Личность № 1 и личность № 2

В детстве Юнг уже ощутил силу, скрытую в недрах души. Когда ему было 12 лет и отец его приятеля отчитал маленького Карла за непо­слушание, тот отреагировал с необычайной ярос­тью. Он не мог поверить в дерзость человека, решившегося критиковать столь важную персо­ну, какой он ощущал себя. В тот момент Юнг чувствовал себя человеком в летах, состоятель­ным и облеченным властью, достойным всяческо­го почитания и послушания. Еще до того как эта мысль сформировалась в мозгу, он был потрясен забавным контрастом между пожилым, уважаемым человеком и тем желторотым школяром, который в действительности стоял перед отцом приятеля. Как совместить два столь различных образа?

Юнг осознал, что в нем находились дне раз­ные личности: юный школьник, которого видели окружающие, и влиятельный пожилой человек, повидавший и испытавший много такого, что мальчику еще только предстояло испытать. Стар­шая личность была очень колоритной фигурой: Юнг ясно видел образ пожилого джентльмена XVIII столетия, обладающего богатством и по­ложением в обществе, видел его всего, вплоть до «туфель с пряжками и пудреного парика».

Юнг продолжал экспериментировать с этим «другим» человеком, которого определил для себя как личность № 2 (в отличие от своей обычной личности № 1), в течение всей своей жизни. Еще будучи мальчиком, он осознал, что это была положительная часть его души, а вов­се не пугающий признак надвигающегося бе­зумия. Многие люди в подобных обстоятель­ствах рассматривали бы личность № 2 как сви­детельство в пользу реинкарнации, как воспо­минания о своей прошлой жизни. Юнг никог­да не рассматривал личность № 2 с этой точки зрения. Для него личность № 2 являлась ско­рее воплощением другой стороны его собствен­ной личности, обычно скрытой от сознания. По­зднее он нашел определение для этой скрытой стороны личности и назвал ее «коллективным бессознательным».

Еще раньше Юнг столкнулся с подобной двойственной сущностью у своей матери. Обычно это была добродушная и простоватая полная женщина, но иногда в ней проступали черты другой личности, высокообразованной и властной. Материнская личность № 2 часто проявлялась по ночам — странная личность, ско­рее напоминающая провидицу, нежели мать. Юнга эта вторая сторона его матери и очаровы­вала и пугала одновременно. Позднее пришел к выводу, что именно два чувства — восторг и ис­пуг ~ всегда возникали у людей, когда те сопри­касались с коллективным бессознательным.

Итак, мы можем понять теперь основные причины, которые привели Юнга к открытию и изучению коллективного бессознательного:

1) он был одинок в своем стремлении дойти до истины;

2) всю жизнь, начиная с детства, Юнг пред­почитал саму живую природу теориям о при­роде;

3) отказывался отвергать аномальный опыт на базе рационалистических выкладок;

4) проявления ЛИЧНОСТИ № 2 — умудренной большим опытом и более авторитетной — кото­рые он наблюдал в себе самом, своей кузине и своей матери.

Во всех научных исследованиях Юнг пред­почитал описывать то, что открывалось ему в человеческой душе, а не объяснять свои откры­тия. Подобно многим другим ученым, а Юнг в большой степени был наукоиспытателем, он раз­рабатывал «модели» организации тех явлений души, которые собирал и категоризировал. Однако всегда рассматривал свои модели как временные и постоянно стремился к созданию еще более совершенных. В следующей главе речь пойдет об одной из моделей Юнга — моде­ли базовой структуры души. Будет проиллюст­рирована сложность некоторых взаимосвязей между сознанием и бессознательным. В после­дующих главах мы обсудим взгляды Юнга на сновидения, модель психологических типов, а затем принципиальную юнговскую модель про­цесса индивидуации.