ГОСПОДСТВО ЭМПИРИЗМА И АССОЦИАТИЗМА В ПСИХОЛОГИИ XVIII В

 

XVIII в. вошел в историю дальнейшим упрочением и формированием капиталистических отношений в прогрессивных странах. Произошла промышленная революция, обратившая Англию в могущественное государство. Глубокие экономические трансформации привели к политической революции во Франции.

Стали расшатываться феодальные устои в Германии. Общественно-экономические сдвиги и непостоянство политической обстановки зарождали мировоззренческие формы, противостоявшие богословской идеологии.

В результате борьбы с ним увеличивалось масштабное движение, приобретшее название «просвещение». Оно было обращено против всего, что мешало росту науки и научного миропонимания.

Закреплялась концепция «естественного человека», сформировавшаяся в XVII в. Сенсуализм и эмпиризм становятся направлениями, которые явились как противовес рационализму и априоризму. В таком духе и формировалась психологическая идея века.

Стандарты для своих детерминистских моделей она заимствовала из методологии ньютоновской механики. Ассоциация трансформируется в универсальную категорию, истолковывающую всю психическую деятельность, у английского врача Д. Гартли (1705–1757). Д. Гартли был первооткрывателем в изучении роли коммуникативных реакций в организации волевого контроля и формировании метафизического мышления.

Слово «психология» стало в Европе общеизвестным в результате публикаций А. Вольфа «Эмпирическая психология» и «Рациональная психология».

Он, обрисовав с большой педантичностью разнообразные классы психических явлений, поделил их на размещенные иерархически группы. Появился необычный «анатомический театр человеческой души»: для каждой группы была отведена соответствующая способность как ее мотив и основание. Учение о рефлекторной структуре поведения было обогащено рядом новых концепций: представлением о биологическом предназначении данной структуры, о годности ее для рассмотрения всех степеней психической деятельности, о детерминирующем воздействии чувствования.

Физика И. Ньютона и физиология Э. Геллера обусловили естественнонаучный облик XVIII в. В XVIII в. психофизическая проблема становится психофизиологической, т. е. ограничивается связью психических процессов с нервными. Мысль о том, что физические функции, воздействуя на психические, в свою очередь зависят от них, приобретала общественно-политический смысл, так как сама душевная жизнь воспринималась под углом зрения ее социальной детерминации. Представление о человеке как о точке пересечения двух детерминационных рядов мешало осуществлению принципа психофизического монизма, за который прогрессивные французские философы боролись в своей философской теории.