Интертипное взаимодействие соматик — релатик.

Соматик и релатик сильно действуют на самооценку друг друга, подобное влияние, конечно же, может быть и благотворно, и деструктивно. Худшее мнение релатика о соматике: «Он лезет на сцену, самоуверен, дерзок и неуместно активен». Худшее мнение соматика о релатике: «Он излишне скромен, малоактивен, эгоцентричен и несдвигаем». Такие мнения обычно высказывают недуализированные и о недуализированных. Вообще, о дуализации по этому признаку можно сказать примерно то же самое, что и про дуализацию по двум признакам, описанным ранее. Поэтому будем кратки.

Недуализированный соматик в погоне за внешними ценностями изматывает себя, предстает перед окружающими капризным, бессознательно и неизменно эгоистичным и пустым. Часто он готов лишиться всех своих приобретений, будь то деньги, карьера или ученое звание, лишь бы справиться с внутренним хаосом, но это, к сожалению, далеко не всегда удается. Многих спасает увлечение восточной философией — квинтэссенцией релатичного мировоззрения. Многие «зависают», живя случайными успехами и закрывая глаза на возникающие проблемы.

Недуализированный релатик. Никакой бури активности нет и в помине; вообще нет почти никакой активности. Хорошо такому человеку только наедине с собой, да и то не слишком. Варианты — «человек в футляре» или хулиган-одиночка. Первая возможность более характерна для абстрактиков-релатиков, вторая — для конкретиков.

Дуализация, которой помимо социальных причин часто мешает непонимание партнеров, снимает многие проблемы. Соматик учится замечать и ценить внутренний мир, релатик — внешний. Кроме того, удивительным образом оказывается, что наведение порядка во внутреннем мире и взаимодействиях означает для соматика новые успехи во внешнем мире, в развитии объектных качеств. Аналогично релатик, научившийся дорожить своими объектными качествами и узнавший им настоящую цену, обнаруживает в своей душе недостижимую ранее гармонию. Резюмировать сказанное нет необходимости.