рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

СЕКСУАЛЬНЫЕ ИГРЫ

СЕКСУАЛЬНЫЕ ИГРЫ - раздел Психология, Эрик Берн. Игры, в которые играют люди Психология человеческих взаимоотношений   Люди Играют В Сексуальные Игры, Чтобы Дать Выход Своим Сексуа...

 

Люди играют в сексуальные игры, чтобы дать выход своим сексуальным

влечениям или побороть их. Все эти игры по своей сути представляют собой

извращение сексуальных инстинктов, так как источником удовлетворения

становится не половой акт, а критические трансакции, представляющие собой

кульминацию игры. К сожалению, это не всегда можно продемонстрировать с

должной убедительностью, поскольку в такого рода игры люди играют в

интимной обстановке, так что клинические данные о них мы получаем из вторых

рук, и не всегда удается удовлетворительно оценить, в какой мере они

искажены из-за пристрастности информанта. Например, психиатрическая

концепция гомосексуальности весьма перекошена, так как более агрессивные и

успешные игроки нечасто обращаются к психиатрам и последние в основном

располагают сведениями об их пассивных партнерах.

В этот раздел включены следующие игры: "А ну-ка, подеритесь",

"Извращение", "Динамо", "Чулок" и "Скандал". В большинстве случаев "водит"

женщина. Это объясняется тем, что тяжелые формы сексуальных игр, в которых

главное действующее лицо - мужчина, находятся на грани преступления

(нередко переходят эту грань); поэтому их лучше отнести к следующему

разделу: "Игры преступного мира". С другой стороны, часть игр может быть с

одинаковым основанием отнесена и к сексуальным, и к супружеским играм.

Здесь мы описываем только те из них, которые в одинаковой мере доступны и

для супружеских, и для неженатых пар.

 

1. "А ну-ка, подеритесь" (АНКП)

*Тезис*. АНКП может быть маневром, ритуалом или игрой. Во всех случаях

в основе лежит женская психология В силу своей драматичности и

выразительности АНКП легла в основу множества произведений мировой

литературы, как хороших, так и плохих.

1. Это маневр, но он очень романтичен. Женщина ловко сталкивает двух

симпатизирующих ей мужчин, давая понять или даже пообещав, что будет

принадлежать победителю. По окончании "сражения" она выполняет свое

обещание. Это честная трансакция. Предполагается, что отныне дама и ее

партнер "будут жить долго и счастливо".

2. Ритуал, исход которою скорее трагичен. Двое мужчин могут сражаться

за женщину даже тогда, когда она этого не хочет или уже сделала свой выбор.

Если побеждает не ее избранник, то она все равно может достаться

победителю. В этом случае АНКП начинает не женщина, а окружающие ее люди.

Если женщина не против этой борьбы, то трансакция будет честной. Если же

она не желает состязания или разочарована его исходом, то ситуация

открывает перед ней большой простор для игр, например "Давай надуем Джо".

3. Игра АНКП относится больше к разделу комических. Женщина, устраивая

состязание между двумя соперниками, чаще всего пока они "сражаются",

исчезает с третьим возлюбленным. Для нее и ее избранника внутреннее и

внешнее психологическое "вознаграждение" следует из их позиции: честное

состязание - для глупцов, и это комическое происшествие составляет основу

для получения ими внутреннего и внешнего социального "вознаграждения".

 

2. Извращение

*Тезис*. Гетеросексуальные извращения, такие, например, как садизм,

типичны для Ребенка, находящегося в состоянии тревожности, поэтому

подходить к исправлению этого явления надо соответствующим образом.

Трансакционная сторона, как видно из реальных ситуаций сексуальных

контактов, вполне поддается воздействию путем анализа игр. Это открывает

возможность социального контроля, поэтому даже тогда, когда извращенные

сексуальные влечения остаются неизменными, они все же нейтрализуются на

стадии действия.

Люди, страдающие слабой формой садизма или мазохизма, обычно занимают

некоторую примитивную позицию, в основе которой лежит принцип необходимости

в душевном равновесии. Они ощущают в себе сильный сексуальный потенциал и

чувствуют, что длительное воздержание может привести к серьезным

последствиям. Оба эти вывода совсем необязательно соответствуют

действительности, но они образуют основу для игры "Калека" с девизом "Что

же вы хотите от такого сексуального человека, как я?"

*Антитезис*. Он состоит в том, чтобы распространить принципы обычной

вежливости на взаимоотношения со своим интимным партнером, то есть

воздерживаться от словесного и физического бичевания и ограничиться более

традиционными формами половой близости. Если Уайт действительно склонен к

извращениям, то это выявит второй элемент игры: (он часто находит свое

выражение в сновидениях) сам по себе половой акт представляет для него лишь

минимальный интерес, истинное удовлетворение он получает только от

предшествующего половому акту унижения. Возможно, он не хотел признаться в

этом даже самому себе. Но теперь ему становится ясно, что его основная

жалоба состоит в том, что после всех предварительных трудов, ему приходится

еще и заниматься любовью. Этот этап более благоприятен для начала

конкретного психотерапевтического лечения. Сказанное выше чаще всего

относится к так называемым "сексуальным психопатам" и не имеет отношения к

преступным извращениям или к людям, ограничивающим свои сексуальные

проявления фантазиями.

В некоторых странах игра, связанная с гомосексуализмом, детально

разработана до такой степени, что представляет собой определенный ритуал.

Многие случаи половой недееспособности людей, связанных с гомосексуализмом,

возникают именно потому, что они превратили свою жизнь в игру.

Гомосексуалист напрасно тратит огромное количество времени и энергии,

которые можно было бы использовать в других целях. Анализ игр может помочь

ему и его партнеру наладить свою жизнь так, чтобы наслаждаться всеми ее

благами, а не посвящать себя собственной версии игры "Подумайте, какой

ужас!"

 

3. "Динамо"

*Тезис*. В эту игру обычно играют мужчина и женщина. Более точным

названием для нее, особенно для менее серьезных вариантов, наверное, было

бы "Катись отсюда" или "Благородный гнев". Игра может вестись с разной

степенью интенсивности.

1. "Динамо" или "Катись отсюда" _первой_ _степени_ популярна на

вечеринках и состоит, в основном, из легкого флирта. Женщина (Уайт)

демонстрирует свою доступность, затем с удовольствием принимает ухаживания

мужчины. Как только он показал свое небезразличное отношение к ней, можно

считать, что игра закончена. Если женщина вежлива, она, возможно, вполне

искренне скажет ему: "Мне очень приятны ваши комплименты. Большое спасибо"

и отправится на поиски следующей жертвы. Если она не столь благородна, то

может просто бросить его и исчезнуть. Женщина, достаточно искусная в этой

игре, может играть в нее на протяжении всего вечера, так что мужчине

приходится прибегать к довольно сложным маневрам, чтобы следовать за ней,

не привлекая к себе слишком большого внимания.

2. В игре "Динамо" или "Благородный гнев" _второй_ _степени_ Уайт

(женщина) получает удовольствие от домогательств Блэка лишь попутно.

Главное ее удовольствие состоит в том, чтобы отвергнуть его (поэтому игра

иногда называется "Отвяжись, нахал"). Уайт заставляет Блэка

скомпрометировать себя гораздо более явно, чем при легком флирте (в игре

первой степени), а затем, оттолкнув его, наслаждается его замешательством.

Несомненно, сам Блэк совсем не так беспомощен, как кажется; ему пришлось

затратить довольно много усилий, чтобы оказаться в подобной ситуации. Как

правило, он играет в разновидность игры "Бейте меня".

3. "Динамо" _третьей_ _степени_ - это жестокая игра, которая может

иметь тяжелые последствия, вплоть до суда, убийства или самоубийства. Уайт

(женщина) склоняет Блэка к компрометирующему интимному контакту, а затем

заявляет, что он изнасиловал ее или причинил ей какой-то невосполнимый

ущерб. В наиболее циничном варианте Уайт начинает свою атаку сразу после

близости с мужчиной фальшивым воплем: "Насилуют!" Если женщина хочет выдать

случившееся за изнасилование, она может найти союзников, либо за деньги,

либо из числа любителей покопаться в мрачных историях (представителей

прессы, полиции, адвокатов и родственников). Однако иногда эти сторонние

наблюдатели могут предать женщину, так что она потеряет инициативу и станет

орудием в их играх.

В некоторых случаях посторонние наблюдатели могут выполнять другую

функцию. Они навязывают Уайт игру, к которой она совсем не склонна, потому

что у них на уме другая игра: "А ну-ка, подеритесь". Они ставят ее в

ситуацию, при которой, чтобы сохранить репутацию или избежать позора, ей

приходится кричать "Насилуют!". Это особенно часто происходит с молодыми

девушками. Они не имеют ничего против продолжения любовной связи, но из-за

того, что интимные отношения стали предметом широкого обсуждения, они

вынуждены превратить свои роман в игру "Динамо" третьей степени.

В одной библейской истории осмотрительный Иосиф Прекрасный отказался

участвовать в этой игре, после чего жена Потифара проделала совершенно

классическое переключение на игру "А ну-ка, подеритесь". Это превосходная

иллюстрация обычной реакции заядлого игрока на антитезис, а также тех

опасностей, которые подстерегают людей, отказывающихся играть в игры.

Сочетание этих двух игр образует игру "Шантаж". В ней женщина,

соблазнив Блэка, кричит: "Насилуют!", после чего в игру вступает ее муж,

который шантажом вымогает у Блэка деньги.

У игры "Динамо" тот же детский прототип, что и у игры "Фригидная

женщина": девочка побуждает мальчика унизиться или запачкаться, а потом

смеется над ним. Это прекрасно описал Моэм [Моэм, Уильям Сомерсет

(1874-1965) - английский писатель.] в книге "Бремя страстей человеческих" и

Диккенс в "Больших ожиданиях". Здесь это игра второй степени. Более

серьезная форма игры, приближающаяся к третьей степени, встречается в

трущобах.

*Антитезис*. Способность мужчины избежать вовлечения в игру или хотя

бы удержать ее под контролем зависит от его умения отличить выражение

истинных чувств от хода в игре. Если он умеет держать ситуацию под

контролем, он может получить большое удовольствие от легкого флирта в игре

"Катись отсюда".

С другой стороны, трудно придумать какой-нибудь безопасный антитезис к

маневру жены Потифара - разве что спешно отбыть в неизвестном направлении.

В 1938 году автор этих строк познакомился с неким пожилым "Иосифом",

который тридцать два года тому назад, бросив все, поспешно уехал из

Константинополя после того, как во время делового визита в гарем одна из

жен султана загнала его в угол. Ему пришлось оставить свою лавку и,

прихватив с собой запас золотых франков, навсегда уехать из

Константинополя.

*Родственные* *игры*. Варианты игры "Динамо", где главным действующим

лицом является мужчина, приобрели печальную известность в коммерческих

ситуациях: "В постели режиссера" (а потом она так и не получает роли) и

"Сядь ко мне на колени" (а потом ее все-таки увольняют).

*Анализ*, приводимый ниже, относится к игре "Динамо" третьей степени,

поскольку в ней все элементы игры выражены особенно наглядно.

*Цель*: злонамеренная месть.

*Роли*: Соблазнительница, Волокита.

*Иллюстрации*. 1) "Я на тебя пожалуюсь, грязнуля противный"; 2)

обесчещенная женщина.

*Социальная* *парадигма*: Взрослый - Взрослый; Взрослый (мужчина):

"Извините, если я зашел дальше, чем вам бы хотелось". Взрослый (женщина):

"Вы оскорбили меня и должны поплатиться за это в полной мере".

*Психологическая* *парадигма*: Ребенок - Ребенок; Ребенок (мужчина):

"Видишь, как я неотразим"; Ребенок (женщина): "Ну что, попался негодяй!"

*Ходы*: 1) женщина - обольщение; мужчина - контробольщение; 2) женщина

- капитуляция; мужчина - победа; 3) женщина - нападение; мужчина - крах.

"*Вознаграждения*": 1) внутреннее психологическое - выражение

ненависти и проекция вины; 2) внешнее психологическое - избегание

эмоциональной сексуальной близости; 3) внутреннее социальное - "Ну что,

попался негодяй"; 4) внешнее социальное - "Подумайте, какой ужас!";

"Судебное разбирательство", "А ну-ка, подеритесь"; 5) биологическое - обмен

сексуальными и агрессивными трансакциями; 6) экзистенциальное - "Меня не в

чем упрекнуть".

 

4. "Чулок"

*Тезис*. Эта игра относится к той же группе, что и "Динамо". Ее

наиболее очевидное свойство - эксгибиционизм, который по своей природе

близок к истеричности. Например, женщина приходит в незнакомую компанию, и,

еще не успев освоиться, вызывающе приподнимает ногу, привлекая к себе

всеобщее внимание, и восклицает: "Ах, боже мой, у меня чулок пополз!" Это

делается с расчетом возбудить сексуальный интерес у мужчин и разозлить

остальных женщин. Конечно, на любые замечания относительно ее поведения

Уайт отвечает протестами, призванными свидетельствовать о ее невинности,

или же встречными обвинениями. Это делает игру похожей на классический

вариант "Динамо". Отличительной чертой является отсутствие у Уайт умения

адаптироваться в ситуации. Она почти никогда не стремится понять, что за

люди ее окружают, или дождаться подходящего момента для своего маневра.

Поэтому ее ход сразу же бросается в глаза как неуместный и ставит под

угрозу ее взаимоотношения с другими членами группы. Несмотря на некоторую

поверхностную "утонченность", она так всю жизнь и не может понять, что с

ней происходит, так как судит о людях слишком цинично. Ее цель - показать,

что окружающие ее люди похотливы, причем ее Ребенок и Родитель надувают ее

Взрослого и не дают ему заметить ее собственное вызывающее поведение и

здравомыслие большинства окружающих ее людей. Следовательно, эта игра

саморазрушительная.

Женщины с более ярко выраженной патологией, имеющие большой бюст,

часто сидят, заложив руки за голову, чтобы привлечь к нему внимание. Иногда

они дополнительно привлекают внимание, упомянув о размере бюста или о

какой-нибудь своей болезни, например, опухоли.

Смысл Игры состоит в том, что женщина демонстрирует своим поведением

сексуальную доступность. Поэтому игра может приобретать и более

символический вид, когда в нее играют недавно овдовевшие женщины,

неискренне демонстрирующие свое положение вдовы.

*Антитезис*. Характерной чертой женщин этого типа является не только

плохая адаптация, но и неприятие антитезисного поведения. Если

подготовленная психотерапевтическая группа игнорирует игру таких женщин или

противодействует ей, то они могут перестать посещать консультацию. В этой

игре особенно следует разграничивать антитезис и "репрессии", ибо последние

означают победу Уайт. В игре "Чулок" женщины более изобретательны по части

контрходов, чем мужчины, которые, впрочем, мало заинтересованы в том, чтобы

игра прекратилась. Таким образом, лучше всего оставить антитезис на

усмотрение женщин.

 

5. "Скандал"

*Тезис*. Классический вариант этой игры обычно разыгрывается между

авторитарным отцом и дочерью подростком. Причем мать в такой семье чаще

всего сексуально заторможена. Отец приходит с работы и начинает придираться

к дочери, а она в ответ грубит. Первый ход может сделать также и дочь.

Нагло разговаривая с отцом, она вызывает придирки с его стороны. Постепенно

и голоса становятся громче, и ссора набирает силу. Исход зависит от того,

на чьей стороне инициатива. Существуют три возможных исхода 1) отец уходит

в свою комнату, хлопнув дверью; 2) дочь уходит в свою комнату, хлопнув

дверью; 3) оба расходятся по своим комнатам, хлопнув дверью. В любом случае

конец игры "Скандал" отмечен хлопаньем дверью. "Скандал" является

мучительным, но эффективным способом решения сексуальных проблем, которые

возникают в некоторых семьях между отцом и дочерью-подростком. Они могут

жить под одной крышей, только если постоянно злятся друг на друга и

периодически хлопают дверью, что для каждого из них подчеркивает, что они

спят в разных комнатах.

В испорченных семьях игра может принять мрачную и отталкивающую форму:

отец поджидает дочь, ушедшую на свидание, чтобы после ее возвращения

тщательно осмотреть дочь, ее одежду и убедиться в том, что она осталась

невинной. Малейшее подозрительное обстоятельство нередко вызывает ужасный

скандал, в результате которого дочь могут выгнать из дому среди ночи. В

конце концов события развиваются в худшем для семьи направлении и

подозрения отца оправдываются. Тогда он устраивает скандал и выкладывает

все матери, которая беспомощно наблюдала за развитием событий.

В "Скандал" могут играть два любых человека, стремящихся избежать

сексуальной близости. Например, игра "Фригидная женщина", как правило,

кончается именно этим. Игра "Скандал" относительно редко встречается между

мальчиками-подростками и их родственниками, поскольку мальчикам легче

вечером уйти из дому, чем любым другим членам семьи. В более раннем

возрасте братья и сестры могут получить некоторое удовлетворение с помощью

драки. Эта схема поведения в разном возрасте имеет различные мотивации. В

США она приобрела, на наш взгляд, полуритуальную форму, санкционированную

как телевидением, так и официальными педагогами и педиатрами. Среди

английских "высших классов" драка считается (или считалась раньше) дурным

тоном, поэтому не нашедшая выхода энергия расходуется в регулируемых

строгими правилами "Драках" на игровом Поле.

*Антитезис*. Для отца эта игра не столь неприятна, как ему хотелось бы

думать. Обычно антитезисный ход делает дочь, находя спасение в раннем,

часто скороспелом или навязанном браке.

Когда это психологически возможно, антитезисный ход может сделать

мать, отказавшись от своей относительной или абсолютной фригидности. Игра

может утихнуть, если отец заведет интимную связь на стороне. Но это чревато

другими осложнениями. Если в "Скандал" играют супруги, антитезис должен

быть тот же, что и в игре "Фригидная женщина" или "Фригидный мужчина".

При соответствующих обстоятельствах "Скандал" вполне закономерно

приводит к игре "Судебное разбирательство".

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Эрик Берн. Игры, в которые играют люди Психология человеческих взаимоотношений

Конец формы... Эрик Берн Игры в которые играют люди Психология человеческих...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: СЕКСУАЛЬНЫЕ ИГРЫ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

ПРОЦЕСС ОБЩЕНИЯ
    Процесс общения между людьми мы предлагаем очень кратко рассмотреть в следующем направлении. Известно, что младенцы, лишенные в течение длительного

СТРУКТУРИРОВАНИЕ ВРЕМЕНИ
  Наши исследования позволяют сделать вывод о том, что физический контакт при уходе за детьми и его символический эквивалент для взрослых людей - "признание&quo

СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ
  Наблюдения за спонтанной социальной деятельностью, которые лучше всего проводить в специальных психотерапевтических группах, обнаруживают, что время от времени раз

ТРАНСАКЦИОННЫЙ АНАЛИЗ
  Мы называем *трансакцией* единицу общения. Люди, находясь вместе в одной группе, неизбежно заговорят друг с другом или иным путем покажут свою осведомленность о пр

ПРОЦЕДУРЫ И РИТУАЛЫ
  Как правило, трансакции следуют друг за другом в определенной последовательности. Эта последовательность не является случайной, а планируется одним из трех состоян

ВРЕМЯПРЕПРОВОЖДЕНИЯ
  Времяпрепровождения (как способ проводить время) можно рассматривать на социальном и временном фоне с учетом различных степеней сложности, соответственно имея в ви

ИГРЫ НА ВСЮ ЖИЗНЬ
  Все игры при обычных обстоятельствах оказывают на судьбу их участников очень важное, а иногда и решающее влияние. Однако некоторые из игр более успешно, чем другие

СУПРУЖЕСКИЕ ИГРЫ
  В супружеских отношениях, в семейной жизни наблюдается большое разнообразие всевозможных игр. Но некоторые игры, например "Если бы не ты", в жизни многих

ИГРЫ В КОМПАНИЯХ
  Компании людей созданы для времяпрепровождений, а времяпрепровождения - для компаний. По мере углубления знакомства в ход все более начинают идти игры. Начинается

ИГРЫ ПРЕСТУПНОГО МИРА
  В работе судов и исправительных учреждений все чаще стала участвовать так называемая "служба помощи", а криминалисты и чиновники, наблюдающие за соблюден

ИГРЫ НА ПРИЕМЕ У ПСИХОТЕРАПЕВТА
  Чрезвычайно важно, чтобы профессиональный психотерапевт, занимающийся анализом игр, знал, какие игры постоянно повторяются в психотерапевтических ситуациях. Их мож

ХОРОШИЕ ИГРЫ
  Психотерапевт должен постоянно изучать всевозможные игры, в которые играют люди. Для этого он располагает наилучшими возможностями. Однако ему приходится общаться

ИЛЛЮСТРАЦИЯ
  Рассмотрим следующий диалог между пациенткой (П) и врачом- психотерапевтом (В): П. Я начала новую жизнь - теперь буду всегда приходить вовремя. В. Попробу

НЕЗАВИСИМОСТЬ
  Ощущение независимости достигается, как мы считаем, высвобождением или пробуждением трех способностей: "включенности в настоящее", "спонтанности"

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги