А) творчество, как форма зла.

 

ПРИМЕР 54. (Цитата) Н. Бонк, «Учебник английского языка»

 

Стук в двери прервал Баумана. Он замолчал и вначале посмотрел на людей, сидевших вокруг него, а затем на дантиста, в чьей приемной они проводили свою секретную встречу.

– Вы ждете пациентов? – он спросил.

Все поняли, что означал вопрос Баумана. Они даже не сказали ни слова, им не нужно было напоминать что делать. Один из них прошел с дантистом в операционную, пока другие сели на стулья, стоящие вдоль стены, как будто пациенты, ожидающие очереди. Это не заняло много времени. Когда все было готово, медсестра пошла к двери и вскоре вернулась с неожиданным посетителем, который попытался пройти прямо в операционную.

– Сейчас не ваша очередь, – сказал ему "пациент", сидящий у двери.

– Я не могу ждать. У меня ужасная зубная боль, – ответил мужчина, быстро осматривая лица присутствующих.

Бауман, который притворился, что читает газету, даже не повернул головы, чтобы посмотреть на странного посетителя. Он однако, мог ясно видеть его лицо, и сразу его узнал. Это был шпион, тот же смый человек, которого он часто видел раньше.

Не привел ли он полицию? – одно было ясно: было необходимо продержать шпиона здесь как можно дольше, чтобы он поверил, что они настоящие пациенты.

Бауман взглянул на вновь прибывшего и на мгновение ему показалось, что была радость в его глазах. Затем Бауман сказал так вежливо, как только мог:

– Мы не возражаем, если дантист примет его первым, – и затем, повернувшись к шпиону, – так как у вас сильная боль, можете идти следующим…

Через секунду шпион сидел в кресле дантиста. Дантист сказал ему широко открыть рот, внимательно осмотрел зубы и начал быстро работать. Четверть часа спустя он показал пациенту два больших желтых зуба и сказал:

– Я сделал все что мог. По правде говоря, это была серьезная операция. Вам нужно лучше заботиться о зубах. Десять рублей, пожалуйста…

Когда шпион ушел, кто-то сказал:

– Хорошо, что у него были больные зубы.

– Но у него не было… У него просто на два здоровых зуба меньше сейчас, – объяснил дантист и добавил, – и это не слишом дорого ему стоило. Он должен быть благодарен.

Все засмеялись и Бауман сказал:

– Это была хорошая мысль. Разве я не говорил, что они сломают себе зубы, если будет воевать с нами?

 

Итак, человеку вырвали два здоровых зуба, но никто не почувстовал угрызений совести или сострадания, напротив, большинство обрадовались и даже засмеялись.

А сам исполнитель изуверства – дантист, добавил издевательства ради: "Он должен быть благодарен".

Этот отрывок интересен в нескольких отношениях. Во-первых, заметим, с какой спокойной жестокостью идея борется против идеи – не замечая этой жестокости. В битве идей нет ничего человеческого, доброго или честного. Примерно так один муравей загрызает другого, чужого.

Во-вторых, толчком к жестокости здесь послужил следующий момент: "на мгновение ему показалось, что была радость в его глазах". Именно за эту радость шпион и был наказан. Сработала еще одна распространенная мотивация зла – инстинкт иерархии: если кто-то показывет, что он сильнее тебя, ты должен его наказать, а иначе тебя посчитают слабейшим.

Этот инстинкт обычен среди стадных животных, с его помощью устанавливаются отношения подчинения в стаде. Этот же инстинкт заставляет детей драться между собой. Двенадцатилетняя девочка замечает незнакомую одиннадцатилетнюю и громко говорит подругам: "а это что еще за малолетка приперлась?". Если малолетка не сумеет наказать обидчицу, к ней станут относиться как к слабой. Почти каждый ребенок и большинство взрослых «заводятся» в подобных ситуациях.

Этот же инстинкт мотивирует постоянные столкновения деликвентов, преступников и прочих подонков. Этот же инстинкт часто служит причиной межгосударственных столкновений. Многие исторические события, завершившиеся потоками крови, начинались с подобных мелочей.

Смертельно опасно смотреть прямо в глаза самцу горилы – но точно так же опасно выказывать свое превосходство перед любым негодяем – он нападет.

И в-третьих, особенно интересен для нас сечас феномен мгновенного творчества. Феномен НЕЭТИЧНОСТИ мгновенного творчества. В сложной ситуации вдруг появляется идея и сразу же реализуется – уже потому что она показалась КРАСИВОЙ. Этические приципы, даже если они и есть, не успевают срабатывать.

Точнее, красота идеи отодвигает их в сторону – так здоровенный и жизнерадостный дурак плечом отодвигает скромного хлюпика. Именно красота, интересность, неожиданность идеи заставляет ее сразу же воплощать. Просто очень хочется сделать какой-нибудь красивый трюк, даже если кому-то будет от этого очень больно. Характерны в этом плане нападки с эстрады на больного президента, которые в последние годы наблюдаются в России. Многие упражняют свое чувство юмора и действительно получается смешно и интересно – но моральные соображения оттесняются на задний план, никто из юмористов не замечает той истины, что смеяться над больным человеком просто неэтично и недостойно мало-мальски порядочного человека.