Связь с природой

Карл Юнг родился в Кессвиле, аграрном районе Швейцарии, в 1875 году. Его отец был священником. Когда мальчику исполнилось полгода, семья переехала в новый приход, а потом в другой, когда Карлу сравнялось четы­ре. Оба прихода располагались в сельской ме­стности (хотя последний и находился недале­ко от Базеля). Юнг оставался единственным ребенком в семье, без братьев и сестер или то­варищей по играм, до тех пор, пока не пошел в школу (его младшая сестра родилась, когда Карлу было девять). Лишенный общества свер­стников, он искал утешения как внутри себя, в своих внутренних душевных ресурсах, так и вовне - в красоте окружавшей его природы. Хотя впоследствии его жизнь изобиловала и сильными любовными страстями и дружбой, он был обречен всегда оставаться по своей сути одиноким путником, верившим в то, что знание в конечном итоге проистекает из непосредствен­ных наблюдений.

Во времена Юнга швейцарские крестьяне еще жили в мире гор и озер, лесов и полей, который мало изменился за сотни лет. Швейцария при­держивалась принципа политического нейтра­литета с 1515 года, стремясь только к миру и стабильности (хотя этот баланс и был нарушен во время правления Наполеона). Люди, жив­шие в сельской местности, обладали такими качествами, как флегматичность, устойчивость, исконная близость к земле, уходившими кор­нями в природное изобилие, царившее вокруг. Очень важно подчеркнуть наличие у Юнга этой чисто швейцарской близости к земле, посколь­ку очень многие критики отметали его описа­ния души как фантазии.

Готовность Юнга приписывать определенные характеристики наци­ям и расам привела в ярость многих критиков. Они путают беспристра­стные наблюдения с расовыми предрассудками. Но разве нам не изве­стно, что разным культурам присущи разные отличительные признаки? Немцы и французы так часто воевали друг с другом в течение всей своей истории не только из-за территориальных претензий, но и по причине различий во взглядах на мир. Говорить, что нация имеет определенные характерные черты, не значит настаивать, что эти Черты Присущи каждо­му отдельному представителю этой нации 6ез исключения, не значит стре­миться лишить кого-либо его индивидуальности. Признавать, что раз­личные нации имеют различные свойства, равно признанию, что различ­ные индивиды имеют различные личные свойства.

В природе Юнг нашел тот источник, кото­рый питал И утешал его в течение всей жиз­ни. Женившись в 1903 году, Юнг построил дом, где и провел почти всю жизнь. Дом находил­ся в Кусснахте, на берегу Цюрихского озера. В 1923 году, после смерти матери, он построил также каменную башню в Боллингене, недале­ко от своего дома. С этого времени и до самой смерти, последовавшей в 1961 году, Юнг попе­ременно жил то с семьей в Кусснахте, то в не­затейливых условиях и полном одиночестве в Боллингене, в своей башне. Он сделал к башне пристройки в 1927, 1931, 1935 годах и, наконец, последнюю ~ в 1955 году, вскоре после смерти жены. Он научился добывать и тесать камни в каменоломне, чтобы самому осуществлять боль­шую часть работ по перестройке башни. Юнг трогательно описывает свою взаимосвязь с баш­ней и природой в духовной автобиографии «Вос­поминания, сновидения, размышления»:

В Боллингене я оказываюсь в гуще моей истинной жизни, там я наиболее полно ощущаю себя... Временами у меня воз­никает такое чувство, словно парю над окружающим пейзажем и нахожусь внут­ри вещей, словно живу в каждом дереве, в плеске волн, в облаках и животных, ко­торые рождаются и умирают, в смене времен года. В моей Башне нет ничего, что не обрело бы за десятилетия своей собственной формы, ничего не связанно­го со мною. Здесь все имеет свою исто­рию и все является моей историей; здесь находится обитель внепространственного царства мира и пристанище души.