Творчество и Самость

...наша душа распята между грозными влияниями как внешними, так и внутрен­ними, и каким-то образом следует отда­вать должное обоим. Это возможно толь­ко после того, как мы дадим оценку своим индивидуальным способностям. Следова­тельно, нам надо подойти самим к себе не с точки зрения того, что «следовало бы» сделать, а того, что мы можем и долж­ны сделать.

К. Юнг

Невозможно кратко определить Самость, не­возможно адекватно описать все возможности, которые предлагает нам на выбор жизнь после того как мы выработали в себе сознательное от­ношение к Самости. Хотя в этой книге путь индивидуации представлен в виде трех отдельных этапов - Тени, Анимы/Анимуса и Самости, фактически существует один-единственный непре­рывный процесс — взаимоотношение между со­знанием и Самостью. В конце концов наше про­тивоборство с Тенью есть не что иное как попытка достижения трансцендентности и целостности, хотя и на более низком уровне. Нельзя присту­пить к достижению единения с нашей целостной реальностью до тех пор, пока не станет для нача­ла ясно, кто мы и чего хотим.

Этап взаимодействия с Анимой/Анимусом - это опять же поиск целостности. Как можно до­стичь целостности, прежде чем мы пожелаем сде­лать моральный выбор, который встает перед каж­дым, кто стремится к полноте жизни?

Перед тем как в нашей жизни явится Самость, возникает необычный «побочный эффект». Нередко появление больших эмоциональных перегрузок, не только основного перепада от соб­ственной переоценки до депрессии, который упо­минался выше, но также приступов гнева или слезливости, кажущихся, на первый взгляд, совер­шенно необоснованными, необъяснимыми. Иногда имеют место достаточно крайние проявления фи­зических реакций — простуда, сильные мышечные боли, тошнота» Нередки также парапсихологические явления - начиная с предчувствий, почти всегда приводящих к прекогнитивным сновиде­ниям. Некоторых людей вдруг сильно привлекает почти физическая природа той энергии, которую эманирует Самость. Кроме того, при появлении Самости многие люди попадают в лопушку са монаполненности» и начинают рассматривать себя как гуру, учителя, избранника. Все эти реакции были описаны во многих культурных традициях, имеющих ясные пути духовного развития - индусов, буддистов, американских аборигенов и т. д. Они рассматриваются как временные (переходные) феномены.

Все вышеизложенное является следствием крайних проявлений энергии, «маны», возникаю­щей, когда через общение с Самостью открыва­ется канал, ведущий в коллективное бессознатель­ное. Как уже говорилось в разделе о «мана-персоне», необходимо найти выход этой энергии до того, как у нас возникнет соблазн объявить ее своей, принадлежащей лично нам, или до того, как эта энергия завладеет нами, превратив нас в сво­их заложников. Необходимой отправной точкой является скромность, умеренность, но одного это­го недостаточно. Невозможно прекратить про­рвавшийся поток энергии, эманируемой каналом, ведущим в коллективное бессознательное, кото­рое открывает нам Самость. Вместо этого необ­ходимо найти путь обращения этой энергии в со­зидательное русло.

Формы, способные принимать творческое на­чало, столь же разнообразны, как и люди, вовле­ченные в процесс, но любая форма творчества, по существу, является трансляцией темноты в свет. Все новое берет начало в коллективном бессоз­нательном. Однако нам недостаточно служить простыми каналами, независимо от того, какую популярность имеет в настоящее время эта кон­цепция. Хотя новое неизбежно приходит из бес­сознательного, именно в сознании оно приобре­тает новую, ясно выраженную форму; В отрыве от бессознательного сознание бесцветно и неиз­менно. Но если отпустить вожжи бессознатель­ного, оно продемонстрирует те же неизменные символы, которые использует в течение тысяче­летий. Истинно новое и творческое начало спо­собно родиться только из взаимосвязи сознания и бессознательного.

Сознательная вовлеченность в такую взаимо­зависимость делает жизнь человека похожей на приключение, полное борьбы. На этом этапе процесса индивидуации пути назад уже нет. А борь­ба, по существу, всегда одна и та же — как только мы достигаем некоторого уровня целостности в нашей жизни, бессознательное ставит перед нами новый вопрос, который полностью разрушает наше представление о реальности. И поскольку новый опыт всегда представляется невыносимо тяжелым, мы вынуждены искать смысл в этом незнакомом нам новом мире, который нам про­тивостоит. Как выразился психолог Ролл о Мэй:

...Вы можете жить без отца, готового вас принять, по не сможете жить без мира, составляющего для вас смысл.

Нам следует принимать новый вызов и мед­ленно интегрировать его в нашу жизнь, исполь­зуя при этом творческий подход. Бессознатель­ное каждый раз поставляет нам больше новой информации, чем наше сознание способно по­нять или принять. Затем, после того как мы ин­тегрировали новую информацию и гною соб­ственную жизнь, нужно разделить ее с други­ми посредством творчества. Чаще всего сам процесс интеграции достигает наибольшею успеха, если попытаться создать (сотворить"* нечто новое для других.

Если бы не существовало коллективного бес­сознательного, то бессознательное не содержало бы ничего иного помимо личных воспоминаний или желаний, не замеченных или подавляемых нами. Принятие некоторых из этих воспомина­ний или желаний могло бы потребовать мужества, но все они рано или поздно должны были бы пройти через наше сознание и быть интегриро­ваны в него. Но если коллективное бессознательное существует - а вся моя книга является по пыткой представить вам причины, которые, по убеждению Юта, доказывают его существование, то ситуация совершенно меняется.

Содержание архетипов имеет мало или совсем не имеет ничего общего с нашей личной жизнью. Оно обладает мощной «маной», потому что ты­сячелетиями накапливалось в ходе всего эволю­ционного процесса, и не только человечества, но и всей жизни в целом. Когда подобное содержа­ние бессознательного вступает в конфронтацию с сознанием, возникает следующая дилемма:

1) энергия, присущая бессознательному, на­столько мощна, что нам отчаянно необходимо найти способ ее вмещения;

2) в нашем сознании нет готовых «вместилищ» для этого; содержание бессознательного не впи­сывается в существующую систему ценностей.

Поскольку мы сталкиваемся с содержанием коллективного бессознательного, у нас отсутству­ют готовые сознательные ресурсы, необходимые для его оформления.

Вызов бросает нам процесс индивидуации. Каким-то образом нам предстоит отыскать некую личную взаимосвязь с архетипическими образа­ми, чувствами и моделями поведения. Постепенно мы начинаем отделять то, что может быть соотне­сено с нашей личной жизнью, от того, что принад­лежит векам. Хотя процесс может оказаться чрез­вычайно трудным, впоследствии он способен щед­ро вознаградить нас за все испытания. Жизнь обретает смысл, который не может быть исчерпан, поскольку берется из внутреннего источника.

Основные открытия, которые мы делаем на каждой стадии процесса индивидуации, просты -но лишь в ретроспективе. Если лично мы не при­ложим усилий в преодолении каждого этапа про­цесса индивидуации, эти откровения останутся для нас не более чем обычными постулатами; именно борьба придает каждому этапу индиви­дуации личностное звучание. Не забывайте о том, что мир очень-очень стар, а сознание очень мо­лодо. Сознание все еще далеко от того, чтобы адекватно воспринимать реальность во всей ее целостности.

На этапе Тени мы учимся понимать, что прези­раемый нами «другой человек» па самом деле мы сами. После того как нас озаряет, что в дей ствительности через микроскоп мы видим, как изу­чаем сами себя, отпадает необходимость отыски­вать мнимые различия между нами и Тенью. Все различия превращаются в будущие возможнос­ти. Однако после того как мы отделили себя от мира, чтобы вычленить ту часть реальности, ко­торая действительно принадлежит нам, наступа­ет время открывать для себя весь остальной мир, учиться понимать, каков он на самом деле.

На этапе Анимы/Анимуса мы учимся пони­мать, что не одиноки. В каждый момент жизни мы связаны с кем-то, кто, в свою очередь, связыва­ет нас с кем-то еще, и таким образом мы в конеч­ном счете оказываемся взаимосвязанными с каж дым человеком, каждым животным, каждой горой, каждым потоком в мире. Чудесный парадокс заключается в том, что любой является центром удивительного переплетения взаимосвязей. После того как мы осознали, что невозможно полностью отстраниться от мира, нам предстоит понять, ка­ким образом можно вместить в себя сверхчело­веческую целостность.

И наконец, из общения с Самостью мы учимся понимать, что целостность, к которой мы так стремим­ся, имманентно присуща нашей природе. Отчуж­дение, которое мы так часто ощущаем, внутрен­ний раскол, приносящий нам столько горя, созда­ются нашим собственным сознанием из страхов и невежества. Сознание еще недостаточно зрело и полагает, что способно все точно классифици­ровать и аккуратно разложить по полочкам. Когда оно видит, что ничего не получается, то пугается и возводит между этими категориями еще более прочные стены. Иногда испуг так ве­лик, что сознание окружает стеной самое себя и даже не высовывается из своего укрытия.

Если мы ощутим Самость как нечто иррациональное, неявно существующее, чему «я» не противопоставляется и не подчиняется, но с которым оно накрепко взаимосвязано и вокруг которого враща­ется, точь-в-точь как Земля вращается вокруг Солнца, - тогда мы достигнем конечной цели индивидуации,..

Человек не преобразуется в свою бессмерт­ную часть после смерти, он и смертен и одновременно бессмертен еще при жиз­ни, совмещая в себе и «я» и Самость.

К. Юнг

Постепенно, по мере того как уходит страх перед «Богом внутри нас», мы отказываемся от невежественных попыток узурпировать энергию и откровения Самости; именно она становится зеркалом, в котором отражаются как реальная личность на любой момент времени, так и тот идеальный образ, которого способна достичь эта личность. Сначала разрыв между двумя образа­ми кажется непреодолимым. Но постепенно мы приходим к пониманию того, что проблема лс в разрыве между реальностью и нашими возмож­ностями, потому что существует некая большая часть нас самих, способная содержать в себе и охватывать оба эти образа.

 

 

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru