих женщин, поскольку сегодня они меньше все­го нуждаются в теории, которая определяет, что может и чего не может женщина.

Мы только начинаем вникать, в чем разли­чаются и в чем сходны мужчины и женщины. На начальной стадии исследования никто точ­но не знает, какие способности и черты характе­ра обусловливаются у мужчин и женщин фак­торами культуры, а какие являются врожден­ными. Подобно вопросам, связанным с приро­дой/воспитанием, эта проблема сложна и не­легко поддается обобщениям. Тем не менее ясно, что практически во всех культурах мужчины искусственно ограничили социальные возмож­ности женщин. Современные женщины доказы­вают, что ни в чем не уступают мужчинам в смысле практической деятельности.

Как почти что во всех своих открытиях, Юнг пришел к концепции Анимус/Анима вначале по необходимости, а затем по мере совершен­ствования своих знаний о ней развивал теорию. Как вам известно из четвертой главы, аналогич­ный подход Юнг использовал при разработке теории психотипов. Сперва он думал, что дос­таточно разделить людей на интровертов, кото­рые воспринимают мир субъективно, и экстра­вертов/ чье восприятие мира объективно. Он считал, что интроверты вникают в суть вещей, тогда как экстраверты реагируют на людей и предметы посредством чувств. Постепенно он стал понимать, что мышление и чувство (а позднее ощущение и интуиция) - независимые измере­ния личности, которые могут либо интровертироваться, либо экстравертироваться.

Аналогичным образом первоначальное представление Юнга о Тени, как некоем «другом», несущем в себе наши подавляемые или нераз­витые характеристики, смешивалось с концеп­цией Тени как архетипической фигуры, олицет­воряющей Зло. Поскольку Тень, подобно лю­бому когнитивному инварианту, коллективна, мы никогда не сможем добраться до ее предела. Даже если свести в одно целое все наши лич­ные качества, присущие Тени, все равно оста­ются качества, столь чуждые нам, что мы никог­да не станем интегрировать их в нашу личность. В бессознательном они обязательно будут ас­социироваться со Злом, поскольку выходят да­леко за рамки нашего опыта. Однако это не означает, что Тень — это Зло. Даже коллектив­ная Тень, которая остается после того как мы свели воедино наши личные «теневые» качества, не есть Зло. Просто взаимосвязь между созна­тельным и бессознательным слишком сложна, чтобы ее можно было распределить по катего­риям.

Концепция Зла не давала покоя Юнгу в те­чение всей его творческой жизни, он продолжал писать о ней в своих последних работах. Хотя из его исследований ясно, что он хорошо пони­мал то, о чем я говорил выше, Юнг никогда не определяет это разделение столь четко, как пси­хотипы. Четкого разделения не проводится, к сожалению, и в отношении Анимы и Анимуса.

Юнг разработал понятие Анимы/Анимуса в то же время, что и теорию психотипов. В ра­боту «Психологические типы» Юнг включил 80 страниц определений. Каждое определение представляло собой превосходное мини-эссе, в котором кратко излагались идеи Юнга на этой ранней стадии исследований. Здесь упомина­ется не Анима или Анимус, а душа. Юнг утвер­ждал, что все мы содержим в себе автономную личность, которая составляет нашу внутреннюю жизнь и проецируется на внешний мир. Эту личность люди во все века называли душой.

Вскоре Юнг понял, что ему необходимо найти нейтральный термин, не имеющий рели­гиозных коннотаций (особенно христианских), которые с годами приобрела душа. Религиоз­ная концепция души зародилась более трех ты­сячелетий назад в Индии. За прошедшие тыся­челетия ее окутали полумраком многочисленных учений, характерных для культур, в которых она развивалась. Например, согласно современному христианскому вероучению душа - это вечная часть индивида. Она обитает в телесной обо­лочке до тех пор, пока мы живы, и покидает ее в момент смерти. Но под этим термином Юнг подразумевал нечто другое. Для него не имело смысла убеждать своих современников отказать­ся от всего того, что они узнали о душе, и вер­нуться к своему личному опыту. Вот почему требовался новый термин.

Юнг обладал обширными познаниями о сно­видениях, мифах и сказаниях, и это убедило его в том, что мужчины воспринимают свою душу как женскую, а женщины - как мужскую; поэтому он решил вместо слова «душа» использовать латин­ские слова «Анима» и «Анимус». В мини-эссе о душе это понятие было столь новым и необыч­ным, что он употребил слово «Анима» дважды, а «Анимус» только один раз. Но, привыкнув к ним, он всю оставшуюся жизнь использовал только их и никогда не возвращался к понятию «душ».