Грядущий женский мир

...Торжественное оглашение Успения девы Марии, свидетелями чего мы стали в наши дни, является примером развития символов в течение столетий. Побуди­тельный мотив исходил не от церковных властей, которые продемонстрировали свои колебания, отложив оглашение почти на сотню лет, а от католических масс, которые все настойчивее требовали со­вершения этого акта. Подобная настой­чивость является, по существу, стремле­нием архетипа к самореализации.

К, Юнг

Когда католическая церковь официально провозгласила в 1950 году Успение девы Марии, матери Иисуса Христа, Юнгу показалось, что он услышал прелюдию чего-то грандиозного. (В соответствии с догматом католической религии плоть Марии, как и Иисуса, после смерти была вознесена на небеса. Это придает ей особый ста­тус, почти божественный, поскольку католиче­ское учение гласит, что во время смерти тело и душа разъединяются, а их воссоединение про­исходит только в день Страшного суда.) Юнг считал, что Мария внесла недостающий четвер­тый элемент - женский, который дополнил тро­ицу Бога Отца, Сына и Святого духа. По мне­нию Юнга, эта четверичность символизирует целостность. (В последующей главе о Самости мы подробнее остановимся на четверичности и мандалах, внутренних символах целостности.)

К 1950 году Юнг уже видел крушение мно­гих мужских ценностей, которые правили миром столь длительное время. Мы, живущие в преддве­рии XXI века, наблюдали распад практически всех этих структур — политических, экономических, научных, творческих, культурных, религиозных и т. д. Все «рациональные» структуры, которые раз­вивались и поддерживали нас на протяжении ве­ков, вдруг оказались недостаточными для вновь открытой сложности мира.

Разочаровавшись в старых порядках, мы обра­тили взор на культурные течения, ранее не заме­чаемые: примерами могут служить восточная фи­лософия и мистицизм, ценности и ритуалы корен­ного населения Америки. Еще одним примером является движение за гражданские права. Не желая больше вариться в общем котле, меньшин­ства начали борьбу за утверждение своей само­бытности. Однако, вероятно, самым важным эле­ментом перемен стало гражданское движение женщин.

Сейчас мы живем в тот начальный период, когда, по-видимому, все, что мы знаем, — это то, что мы, в сущности, ничего не знаем. Традиционные ценности нас больше не прельщают, но мы пока Мб поняли, чем заменить отжившие убеждения. нигде это не проявляется так ярко, как в из­меняющихся отношениях между мужчинами и женщинами. Для меня (и многих других) оче­видно, что женские ценности находятся на на­чальных стадиях превращения в ценности гос­подствующие. Хотя мужчины (и женщины, ко­торым удобнее при мужском правлении) изо всех сил борются с этими переменами, мужские цен­ности и институты постепенно сдают свои пози­ции, подобно медленному отступлению леднико­вого периода.

Мы видим напоминания о мужском взгляде на мир повсюду. Если женская точка зрения и выражена, она рассматривается только сквозь призму мужской Анимы, причем грубой и нераз­витой. Однако даже такое проявление (напри­мер, в открытом признании порнографии) свиде­тельствует о наступлении женского. (Не то, чтобы женщины поощряли порнографию; просто жен­ское в мужчинах проступает независимо от того, хотят они этого или нет.) До тех пор пока жен­щины не окажутся на позициях власти и прести­жа (а этого, к сожалению, еще не произошло), нам едва ли суждено увидеть всю сложность жен­ских ценностей.

Тем не менее Анима проецируется на мир; и мужчины и женщины замечают, что совместимость между женскими качествами, представленными Анимой, и женскими качествами реальных женщин оставляет желать лучшего. Как и при взаимной проекции Анимы/Анимуса у отдельного мужчи­ны и отдельной женщины, это приводит либо к углублению отношений (и их одновременному усилению для обеих сторон), либо отношения разрываются до момента осуществления следу­ющей проекции. Пока что в более широкой про­екции Анимы на мир мы наблюдаем чаще второе, чем первое, однако некоторые мужчины и жен­щины «углубляют отношения» между мужским и женским. Это будет неизбежно продолжаться.

Мужчины имеют власть повсюду, а мужские ценности превалируют. Поэтому на этот раз имен­но мужчинам придется раскрыться, принять се­мена нового, терпеливо вынашивать их и страдать от родовых мук, необходимых для того, чтобы дать жизнь теперь уже новому женскому миру. Жен­щины находятся в столь же нехарактерном для них положении. Они посеяли семена и с нетер­пением ждут всходов.

Поскольку властвовать над миром будет жен­ское начало, мужчинам надлежит прийти к согла­шению с Анимой. Женщинам также необходимо примириться с Анимусом внутри себя. В против­ном случае они просто удовлетворятся сменой командования при продолжающемся доминирова­нии мужских ценностей, пусть даже выраженных женщинами. Чем полнее женщины осознают дос­тоинства и недостатки мужского мировоззрения, тем успешнее будет их путь к новому миру.