Б) возникновение идеи

Творчество – это вроде бы создание идей из ничего, почти чудо. Но из ничего ничего и не получится.

Сейчас, за последние две минуты, по самой границе моего сознания проплывали странные образы и желания; они плывут всегда, я только не всегда их замечаю. Это «сумасшедшие» идеи; возможно, что одна из ста миллиардов таких микромутантиков могла бы оказаться гениальным прозрением. Но за две минуты ничего интересного не произошло. Мне дважды захотелось вытянуть губу, пролезть в дырочку, просверленную в куске пластмассы, две крошки представились мне бегемотом, нападающим на лодку, щелканье клавиш напомнило какой-то давний дождь и захотелось вернуться в прошлое, также захотелось поцарапать скатерть. И это при том, что я не прекращал работать. Чтобы заметить это, пришлось сосредоточиться и, может быть, именно искусственное сосредоточение и вызвало к жизни часть идей. Это ФОНОВАЯ ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ МОЗГА – наименее эффективный механизм творчества.

Такие идеи возникают постоянно, по поводу любых случайных впечатлений. Это якобы бесполезное и непрекращающеся творчество необходимо для быстрого включения в сложную ситуацию. Так боксер, который не знает, куда будет направлен следующий удар противника, все время движется, танцует, делает вроде бы бесполезные движения ногами. Но если он остановится, то не успеет увернуться от удара. И танец боксера, и фоновые идеи снижают инертность покоя. Они ускоряют нашу реакцию на неожиданность, позволяют быстрый старт в неизвестное.

С другой стороны именно «дикость» большинства из этих идей, позволяет людям находить абсолютно нестандартные решения. Без фоновой активности невозможны были бы некоторые формы творчества. Без нее не рождались бы сумасшедшие идеи, изменившие мир и ставшие общепризнанными.

Возможно, здесь уместна аналогия с естественным отбором – который есть фоновая активность живой природы. Живые организмы, особенно примитивные, дают в тысячи и миллионы раз больше потомков, чем это нужно. Все неприспособленные погибают, едва-едва соприкоснувшись с жизнью. Зато выживают те, которые лучше всего подходят к данной ситуации. Если ситуация вдруг изменилась – выживут те, которые годятся для новой ситуации. В любом случае вид не погибнет.

Избыточное количество рождений ускоряет реакцию живой природы на неожиданность.

Возможно, идеи зарождаюся из случайных комбинаций впечатлений, в количестве, неизмеримо большем необходимого. Затем естественный отбор оставляет из них одну, несколько или ни одной.

Следующий механизм творчества связан с тем, что мысль "инертна": если мы о чем-то думали, то соответствующий пучек мыслей задерживается где-то на границе между сознанием и подсознанием. Он колеблется там, время от времени привлекая наше внимание. Например, просмотрев фильм и занявшись совсем другими делами, время от времени ловишь себя на мысли, что фильм продолжает "перевариваться", что ты продолжаешь, с перерывами, думать о нем.

О чем бы мы ни думали, наши мысли продолжают «звучать» в нас еще долго, а слабые их отголоски не затихают на протяжении всей жизни. Мы продолжаем махать своими умственными кулаками после любой умственной драки, после любого напряжения мысли – и, как известно, лучшие решения проблем приходят с опозданием. Неугасшая идея из прошлого вступает в громадное число комбинаций с фактами и идеями настоящего, так же с теми, которые созданы фоновой активностью – и в результате некоторые из комбинаций оказываются замечательно интересными и верными.

Поэтому очень часто для решения творческой задачи нужно просто хорошо подумать, а потом оставаться внимательным и ждать ответа, который придет сам.

Так удается творить вещи, принципиально недоступные логическому мышлению.

Третий механизм творчества наиболее эффективен. Новая творческая идея может настолько изменить ситуацию, что следующая идея рождается почти автоматически, без всякого напряжения мысли. Новая идея в свою очередь изменяет ситуацию и рождает следующую идею. Это цепная реакция творчества. Обычно это называют вдохновением. Новые идеи идут цепочкой, одна за одной и остается их только записывать, если успеешь.