РАЗВИТИЕ ПСИХОМЕТРИКИ И ФИЗИОЛОГИИ ОРГАНОВ ЧУВСТВ В 19 ВЕКЕ. Ф. ДОНДЕРС, И. МЮЛЛЕР, Г. ГЕЛЬМГОЛЬЦ

развитие психология душа чувство

Физиология становится экспериментальной дисциплиной приблизительно в 30-х гг. XIX в., главным образом, под влиянием работ немецкого физиолога Иоганнеса Мюллера. Мюллер сформулировал принцип “специфической энергии органов чувств”: возбуждение определенного нерва всегда вызывает характерной ощущение, потому что в каждом рецепторном отделе нервной системы заложена собственная специфическая энергия.

Помимо этого, И. Мюллер выполнил ряд исследований анатомических структур рефлекса и основ рефлекторной деятельности организма. Он выдвинул ряд положений относительно связи ощущений, движения и рефлекторных актов, а также о связи различных рефлекторных актов с отдельными спинномозговыми структурами.

Голландский физиолог Ф.Дондерс (1818-1889) занялся экспериментами по изучению скорости протекания пси хических процессов. Несколько раньше Г. Гельмгольц открыл скорость прохождения импульса по нерву. Это открытие относилось к процессу в организме.

Помимо работ Э. Вебера и Г.-Т. Фехнера, начало новой психологии положили исследования Германа фон Гельмгольца. Гельмгольц провел первые эксперименты по измерению скорости прохождения нервного импульса. Так же его интересы распространялись на психофизиологию слуха и зрения. Его работы в этих областях являлись фундаментальными для своего времени.

На основании многочисленных опытов по изучению простых и сложных тонов, Г. фон Гельмгольц приходит к выводу о том, что звуковой и слуховой аппарат человека имеет резонансную природу. Ротовой аппарат выполняет функцию резонатора, придающего гласным их различия. Слуховой аппарат представляет собой систему резонаторов, настроенных на восприятие определенных тонов.

Не менее важными были и работы Гельмгольца по изучению механизма зрения. Он исследовал внешние мускулы глаза и механизмы, при помощи которых внутренние мускулы глаза перемещают хрусталик при фокусировке зрения. Гельмгольц пересмотрел и расширил теорию цветовидения, разработанную в начале XIX в. Томасом Юнгом (согласно этой теории, существуют три основных цвета, красный, зеленый и фиолетовый, из смешения которых возникает все многообразие цветовой гаммы).

Еще один вывод, который можно сделать из многочисленных экспериментов Г.фон Гельмгольца, - это вывод о несводимости восприятия к сумме свойств воспринимаемых объектов. Человек всегда воспринимает больше, чем сумму опытных данных. Из этого Гельмгольц делает вывод о существовании внутреннего дополнительного механизма, оказывающего влияние наше восприятие внешних объектов. Он назвал этот механизм “бессознательным умозаключением” и считал, что он сводится к ассоциативному синтезу сенсомоторных компонентов.