Трансцендентная функция

В поисках пути к индивидуации мы начали с открытия Юнга, заключавшегося в том, что не существует единого пути развития, поскольку все люди принадлежат к различным психотипам. К примеру, путь индивидуации человека, принад­лежащего к интровертивному чувствующему типу, сильно отличается от пути того, кто относится к экстравертивному мыслительному типу. Их подход к реальному миру настолько различен, что было бы преступлением понуждать одного полностью походить на другого. Мы обнаружили, что если люди слишком закосневают в личных психотипах, появляется Тень. Удивительно: Тень не имеет еди­ной формы; у людей различных психотипов Тень появляется с очень разными личностными харак­теристиками, хотя всем свойственно воспринимать Тень сначала как отталкивающую и пугающую. «Подгонка» Тени под индивидуальные нужды свидетельствует о существовании трансцендентной функции, охватывающей как нашу сознательную личность, так и Тень. Подумайте, как это стран­но. Почему на любом этапе нашего развития бессознательное способно соответствующим об­разом компенсировать крайности в сознательном проявлении личности? Видимо, это подтвержда­ет, что в нас непременно заложено некое внутрен­нее представление о том, каким должен быть наш идеал «я» на каждой стадии развития. Как ина­че объяснить тот факт, что когда мы приближа­емся к идеалу, наши сновидения начинают отра­жать близкую реальность, а когда сильно отда­ляемся от него, сновидения точно так же не со­впадают с реальным опытом?

Из второй главы вы, вероятно, помните, как Конрад Лоренц обнаружил у животных импринтинг. Напомню, врожденные поведенческие мо­дели (Юнг назвал их архетипами, а я когнитив­ными инвариантами) приводились в действие соответствующими внешними стимулами в клю­чевые моменты развития животного. Хотя я вос­пользовался всего одним примером, когда гусе­нок перенес архетип Матери на Лоренца, суще­ствует множество различных когнитивных инва­риантов, которые «впечатываются» в процессе развития животного.

Прославленный биолог и детский психолог Жан Пияже скрупулезно зарегистрировал похо­жий процесс в развитии детей. Различные навы­ки в процессе становления ребенка приводятся в действие точно в нужное время. До наступления такого момента бесполезно пытаться заставить ре­бенка делать то, к чему он еще не готов, например, слишком рано начинать приучать ребенка к гор­шку. Наступит момент, когда вы поймете, что еще вчера он не был в состоянии справиться с новым для него понятием, а прошла всего одна ночь, и, похоже, малыш уже прекрасно усвоил это новое и оно больше не представляет никаких проблем.

Юнговское исследование процесса индивидуации, отраженного в сновидениях, показывает, что это заданный процесс; определенному моменту разви­тия соответствует «образ» личности, которого она способна достичь в идеале. Идеальное «я» пред­ставляет собой центр, вокруг чего вращаются в со­вершенном равновесии сознательное Эго и бессоз­нательная Тень. Когда сознательная личность слишком сильно отклоняется от идеала, в бессоз­нательном формируется компенсаторная фигура Тени. Если же сознательная личность приближает­ся к идеалу, то же самое происходит и с Тенью; Тень становится менее мерзкой и непривлекательной, боль­ше похожей на нашу сознательную личность. Транс­цендентная функция в буквальном смысле превос­ходит и сознательное и бессознательное.

В термине «трансцендентная функ­ция» нет ничего таинственного или ме­тафизического. Это психологическая функция, в какой-то степени сравнимая с математической, имеющей то же назва­ние и представляющей функцию действи­тельных и мнимых чисел. Психологичес­кая «трансцендентная функция» проис­текает из соединения содержаний созна­тельного и бессознательного.

Надеюсь, мои читатели простят меня за крат­кое напоминание истории математических транс­цендентных функций. Обещаю, что экскурс в ма­тематику не будет слишком утомительным и про­льет некоторый свет на концепцию Самости. Трансцендентные функции в математике, на ко­торые ссылается Юнг, чаще называют «комплекс­ными числами». Математики в решении многих уравнений обнаружили, что корень квадратный из (-1) представляет собой часть ответа. Снача­ла результаты были отвергнуты как неприемле­мые, потому что разве может какое-либо число иметь отрицательный квадратный корень?

Однако было настолько удобно допускать су­ществование подобных чисел, что математики про­должали ими пользоваться. Для того чтобы под­черкнуть, насколько они на самом деле не верят в существование таких чисел, математики определи­ли их как «мнимые числа» и для обозначения использовали «i». Они получили возможность составлять «комплексные числа» (или «трансцен­дентные функции», как определил их Юнг), ис­пользуя комбинации «действительных» и «мни­мых» чисел (например [3 - 5i]; [-6 + 2i] и т. п.).

Впоследствии, в начале XIX века, один из ве­личайших математиков всех времен Карл-Фрид­рих Гаусс предложил геометрическую интерпре­тацию, которая сделала «мнимые числа» допус­тимыми. Вообразите две линии, расположенные под прямым углом одна к другой. Все числа, рас­положенные по горизонтали справа от точки пе­ресечения двух линий, являются положительны­ми (+ 1, + 2, + 3,...), все числа по левую сторону -отрицательными (—1,—2,—3, ...). Точка пересе­чения двух линий называется началом коорди­нат и имеет нулевое значение (0). Все числа, рас­положенные по вертикали справа от точки пере­сечения, являются положительными «мнимыми числами» (+ i, + 2i, + 3i, ...), все числа по левую сторону являются отрицательными «мнимыми числами» (- 1i, - 2i, - 3i, ...)

Любая точка на плоскости, отсеченной двумя прямыми, может быть отложена в зависимости от того, насколько далеко вправо или влево и на­сколько далеко вверх или вниз она находится. Так, точка, находящаяся на 2 единицы длины впра­во от начала координат и на 2 единицы длины выше начала координат, может обозначаться един­ственно координатой (2, 2). Подобным образом (3, - 6) - это точка, отстоящая на три единицы вправо от начала координат и на 6 единиц вниз от начала координат. (3, — 6) означает не только эту конкретную точку на плоскости, но также математическое выражение (+ 3, - 60. Неожи­данно выявилось, что математические задачи, включающие в себя «комплексные числа», мож­но просто описать путем изображения различных геометрических фигур на плоскости.

Если все вышеизложенное кажется вам мало­понятным, могу добавить, что та же самая система используется для обозначения адресов в крупных городах, например «524 Ист 87-я Стрит». Ули­цы проходят под прямым углом одна к другой и нумеруются в каждом из направлений. Располо­жение любого дома можно точно указать с по­мощью двух чисел ~ пронумерованного названия улицы («Ист 87-я Стрит») и адреса улицы (524)4 Ну ладно, довольно математики. Посмотрим, не проливает ли эта математическая история свет на психологическую концепцию Юнга, касающу­юся трансцендентной функции. Сначала, когда «мнимые числа» возникли в решениях уравне­ний, математики проигнорировали их как невоз­можные. Однако постепенно они стали пользо­ваться этими числами и даже выработали систе­му символов для их использования, но все еще называли эти числа «мнимыми», как бы с неко­торой долей презрения. Тем не менее математи­ки пожелали скомбинировать числа «действи­тельные» и «мнимые» для образования «комп­лексных чисел» (или «трансцендентных функ­ций», как описывал их Юнг). И наконец, Гаусс осознал, что математики воздвигли ненужные ба­рьеры, ограничивая свои ассоциации рядом по­ложительных и отрицательных чисел. Он пере­нес предмет рассмотрения в иную плоскость, и комплексные числа превратились в простые обо­значения размещения объектов на плоскости.

Сравните этот случай с концепцией коллектив­ного бессознательного. Сначала психологи пред­почитали игнорировать такую возможность. По мере того как коллективные архетипы продолжа­ли «проклевываться» в сновидениях, многие пси­хологи начали пользоваться интерпретациями, основанными на знании архетипических моделей, например мифологии. Но продолжали настаи­вать на том, что обсуждают метафоры. Если пред­положить, говорили они, что существует нечто вроде Самости, представляющее собой сочетание сознательного (следовательно, действительного, истинного) и бессознательного (следовательно, мнимого), то это нечто можно принимать только как метафору. Юнг же утверждал, что настало время осознать реальность существования такой трансцендентной функции. Для этого нам необ­ходимо расширить границы своих ассоциаций и перенести их в плоскость, включающую не толь­ко сознание, но и бессознательное.

Теперь перейдем к некоторым практическим аспектам взаимоотношения с Самостью.