АВТОЛАБИРИНТНОСТЬ

 

Когда-то человека изображали в виде двух пересекающихся линий, которые образовывали два конуса: один бесконечно расширяющийся конус означал внешний мир, а другой, столь же бесконечный, – мир внутренний. Все, что есть во внешнем мире, может проецироваться вовнутрь. Соответственно этому, вовнутрь может проецироваться и лабиринт.

Мы любим запрещать самим себе, а человек, больной лабиринтностью, делает это постоянно. Мы устанавливаем для себя обычные лабиринтные запреты с высокой степенью несправедливости. Я знал девушку, которой не повезло с первой любовью и она поклялась сама себе не выходить замуж раньше двадцати восьми. Другая в такой же ситуации поклялась выйти замуж за первого встречного – и почти вышла, едва-едва удержали. Любое самоубийство – это запрет на жизнь самому себе: от того, что в жизни оказалось несколько очень неприятных деталей, самоубийца отменяет жизнь как целое, со всем хорошим, что в ней есть.

Человек, который живет в несвободной стране, не может свободно высказывать свои мысли. И, со временем, он перестает свободно мыслить, хотя этого никто от него потребовать не мог. Он запрещает мысль самому себе.

Другой запрещает себе отдых, сладкий сон после шести утра, запрещает иррациональный порыв, любую потерю времени.

Есть самозапреты на сомнение: я знаю, что этого не может быть, или что вы неправы, поэтому вы меня не переубедите, я вас просто не слушаю.

Есть запреты на творчество и на творческое мышление; привычка к таким запретам обычно вбивается годами стандартного школьного обучения. Есть запрет "А как посмотрят окружающие?", есть самозапрет быть самим собой – а вместо этого приходится быть похожим на других, подстраиваясь под компанию или общество.

Довольно распространен самозапрет на счастье. Некоторые вполне серьезно считают, что не заслужили счастья, но большинство имеют этот запрет на подсознательном уровне. Такие люди боятся счастья, относятся к нему с подозрением и отвергают любые возможности счастья. Если они видят, что есть шанс быть счастливым в любви, они оставляют любимого ради ненавистного; если появляется шанс сделать что-то просто и выгодно, они сделают это сложно и с убытком. Из двух зол они постоянно выбирают большее. Они делают все, чтобы омрачить себе маленькие радости жизни. Со временем они начинают винить в своих несчастьях других, но, если бы прожили еще одну жизнь, то прожили бы ее так же несчастливо. Кажется, что несчастья липнут к ним, на самом деле они сами липнут к несчастьям.