Б) Почкование и мутации

Есть несколько вариантов размножения идеи. В элементарном случае оно напоминает почкование бактерии. Например, я хочу объяснить человеку, где можно купить дешевый и вкусный мед (предположим, что я это знаю). Я объясняю, как проехать к нужному месту, даю ориентиры, описываю внешность продавца.

Наконец, мой собеседник говорит: "Ага, я понял". Теперь и он знает как и где купить дешевый и вкусный мед. Идея, существовавшая до сих пор в моем сознании, удвоилась, создав копию в сознании другого.

Причем копия эта никогда не бывает точной, а иногда оказывается совсем не точной.

 

ПРИМЕР 48. О бездонности человека. (Цитата) Ю. Борген, «Маленький лорд»

 

…И вдруг, как заведенная машина, Андреас начал:

Я помню, когда я ребенком был,

К нам пишел нищий бездонный…

В группе у окна вспыхнул смех. Родители сдержанно усмехнулись. Сигне Воллквартс, решительно выпрямившись, отрезала:

– Тихо!

Но это больше подействовало на взрослых, чем на учеников.

– Ты сказал "бездонный", Андреас. Смеяться тут нечего, это бывает! —

Грозный взгляд обежал собравшихся. Ты оговорился, надо было сказать… Впрочем, продолжай. Или вот что – начни сначала.

Я помню, когда я ребенком был,

К нам пришел нищий бездонный…

На этот раз уже никто не сдерживал смеха. Сама фрекен Аннета улыбнулась. Но общее веселье нарушил резкий голос ее сестры:

– Ты, конечно, хотел сказать "бездомный". Поэт вспоминает здесь грустную историю о том, как легкомысленные дети прибили гвоздями к лестнице деревянные башмаки нищего Уле и он упал и разбился насмерть. Так ведь?

Краска волной залила щеки Андреаса. Он стоял, то стискивая, то разжимая кулаки.

– Так ведь, Андреас? – в ласковом голосе затаилась угроза.

– А я всегда думал, что "бездонный", – тихо сказал Андреас. – Мне потому так и нравилось.

 

В данном случае идея была «скопирована» не точно, с разницей всего лишь в "один ген", но новая идея оказалась не копией старой, а новым, хотя и в чем-то уродливым организмом. Неточность прочтения оказалась таким же мутагенным фактором, каким может быть радиация для биологического организма.

Таким образом рождается порой интересный уродец-мутант, но может родиться и совершенно иная, вполне жизнеспособная идея. В свое время газета «Мастер» напечатала несколько моих ранних рассказов и также отрывок из книги афоризмов "Росток мудрости". Газета набиралась неаккуратно, с большим количеством опечаток. Один из афоризмов звучал довольно грустно:

 

1: Возвращение – это игла, прокалывающая темные пласты прошлого.

Игла, которой ничего нельзя сшить.

 

Сочетание букв "ас ы" набирается указательным, средним и безымянным пальцами левой руки. Причем при быстром, но непрофессиональном наборе средний палец не успевает опуститься и нажать букву "с". Поэтому из «пласты» получилось "платы". Теперь афоризм изменился:

 

2: Возвращение – это игла, прокалывающая темные платы прошлого.

Игла, которой ничего нельзя сшить.

 

В те годы компьютеры еще были в диковинку и потому «платы» читались скорее как опечатка. Теперь же это случайное слово создало новый, более современный афоризм о микросхемах времени.

Обратите внимание на следующий принципиальный момент: АВТОРОМ ИДЕИ АФОРИЗМА N 2 НЕ ЯВЛЯЕТСЯ НИ ОДИН ЧЕЛОВЕК. Этот афоризм не создан человеческим разумом.

Идея возникла так, как возникают новые биологические виды: ИЗ-ЗА МУТАЦИИ.

Более того, можно изобрести машину, генерирующую идеи. Этой машиной может быть компьютерная сеть, время от времени делающая ошибки. Если, к примеру, поэт наберет следующую строку:

Лежал осел средь мусорных куч, а машина, ошибаясь, создаст множество ее случайных вариантов, то среди них будет и такой:

Летал орел средь горных круч.

Автором этой строки не будет человек. Идея может возникнуть вне человеческого разума. Но живет только в нем.