В) подсознательное творчество

А теперь еще одно мнение:

 

ПРИМЕР 57. (Цитата) Лобсанг Рампа, «Ты вечен»

 

Мозг – это своего рода приемник для сигналов, которые передаются Сверх-Я, в свою очередь и он может посылать сигналы своему Сверх-Я: знания, жизненный опыт и т д. Эти послания передаются по "Серебряному Кабелю": массе быстро вращающихся молекул, частоты их вращения имеют чрезвычайно широкий диапазон, что позволяет им контактировать одновременно с человеческим телом и Сверх-Я.

Тело на земле представляет собой нечто вроде механизма, управляемого на расстоянии. Водитель – это Сверх-Я. Вы, должно быть, видели детскую игрушечную машину, которой ребенок может управлять при помощи длинного провода. Ребенок нажимает кнопку, – и машина идет вперед, назад, останавливается или поворачивается по его желанию. Очень грубо человеческое тело можно уподобить такой игрушке, которую Сверх-Я, которое само не может сойти на землю, послало на землю набираться опыта. Мы – такая же игрушка на земле; весь опыт, который мы приобретаем, все, что мы делаем, думаем или слышим, направляется для хранения в память Сверх-Я.

Человек с высоко развитым интеллектом, которого посещает «вдохновение» часто получает послания прямо – сознательно – от Сверх-Я по Серебряному Кабелю.

 

Не очень верится в истинность подобных эзотерических откровений, но на самом деле, действительно, создавая что-то новое, например книгу или теорию, часто ловишь себя на впечатлении, что новые идеи как будто диктуются тебе, а если и не диктуются, то ты словно выуживаешь их из некоторого резервуара, в котором они хранились задолго до тебя и совершенно независимо от тебя. А ты только умудрился открыть дверцы ящичка и достать то, что там было спрятано. Для этого не нужны разум, логика, эксперимент, знание базовой теории или чтение авторитетных авторов. Нужен правильный настрой.

Новая идея – это всегда логически невероятный факт, который лишь после того, как в него поверят, разум как-то обьясняет, постфактум. Но разум еще и мешает появлению новой идеи. Когда я писал эту книгу, я старался не думать.

Я старался настроиться на свободную импровизацию и сохранять это настроение постоянно – и днем и ночью. Любая мысль, связанная с темой книги, сразу же сбивала нужный настрой. Поэтому от мысли приходилось специально избавляться.

Если в этой книге и есть какое-то напряжение мысли, то это напряжение читателя, а не автора. Автору, напротив, приходилось выдерживать нелегкое напряжение намеренного безмыслия – чтобы позволять словам свободно, без препятствий, выливаться сквозь пальцы в кнопки клавиатуры. Чтобы позволить идеям прийти. Ни одна из идей этой книги не была выдумана логическим путем – идеи ПРИХОДИЛИ. А логика использовалась только для наведения порядка в куче уже появившихся идей. Может быть, создание принципиально новой идеи с помощью разума или сознания вообще невозможно.

Мне чаще приходится писать рассказы, чем книги по психологии, и уже очень давно я обнаружил, что сюжет хорошего рассказа нельзя придумать – он должен прийти. Нужно только правильно настроиться и ждать. Создать логическим усилием самое главное, тот яркий свет, который оживит мертвую словесную ткань, совершенно невозможно.

Книга, в которой есть хотя бы крупица истины, представляется мне похожей на блестящий граненый кристалл, лежащий на черном бархате; и как бы ты ни повернулся, источник блеска остается невидим, он всегда за твоей спиной. Разум создал грани кристалла и отшлифовал их, но не он создал свет и не он создал сам кристалл. Кристалл был рожден иначе – а может быть, существовал всегда.

Напомню известную поговорку: "в споре рождается истина". Рождается, а не создается. Спорящие импровизируют, то есть, находятся в том самом состоянии, которое нужно для рождения идеи.

Эта книга от начала и до конца есть эксперимент подсознательного творчества. Вы сможете судить о том, насколько он удался. Начиная писать, я не знал ни одной из идей, изложенных здесь, хотя о некоторых догадывался. Большая их часть для меня оказались столь же новы, как и для вас.

Еще Пушкин, помнится, удивлялся, что его Татьяна выкинула: замуж вышла!

Работая над Онегиным, он сам не ожидал такого развития событий. Всякая книга, кроме откровенной халтуры, похожа на живой организм – она зарождается случайно и живет собственной жизнью, не всегда и не во всем подчиняясь воле автора.

Когда начинаешь книгу, имеешь множество впечатлений, которые случайным образом накладываются друг на друга, рождают случайные и в основном малоценные идеи; такие отбрасываются практически все. Этот процес движется до тех пор, пока не станет ясна, хотя бы примено, основная идея книги. С этого момента работа идет совершенно иначе.

Книга нарастает как алмаз, напыляемый на метановой горелке: достаточно маленького зародыша кристалла – нескольких правильно аранжированных мыслей и новые мысли притягиваются и присоединяются к ним из пустого пространства – и в точности повторяют и расширяют эту структуру.

Все, что мы когда-либо воспринимали, остается в памяти – все, на что мы обратили внимание, не тонет во времени, но сохраняется в «заархивированном» виде, недоступное для сознательного прочтения. Но любое впечатление из прошлого, самое крепко забытое, можно выудить за ассоциацию – она цепляет как будто крючком и остается удивляться, что еще помнишь эту вещь, событие, имя лицо или мелодию. Очень мало можно вспомнить сознательным усилием. Но, если работаешь над чем-то принципиально новым, то оформляющаяся идея цепляет ассоциацию и совместно с ней рождает новую идею, потом опять и опять. Так можно вспомнить все. Отсюда впечатление что кто-то или что-то помогает, ощущение посторонней силы, или даже потустороннего влияния.

Возвращение забытого и появление идеи происходит само собою, без усилия – отсюда ощущение легкости. Усилия только мешают, а в лучшем случае бесполезны – отсюда ощущение независимости от создателя – чувство того, что кто-то диктует мысли.

Поэтому изобретаются и будут изобретаться всякие «Сверх-Я» и "Серебряные Кабели" из быстро вращающихся молекул.