Бог внутри нас

[Интеграция Анимы/Анимуса] есте­ственным путем возвращает нас к... «чему-то» незнакомому и в то же вре­мя столь близкому нам, полностью на­те v// и тем не менее непостижимому, к истинному центру конституции, столь таинственной, что она способна «претен­довать» на что угодно — родство с жи­вотными и богами, кристаллами и звездами, - не вызывая в нас при этом ни удив­ления, ни даже чувства неодобрения. Это «нечто» претендует на все сказанное и на большее, и, не имея в нашем распоряже­нии ничего, что можно противопоставить этим претензиям, мы, несомненно, посту­пим более мудро, если прислушаемся к его голосу... Я назвал этот центр Само­стью... В равной степени правильным будет назвать его «Богом внутри нас».

К, Юнг

Юнг не утверждал и не отрицал существова­ния Бога. Он описывал психологическую, а не метафизическую реальность» Просто желал представить своим читателям нечто, с чем он по­стоянно сталкивался в работе с пациентами, в собственной жизни, исследованиях мифологичес­ких сюжетов! на некоем глубинном уровне души в ней пробуждаются «нуминозные» силы, кото­рые воспринимаются нами как нечто божествен­ное, богоподобное.

Юнг чувствовал, что не следовало отвергать психологический опыт только потому, что он не укладывался в рамки сложившейся системы веро­ваний. Всю жизнь он был «открыт» для воспри­ятия явлений, выходящих за рамки обыденности.

Как вы помните из первой главы, еще в коллеже Юнга поражало нежелание его сокурсников даже помыслить о возможности паранормальных яв­лений. Хотя они с презрением отрицали возмож­ность существования таких явлений, Юнгу каза­лось, что тревога, выказываемая ими при этом, никак не сочеталась с их кажущейся уверен­ностью. Юнг был убежден в том, что если обычные люди видели, к примеру, привидения, то это оз­начало, что привидения отвечали чему-то значи­мому в душах этих людей, независимо от того, возможно ли физическое существование призра­ков или нет.

Точно так же Юнгу не хотелось соглашать­ся с убежденностью Фрейда в том, что психо­анализ следует любой ценой ограждать от «чер­ной грязи оккультизма». По мнению Юнга, лю­бой человеческий опыт достоин описания и лю­бая модель реального мира, достойная описа­ния, должна включать в себя весь опыт чело­вечества, а не только тот, который укладывает­ся в конкретную теорию.

Поскольку Юнг представил Самость как пси­хологическую реальность, имеющую параллели с концепцией Бога, он подвергся критике как со стороны служителей церкви, так и материалистов. Служители церкви обвиняли Юнга в попытке свести Бога к психологической функции, а мате­риалисты заявляли, что он желает подменить на­уку метафизикой. Трудно было скользить <<по лезвию бритвы» между двумя лагерями, но Юнг не желал сдавать своих позиций.

Хотя он всегда отрицал, что его модель носит метафизический характер, Юнг утверждал тем не менее, что если Бог существует, то это может про­явиться для нас только через некую психологичес­кую функцию, подобную Самости. Иными слова­ми, если в наших душах еще нет опыта, соответству­ющего божественному, мы вообще не в состоянии воспринять последнее. Существует Бог в букваль­ном смысле слова или не существует, факт, что нам с рождения присущ архетип «нуминозного», означает, что этот компонент необходим для психической целостности личности. Представляя трехэтапную модель процесса Индивидуации, Юнг пытался описать все доступные наблюдению. Представляя каждую из этих и в виде персонифицированной фигуры — I ) Тень, 2) Анима/Анимус и 3) Самость, — Юнг давал краткое описание или дефиницию фактов. Подобная персонификация не являлась изобретением Юнга: он наблюдал ее в собственных сновидениях и сновидениях пациентов. Сама душа избрала способ персонификации (воплоще­ния г. конкретные образы).

Заинтересованным читателям полезно будет также узнать, что Юнга всегда было стремление видеть не только сильные стороны, но и ограниченность этой концепции. Он искал иные пути. Вторая Юнгова великая модель души берет начало в алхимии. Он обнаружил, что поскольку первые алхимики еще отличались психологической наивностью, то проецировали свои бессознательные процессы на алхимические опыты. Поскольку они стремились к недосягаемому («философскому камню», способному исцелять болезни, обращать свинец в золото и даровать бессмертие открывшему его алхимику), v них не было возможности достичь своей конечной цели - так же невозможно полностью интегрировать бессознательное в сознание. В соответствии с этим их тщательно описанные эксперименты можно интерпретировать психологически замечательную полную модель процесса психологического развития. К сожалению, подробности алхимической модели выходят за рамки этой книги

Одно дело отрицать буквальную реальность так называемого примитивного религиозного опыта, и ем другое — пытаться сбросить со счетов психологическую реальность подобного опыта. Любой индивид, встречающийся с Самостью, неизбежно ощущает то «нуминозное» свойство, которое мы справедливо ассоциируем с божественностью. Невозможно передать опыт встречи с Самостью человеку, у которого никогда не было такого опыта, как невозможно объяснить любовь человеку, никогда не испытывавшему это чувство.

Самость не ограничивается нашими представ­лениями о моральных принципах, наши заботы не обязательно являются ее заботами. Этот амораль­ный, нечеловеческий аспект Самости очень часто не принимают в расчет люди, восторженно тол­кующие о том, что они нашли свое «Высшее Я» или своего «Ангела-Хранителя». Настоящие кон­такты с Самостью могут быть устрашающими и непостижимыми.

Именно этот вопрос и занимал Юнга всю жизнь. Наиболее полно Юнг разбирает эту про­блему в одном из своих последних эссе «Ответ Иову». Юнг рассмотрел поведение Иова по от­ношению к Богу, а также поведение Бога по отно­шению к Иову и сделал вывод, что Иов вышел по­бедителем в этом противоборстве. Бог в этом слу­чае поступает как вздорный и безрассудный ти­ран, а Иов ~ как верный и разумный человек. Юнг полагал, что притча об Иове знаменует поворот­ную точку в сознании, когда Бог вынужден был признать, что Иов превосходит его по своим мо­ральным качествам. Впервые Бог вынужден был задуматься о возможности истинной взаимосвязи с человечеством, что в конечном итоге приведет к явлению Иисуса, сочетавшего в себе и Бога и человека одновременно.

Как и можно предположить, это была крайне противоречивая позиция, из-за которой Юнг на­жил много врагов. Ему никогда не удавалось объяснить своим критикам, что он говорит о психологической, а не метафизической реальности. Для Юнга Библия являлась письменным свидетельством эволюции присущей человечеству концепции божественного. Говоря о библейском Боге, и Юнг подразумевал под ним Самость, «Бога внут­ри нас». Иов представлял собой стадию сознательного развития человечества в определенный момент времени: начиная с этого уникального момента сознательное и бессознательное вынуж­дены искать точку соприкосновения.

Борьба все еще идет в душах индивидов и от­ражается в сновидениях. Каждый из нас достига­ет момента, когда уже не в состоянии жить в бес­сознательности. Попытки стать сознательными увлекают нас в долгий путь, который неизбежно приводит - как и Иова - к столкновению с Само­стью. Здесь следует осознать антигуманный аспект Самости, представленный и в притче об Иове, ког­да Бог говорит Иову, что это он создал левиафа­на и бегемота (библейские чудища). Момент про­буждения сознания всегда сопровождается героической борьбой, и не всем присуще мужество Иова В противостоянии устрашающей энергии Самости. образ Иова олицетворяет правильную реакцию на подобную сверхчеловеческую силу: склони полову и осознай присутствие высшей силы - но не предавай своих ценностей! Юнгу явился подобный образ в важном для него сновидении: прекло­ни колени, склони голову, но не сгибайся так силь­но, чтобы голова твоя коснулась земли.

Опыт «внутреннего бога» может принимать различные формы: от веры в то, что у вас дей­ствительно была встреча с Иисусом или Буддой, до не менее религиозной страсти, присущей ре­форматорам и даже ученым. Юнг часто подчер­кивал, что пыл, проявляемый учеными-материа­листами в их стремлении познать все тайны все­ленной, есть, по существу, не что иное, как неосоз­нанные религиозные убеждения.

Можно привести в качестве современного примера молекулярных физиков, которые убеж­дёны в том, что вот-вот и они смогут создать все­стороннюю «великую теорию унификации», с помощью которой можно будет объяснить все во вселенной с начала до конца. Совершенно оче­видно, что никакого окончательного объяснения не существует. Наука основывается на времен­ном характере всех ее теорий; в конце концов, научные «законы» представляют собой всего лишь модели, подтвердившие свою эффектив­ность в описании и прогнозировании природных явлений. В конечном счете все научные законы либо опровергаются, либо категоризируются в рамках всеобъемлющих моделей.

Полезно осознавать психологическую реаль­ность Самости и то, что ее архетип находится в развитии. Наша абсолютная уверенность во внут­реннем опыте может иметь мало или не иметь ни­чего общего с реальными фактами. (Об этой кон­цепции рекомендуется почаще вспоминать фун­даменталистам всех направлений.)