Й вопрос: Анализ отечественных норм личности.

Понятие норма является достаточно дискуссионным в обществоведческих науках. В философской литературе сегодня отсутствует такое определение норм, которое устраивало бы большинство исследователей, что вполне оправдывает любые попытки дальнейшего изучения проблемы социальных норм. Но несмотря на отсутствие универсального определения нормы, данное понятие имеет в философии собственное место, наряду с такими понятиями, как должное, середина, мера, правило, средняя величина, предписание, мерило, эталон, обычай, состояние желаемой организованности. Т. Парсонсу принадлежит заявление, что «нормативная ориентация имеет такое же фундаментальное значение» для объяснения мотивов поведения людей, «как пространство в классической физике». В соответствии со «Словарем иностранных слов» норма [лат. norma] понимается как:

1) узаконенное установление, признанный обязательным порядок, строй чего-нибудь;

2) установленная мера, средняя величина чего-нибудь.

Начало разработки проблемы социальных норм в отечественной социальной философии связано с именем Е.М. Пенькова, когда была опубликована его монография «Социальные нормы – регуляторы поведения личности» в 1972 году. Анализу названной проблемы и вопросам нормативного регулирования поведения людей посвящаются работы С.Ф. Анисимова, О.Ю. Артемовой, В.С. Барулина, И.В. Бестужева-Лады, М.И. Бобневой, П.К.Гречко, А.А. Гусейнова, С.А. Даштамирова, М.В. Демина, А.А. Ивина, А.Н. Леонтьева, В.С. Манешина, В.Д. Плахова, Е.В. Поповой, А.А. Ручки, Н.И. Сидоренко, В.С. Смирнова, Ж.Т. Тощенко, Б.А. Урванцева и других.

Понятие нормы применяется к объектам и явлениям как живой, так и неживой природы. Понятие норма формируется подчас в рамках некоторой идеологической системы, задается как некая аксиома, привнесенная извне, определяемая в культурно-историческом контексте и привязываемая к конкретной традиции; нормы, действующие в обществе, называют социальными. «Норма – понятие, обозначающее границы (меру трансформаций), в которых явления и системы (природные и социокультурные), человеческая деятельность сохраняют свои качества и функции; задающее их внутреннюю соразмерность»

Теперь приступим к рассмотрению различных пониманий нормы: от предельно обобщенного до конкретного. Начнем с того, что Добро есть существенная норма для жизни человеческой, оно – само по себе. Для Сократа оно было искомым: Добро – это то, что искал Сократ в качестве нравственной нормы. В.С. Соловьев так ведет речь о Добре: «Есть безусловная обязанность, но лишь к тому, что само, безусловно, что по существу и, следовательно, всегда и везде хорошо или достойно; и есть оно, это безусловное. Оно одно поистине желательно, или есть высшее благо для человека, основание и мерило всех других благ, и на нем только как на безусловной правде и критерии всего справедливого должно быть построено человеческое общежитие». Добро – это категория, обозначающая в предельно обобщенной форме нормативно-оценочное, должное, безусловное, достойное, благо. В философском контексте нормы, с точки зрения Е.В. Поповой, представляются в плане:

1) «суждения, которые несут знания о должном (юридически, нравственно, религиозно, эстетически, технически и т.п.);

2) требования, регулирующие и определяющие (положительно или отрицательно, с различной степенью конкретности) должное, с точки зрения сообщества или его институтов, поведение и схемы деятельности людей (как отдельных индивидов, так и их групп);

3) образцы для оценки поведения людей и их групп со стороны этого сообщества;

4) идеалы и в этом смысле – цели, к которым стремится человек в своих действиях»[370].

Социальные нормы соответствуют ценностям общества. Большинство из них закреплены в обычаях, традициях, возникших спонтанно в ходе общественного развития. Можно заметить, Ф. Энгельс в Эльберфельдских речах отмечает, что «цивилизация научила людей видеть свой интерес в поддержании общественного порядка, общественной безопасности, общественного интереса»[371]. Социальные нормы есть результат отражения в сознании и поступках людей закономерностей функционирования конкретного общества. Собственно говоря, нормы возникают в совокупности объективных факторов и сами становятся объектами по отношению к людям.

В самом деле, процесс возникновения социальных норм представляется сложным и противоречивым, для его протекания характерно и очевидно, что он слагается из двух противоположных устремлений: с одной стороны, преодоления существующих стандартов, стереотипов, а с другой стороны, стереотипизации и стандартизации той или иной инновации.

Освоение индивидами норм составляет основу не только общественного воспитания, но и процессов социализации, и инкультурации, смысл этого процесса заключается в том, что искусство воспитания, в котором больше организованного начала, как раз состоит в том, чтобы подготовить человека к трудностям реализации норм поведения.