КРИМИНАЛЬНОСТЬ

 

Криминальность, или склонность к уголовно наказуемому поведению изучалась многими исследователями и рассматривалась под разными углами. Нельзя однозначно ответить на вопрос, почему люди совершают преступления, но можно выделить несколько основных причин.

 

3.1 Заражение

Несколько теорий могут быть сведены к моральному заражению.

Криминальность передается от одного человека к другому и больной заражает здорового. Болезнь распространяется по каналам общения.

Теория дифференциальной ассоциации утверждает, что все криминальное поведение есть выученное поведение и чем больше человек общается с преступниками, тем более преступным становится сам, тем более он принимает преступные ценности и отклоняющиеся стандарты.

По другим сведениям преступному поведению учатся и обучают; то есть, больной человек многократно и целенаправленно заражает здорового, чтобы сделать его подобным себе. Существует такая вещь, как преступная карьера. Она начинается с периода обучения, которых сходен с периодом обучения другим профессиям.

Существуют районы с повышенной криминальностью, причем эта криминальность сохраняется и тогда, когда все люди там сменяются. Это районы, например, где собираются иммигранты из разных мест, имеющие различные нормы и потому не понимающие друг друга, – там слаб неформальный социальный контроль и людям трудно договориться о поведении, которое бы устраивало всех. Эти районы можно трактовать, как экологически неблагополучные, в криминальном плане.

Следующая теория утверждает, что преступник есть продукт отношения общества к нему, "навешивания этикеток". Он вовлечен уже в криминальный процесс, его судили и относятся к нему, как к преступнику – то есть, ожидают от него криминального поведения. В этом случае мы наблюдаем «классическое» отраженное заражение злом, но суть та же: идея преступления передается от одного к другому и побуждает к действию. Ожидания общества заставляют отверженного вести себя преступно. В результате все больше и больше законопослушных людей отвергают того, кто был осужден, и все больше преступников считают его своим, поэтому он усваивает их ценности и начинает считать себя одним из них. Он действует преступно, оправдывая социальные ожидания. Каждый раз, когда его наказывают, его преступные склонности усиливаются, потому что он все больше идентифицирует себя с преступным миром.

 

3.2 Нарушение развития

По другой теории, преступление есть приспособление к ограничениям, которые наложены на личность. Например, преступниками становятся люди, которые неспособны к созиданию. Я уже писал о том, что человек не может делать ни одной, самой простой вещи, не развиваясь и не совершенствуясь при этом.

Отсутствие развития невыносимо и, если поставить человека в искусственные условия невозможности развития, он заболеет и, возможно, умрет. Развитие так же необходимо нам, как пища и воздух.

Если человек не имеет возможности развиваться в социально приемлемом направлении, он будет или совершать преступления, или саморазрушаться – например, принимать наркотики – или и то и другое.

Теория аномии состоит в том, что человек, неспособный достичь социально приемлимой цели социально приемлимыми способами, будет вести себя неприемлимо.

 

3.3. Моральное недоразвитие

Довольно очевидно то, что большинство преступников – примитивы (см. главу

4). Процент больных примитивизмом среди преступников гораздо больше, чем среди других общественных слоев. Некоторые формы преступности, такие как хулиганство или нецеленаправленная криминальность (увидел и украл, украл не потому что надо, а потому что увидел), встречаются только среди примитивов. Если бы человечество излечилось от примитивизма, то процент преступности снизился бы в десятки, если не в сотни раз.

Чем ничтожнее человек, тем более серьезные средства воздействия он применяет. Сила используемых средств возрастает вместе с уменьшением уверенности в себе. То же самое справедливо по отношению к языку – именно ничтожества предпочитают ругаться матом. Именно ничтожества решают вопросы кулаками. Именно они, не найдя нормального пути к цели, идут на преступление.

Теории морального развития утверждают, что человек проходит несколько стадий в развити морали. Если этот процесс задерживается или останавливается, то человек остается на одной из ранних стадий, что мешает ему правильно оценивать добро и зло и таким образом может вести к преступлениям.

Моральное сознание может существовать на разных уровнях. На низшем уровне человек подчиняется правилам, чтобы избежать наказания – и это характерно для маленьких детей. Даже для очень маленьких. «Мораль» животных большей частью тоже на этом уровне. Но, в этом случае, наказывая взрослых преступников и делая наказание важнейшим стимулом избежать преступления, мы либо совершаем большую ошибку, либо заранее предполагаем, что по моральному сознанию преступник находится на уровне малого ребенка – но тогда проблема состоит не столько в наказании, сколько В РАЗВИТИИ МОРАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ.

Кстати, церковь обещает вознаграждение и наказание за грехи в следующей жизни, то есть, эта мораль тоже не на высоком уровне – или специально рассчитана на примитивов.