Самоактуализация

Покончим с иллюзиями, что мы - «мана-пер­соны». Самое время задать самим себе вопрос, кто же мы на самом деле. Проблема самоопределения приобретает на этом этапе развития, как ни на ка­ком ином, первостепенную важность. Теперь нам постоянно открыта та часть самих себя, которая представляет возможный идеал. Фактически эта наша лучшая часть заключает в себе возможно­сти, превышающие пределы, отпущенные челове­ку. Как можно совместить личность, какой мы являемся, с личностью, какой могли бы стать?

Нам свойственно непрерывно находиться под воздействием перемежающихся приступов «раз­дутости» и депрессии. Как сохранить целостность человеческой психики? Как уравновесить край­ности мысли и чувства, духа и инстинкта? Пси­холог-гуманист Абрахам Маслоу помогает понять эту проблему с помощью разработанной им кон­цепции самоактуализации. Маслоу считал, что психологи уделяют слишком много внимания людям с психическими отклонениями. Он начал изучать тех, чей духовный уровень был постоян­но выше среднего.

Маслоу просил таких людей выбрать любые исторические фигуры, которые представлялись им исключительными образцами идеального че­ловека, а затем обосновать выбор.

Суммируя в своих отчетах полученные дан ные, Маслоу обнаружил, что значительное число людей сходится в высоких оценках большого чис­ла исторических личностей — например, это отно­силось к Бетховену, Торо, Линкольну, Эйнштейну. Хотя все они были очень индивидуальны, участ­ники исследования Маслоу постоянно употребля­ли одни и те же слова для их характеристики, и не только они, но и биографы великих людей: цель­ный, завершенный, справедливый, живой, простой, красивый, правдивый и т. п. Выбор в основном отличался важной чертой: похоже было, что и мотивы выбора и оценки возникали подспудно (от Самости, как сказал бы Юнг). Маслоу, соответ­ственно, выбрал для описания этих людей подхо­дящий термин — «самоактуализованные».

К избранным историческим личностям Маслоу добавил ряд тех, кого он знал достаточно хорошо, чтобы считать их достойными включения в слав­ный перечень. Хотя эти люди могли не стать но­выми Авраамами Линкольнами или Альбертами Эйнштейнами, все они имели для Маслоу одно явное преимущество: им можно было предложить разнообразные психологические тесты, дающие возможность объективной оценки черт характера этих людей. И снова Маслоу обнаружил те же черты, и снова мотивы этих людей возникали под­спудно, а не из некоей внешней системы ценностей. Когда им задавали вопрос о качествах, которые для них считаются самыми важными, они употреб­ляли слова вроде «справедливости», «красоты», «правды» и т. п. Но когда Маслоу попытался глуб­же проникнуть в то, что люди подразумевали, к примеру, под «справедливостью», он обнаружил, что справедливость означает для них и правди­вость, и красоту, и целостность, и все прочие по­добные коннотации. Точно так же тот, для кого высшим качеством была правда, считал правду и справедливой, и прекрасной и т. д. На самом глу­боком уровне у всех этих людей лежали одни и те же ценности; каждый из них попросту выби­рал один из аспектов глубинной ценности, наи­более полно отражавший индивидуальность кон­кретного человека.

Составив для себя верную картину характе­ристик мужчин и женщин, достигших стадии са­моактуализации, Маслоу перешел к изучению обычных людей в самых благоприятных их про­явлениях на тот момент их жизни, который на­звал «звездным часом». И вновь люди, рассказы­вая, как они действовали и что чувствовали в такие моменты, выбирали те же слова: целост­ность, красота, правда и т. п.

Маслоу удалось, как он понял, показать, что человечество в лучших своих проявлениях само­актуализируется, а не руководствуется внешними ценностями и наградами. Кроме того, самоактуализованные люди, при всем своем личностном разнообразии, имели больше общего, чем различий, поскольку отличались одним и тем же базовым подходом к жизни и одинаковыми базовыми цен­ностями, представлявшимися им желанными. Обычные люди, которым не всегда могут быть доступны моральные высоты самоактуализованных людей, тем не менее способны также проявлять по­добные характерные черты в свой «звездный час».

Идеи Маслоу оказали огромное влияние на психологию 60-х годов.

Хотя Маслоу был не единственным ученым, выступавшим против бихевиоризма, доминиру­ющей психологической школы в Америке того времени, именно он сыграл главную роль в со­здании гуманистической (а позднее и трансперсо­нальной) психологии. Как уже говорилось во вто­рой главе по поводу идей Маршалла Маклуэна, слишком быстрая популярность может стать причиной великих бед. В наши дни Маслоу впал в немилость (хотя и не столь безоговорочно, как Маклуэн), и его работы упоминают нечасто. Для многих он остается одной из почти забытых ре­алий 60-х, вместе с ЛСД и студенческими вол­нениями.

Тем не менее выводы, сделанные Маслоу, пред­ставляют сейчас не меньшую значимость, чем в то время, когда он находился в зените своей сла­вы. При этом они точно соответствуют Юнговым концепциям процесса иидивидуации и взаимосвя­зи между Эго и Самостью. Возможно, Маслоу пе­реоценивал свет и забывал про тьму, возможно, ему не удалось достаточно полно определить трудности самоактуализации. К примеру, такие личности, как Бетховен, Торо, Линкольн и Эйнш­тейн, на протяжении жизни были подвержены глубокой депрессии. Подобный опыт разделяют все, кто заходит далеко на пути к индивидуации, потому что здесь уж им приходится сталкивать­ся со многими теневыми сторонами.

Но, несмотря на ту тьму, которой они вынуж­дены противостоять, «самоактуализованные» (самореализовавшиеся) люди, по мнению Маслоу, проявляют стойкость и способны выдерживать трагедии, которые ломают слабых. Как класс та­кие люди испытывают более глубокие чувства, более острые переживания, но и обладают спо­собностью отвлекаться от своих горестей и про­должать смотреть жизни в лицо. К сожалению, Маслоу не смог осознать, что та целостность, ко­торая привела его к выделению самореализовав­шихся людей, уходит корнями в темноту. Такая переоценка светлой стороны личности в трудах Маслоу таит опасность представить жизнь с точки зрения Полли-Анны. Тем не менее Маслоу ока­зал нам всем огромную услугу, напомнив о воз­можностях, которые кроются в каждом из нас.