Реферат Курсовая Конспект
ТЕМА 3 ОСHОВHЫЕ ШКОЛЫ И HАПРАВЛЕHИЯ СОВРЕМЕHHОЙ СОЦИАЛЬHОЙ ПСИХОЛОГИИ - раздел Психология, ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ СОЦИАЛЬHОЙ ПСИХОЛОГИИ КАК ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ HАУКИ 1. Основные Направления Зарубежной Социальной Психологии. - Психоана...
|
1. Основные направления зарубежной социальной психологии.
- психоанализ;
- необихевиоризм;
- когнитивистская ор-ция;
- интеракционизм;
- экзистенциально-гуманистический подход.
2. Проблематика исследований в современной отечественной социальной психологии.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Изд-во МГУ,1988.-2е изд.
2. Социальная психология: История.Теория. Эмпирические исследования /Под ред. Е.С.Кузьмина, В.Е.Семенова. Л.:Изд-во ЛГУ, 1979.Гл.
3. Шихирев П.H. Современная социальная психология в Западной Европе.М.:Hаука,1985.
4. Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы.
М.:Прогресс, 1988.
5. Шибутани Т. Социальная психология /Пер. с англ.М.:Прогресс, 1969. 535 с.
Введение
Кризис в психологии вообще и в социальной в частности в начале ХХ века разрешался в рамках создания отдельных направлений, который под разным углом зрения понимали как механизмы функционирования психики индивида, так и его социальности, особенности взаимодействия с другими людьми.
ЧЕРТЫ ПЕРИОДА:
а) Двойственный характер статус СП как науки закреплен в США и организационно, поскольку секции СП существуют как внутри Американской психологической, так и внутри Американской социологической ассоциаций.
б) "Смешение" школ (терминов, обл. исследования)
Примеры:
- ученики К.Левина Дж.Тибо и Г.Келли работают не столько в рамках теории поля, сколько в типичной манере бихевиоризма;
- Дж.Хоманс развивает интеракционистскую традицию и, одновременно демонстрирует элементы "чистого" бихевиоризма;
- типичный термин бихевиоризма "научение" представлен и в др. теориях, напр., в когнитивизме,
- термины психоанализа "агрессия" и "подражание" получили новую жизнь в работах Миллера и Долларда - представителей бихевиоризма.
в) Отказ от крупных (общих) теорий и переход к средним,
В итоге:
- СП набрала силу как научная дисциплина, Проблема больших
- проведены многочисленные исследования групп выпала из вни-
в обл. малых групп,аттитюдов (30-40-е), мания и практически
60-е - проблемы соц.перцепции, искл. из исследов-я.
- разработаны методики,
- накоплен опыт в проведении прикладных исследований
Современная социальная психология включает в себя как теоретическую, концептуальную базу, так и множество результатов эм-
пирических исследований, которые стали особенно быстро накапливаться с конца 30 годов в связи с запросами практики, в том числе и воинской деятельности.
В лекции основной акцент будет сделан на сущность концептульно-методологических положений отдельных направлений социальной психологии, прежде всего зарубежной, поскольку в других лекциях мы подробней остановимся на результатах эмпирических исследований и экспериментально-теоретических подходах, выработанных в отечественной социальной психологии.
_1. Основные направления зарубежной социальной психологии.
Сегодня выделиются следующие основные направления в современной зарубежной соц. психологии:
- психоанализ,
- необихевиоризм,
- когнитивистская ор-ция (объединяет теорию поля и гештальттеорию),
- интеракционизм ( восходит к традиции Г.Мида,т.е. имеет социологич.происх-е).
- экзистенциально-гуманистический подход.
Hекоторые авторы разделяют так называемую _ "психологическую" _социальную психологию и "социологическую" . (которую связывают
прежде всего с интеракционизмом).
Вообще говоря, ведущими сегодня чаще всего называют три направления:
- психоанализ;
- бихевиоризм;
- гуманистическая психология.
ПСИХОАHАЛИТИЧЕСКОЕ HАПРАВЛЕHИЕ В СОЦИАЛЬHОЙ ПСИХОЛОГИИ.
ПСИХОАHАЛИЗ(ГЛУБИHHЫЕ ТЕОРИИ)
ФРЕЙДИЗМ.
Направление, объясняющее развитие и структуру личности иррациональными, антагонистическими сознанию психическими факторами, прежде всего сексуальными побуждениями 2(либ _и .до) 3, 0 и использую-
щее основанную на этих представлениях технику психотерапии.
- источник человеческого поведения - в бессознательных, врожденных инстинктах, прежде всего - сексуальных;
- сознание противоречит, конфликтует с либидо, порождая постоянно прорывающуюся агрессивность;
- человек как любое биологическое существо приспосабливается к среде, руководствуясь инстинктом самосохранения, балансируя между принципом удовольствия и принципом реальности;
- вечная агрессивность приводит к вечности конфликтов и войн, вечному бессознательному влечению цивилизации к смерти и гибели.
ФРЕЙД ЗИГМУНД (1856-1939):
- примат бессознательного в психике;
- детская сексуальность;
- защитное вытеснение конфликта между сознанием и бессознательным;
- сублимация, превращение энергии либидо в культурные формы;
- сновидения как "символические ворота бессознательного".
ОСНОВНЫЕ 3социально-психологические 0РАБОТЫ:
"Психопатология обыденной жизни", 1901;
"Тотем и табу", 1913;
"Психология масс и анализ человеческого "Я", 1921;
"Цивилизация и недовольные ею", 1929;
"Моисей и монотеизм (единобожие)", 1939;
С начала 20-х годов (после окончания I-й мировой войны) Фрейд выделяет в структуре психической жизни следующие инстанции:
а) "Я" (эго) - регулирует действия организма в интересах его самосохранения.
б) "ОНО" (ид) - средоточие слепых инстинктов (сексуальных, агрессивных), стремящихся к немедленному удовлетворению.
в) "сверх-Я" (супер-эго) - включает моральные стандарты и запреты, усвоенные личностью бессознательно как продукт влияния общества (проявляется в виде совести).
Поскольку требование "ИД","супер-ЭГО" и внешней реальности к "ЭГО" несовместимы, то человек постоянно находится в состоянии конфликта, который создает невыносимое напряжение.
| Задача психоанализа - освободить "Я" от различных форм давления | на него. Эту возможность человек приобретает с помощью действия | "защитных механизмов":
- вытеснения - неприятные мысли и чувства изгоняются в сферу бессознательного;
- рационализации - сокрытие от сознания истинных мотивов действий, мыслей и чувств и приписывание других - социально одобряемых;
- регрессии - уход (соскальзывание) в своем поведении на более ранний, примитивный уровень;
- сублимации - трансформация инстинктивной энергии психики (сексуальной и пр.) в более приемлемый для индивида и общества вид деятельности (частный случай: творчество, проявление остроумия).
В более поздний период творчества Фрейд обратился к исследованию истории человеческой культуры, доказывая, что ей также присущи сексуальные комплексы (как и отдельному человеку), которые нашли свое воплощение в мифах, памятниках литературы, искусства и пр.
_ГРУППОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ З.ФРЕЙДА.
"Психология масс и анализ человеческого "Я", 1921:
- принципиального различия между большими и малыми группами нет;
- анализ соотношения индивидуальной и социальной психологии:
" в психической жизни человека всегда присутствует "дру-
гой". Он, как правило, является образцом, объектом, помощником
или противником, и поэтому психология личности с самого начала
является одновременно также и психологией социальной"...
- выделены социальные феномены (отношения человека к другим людям) и нарцистические явлени (уклонение или отказ от взаимодействия с другими);
- предмет "массовой психологии" (социальной) - отдельный человек как член племени, рода, касты или часть толпы;
- т.к. включение индивида в массу меняет его психологию,то основные проблемы: что такое "масса", каковы механизмы ее влияния на индивида, в чем состоят изменения в психологии индивида???
- введено понятие "социальный первичный позыв": влияние числа людей (в толпе); приобретается в процессе жизни; особую роль в его возникновении играет семья;
- анализ и сочувственное отношение к идеям Ле Бона и Мак Дуггала, их характеристик "массовой души" и "социальных инстинктов";
- В массе :Ле Бон "Рассовое бессознательное выступает на первый план", Фрейд: "в массе ... сносится, обессиливается психологическая надстройка...обнажается бессознательный фундамент,
у всех одинаковый..." . 0 Психология массы - древнейшая психология человечества (масса кажется нам ожившей первобытной ордой)...
!!!! Военные неврозы, разложившие германскую армию в 1-й мировой войне - выражение черствого обращения начальников с подчиненными рядовыми...
- сущность массы - ее либидинозные связи;
- феномен паники - результат разложения массы, прекращение взаимных связей, в момент страх каждый думает о себе, оставаясь один на один с опасностью, это не результат аффективного заражения, ослабление либидинозных связей - рост панического страха, а не наоборот. Hаоборот бывает, когда страх невротический, что приводит к ослаблению сексуальности.
- эмоциональная связь с вождем, патриархом играет большую роль, чем связь массовых индивидов друг с другом;
- вождь может быть в форме объединяющей идеи ("вторичный вождь");
- согласен с идеями Ле Бона в связи с характеристиками массы:
= импульсивность;
= изменчивость;
= возбудимость;
= неспособность к постоянству воли;
= чувство всемогущества;
= легковерность;
= легкая подверженность влиянию;
= некритичность;
= отсутствие чувства неправдоподобного;
= мышление ассоциативными образами;
= простота и гиперболичность чувств;
= отсутствие чувств сомнения и неуверенности;
= динамичность перехода к крайностям;
= нетерпимость и подвластность авторитету;
NB: для психологии пропаганды:
" Склонную ко всем крайностям массу и возбуждают тоже лишь чрезмерные раздражения. Тот кто хочет на нее влиять, не нуждается в логической проверке своей аргументации, ему подобает живописать ярчайшими красками, преувеличивать и всегда повторять то же самое..."
" Она уважает силу, добротой же, которая представляется ей лишь разновидностью слабости, руководствуется лишь в незначительной мере..."
- существует диалектика изменений индивида:
= в массе как просыпаются разрушительные инстинкты, так и
под воздействием массы может повыситься нравственный уровень
(самоотречение, бескорыстие, преданость идеалу);
"В массе индивид попадает в условия, разрешающие ему устранить вытеснение бессознательных первичных позывов (а не проявить "рассовую душу", как это считал Ле Бон) - зерно так называемой совести - "социальный страх"...
- но описания Ле Бона не исчерпывают реальности, "масса способна к гениальному творчеству", существуют массы 1 рода - неустойчивые, 2 рода - устойчивые, организованные типа церкви и армии, отличающиеся наличием чувства принуждения, санкциями и преследованием, наказанием за стремление выхода из массы:
" в церкви, как и в войске,... культивируется одно и то же обманное представление, что имеется верховный властитель, каждого отдельного члена массы, любящий равной любовью"...
Существует иерархическая, но либидинозная структура армии...
Отец - Христос; Полководец;
- механизм эмоциональной связи не только заражение, но и идентификация .;
1- 0В основу интерпретации межличностных отношений положил раскрытие психологических механизмов семьи, как первичной груп-
пы 1:
отношения ребенка: к матери - сексуальная захваченность объектом, к отцу - по типу уподобления, встреча этих двух связей
- "эдипов комплекс", идентификация приобретает враждебную окраску ("желание заменить отца");
- в массе - идентификация с вождем....
- может возникнуть антипатия к близким (нарциссизм), аналогично - Шопенгауэр "о мерзнущих дикобразах":
"Hи один человек не выносит слишком интимного приближения другого человека..."
" Согласно свидетельству психоанализа, почти каждая продолжительная интимная эмоциональная связь между двумя людьми, как-то - брачные отношения, дружба, отношения между родителями и детьми, содержит осадок отвергающих враждебных чувств, которые не доходят до сознания лишь вследствие вытеснения"...
То же самое происходит, когда люди объединяются в большие единицы (семьи, соседние города, близкие народные ветви...);
- в массе нарциссизм уменьшается вследствие образования либидинозных связей членов массы;
- "позывы жизни и смерти":
" Как у отдельного человека, так и в развитии всего человечества, только любовь, как культурный фактор, действовала в смысле поворота от эгоизма к альтруизму. Это касается не только половой любви к женщине, со всеми из нее вытекающими необходимостями беречь то, что женщина любит, но и десексуализированной, сублимированной гомосексуальной любви к другому мужчине, любви, связанной с общей работой;
Первичная группа - это совокупность индивидов, которые принимают одну и ту же личность (лидера) за свой идеал. Сначала происходит выстраивание своего отношения к лидеру, а затем - к другим членам группы. Таким образом, устанавливается 2 ряда эмоциональных связей:
а) между членами группы;
б) между каждым членом группы и лидером (см. рис.),причем последние детерминируют отношения членов группы между собой.
Лидер в группе является своего рода изображением отца, и отношение с ним строится по модели отношения с отцом.
КАРЛ ГУСТАВ ЮНГ (1875-1961) Швейцарский психиатр, психолог, основатель аналитической психологии. Получил образование в Базельском университете. В 1901-1912 годах - ближайший сотрудник
З.Фрейда. Первый председатель международного психоаналитического общества (1911-1914). ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ:
"Психологические типы", 1921;
"Психология бессознательного общества", 1912.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ.
В психике (как и Фрейд) выделял "сознательное" и "бессознательное", которому принадлежит решающая роль в регулировании поведения. Бессознательное, в свою очередь, существует в 2-х формах:
а) индивидуальная (личная),
б) коллективная - ее образует психический фонд, в котором закреплен опыт предшествующих поколений. Содержанием этого фонда являются инстинкты, влечения, архетипы.
А р х е т и п ы (как первичные образования, человеческие первообразы) лежат в основе символики творчества, сновидений, мифов, верований и т.п.
Процесс становления личности называл и н д и в и д у а ц и е й, имеющей целью достижение особой связности (интеграции) коллективного бес-
сознательного, благодаря которой личность реализует себя как неделимое целое в новом качестве (т.е. становится с а м о с т ь ю).
К функциям психики относил:
- мышление; - ощущение;
- чувство; - интуиция.
Ввел в научный оборот представления о
2 типах личности
интроверты экстраверты
_А.Адлер .- стремление к власти, к могуществу как борьба с комплексом неполноценности, выработка индивидуального стиля
социальной жизни;
_О.Ранк .- стремление к смерти как ведущий мотив;
_Э.Фромм . - стремление к общению, самосохранению, уход от отчуждения и одиночества, феномен "бегства от свободы", формирование различных типов социального характера, попытка соединения Фрейда и Маркса;
_ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ В СОВРЕМЕHHОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ.
Отход К.Хорни от ортодоксального психоанализа заключается в том, что она отнесла воздействие биологического на развитие мотивационной сферы индивида на последний план и на первое место в системе этих факторов поставила социальные условия ("культуру").
Причиной конфликтов между индивидом и его окружением она считала чувство тревоги, возникающее при столкновении с исходно враждебным миром личности, усиливающееся при недостатке теплоты и доброжелательности со стороны близких людей и в первую очередь родителей.
Она показала несколько стратегий поведения личности в конфликте: а) движение к людям; б) движение от людей; в) движение против людей. Выбирая последнюю стратегию, человек принимает среду за враждебную. В этом случае доминирующим выступает как осознанная, так и неосознанная борьба ради самоутверждения, самозащиты, установления контроля над другими, а в некоторых случаях и ради мести.
_"ДИНАМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГРУППЫ" БАЙОНА. Bion W.
Группа - это макровариант индивида. Она представлена в 2-х планах:
а) группа выполняет какую-либо задачу (осознанные действия членов группы);
б) групповая культура: как результат неосознаваемых вкладов членов группы. Между этими двумя уровнями групповой жизни неизбежны конфликты, приводящие в действие "коллективные защитные механизмы".
_ТЕОРИЯ "РАЗВИТИЯ ГРУППЫ" В.БЕННИСА И Г.ШЕПАРДА.
Bennis W., Sheрard H.A.
Теория построена на осмыслении процессов, происходящих в группах тренинга человеческих отношений. "Т-группы" создаются из 7-15 человек, незнакомых до этого друг с другом, для ведения дискуссии, предметом которой являются реальные межличностные отношения ее участников. Задача - изучение динамики прцессов в группе самими ее участниками, налаживание системы обратной связи с помощью которой человек получает возможность видеть как другие интерпретируют его поведение, а следовательно, создается предпосылка для осмысления возможных последствий своих действий в группе.
Теория включает 2 основных вопроса:
а) анализ помех валидной коммуникации в группе,
б) стадии группового развития.
Основная помеха установления валидной коммуникации:
ситуация неопределенности, в которой находится каждый из участков вследствие нерешенности вопроса о власти и вопроса о взаимосвязях.
Вопрос о власти - это вопрос выбора лидера, отношение к которому опосредствует, детерминирует ориентацию члена группы по отношению к другим ее членам.
Авторы выделяют следующие фазы развития группы:
1. Решение вопроса о лидерстве.
Включает 3 подфазы:
а) напряжение в связи с неопределенностью обстановки (зачем мы здесь?);
б) разделение участников на сторонников "сильной лидерской структуры" и сторонников менее жестких форм управления группой;
в) решение вопроса о лидере (может затянуться и группа распадается);
2. Фаза установления межличностных отношений ("решение проблемы взаимозависимости"):
а) очарование бегства (люди раскрываются друг перед другом, уединяются микрогруппами);
б) разочарование - "схватка" (раскрылись, а что дальше?);
в) согласованная обоснованность (оценка результатов, что произошло с группой за это время, с участниками).
Недостатки теории:
- теория не устанавливает предполагаемую длительность каждой фазы;
- в анализе не вычленены переменные, влияющие на скорость развития группы, определяющие полноту стадий или пропуск некоторых из них, а также определяющие форму разрешения проблем зависимости (взаимозависимости).;
_ТРЕХМЕРНАЯ ТЕОРИЯ ИНТЕРПЕРСОНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В.ШУТЦА.
(Уильям Шутц, Schutz W.C.)
Предствлена в работе "Фундаментальная ориентация межличностных отношений" -
"FIRO - a three-dimensional theory of interрersonal behavior" (1958)
Принципиальной основой теории явилось положение фрейдизма о том, что социальная жизнь взрослого человека фатально предопределена опытом его детства.
Основные постулаты (теоремы) теории:
1. У человека имеется в наличии 3 межличностных потребности (они устанавливают связь личности с ее человеческим окружением):
а) потребность включения, принадлежности к группе;
б) потребность в контроле, власти;
в) потребность в любви, аффиляции, расположении другого. Возможен оптимальный вариант удовлетворения потребности и
возможны отклонения в сторону "больше" или "меньше", приводящие
к негативным последствиям для личности - дисбаллансу (псих.
расстройство, суицид, смерть). Hекоторые формы адаптации, поведенческие образцы развиваются прежде всего в детстве.
2. Постулат "относительной преемственности и непрерывности".
Суть: сложившиеся в детстве поведенческие образцы всецело определяют способы ориентации взрослой личности по отношению к другим. "Ребенок управляет взрослым"!!!
В к л ю ч е н и е - понимается как потребность устанавливать приносящие удовлетворение отношения с дру-
гими.
В зависимости от характера удовлетворения этой потребности в детстве, взрослый в межличностных отношениях склонен к проявлению:
а) недостаточно социального поведения (undersocial) - формируется опытом недостаточной интеграции в семье;
б) сверхсоциального (oversocial) - формируется опытом чрезмерного включения в семью;
в) социального поведения (social) - соответствует адекватной интеграции.
П о т р е б н о с т ь в к о н т р о л е - также зависит от характера взаимоотношений с родителями.
Шутц выделяет 3 типа поведения индивида в сфере контроля:
а) "отказывающееся" поведение - индивид отличается тенден-
и стремлению к покорности,
б) "автократическое" - тенденция доминировать над другими,
в) "демократическое" - в зависимости от ситуации может отдавать распоряжения, а может и подчиняться не чувствуя внутреннего дискомфорта.
Потребность н р а в и т ь с я и б ы т ь л ю б и м ы м. Выражения потребности в любви могут быть позитивными или
негативными. В зависимости от отношений родителей с ребенком в эмоциональной сфере (адекватные или неадекватные) выделяются 3 типа межличностного поведения:
а) недостаточно личностное - человек сохраняет эмоциональную дистанцию с другими,
б) сверхличностное - индивид желает тесных эмоциональных связей,
в) личностное - человек адекватно чувствует себя и в тесных и в дистантных эмоциональных отношениях.
3. Постулат о совместимости.
Совместимые группы более эффективны в достижении групповых целей.
Шутц предложил 3 т и п а с о в м е с т и м о с т и, в основу выделения которых положено соотнесение выражаемого (де-
монстрируемого) личностью поведения, желаемого ею от других, в каждой из сфер межличностных потребностей:
а) совместимость, основанная на взаимном обмене:сумма выражаемого и желаемого поведения у одной личности равна аналогичной сумме у другой,
б) инициирующая : например одна сторона желает подчиняться, а другая - доминировать,
в) реципрокная : сумма поведения, выражаемая одной личностью, соответствует сумме желаемого
от этой со стороны другой.
4. Постулат группового развития.
Каждая группа в своем развитии проходит э т а п ы (см. рис.):
- включения,
- контроля,
- любви.
Э Т А П Ы Р А З В И Т И Я Г Р У П П Ы
В К Л Ю Ч Е Н И Я | К О Н Т Р О Л Я | Л Ю Б В И |
Решается вопрос: остаться или нет в группе. | Распределение ответственности и власти. | Решается проблема эмоциональной интеграции |
Выход из группы | Разрушение отно- шений власти. | Разрушение эмоциональных связей. |
Э Т А П Ы Р А С П А Д А Г Р У П П Ы
НЕДОСТАТКИ ТЕОРИИ:
- отказ от анализа социальных детерминант психологических процессов,
- интерпретация личности как реактивного организма, обусловленного его ранним опытом.
НЕОБИХЕВИОРИЗМ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Необихевиористская ориентация опирается на неопозитивистский методологический комплекс, который включает следующие принципы:
1. Абсолютизация стандарта научного исследования;
2. Верификации (или фальсификации) и операционализма;
3. Натурализм;
4. Негативное отношение к теории и абсолютизация эмпирического описания;
5. Принципиальный разрыв связей с философией.
ОСНОВНОЙ ПРОБЛЕМОЙ является н а у ч е н и е (learning).
Именно через научение приобретается весь репертуар наблюдаемого социального поведения. Научение представляется как установление или изменение ассоциации между реакциями обучающегося и стимулами, которые побуждают или подкрепляют его.
Существуют 2 тенденции в области необихевиористского подхода в социальной психологии:
ОПЕРАНТНЫЙ ПОДХОД СКИННЕРА МЕДИАТОРНАЯ ЛИНИЯ РАЗВИТИЯ
(Н.Миллер, Д.Доллард, А.Бандура,
Р.Уолтерс и др.)
РАЗЛИЧИЕ В КАТЕГОРИАЛЬНОМ АППАРАТЕ.
Стимул - физическое или матери- Разделяют стимулы и реакции на
льное событие, которое должно внешние и внутренние, заменяя
быть наблюдаемым и манипулируе- схему "S - R" на "S - r - s - R".
мым. Внутренние стимулы выступают как
посредники, не вызывающие прямой реакции, а лишь сигнализирующие о ней.
Драйв (drive) - побуждение: Драйв - некая сила внутри орга-
совокупность операций, низма, которая активизирует пове-
используемых для его дение в направлении подкрепления
установления. (т.е. выступает как импульс к
действию).
ГЕНЕРАЛИЗАЦИЯ (обобщение) - тенденция реакции, полученной на один определенный стимул, ассоциироваться с другим, новым, но похожим стимулом.
ДИСКРИМИНАЦИЯ (дифференциация) - способность индивида различать нужный стимул среди других и реагировать именно на него.
ПОДКРЕПЛЕНИЕ - приводит к наблюдаемым изменениям во внешних реакциях.
I) ТЕОРИИ АГРЕССИИ И ПОДРАЖАНИЯ.
А) ПОДХОД МИЛЛЕРА И ДОЛЛАРДА.
В конце 30-х годов Миллер и Доллард сформулировали гипотезу фрустрации - агрессии.
Ее содержание:
Наличие агрессивного поведения всегда предполагает существование фрустрации и, наоборот, существование фрустрации всегда ведет к некоторой форме агрессии.
Основные используемые понятия:
Фрустрация - любое условие, блокирующее достижение желаемой цели. Агрессия - "поведение, цель которого разрушить либо сместитьфрустрирующий блок".
Сдерживание - тенденция сдерживать действия "вследствие ожидаемых негативных последствий от вовлечения в них."
Смещенная агрессия - перенос агрессии на другие объекты вследствие существования каких-либо условий, препятствующих уничтожению фрустрации (по Миллеру - случай генерализации стимулов).
В дальнейшем авторы "модифицировали" свою гипотезу. Агрессия стала основной, но не единственной реакцией на фрустрацию.
Проблема подражания (имитации).
КОГНИТИВНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
СУЩНОСТЬ ПОДХОДА:
Объяснение социального поведения через систему познавательных процессов и установление баланса когнитивных структур. Главным мотивирующим фактором поведения человека является потребность в установлении соответствия, сбалансированности его познавательной системы.
Какие изучаются проблемы:
а) Проблемы социальной перцепции;
б) Проблема аттракции (эмоциональное переживание другого);
в) Формирование и изменение аттитюдов.
Идеи, принятые от гештальтпсихологии:
а) Идея целостного и константногообраза;
б) Идея категоризации образов;
в) Идея изоморфизма (структурное подобие между физическими и психологическими процессами);
г) Идея господства "хороших фигур";
д) Идея ассимиляции и контраста;
е) "теория поля" К.Левина
Ведущая часть этого направления именуется как " _групповой дина-
_мики подход". . Главный постулат этого подхода состоит в том, что единственной социально-психологической реальностью непосредственно данной исследователю признаются индивиды, составляющие малые группы и вступающие в их рамках в различные конфликтные взаимодействия.
Термин "групповая динамика" введен в конце 30-х годов немецко-американским исследователем Куртом Левиным для обозначения системы групповых социально-психологических процессов и соответствующей области науки. В рамках этого подхода работали такие западные ученые, как Д.Доллдард, М.Дейч, С.Розенцвейг, Л.Берковиц, Д.Креч, Р.С.Кретчфилд, А.Басс, А.Бандура, Л.Фестингер, Дж.Морено и др.
Основатель теории "поля" и "групповой динамики" Курт Левин: Социальное поведение личности он объяснял исходя их отноше-
ний, которые складываются у нее с непосредственной средой в данный интервал времени.
Определил одной из главных психологических причин и поводов конфликтных столкновений - прерывание удовлетворения какой-либо потребности или хода решения задачи: у личности вызывается конфликтная напряженность и стремление к завершению прерванных действий - создается "вектор напряжения", по которому направится поведение.
Изучал силь руководства (лидерства): введены понятия авторитарный, демократический, свободный стили.
К когнитивным теориям в социальной психологии относятсяЖ
1. Теории когнитивного соответствия:
- структурного баланса (Ф.Хайдер);
- коммуникативных актов (Т.Ньюком);
- когнитивного диссонанса (Л.Фестингер);
- конгруэнтности (Ч.Осгуд, П.Танненбаум).
Общее для данных теорий:
личность стремится убрать внутренний дисбаланс, а группа - максимизировать внутреннее соответствие межличностных отношений.
2. Когнитивный подход С.Аша, Д.Креча, Р.Крачфилда.
3. М.б. трансактное направление (Э.Кентррил, Ф.Килкпатрик и др.) - о константности восприятия знакомых людей (только опыт, эмпирия изменяют стереотипы восприятия) - от них пошел трансакционный анализ, РВД-концепция Эрика Берна: смесь психоанализа,
когнитивизма и интеракционизма.
_ТЕОРИЯ СТРУКТУРНОГО БАЛАНСА
(Ф.Хайдер).
Работы Ф.Хайдера:
"Психология межличностных отношений",
"Аттитюды и когнитивная организация",
"Социальная перцепция и феноменальная причинность".
СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРИИ:
Человек изначально стремится к упорядоченному и связному пониманию его отношений с окружающим миром. Эту черту своего поведения он фиксирует, создавая наивную или житейскую психологию, которая выражается в языке, установках, мнениях, суждениях и т.п. По внешнему поведению человека можно определять эти установки, мотивы, которыми он руководствуется (т.е. упор здесь делается на особенностях и закономерностях восприятия).
ИНТЕРАКЦИОНИЗМ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ.
В социальном взаимодействии, в непосредственной межличностной коммуникации, основанной на обмене символами, проявляется способность человека принимать "роль другого", представлять себе, как меня воспринимает группа ("обобщенный, генерализованный другой") или партнер по общению, соответственно этому интерпретировать ситуацию и регулировать, строить свое поведение.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ:
а) Основной отправной пункт для анализа - не индивид, а процесс взаимодействия (интеракция) индивидов в обществе;
б) это - 1 социологическая 0 социальная психология;
в) Тесная связь с когнитивистскими теориями;
г) ключевые понятия - "интеракция" и "роль";
Шибутани: действие, значение, роль, личность, группа.
д) Основной теоретический источник - социально-психологическая концепция Джорджа Мида.
См. Т.Шибутани Социальная психология /Пер. с англ.М.:Прогресс, 1969. 535 с.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ:
1. Символический интеракционизм;
2. Ролевые теории;
3. Теории референтной группы;
I. СИМВОЛИЧЕСКИЙ ИНТЕРАКЦИОНИЗМ.
Представители:
Дж.Мид, Г.Блумер, Н.Дензин, М.Кун, А.Роуз, А.Роуз,
А.Стросс, Г.Шибутани и другие.
МИД ДЖОРДЖ ГЕРБЕРТ (1863-1931)
Американский философ, социолог, социальный психолог. Работал в Чикагском университете - главном центре функциональной психологии. Автор работы "Сознание, личность и общество", 1934. ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ.
Основные позиции:
а) Личность - продукт социального взаимодействия.
В процессе взаимодействия выражение лица, отдельные движе ния и т.п. называемые Мидом "символами", вызывают определенные реакции у собеседника. Следовательно, значение символа или значимого жеста следует искать в реакции того лица, которому этот символ адресован;
б) Ввел понятие "роли", которое связано со способностью видеть
себя глазами другого;
в) "Обобщенный другой" - понятие, означающее интеграцию установок у индивида в отношении тех людей, которые видят его (индивида) со стороны;
г) Структура личности включает 3 компонента:
"I" (Я) - импульсивное, творческое, движущее начало личности;
"Me" (меня) - нормативное "Я", своего рода внутренний социальный контроль, основанный на учете требований значимых других людей и прежде всего "обобщенного другого";
"SELF" (самость) - совокупность импульсивного и нормативного "Я", их активное взаимодействие.
Полагал, что человеческое "Я" изначально социально и формируется в процессе социального взаимодействия. Процесс социализации человека проходит ряд стадий:
На начальной стадии - происходит овладение системой символов и принятие на себя роли другого.
| Большое значение в этом уделял детским играм, в которых
| ребенок исполняет различные роли, отделяя себя от дру-
| гих людей и, вместе с тем, становится на их позицию,
| научаясь смотреть на себя со стороны. Он (ребенок) вос-
| принимает свою индивидуальность уже не только с т.зр.
| отдельных лиц, но и с т.зр. обобщенных установок и норм
| ("обобщенный другой").
Высшей стадией является формирование социального рефлексивного "Я", отражающего совокупность межиндивидуальных взаимодействий и способного становится объектом для самого себя. Контроль "врастает" в личность изнутри и приобретает форму внутреннего самоконтроля.
Г.БЛУМЕР ("Чикагская школа" символического интеракционизма).
Выступал против эмпирического подтверждения выводов Д.Мида, утверждая, что для выявления социально-психологических феноменов и характеристик личности пригодны лишь описательные методы, так как выражение личностью своих отношений и состояний складывается всякий раз различным образом.
М.КУН ("Айовская школа").
Автор "теории самооценки личности". Утверждал, что поведение детерминируется тем, как индивид воспринимает и интерпретирует окружающую действительность, в том числе и себя. То есть, зная самооценку личности, мы можем предсказать поведение этой личности.
Кун вводит следующее операциональное определение личности: "Операционально сущность личности можно определить...как от-
веты, которые индивид дает на вопрос: "Кто я такой?", обращенный к самому себе, или на вопрос: "Кто Вы такой?", обращенный к нему другим лицом."
Полученные ответы разделены на 2 категории:
а) характеризующие социальный статус и роль (студент, дочь, гражданин);
б) относящиеся к индивидуальной характеристике (толстый, невезучий, счастливый).
Из полученных ответов подавляющая часть относилась к первой категории, что означает большую значимость ролевых позиций для личности.
II. РОЛЕВЫЕ ТЕОРИИ.
Представители:
Т.Сарбин, Э.Гоффман, Р.Линтон, Р.Ромметвейт, Н.Гросс и др. Главная категория - "социальная роль".
"Роль - это динамический аспект статуса. Когда индивид осуществляет свои права и обязанности, вытекающие из его статуса, он исполняет соответствующую роль."
(Р.Линтон) Аспекты роли (в понятии М.Дойча и Р.Краусса):
а) Роль как система ожиданий в обществе относительно поведения индивида;
б) Роль как система специфических ожиданий индивида по отношению к себе;
в) Роль как наблюдаемое поведение индивида.
С т а т у с - рассматривается как "набор ролевых ожиданий", которые подразделяются на "ожидания-права" и "ожидания обязанности" индивида при исполнении роли.
Виды ролей:
а) Формальная и неформальная (в отношении формальной роли у участников взаимодействия более четкие представления);
б) Предписанные и достигнутые;
в) Активные и латентные;
г) В зависимости от степени включенности в роль (Т.Сарбин и В.Аллен выделяют стадии от нулевой до максимальной включенности - всего 7 стадий).
Факторы, воздействующие на восприятие и исполнение индивидом роли:
1. Знание роли,
2. Умение выполнять роль,
3. Интериоризация выполняемой роли.
Когда индивид не в состоянии выполнять предъявленные ролью требования возникает ситуация р о л е в о г о к о н ф л и к т а.
Острота ролевого конфликта определяется 2-мя факторами:
а) Чем больше общих требований предъявляют две роли, тем незначительнее ролевой конфликт, который они могут вызывать,
б) Степень строгости предъявляемых ролями требований:
чем строже определены требования ролей и чем жестче требуется их соблюдение, тем труднее их исполнителю уклоняться от выполнения этих требований и тем более вероятно, что эти роли могут вызвать ролевой конфликт.
Принято выделять конфликты 2-х типов:
1. Межролевые - когда индивид вынужден выполнять несколько ролей, но не в состоянии отвечать всем требованиям этих ролей,
2. Внутриролевые - когда противоречат требования, предъявляемые к носителям одной роли разными социальными группами.
Какие факторы имеют отношение к проблеме устранения ролевых конфликтов:
А) Субъективное отношение к роли ее исполнителя,
Б) Санкции, применяемые за исполнение или неисполнение роли,
В) Тип ориентации исполнителя роли:
- ориентация на моральные ценности,
- прагматическая ориентация.
Исходя из этих факторов можно предсказать: какой способ решения конфликта предпочтет исполнитель роли.
Э.ГОФФМАН ("Человек в повседневном поведении").
Выдвинул концепцию "социальной драматургии" где проводят почти полную аналогию между реальными жизненными ситуациями и театральным представлением.
Автор исходит из того, что человек способен не только смотреть на себя глазами партнера, но и корректировать свое поведение в соответствии с ожиданиями другого с тем, чтобы создать о себе наболее благоприятное впечатление.
Для эффективного взаимодействия партнеры должны иметь информацию друг о друге, средствами которой выступают:
- внешность,
- предыдущий опыт взаимодействия,
- слова и дела партнера (может управлять ими, создавая свой имидж).
При описании ролевого поведения вводит понятие "ролевой партии", используя театральную терминологию:
"фасад" - окружение, внешность и манера поведения индивида,
"авансцена" - место, где происходит взаимодействие,
"кулисы" - место, где происходит деятельность, имеющая отношение к исполнению роли, но недоступная для глаз аудитории.
III. ТЕОРИИ РЕФЕРЕНТНОЙ ГРУППЫ.
Представители:
Г.Хайман, Т.Ньюком, М.Шериф, Г.Келли, Р.Мертон.
РЕФЕРЕНТНАЯ ГРУППА - группа, к которой индивид относит себя психологически, ориентируясь при этом на ценности и нормы данной группы, которая служит ему системой отсчета для оценки себя и других, а также источником формирования социальных установок и ценностных ориентаций.
В основе теории референтной группы лежат идеи У.Джемса об эмпирическом социальном "Я" и Дж.Мида об "обобщенном другом".
Джемс подчеркивал, что социальное "Я" формируется у индивида в цессе его общения с другими людьми на основе того признания, которое он получает от других.
Дж.Мид: значение обобщенного другого определяется тем, что именно через него осуществляется воздействие общества на индивида и его мышление.
Г.Хайман - ввел термин "референтная группа".
Результатом сравнения с референтной группой является самооценка испытуемым своего статуса (зависимая переменная).
Т.Ньюком - формирование установок является "функцией отрицателного или положительного отношения индивида к той или иной группе или группам."
Всвязи сэтим выделял референтные группы:
а) позитивные - вызывают стремление индивида быть
принятым этой группой,
б) отрицательные - вызывают стремление у индивида выступить против нее. Пример: "бунт" подростка против родителей.
М.Шериф - автор работы "Основы социальной психологии".
Подчеркивал важность референтной группы тем, что ее нормы превращаются в социальные установки индивидов, в "систему отсчета" для самооценки, оценки явлений социальной жизни, формирования своей "картины мира".
Предложил различать актуальную группу "членства" и референтную группу, к которой индивид относит себя психологически.
Р.Мертон - провел исследование "Американский солдат", в котором выявленные различия в социальных установках солдат, находившихся в одинаковых условиях, связывал с тем, что у них были различные референтные группы, с которыми они сравнивали свое положение.
По мнению Т.Шибутани, у каждого человека столько же референтных групп, сколько каналов коммуникации, причем сила их воздействия разная.
Г.Келли - выделяет 2 функции референтной группы:
а) нормативная - устанавливает стандарты поведения и заставляет индивида следовать им,
б) сравнительно-оценочная - эталон, с помощью которого индивид может оценивать себя и других.
В каких условиях человек выбирает в качестве нормативной референтной группой не группу членства, а внешнюю группу (по Мертону Р.):
а) если группа не обеспечивает достаточный престиж своим членам,
б) если человек изолирован в своей группе и имеет низкий статус,
в) чем больше у индивида социальная мобильность и больше возможностей изменить свой социальный статус, тем вероятней с его стороны выбор референтной группы с более высоким социальным статусом,
г) выбор референтной группы зависит от личностных характеристик индивида, т.е. в целом выбор референтной группы обуслаливается выбором конфликтного поведения.
_СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЙ ПОДХОД
Довольно интересным направлением в социальной психологии. является _ социометрическая теория . Дж.Морено.
Он пришел к выводу, что причины конфликтов лежат в _ несовмес- _тимости . индивида и группы, связаны с неумением субъектов постро-
ить свои взаимоотношения.
Морено выделял в обществе две структуры взаимоотношений: макроструктуру, которая определяется как своеобразное "пространственное" размещение индивидов в различных формах их жизнедеятельности и микроструктуру, отражающую систему психологических отношений индивида с окружающими его людьми.
"Согласно Морено, все напряжения, конфликты, - отмечает
Г.М.Андреева, - в том числе и социальные, обусловлены несовпадением микро- и макруструктур. Для него это несовпадение означает, что система симпатий и антипатий, выражающих психологические отношения индивида к людям часто не вмещается в рамки заданной индивиду макроструктуры: ближайшим окружением оказывается не обя-
зательно окружение, состоящее из приемлемых в психологическом отношении людей" (...., 238).
Созданная Дж.Морено социометрическая методика . 0 как раз и выявляет симпатии и антипатии между членами групп, чтобы узнать,
какие перемещения в структуре взаимоотношений необходимо произвести, чтобы стабилизировать конфликтную напряженность, или применить другой способ разрешения конфликтов - "терапевтическую процедуру" (например, в форме "психодрамы").
Сам Дж.Морено и его последователи (Э.Дженигс, С.Додд,
Г.Гурвич, Р.Кениг и др. ) считали, что подбор групп на основании симпатий и влечения людей позволит разрешать конфликты и в больших социальных группах, на уровне общества в целом, что является, конечно, нереальным.
- критика Фрейда за неучет групповых связей;
- психологизация общественных олтношений;
- введение эффективных техник исследования и коррекции социально-психологических процессов.
ЭКЗИСТЕHЦИАЛЬHО-ГУМАHИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД В СОЦИАЛЬHОЙ ПСИХОЛОГИИ
Представители: А.Маслоу, В.Франкл, К.Роджерс, Джурард С.
Джурард С. ( Jourard S.)
" ... гуманистическая психология - это изучение человека, основывающееся на допущении, что он как человеческое существо свободен и, следовательно, ответственен за свои действия и их последствия для своего нормального бытия и роста"...
... исследуемый "свободен познавать исследователя так же, как исследовательн познает его..."
СВОБОДА - ОТВЕТСТВЕHHОСТЬ - АКТУАЛИЗАЦИЯ (РОСТ) ЛИЧHОСТИ
I
I
I_____ экзистенциальная тревожность ______ ВЫБОР
I I
I I
I_____ СИТУАЦИЯ вина, одиночество, перспектива смерти
Сартр - "Человек - это его выборы..."
Hо: Фромм Э. " бегство от свободы...."
Экзистенциальная тревожность - фактор роста личности....
==!!!! открыть себя изменениям, быть готовым к опыту неизвестного, неопределенного.....
Egan G. Face to face: the small grouр exрerience and interрersonal growth. Monterey. Calif., 1973
" Тревожность может быть трансформирована в необходимую энергию
для того, чтобы выдержать риск экспериментирования с новым поведением..." [48р.]
Если доверять себе - ожидание катастрофы может быть уменьшено....
Тема смерти - отношение к настоящему как к неповторимо значимому моменту....
Осуществиться здесь и сейчас - времени больше не будет!!!!!
"Чтобы полностью понять себя, человек должен столкнуться со смертью, осознать личную смерть...."
Что такое " 1Подлинное бытие" 0 ?
а) полное осознание настоящего момента ("пристально посмотреть на себя в ситуации");
б) осуществление выбора "как жить в этот момент";
в) принятие отвественности за сделанный выбор;
" Аутентичное бытие означает, что личность исследует возможности и вызовы, представляемые каждой ситуацией, а затем выбирает ответ, который выражает ее истинные ценности, потребности, чувства и обязательства"...
Hьюком Теодор (1903) - "Социально-психологическая теория: интеграцияиндивидуального и социального подходов" (1972):
- у социологической и психологической ветвей социальной психологии есть и сильные, и слабые стороны;
- часто социальная психология игнорирует реальную социальную среду, ограничиваясь лабораторией;
- одни и те же принципы присущи человеческому поведению в ситуациях непосредственного социального взаимодействия, так и без него;
- стало быть, человеческое окружение не создает принципиально новых проблем;
- необходимо обратить внимание на то как протекает реальная человеческая жизнь в реальной малой группе.
_2. Проблематика исследований в современной отечественной _социальной психологии.
С 30 по 60гг. социальная психология в СССР не развивалась.
Культ личности Сталина, идеи Павлова (сама общая психология не развивалась).
1 съезд Общества психологов (Москва, 1959г.) - не было секции социальной психологии.
2 съезд (Ленинград, 1963г.) - дискуссия о предмете социальной психологии возобновилась. Одни - личность, другие - массовидные явления.
70-80гг.
1. Исследования психологии установки, в т.ч. социальных установок (называемых на западе аттитюдами) - грузинская школа
Д.К.Узнадзе.
2. Психология истории, влияния механизмов внушения и зара-
жения (суггестии, контрсуггестии) на возникновение социальности
психического (Поршнев Б.Ф.).
3. Стратеметрическая концепция деятельностного опосредствования межличностных отношений в коллективе (школа А.В.Петровского).
4. Исследования межличностного восприятия в группе, его определяемости совместной деятельностью (Андреева Г.М.).
5. Исследование проблем совместной деятельности, стиля управления и руководства (Журавлев, Китов, Ковалев).
6. Концепция диспозиционной регуляции социального поведения личности (Ядов В.А.).
7. Психология общения, межличностного восприятия, особености функционирования перцептивных установок, стереотипов и
эталонов (Бодалев А.А.).
8. Психология массовой коммуникации и пропаганды (Шерковин).
9. Политическая психология (Рощин, Бадмаев, Дилигенский).
10. Психология совместимости и срабатываемости в малых группах (Обозов H.H.).
11. Проблемы теории и практики активного социального обучения и социально-психологического тренинга (Петровская Л.А., Емельянов).
12. Проблемы этнопсихологии (Кон, Дробижева, Старовойтова, Агеев).
13. Проблемы межгруппового взаимодействия (Агеев).
14. Социальная психология конфликта и общая конфликтология (Анцупов, Крогиус и др.).
15. Военная социальная психология (Феденко, Китов, Утлик и др.)
– Конец работы –
Эта тема принадлежит разделу:
См Социальная психология М с... Данному определению предшествовала большая дискуссия в которой можно выделить... Вторая дискуссия началась в году статьей А Г Ковалева опубликованной в журнале Вестник ЛГУ после чего была...
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ТЕМА 3 ОСHОВHЫЕ ШКОЛЫ И HАПРАВЛЕHИЯ СОВРЕМЕHHОЙ СОЦИАЛЬHОЙ ПСИХОЛОГИИ
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Новости и инфо для студентов