Мандалы

Хотя, на первый взгляд, «целостность» может показаться не более чем абстракт­ной идеей (подобно Аниме или Анимусу), она тем не менее является понятием эмпирическим в той мере, в какой душа предощущает ее в форме спонтанных или автономных символов. Таковы символы четверичности, или мандалы.

К. Юнг

Самость представляется сознательному в го­ловокружительном многообразии форм. Это про­сто-напросто следствие того, что Самость отсто­ит от сознания дальше, чем Тень или Анима/ Лнимус. Мы рассматриваем все архетипы как истинные символы: символ невозможно свести к единственному определению или простому зна­ку; символ имеет множество интерпретаций. Но по мере того как мы все дальше углубляемся в коллективное бессознательное, архетип бывает ш.шужден выражать себя в еще большем разно­образии форм для передачи сознанию своих сообщений. А поскольку Самость является выс­шим архетипом, ее смысл труднее всего «ухва­тить» или понять.

И прогрессирующей модели индивидуации, где Тень олицетворяет презираемого нами «другого человека, а Анима/Анимус - взаимоотношение, (Самость чаще всего представляет целостность. Крайне абстрактная форма воплощения Самости — геометрические фигуры, мандады.

Слово «мандала» на санскрите означает круг. Позже значение слова было обобщено и стало при­меняться для обозначения восточного религиоз­ного искусства, для которого типичны изображе­ния кругов, заключенных в квадраты (иногда в другие правильные многоугольники), или наобо­рот. Многие из культовых изображений на песке, оставленных индейцами навахо в Америке, име­ют такую же структуру, как и множество других религиозных символов во всех странах мира. Восточная религиозная традиция использует ман­далы как объекты для медитации и созерцания, которые призваны постепенно вводить медитиру­ющего глубже в состояние внутреннего единения с божественным (независимо от того, какие фор­мы — абстрактные или персонифицированные — принимают божества в этих различных культу­рах). Юнга пленил тот факт, что мандалы доста­точно часто появлялись в сновидениях его паци­ентов и практически всегда в тот момент, когда пациенты пытались восстановить свою внутреннюю целостность. По определениям Юнга, круг олицет­ворял собой конечную целостность, доступную только Самосли; квадрат являл собой менее совер­шенный круг (круг низшего типа) и олицетворял ограниченную целостность, доступную сознанию индивидуального «эго». Мандалы как сочетания круга и квадрата отражали попытки души «за­ключить круг в квадрат» и синхронизировать ограниченную целостность индивида с целостностью его Самости.

Представьте себе, как квадрат удваивается и превращается в правильный восьмигранник, за­чем в правильный шестнадцатигранник и т. д. В итоге человеческий глаз не в состоянии отличить многогранник от круга. Но достаточно мощный микроскоп даст возможность разглядеть, что это не круг.

Подобно тому как прослеживается постепен­ное превращение квадрата в многогранную фигу­ру, все более и более напоминающую круг, можно почувствовать прогрессирующее движение созна­ния к Самости, обращая внимание на то, как ме­няются в сновидениях символы целостности. Не­вероятно, однако Юнгу удалось отследить прогрес­сию сновидений - и не один раз, а дважды!

Не так давно терапевт (для лечения пациен­тов использующий изобразительное искусство и творчество) Рода Келлог обнаружила, что рисун­ки детей дошкольного возраста прогрессируют от простых закорючек к крестикам, а затем к крес­тикам, заключенным в кружки, что представляет собой базовую форму мандалы. Первые попытки детей изобразить человеческую фигурку состоят в том, что дети рисуют не прямые линии, как мож­но было бы ожидать, а круги.

Важно понять, что представляет собой целост­ность души. Для большинства из нас выбор цели прямолинеен: мы стремимся к совершенству, а не к целостности или завершенности. Если наша письменная работа получила оценку 80 бал­лов, мы постараемся в следующий раз получить 85, затем 90, 95, 100 баллов. Получив самую вы­сокую оценку ~ 100 баллов, мы наметим себе но­вую цель. Моральные цели являются, по суще­ству, такими же: отвергать тьму и стремиться к свету, подниматься все выше на пути к совершен­ству и т.п. Но, как мы поняли, говоря о Тени, толь­ко света недостаточно; «полная» личность нуж­дается и в тени, которая придает ей необходимые объем и завершенность.

...иначе вам никогда не достичь среднего уровня умеренности, который необходим для сохранения уравновешенности. Воп­рос не в том, чтобы, как представ­ляется, ослабить моральные принци­пы, а в том, чтобы задать мораль­ным усилиям иное направление.

К. Юнг

«Задать моральным усилиям иное направле­ние» - звучит довольно странно для тех, кто вос­питан в духе американских ценностей, кому мо­ральные принципы представляются простыми и прямолинейными, продиктованными внутренним «поводырем» — совестью. К сожалению, предпо­лагаемая совесть — не что иное, как совокупность голосов наших родителей и прочих авторитетов, слышимых на протяжении всей жизни. Глас Самости есть нечто совершенно иное; он обладает авторитетом, покрывающим все знакомые нам голоса. И его цель не в совершенстве, а в цело­стности.