рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Пути развития психологической мысли народов Средней Азии и Казахстана

Пути развития психологической мысли народов Средней Азии и Казахстана - раздел Психология, Пути развития психологической мысли народов Средней Азии и Казахстана Истоки Развития Психологической Мысли Народов Среднеазиатского Региона И Каза...

Истоки развития психологической мысли народов среднеазиатского региона и казахской земли уходят в глубь веков. Еще в эпоху средневековья, задолго до формирования психологических теорий За­пада, столь популярных в эпоху Ренессанса, в арабоязычном мире на­родов Востока уже в VIII—IX вв. отмечалось стремление к познанию душевного мира человека и закономерностей проявления аффективных состояний, ведущих к дестабилизации межличностных взаимоотноше­ний в социуме. Немалый вклад в становление психологической мысли внесли и тюрки-кочевники, высказавшие весьма оригинальные для своего времени самобытные идеи и теоретические положения. Как от­мечает президент Республики КазахстанН.А.Назарбаев,«господство евроцентризма выражалось в полном отрицании роли кочевников — тюрков и монголов — в мировой истории. Поэтому сегодня мы вы­нуждены в завалах искажений искать свои исторические корни» [1]. В этом плане рассматриваемая проблема генезиса научных знаний, по­лучивших бурное развитие в эпоху Средневековья, давшей миру значи­тельное число выдающихся личностей, внесших существенный вклад в формирование и становление многих наук своего времени, является вполне актуальной и значимой, ибо позволяет восполнить «белые пят­на» в историческом прошлом отдельных народов.

В большинстве современных исследований воззрения тюркоязыч-ных и арабоязычных мыслителей Ближнего и Среднего Востока рас­сматривались ранее в основном в философском плане либо под со­циально-психологическим углом зрения. За девятнадцать лет сущест­вования независимых Республик СНГ в Казахстане восстановлены и переведены многие работы, которые на протяжении длительного вре­мени оставались забытыми; защищены десятки кандидатских и ряд докторских диссертаций, проливающих свет на зарождение и развитие психолого-педагогической мысли народов Средней Азии и Казахстана.

Видение мира среднеазиатскими мыслителями заложило прочные основы понимания душевных процессов и состояний человека, дав мощный толчок в развитии средневековой арабоязычной науки. На ос­нове обращения к истокам и генезису формирования психологических традиций тюрко- и арабоязычных народов в период раннего Средневе­ковья была выявлена психологическая направленность гендерной диф­ференциации народов Востока, глубокий психологизм их теорий, эти­ческие представления о добре и зле, героизме батыров, раскрывающие самобытный склад среднеазиатских этносов, втянутых в орбиту исла-ма.Как отмечаютИ.М.ФильштинскийиБ.Я.Шидфар, «наоснове создания единой мусульманской культуры, определившей на многие века мировоззрение, традиции, жизненный уклад, нравственные нор­мы и идеалы, психологию, общественные учреждения и модель пове­дения народов Средней Азии» [2], были аргументированно обоснованы многие психологические закономерности душевных проявлений и вы­двинуты теории создания добродетельного государства, базирующегося на принципах нравственности и гуманизма.

Основоположником психологического учения средневекового Вос­тока сегодня по праву считается виднейший ученый-энциклопедист Абу Наср аль-Фараби (870—950 гг.), разработавший категориаль­но-понятийный аппарат для интерпретации всех проявлений «души» и душевных сил. Им были введены в научный обиход такие понятия, как «нрав», «добродетели», «аффекты», «стремящаяся сила», «мировой (деятельный) разум», «способности души», «формообразующая сила», «сохраняющая сила» [3] и представлена структура душевных процес­сов и состояний как основа познания внутреннего мира человека. Изучая взаимосвязь тела и души (психику — В. Ч.) человека, мысли­тель впервые в арабоязычной науке попытался объяснить те механиз­мы, которые являются движущей силой поведения индивида. При этом он не только теоретически обосновал роль душевных сил в от­ражении человеком окружающей действительности, но рассмотрел сущность проявлений движущих и познающих душевных сил, под­черкивая, что по мере усложнения биологической структуры живот­ных организмов совершенствуется душа индивида, а вместе с ней и его душевные силы, предопределяя, тем самым, будущую эволюцион­ную теорию. Выдвинутая им гносеологическая теория об отсутствии врожденного разума и этапы становления интеллекта (мыслящей силы души) позволили ему заключить, что человек существенно от­личается от всех остальных представителей животного мира.

Поддерживая учение аль-Фараби о мировом разуме, поэт-фило­соф О. Хайям также указывал на то, что «человек принадлежит к роду животных, но выделяется речью» [4], которая является неотъем­лемой частью мыслящей душевной силы. Он справедливо отмечал, что «душа движет деятельностью, а разум — любовью» [4]. Гипотеза о сознании, которое поднимает человека на высшую ступень развития природы и формирует личность, выдвинута Юсуфом Баласагуни, а в дидактических рекомендациях, приводимых в труде А. Югнаки «Дары истин», говорится о том, что не следует делать «ничего без ясного представления» [5], (т. е. без осознания проблемы), а именно: четко­го анализа всех вариантов последствий, к которым могут привести те или иные действия.

Проблема общения и психологии межличностных взаимоотноше­ний выступает как важнейшая в контексте теории аль-Фараби об умеренности и необходимости обретения «середины во всем». Психо­логическая сущность взаимоотношений человека с окружающими рассмотрена и в наследии Омара Хайяма. «Все в нас самих», ибо «мы вместилище скверны — и чистый родник...» [4], утверждал он, видя суть положительного эффекта в межличностных взаимоотношениях в том, чтоб «всем прийтись по нраву», и рекомендовал: «Улыбки расточай налево и направо, евреев, мусульман и христиан хвали, — и добрую себе приобретешь ты славу» [4], предвосхитив аналогичные выводы американца Д. Карнеги.

Призывая к чуткости и взаимопониманию, Юсуф Баласагуни в пси­хологической поэме «Благодатное знание» отмечал, что «величие души — человечности суть» [6], ибо при нарушении межличностного общения, «если душу надломить, то и дружба и радость уйдут навсегда» [6]. Как он справедливо заметил: «Умеренность в речи и доблесть едины», сделав вывод о том, что «размеренность в действиях — лучшим присуща» [6].

Особый интерес практически у всех мыслителей Востока вызывала проблема девиантности поведения. Ученые пытались выявить те детер­минанты, которые обусловливают его, нарушая стабильность общест­венных отношений. По мнению аль-Фараби, ибн Сины и Ю. Баласа-гуни, девиантность связана с нарушением здоровья либо умеренности в поступках и действиях. Аль-Фараби, аль-Бируни и Давани допускали также возможность затмения разума из-за бурных страстей (аффектов души), в чем их поддерживали средневековые поэты Рудаки, Фирдоу­си, О. Хайям, Руми, Джами, указывающие на влюбленность как важ­нейшую причину неадекватного поведения. Выдвигались также теории девиантности, связанные с несоблюдением религиозных заповедей (Ясави, Маймонид); пристрастием к алкоголю (О. Хайям, Баласагуни); дурным примером окружающих (Низами); стремлением к самоутверж­дению с позиций силы (Кашгари, Чингисхан).

УченымиимыслителямиСреднейАзиибылиразработанытакие рекомендации, как необходимость чуткого и внимательного отношения к воспитанию подрастающего поколения (Баласагуни); осмотрительное отношение к мнимой дружбе, порождающей употребление вина, кото­рое «портит натуру печени и мозга, ослабляет нервы, вызывает их забо­левания» [7], с целью чего необходимо нормализовать деятельность организма, направив ее на здоровый образ жизни (Ибн Сина, Баласагу-ни, Маймонид); следование психологическим установкам: «очистить сердце от скверны» (Низами), быть подальше от алчных и подлых, что предохранит от безнравственных поступков и конфликтов (О. Хайям); неуклонно следовать традициям религии (Маймонид, Ясави); обретать радость жизни через умеренность в действиях и поступках (аль-Фараби, Ибн Сина, Баласагуни); восстанавливать равновесие и устранять дисба­ланс в организме с помощью обращения к противоположным крайно­стям (M. Маймонид, О. Хайям); найти наиболее оптимальный путь, благодаря которому человек сможет приблизиться к Всевышнему, обре­тая счастье на Земле (аль-Фараби, Ибн Сина, Маймонид, Ясави). На этой основе впервые задолго до Т. Мора, Т. Капанелло, K. Сен-Симо­на, Р. Оуэна и Ш. Фурье аль-Фараби и его последователи проанализи­ровали проблемы совершенствования гражданской политики и психо­логии взаимоотношений людей в различных социальных группах, ар­гументировав положение о Главе города (государства), в котором подчеркивалось, что общественное положение человека должно зависеть не от богатства, а от его знаний, посредством которых он должен обес­печить достойную жизнь своих подданных, нацеливать горожан на со­вершение добродетельных поступков, поддерживать устойчивое состоя­ние структуры «добродетельного города» (государства). Убеждение аль-Фараби в том, что «каждый человек должен быть воспитан, независимо от того, хочет ли он или противится этому» [3], и в том, что «любой нрав способен передаваться, ни одна черта не избегает изменения» [3], способствовало разработке и обоснованию методов обучения и воспита­ния, в основу которых была положена теория о душевных силах и путях приведения их в состояние умеренности и равновесия. В его концепции о значимости музыкального искусства ученым было впервые научно обосновано психологическое влияние музыки на душу человека и дока­зано, что страсти, вызванные стихом и музыкой, развивая воображение, доставляют наслаждение, которое служит препятствием для возникнове­ния болезней, и «человек может обрести совершенство, к которому он предназначен по своей природе» [3].

Таким образом, средневековый Ренессанс Востока подготовил бла­гоприятную почву для развития научного познания и способствовал формированию определенной системы психолого-педагогического воз­действия на народные массы в полиэтническом государстве, коим яв­лялся Арабский Халифат. Психологическиетеориимыслителейиидеи поэтов средневекового Востока глубоко самобытны и оригинальны по своей природе. Они легли в основу формирования нравственных пси­хологических установок средневекового общества и были далее заимст­вованы и дополнены учеными Запада. Практика формирования психо­терапевтических установок посредством воздействия слова и музыкоте-рапии, впервые внедренная в странах Востока народными целителями (бахсы), имела большое значение в зарождении народной медицины в среднеазиатском регионе.

На основе анализа научно-поэтического наследия ученых средне­векового Востока можно заключить, что они существенно обогатили научную мысль своего времени и оказали неоценимое влияние на за­рождение психологических теорий, которые были в дальнейшем ак­кумулированы наукой Запада, что позволяет выявить исторические истоки вклада тюрко- и арабоязычных мыслителей в развитие и ста­новление психологической мысли.


ЛИТЕРАТУРА

1. Назарбаев Н. А. В потоке истории. Алматы: Атамура, 1999.

2. Фильштинский И. М., Шидвар Б. Я. Очерки арабо-мусульманской
культуры. М., 1971.

3. Аль-Фараби. Избранные трактаты. Алматы, 1994.

4. Омар Хайям. Рубаи // Классическая восточная поэзия / Сост.
Х. Г. Короглы. М., 1991.

 

5. Югнаки А. Дары истин. Алматы, 1997.

6. Баласагуни Юсуф. Благодатное знание. М.: «Наука», 1983.

7. Ибн Сина Абу Али. Канон врачебной науки. Избр. разделы / Сост. У. И. Каримов, Э. У. Хуршут. Ташкент: Фан, 1985.

8. Чистов В. В. Проблема общения и межличностных взаимоотношений в трудах мыслителей Востока эпохи Средневековья // Вестник ун-та «Кай-нар», Алматы, 2009. № 4, 1. С. 100—104.

 

 

В начале XX в. в психологии возникает кризисная ситуация: не дал заметных результатов метод интроспекции; не удалось уточнить специфику психической реальности, решить проблему связи психических явлений с физиологическими, обнаружился значительный разрыв между психологической теорией и данными экспериментальной работы. Попытки преодоления этого кризиса привели к формированию нескольких влиятельных школ (направлений) в психологической науке.

Бихевиоризм

В целом, бихевиоризм оказал большое влияние на развитие психотерапии. Основоположником является американский ученый Джон Броадус Уотсон (1878-1958) - автор программной статьи нового направления "Психология с точки зрения бихевиориста", написанной в 1913 г. В противовес интроспективной психологии, предложил опираться исключительно на объективные методы, требования к которым были разработаны в естественных науках. Понимал в качестве предмета психологии поведение человека от рождения до смерти. Основная задача усматривалась им в том, чтобы изучить процесс научения, или формирования в течение жизни новых реакций, предсказывать поведение и контролировать его. Психология как наука должна заниматься не сознанием, душевными явлениями, которые недоступны научному наблюдению, а поведением. Д. Уотсон считает, что основная задача бихевиоризма (от англ. behavior - «поведение») заключается в накоплении наблюдений над поведением с таким расчетом, чтобы можно было сказать наперед, какая будет реакция человека на соответствующую ситуацию (стимул). Поведение является или результатом научения - индивидуально приобретенного путем слепых проб и ошибок, или заученного репертуара навыков. Бихевиоризм основан на использовании естественнонаучной методологии в изучении человека и животных. Уотсон отошел от господствовавшего в его время структурализма, который опирался на метод интроспекции, и стал исследовать только доступные наблюдению проявления индивидуальных реакций. Сами по себе внутренние процессы объективно не наблюдаемы, поэтому они были отброшены. В качестве предмета исследования стал фигурировать не субъективный мир человека, а объективно фиксируемые характеристики поведения, вызываемого внешними воздействиями. В качестве единицы анализа поведения постулировалась связь стимула (S) и ответной реакции (R). Все ответные реакции разделялись на наследственные (рефлексы, физиологические реакции и элементарные "эмоции") и приобретенные (привычки, мышление, речь, сложные эмоции, социальное поведение), которые образуются при связывании (обусловливании) наследственных реакций, запускаемых безусловными стимулами, с новыми (условными) стимулами. На основе своей теории психического развивал методы поведенческой психотерапии. Классическими являются его эксперименты по устранению фобии у маленького Альберта. В исследованиях Д. Уотсона, в частности, было показано, что, если сочетать безусловный стимул, вызывающий у младенца эмоцию страха (резкий звук, потеря опоры), с другим, первоначально нейтральным, например, с белым кроликом, то через некоторое время страх может вызваться уже одним только показом кролика. Наиболее важные данные были получены в бихевиоризме по проблеме научения, что дало толчок для развития операционализма.


Главный представитель этого направления – американский психолог Кларк Леонард Халл (1884-1952), проводивший много исследований для уточнения схемы стимул - реакция. В дальнейшем было показано, что само обусловливание представляет собой достаточно сложный процесс. Постепенно возникли изменения в концептуальном аппарате бихевиоризма. В схеме S - R появились "промежуточные переменные" (образ, цель, потребность). Это привело к преобразованию его в необихевиоризм.

 


Другим вариантом ревизии классического бихевиоризма стала концепция оперантного бихевиоризма Берриса Фредерика Скиннера (1904-1990),разработанная в 30-х гг. XX в., где в результате многочисленных опытов (прежде всего на крысах и голубях) было модифицировано понятие реакции. Выступал с критикой необихевиоризма за введение "промежуточных переменных" между стимулом и реакцией, так как полагал достаточным образование связей между стимулами, реакциями и подкреплением. В качестве ключевого ввел понятие "оперантного обусловливания", которое характеризуется тем, что в его рамках образование условных рефлексов происходит при подкреплении спонтанно возникающей у субъекта реакции, а не стимула как в "классическом" обусловливании И.П. Павлова. Выделял несколько видов оперантного поведения: инструментальное обусловливание, обучение с помощью проб и ошибок, вербальное обусловливание, формирование понятий. Распространил свою концепцию на речевое развитие, обучение в школе. Выступал инициатором программированного обучения.

Гешталътпсихология

Возникла в противоположность экспериментальной психологии начала XX века. Продолжила разработку проблемы целостности, поставленной Австрийской школой. Приход нацистов к власти в Германии вынудил большинство из ее представителей эмигрировать в США. Методологической базой гештальтпсихологии послужили философские идеи "критического реализма" и положения, развивавшиеся Э. Герингом, Э. Махом, Э. Гуссерлем, И. Мюллером, согласно которым физиологическая реальность процессов в мозге и психическая, или феноменальная реальность, связаны друг с другом отношениями изоморфизма. В силу этого изучение деятельности мозга и феноменологическое самонаблюдение могут рассматриваться как взаимодополняющие методы, изучающие одно и то же, но использующие разные понятийные языки. Субъективные переживания представляют собой феноменальное выражение различных электрических процессов в головном мозге. По аналогии с электромагнитными полями в физике, сознание в гештальтпсихологии понималось как динамическое целое, "поле", в котором каждая точка взаимодействует со всеми остальными. Для экспериментального исследования этого поля была введена единица анализа, в качестве которой стал выступать гештальт (от нем. Gestalt - форма, структура). Основой этого понятия выступало положение, что при связывании психологических элементов возникает новое качество.


Макс Вертгеймер (1880-1943) – основатель гештальтпсихологии - в 1912 г. провел экспериментальное исследование феномена кажущегося движения, положившее начало гештальтпсихологии. Объяснял его, используя принцип физиологического и психического изоморфизма: кажущееся движение представляет собой субъективное свидетельство того, что в мозге произошло физиологическое "короткое замыкание". С 20-х гг. приступил при помощи метода "рассуждения вслух" (в диалоге с экспериментатором) к исследованию стадий мышления. Также занимался проблемами музыкального восприятия, психологии "примитивных народов", парапсихологией. Известны его разработки детектора лжи. Гештальты были обнаружены при восприятии формы, кажущегося движения, оптико-геометрических иллюзий. В качестве основного закона группировки отдельных элементов был постулирован закон прегнантности как стремления психологического поля к образованию наиболее устойчивой, простой и "экономной" конфигурации. При этом были выделены факторы, способствующие группировке элементов в целостные гештальты, такие как "фактор близости", "фактор сходства", "фактор хорошего продолжения", "фактор общей судьбы". В области психологии мышления гештальтпсихологи разработали метод экспериментального исследования мышления - метод "рассуждения вслух" - и такие понятия, как проблемная ситуация, инcaйт - особый психический акт мгновенного схватывания отношений (структуры) в воспринимаемом поле. При этом возникновение того или иного решения в "продуктивном мышлении" животных и человека трактовалось как результат образования "хороших гештальтов" в психологическом поле. Сформулированные при исследовании процессов восприятия и мышления законы гештальта затем были перенесены на другие области. В 20-х гг. ХХ в.


Курт Левин (1890-1947) расширил сферу применения гештальтпсихологии путем введения "личностного измерения". Создал ряд методических ситуаций для экспериментального исследования мотивационно-потребностной и волевой сферы человека. Под его руководством работали: Блюма Вульфовна Зейгарник (1900-1988) – по проблеме забывания завершенных и незавершенных действий, Гита Васильевна Биренбаум (1903-1952) – по проблеме забывания намерений, а также Т. Дембо по проблеме фрустрации, А. Карстен - психического пресыщениея, Ф. Хоппе - уровню притязаний. На основе этих и других исследований К. Левиным была создана топологическая психология (от греч. topos - место, psyche - душа и logos – учение). В ее центре стояла личность, которая трактовалась в единстве с ее окружением. Это единство выражалось в понятии "поле" как суммы сил валентных для личности объектов. В психологической школе, созданной К. Левиным, были введены новые для психологии понятия: квазипотребность, психологическая валентность, жизненное пространство, временная перспектива, уровень притязаний. Гештальтпсихология оказала существенное влияние на необихевиоризм, когнитивную психологию, школу "New Look". Гештальтпсихология выступила против ассоциативной психологии В. Вундта и Э. Титченера, трактовавшей сложные психические феномены в качестве выстроенных из простых по законам ассоциации. Заслуги гештальтпсихологии состоят в разработке понятия психологического образа, в утверждении системного подхода к психическим явлениям.

Глубинная психология

В 1896 г. возникло направление в психологической теории и практике, положившее начало тому: что сейчас называют глубинной психологией. К глубинной психологии могут быть отнесены:гормическая психология, психоанализ, неофрейдизм, аналитическая психология, индивидуальная психология. Глубинная психология основана на естественнонаучной методологии. Ее сущность определяется положением о нетождественности личности и сознания (рационального познания). Все душевные процессы рассматриваются как детерминированные, в конечном счете, биологически, постулируется ведущая роль бессознательных (иррациональных, аффективно-эмоциональных, инстинктивных и интуитивных) процессов в деятельности индивида, в формировании его личности.


У истоков глубинной психологии стоял австрийский психиатр и психолог Зигмунд Фрейд (1856-1939). Начав свои исследования, как физиолог и врач-невропатолог, Фрейд пришел к выводу, что физиологический подход к психике недостаточен, и предложил свою систему анализа душевной жизни человека, названную им психоанализом. С топической (структурной) точки зрения психика содержит, по Фрейду, три образования: «Я», «Сверх-Я» и «Оно». Две последние системы локализованы в слое первичного психического процесса — в бессознательном. «Оно» - это место сосредоточения двух групп влечений: а) влечения к жизни, или эроса, куда входят сексуальные влечения и влечение к самосохранению «Я»; 6) влечение к смерти, к разрушению - танатоса. «Оно» составляет движущую силу поведения, источник психической энергии, мощное мотивационное начало. «Я» - это вторичный, поверхностный слой душевного аппарата, именуемый обычно сознанием. «Я» воспринимает информацию об окружающем мире и состоянии организма. Его основная функция - соизмерять вышеназванные влечения с требованиями враждебной индивидууму социальной сферы в интересах его самосохранения. Систему требований «Я» к «Оно» составляет «Сверх-Я» - внутренний «надзиратель», «критик», источник нравственного самоограничения личности. Данный слой психики формируется большей частью бессознательно в процессе воспитания (прежде всего в семье) и проявляется в виде совести.

В динамическом плане названные уровни личности характеризуются конфликтом между сознательным и бессознательным. Бессознательные влечения, по словам З. Фрейда, «по природе своей достойны осуждения», подавляются энергией «Сверх-Я», что создает невыносимое для человека напряжение. Последнее может быть частично снято с помощью бессознательных защитных механизмов - вытеснения, рационализации, сублимации и регрессии. Задача психоаналитика как психотерапевта усматривается Фрейдом в том, чтобы выявить посредством анализа свободно всплывающих ассоциаций и сновидений пациента травмирующие его переживания, а затем помочь ему осознать их и, значит освободиться от них. З. Фрейд ввел в психологию ряд важных тем: бессознательная мотивация, защитные механизмы психики, роль сексуальности в ней, влияние детских психических травм на поведение в зрелом возрасте и др. Однако уже его ближайшие ученики пришли к выводу, что движущие силы психического развития - не сексуальные влечения по преимуществу, а

  • чувство неполноценности и необходимость компенсировать этот дефект - Альфред Адлер (1870-1937);

§ коллективное бессознательное (архетипы), вобравшее в себя общечеловеческий опыт - Карл Густав Юнг (1875-1961).

А. Адлер, основатель так называемой «индивидуальной психологии», отмечал отсутствие жесткой границы и антагонизмов между сознанием и бессознательным. По словам же К. Юнга, он в своем учении, названном им аналитической психологией, «смотрел на человека в свете того, что есть в нем здорового и крепкого, нежели с точки зрения его пороков».

В противоположность ориентированности экспериментальной психологии начала XX в. исключительно на когнитивные процессы, Уильям Мак-Дугалл (1871-1938) поставил в центр исследования динамический аспект поведения. Им были проанализированы фундаментальные потребности организма. Основой психических явлений им признавалась особая нематериальная сила ("горме"), которая проявляется в виде инстинктов. Так возникло направление - гормическая психология (от греч. horme - возбуждение, влечение, побуждение, стремление, psyche - душа, logos – учение). Есть содержательная связь данного направления и психоанализа.

Связать природу бессознательного ядра психики человека с социальными условиями его жизни пытались реформаторы психоанализа З. Фрейда(неофрейдисты) - Карен Хорни (1885-1952), Гарри Стэк Салливен (1892-1949) и Эрик Фромм (1900-1980). Человеком движут не только биологические предопределенные бессознательные побуждения, но и приобретенные стремления к безопасности и самореализации (К. Хорни), образы себя и других, сложившиеся в раннем детстве (Г. Салливен) влияния социоэкономической структуры общества (Э. Фромм).

Когнитивная психология

Когнитивная психология (от лат. cоgnitiо - знание + греч. psyche - душа + logos) возникла в начале 1960-х гг. Характеризуется рассмотрением психики как системы когнитивных операций. Продолжает линию, идущую от бихевиоризма, строго формализованного анализа психологических процессов. Основана на метафоре компьютера - психика трактуется как система, предназначенная для переработки информации. Здесь постулируется связь реакции не только с внешним стимулом, но и с внутренними переменными (самосознание, селективность внимания, когнитивные стратегии, идеи и желания). Современная когнитивная психология работает в следующих исследовательских областях: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, речь, психология развития, мышление и решение задач, человеческий интеллект и искусственный интеллект.

Основным методом выступает анализ микроструктуры того или иного психологического процесса.

Ульрих Найссер (род. 1927) определял познание как процесс трансформации, редукции, обработки, накопления, воспроизведения и использования входящих сенсорных сигналов. Рассматривал образование "схемы" как основу когнитивных процессов. Ввел в научный обиход понятия "иконическая память", "эхоическая память". Работая вместе с Дж.Гибсоном, приступил к разработке принципов экологической психологии.

Для представителей когнитивной психологии центральным становится вопрос об организации знания в памяти субъекта, о соотношении вербальных (словесных) и образных компонентов в процессах запоминания и мышления. Эта психология возникла под определенным влиянием теоретико-информационного подхода. Основное понятие когнитивной психологии - «схема». Она представляет собой имеющийся в голове человека план сбора и программу переработки информации об объектах и событиях. Восприятие, память, мышление и другие познавательные процессы определяются схемами так же, как устройство организма генотипом. В итоге когнитивной психологией были выявлены важнейшие свойства, присущие познавательной деятельности: избирательность, определяемость средой, неполнота познавательных схем и др.

Гуманистическая психология

Гуманистическая психология (от лат. humanus - человечный и греч. psyche - душа + logos – учение) - ряд направлений в современной психологии, ориентирована на изучение смысловых структур человека. В качестве самостоятельного течения выделилась в начале 1960-х. гг. в США. В 1962 г. под председательством Абрахам Харольд Маслоу (1908-1970) была основана Американская ассоциация гуманистической психологии. Благодаря успехам терапии, основанной на ней, приобрело большую популярность и в Европе.

К данному направлению могут быть отнесены представители Абрахам Харольд Маслоу (1908-1970), Карл Ренс Роджерс (1902-1987), Виктор Эмиль Франкл (род. 1905), Шарлотта Бюлер (1893-1974), Ролло Мэй (род. 1909) и др.

Гуманистическая психология получила название "третьей силы" в противовес бихевиоризму и психоанализу, которые не дают понимание того, чем является здоровая и творческая личность, которая ориентирована не на адаптацию, достижение равновесия с ее окружением, а, наоборот, на выход из этих границ. Существенное влияние на формирование гуманистической психологии оказали гештальтпсихология и феноменология, в частности, представления Мориса Мерло-Понти (1908-1961)

о "битии-для-мира", в соответствии с которыми человек есть не что-то обусловленное, а деятельно меняющие свое окружение. Было постулировано, что цель человеческого существования - самоактуализация. В качестве основных предметов анализа здесь выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Гуманистическая психология ставит своей целью возвращение человеку его целостности. В этом направлении активно используются постулат о целостной человека (человек и его окружение не два объекта, а единый организм). Так, человеческое переживание, на которое ориентирована по преимуществу гуманистическая психология, целостно и имеет тенденцию к созданию "хорошего гешатальта". Основным исследовательским ориентиром выступает согласованность, непротиворечивость всех психических процессов индивида и его интегрированность в социум. Все психические феномены рассматриваются в связи со спецификой "окружающего поля", к которому относятся общая ситуация, потребности, установки, действия и опыт индивида. Считается, что человек может развиваться, лишь освободившись от внутренних и внешних запретов, когда его базовые потребности удовлетворены и он не вынуждается обстоятельствами к использованию механизмов психологической защиты.

Методологические позиции гуманистической психологии могут быть сформулированы в следующих принципах:

§ человек целостен;

§ ценны не только общие, но и индивидуальные случаи;

§ главной психологической реальностью являются переживания человека;

§ человеческая жизнь - единый процесс;

§ человек открыт к самореализации;

§ человек не детерминирован только внешними ситуациями.

На основе гуманистической психологии строятся некоторые направления психотерапии и гуманистическая педагогика. Особое значение придается принципу "здесь и теперь" - прошлого уже нет, будущего еще нет. Для различных форм психотерапии, которые базируются на гуманистической психологии:

§ логотерапия Виктора Эмиля Франкла (род. 1905),

§ психодрама Якоба Лери Морено (1892-1974),

§ гештальттерапия Фрица (Фридриха Саламона) Перлса (1893-1970),

§ клиентоцентрированная терапия Карла Ренса Роджерса (1902-1987),

характерен акцент не на объяснении поведения, а на осознании и отреагировании эмоций.

К. Роджерс узаконил совершенно новые взаимоотношения между пациентом и терапевтом, которые стали носить субъект - субъектный характер.

Экзистенциальная психология

Экзистенциальная психология (от лат. existentia - существование и греч. psyche - душа, logos – учение) - психологическое направление, основанное на принципах гуманистической психологии.

Исходит из первичности бытия человека, с которым органически связаны базовые экзистенциальные проблемы, стресс и тревога. Ее представителями являются Людвиг Бинсвангер (1881-1966), Медард Босс (род. 1904), Ролло Мэй (род.1909), Виктор Эмиль Франкл (род. 1905). В центр внимания ставятся не внешние силы, обусловливающие поведение человека, но его собственная индивидуальность, которая себя узнает (Хайдеггер), проверяет (Сартр) или осуществляет (Франкл). Эта индивидуальность проявляется в различных формах любви, при переживании стыда, при смене настроений. Традиционный предмет экзистенциальной психологии - человек в экстремальных ситуациях (экономическая депрессия, война, разрушения). Выделяется ряд проблем: жизни и смерти; свободы и ответственности; общения и одиночества; смысла и бессмысленности существования. Вместе с тем, считается, что конкретный человек имеет уникальный личный опыт, которые не может быть сведен к универсальным правилам. На основе данных теоретических посылок развивается экзистенциальная психотерапия, направленная на восстановление аутентичности личности, которая достигается за счет глубинной личностной рефлексии.

Трансперсональная психология

Трансперсональная психология (от лат. trans - сквозь, через + рersоna - личность и греч. psyche - душа + logos – учение) - ряд психологических направлений.

Основными представителями трансперсональной психологии являются Станислав Гроф, Роберто Ассаджоли (1889-1974), Карлфрид Дюркгейм (род. 1896).

В 1969 г. возник журнал Journal of Transpersonal Psychology. Особое внимание в этом направлении обращается на феномены сознания, выходящие за рамки обыденного опыта: это - формы измененного сознания, спиритический опыт, "ключевые переживания", сверхсенсорное восприятие, медитативные практики, наркотический субъективный опыт, а также сознание изменяющие техники или вещества. Есть общие основания у гуманистической и трансперсональной психологии - обе ориентированы на развитие и достижение целостности человеком. Но в данном направлении особая ориентация на цели, которые трансцендентируют индивида.

С. Гроф использовал различные практики и техники, направленные на изменение сознания. Для картографии возникающих при этом переживаний предложил антропологическую модель, в которой было выделено четыре области: сенсорные переживания, ранние биографические переживания, пренатальные переживания, трансперсональный опыт. Считается, что благодаря сильнейшим переживаниям, связанным со смертью и воскресением, ранними событиями индивидуальной жизни, встречами со значимыми архетипическими персонами, с подключением к "энергиям", происходит достижение человеком психологической целостности.

Р. Ассаджоли разработал теорию субличностей, которые представлены индивиду в виде внутренних голосов, часто противоречащих друг другу. В его учении индивидуального развития, по аналогии с подходом К.Г. Юнга (у которого есть разделение внешней и внутренней индивидуации), этот процесс разделяется на персональный и трансперсональный психосинтез. Центральным пунктом интеграции личности является не Я, а трансперсональная Самость, как спиритуальный центр идентичности. В его антропологии индивид представлен следующими, надстраивающимися один над другим, уровнями: глубинное бессознательное, среднее (коллективное) бессознательное, высокое бессознательное (надсознательное), достижение вершинной точки которого обозначается Самостью. Механизмом развития является устойчивое перемещение локуса сознания (Я) от низших уровней к высшим.

К. Дюркгейм исходил из понимания того, что трансперсональный и телесный опыты не являются антагонистами. В силу этого основа человеческого развития - интегрировать телесный опыт со всеми другими видами жизненного опыта. Центрация человека на его телесном центре, который играет роль корневой системы растений, позволяет ему иметь поддержку, требующуюся для безопасного приобретения спиритуального опыта. Выступал за синтез психотехнических техник - глубинной и гуманистической психологии, гештальттерапия, психодрама, биоэнергетический анализ, айкидо, упражнений с луком и пр.

А. Маслоу, который считается основателем гуманистической психологии, считал, что она служит лишь ступенькой к психологии трансперсональной. В соответствии с его теорией потребностей, в психологической организации индивида должны быть удовлетворены сначала потребности физиологические, в безопасности, в социальных контактах и оценке, перед тем как индивид станет личностного готов к принятию трансперсонального опыта. В силу этого считается, что сначала должны быть отработаны невротические и психосоматические нарушения, прежде чем будет начат путь расширения сознания. Вместе с тем, одни и те же феномены могут толковаться в клинической и трансперсональной психологии как диаметрально противоположные по знаку валентности. Уже З.Фрейд (1930) трактовал медитативные ("океанические") ощущения адептов восточных религий как симптом инфантильной беспомощности, а Ф. Александер трактовал медитацию как "самоиндуцированную кататонию". Различие между трансперсональным опытом и психозом заключается, прежде всего, в произвольности воспроизведения особых состояний сознания. Многие положения этого направления получают дальнейшее развитие. Есть попытки трактовать трансперсональный опыт в контексте новых мировоззренческих представлений. Это - относительность пространства и времени, материи и энергии, роль позиции наблюдателя (физика), диссипативные структуры (химия), аутопоэзис (биология), связь языка и действия (культурная антропология). В центре изменения сознания стоит применение различных техник или веществ. Это - сенсорная депривация, суггестивные и гипнотические техники, различные школы йоги, суфизма, даосизма, шаманизма, христианского исихазма, эротические техники, опыт наркотического опьянения, работа с различными энергетическими центрами.

Отечественная психологическая мысль в XX веке

Значительный вклад в развитии психологии XX в. внесли наши ученые Лев Семенович Выготский (1896-1934), Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979), Александр Романович Лурия (1902-1977), Петр Яковлевич Гальперин (1902-1938).

Л. С. Выготский ввел понятие о высших психических функциях (мышление в понятиях, разумная речь, логическая память, произвольное внимание) как специфически человеческой, социально обусловленной форме психики, а также заложил основы культурно-исторической концепции психического развития человека. Названные функции первоначально существуют как формы внешней деятельности, и лишь позже - как полностью внутренний (интрапсихический) процесс. Они происходят из форм речевого общения между людьми и опосредованы знаками языка. Система знаков определяет поведение в большей степени, чем окружающая природа, поскольку знак, символ содержит в свернутом виде программу поведения. Развиваются высшие психические функции в процессе научения, т. е. совместной деятельности ребенка и взрослого.

А. Н. Леонтьев провел цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций как процесс «вращивания» (интериоризации) высших форм орудийно-знаковых действий в субъективные структуры психики человека.

А. Р. Лурия особое внимание уделял проблемам мозговой локализации высших психических функций и их нарушений. Он явился одним из создателей новой области психологической науки - нейропсихологии.

П. Я. Гальперин рассматривал психические процессы (от восприятия до мышления включительно) как ориентировочную деятельность субъекта в проблемных ситуациях. Сама психика в историческом плане возникает лишь в ситуации подвижной жизни для ориентировки на основе образа и осуществляется с помощью действий в плане этого образа. П. Я. Гальперин — автор концепции поэтапного формирования умственных действий (образов, понятий). Практическая реализация этой концепции позволяет существенно повысить эффективность обучения.


Интегративная психология как методологическая система психологической науки ХХI века

За последние 15 лет психологическое сообщество, находясь в поиске наиболее адекватной методологической системы психологии и попытки целостного описания психической реальности, сформировало учение об интегративной психологии. Психология в данном контексте и есть метод теоретического описания психического, исследования феномелогии психической реальности и воздействия на нее. Основателем интегративной психологии является ведущий ученый современности – российский психолог Владимир Васильевич Козлов (род. 1957)

Метод в интегративной психологии представлен в его триединстве:

1. Как способ теоретического исследования.

2. Как система способов и приемов эмпирического изучения.

3. Как профессиональное психологическое психотехническое практическое воздействие или взаимодействие с субъектом.

Важно выстроить минимальные требования к теоретическим построениям, которые существуют в психологии. Любое теоретическое построение в психологии должно обладать тремя качествами, для того, чтобы адекватно отражать свой предмет и быть точным методом исследования своего предмета:

1. Понятность и доступность.

Необходимо найти некоторую срединность изложения между псевдонаучной сложностью и плоским упрощением психологии.

2.Точность и соответствие реальности.

Ни в философии, ни в психологии, ни в духовных традициях нет абсолютно точной теории, описывающей психическое. Несоответствие теории психического с самой психической реальностью, является движущей силой методологических поисков в психологии в течение последних 2,5 тысячелетий. Часто, анализируя психологические теории, мы приходим к выводу, что они мало соприкасаются с жизнью людей, существующих в объективном мире.

3.Достаточная подробность. Многие психологи и педагоги умудряются жить в тех методологических пространствах, которые были существенно важны и адекватны 100-150 лет назад. «Как часто видишь, - говорит В.В. Козлов, - как бродят по кафедрам и образовательным учреждениям молодые или седые тени физиологических психологов… черви в хоботах мамонтов, воображающих себя мамонтами». Конечно, вне сомнения, каждый достаточно образованный психолог, педагог понимает, что психическая и образовательная реальность всегда более сложна и многомерна, чем любая теоретическая модель. Таких психологов и педагогов отпугивает все новое и в своей маниакальной чистоплотности «соблюдения научных традиций» они готовы «к кострам очищения». Таким образом, особенно необходимо сформировать установку открытости и понимания среди разных поколений психологов и педагогов. И суть предмета и метода психологии и педагогики не в том, что теория психического подробно не описана, а в том, что эти подробные теории ни как не могут вписаться в мировоззренческие модели самих психологов и педагогов. Для интегративного подхода на уровне метода, как теоретического способа исследования, важно, что идея поиска адекватной теории психического была доминирующей не только в психологии, но и в психодуховных традициях большей части цивилизованного человечества на протяжении почти всей его истории, как в религиозных, так и в философских, психологических и педагогических системах. Концептуальное осмысление психической реальности является центральной для эволюции человечества. Она сформировала не только экзистенцию мировых традиций – даосизма, буддизма, христианства, мусульманства, но и теорий величайших философов, психологов, педагогов. Реализация метода как способа теоретического исследования и понимания психического в различных подходах имеет следующие базовые различия:

1. Различия в терминологическом аппарате. Теория как исследовательский метод – это не зеркальное отражение феноменологии психического, а некоторая ее интерпретация, осуществляемая отдельными психологами, которые отличаются друг от друга. Поэтому любая психологическая теория - это динамическое явление: она постоянно уточняется. Следует помнить, что теория – это лишь один из методов, на которых « говорит» психология. Познать категориальный строй, изучая отдельную психологическую теорию, - это не означает познать все компоненты реальности теории. За теорией стоят ощущения, эмоции, образы и символы, культурный и языковой опыт, как среда, из которого родилась и в котором формировалась теория. Любая психологическая теория включает множество смыслов, которые остаются «за кадром»:

§ теории, исходящие из основных мировоззренческих концептов создателя;

§ условий, в которых он рос, учился, жил и работал;

§ традиций и обычаев, которые соблюдал;

§ стратегию его жизни, идеалы;

§ архетипическая идентификация (какие архетипы поведения он избрал для себя).

2. Степень сложности структурно-функциональной дифференциации психического. Любая сложившаяся традиция (религиозная, философская, психологическая, педагогическая) предполагает определенную структурно-функциональную расчлененность психики и иерархически выстроенный путь к целостности высшего порядка. Сама иерархия и выстроена для того, чтобы простроить развитие человека и его духовный рост.

3. Специфика предмета, фокусировка исследовательских усилий на различных структурных компонентах, свойствах, уровнях, механизмах психического.

Если подойти к вопросу более обобщенно и анализировать «тело» современной психологии, то можно выделить семь базовых парадигм психологии, которые по-своему понимают свой научный предмет.

Напомним, что много философских, теологических, духовных моделей психической реальности было построено на эмпирическом методе – опыте интроспекции и опыте основателей этих традиций.

Началом психологии научной была психология физиологическая, а первым ее предметом – физиологические акты и закономерности. Само появление научной психологии ассоциировалось с бурным развитием естественных наук, особенно физиологии и медицины.

Вторая парадигма в развитии предмета психологии принадлежит психоанализу. Это первая психологическая теория, которая вычленила в качестве предмета личность и попыталась объяснить ее динамику. Впервые З. Фрейд предпринял попытку раскрыть личность в нескольких аспектах: динамическом (как продукт взаимоотношений разных сил); энергетическом (энергетические взаимоотношения в реальном психическом процессе), структурном (место и роль сознательного, предсознательного и бессознательного).

Третья волна психологии – это бихевиоризм. Д. Уотсон провозгласил, что психологию можно будет считать наукой лишь, когда она выработает объективный подход к исследуемым явлениям. Поэтому психология должна ограничиться описанием и количественной оценкой форм поведения, возникающих в определенных ситуациях. Таким образом, третий предмет психологии – поведение.

Возникновение любого направления и «новой волны» психологии стимулируется социальным заказом. В этом смысле психоанализ является ответом на появление личности, разотождествленной с общиной и впервые почувствовавшей одиночество и автономность в принятии решений и невротическую ответственность за свой выбор и судьбу.

Становление бихевиоризма совпало с быстрым развитием промышленности, усложнением управленческих, образовательных систем в США. Данный социально-экономический контекст приветствовал такое представление о человеке, согласно которому поведение принимает адекватные ситуации формы. Практическое приложение этой теории – введение конвейеров, развитие рекламы, программированное обучение, разработка эффективных систем управления сложными социальными системами.

Четвертая волна психологии – экзистенциально-гуманистическое направление связано с еще одним расширением предмета психологии – нравственность и экзистенциальные проблемы бытия в мире.

Вторая мировая война показала главный урок – недостаточно знать физиологию, личность, эффективно моделировать человеческое поведение – необходимо возрождение высших ценностей, без которых человек превращается в сверхзверя, способного бессмысленно уничтожать миллионы людей и массу социальных и культурных ценностей.

В экзестенционально-гуманистической психологии видим новую нравственно психологию, которая противопоставила себя бихевиоризму и фрейдизму, делающим основной упор на зависимость личности от ее прошлого, считая, что главное в ней – устремленность в будущее, к свободной реализации своих потенций (особенно творческих), к укреплению веры в себя и возможность достижения идеального Я.

Выражением широты предмета психологии является пятая волна – трансперсональная психология. Это связано с современными глобальными проблемами и цивилизационными процессами. Грандиозные изменения, происходящие сегодня во всех уголках нашей планеты, сотрясающие всё социальные группы и затрагивающие каждого человека, имеют фундаментальное измерение, ранее ускользавшее от философского и психологического анализа. Земная цивилизация вступает в новую фазу своего роста, которую можно охарактеризовать как сознательную эволюцию, когда активная преображение человечества происходит в объединении знаний и усилий западных технологий внешнего и восточных технологий внутреннего.

Пятая волна психологии выделила в качестве предмета психологии области за пределами общепринятого, персонального, индивидуального уровня переживания, в которых чувства самотождественности выходит за пределы индивидуальной (личной) самости, охватывая человечество в целом, жизнь, Дух и космос.

Шестая волна психологии – коммуникативная психология– выделяет в качестве предмета межличностные отношения.

Предельным выражением предмета седьмой волны психологии – интегративной психологии является целостная картина психической реальности человека.

Просто психология для того, чтобы стать наукой, принесла сначала в жертву Дух и божественное, затем заклала душу и сознание, обнажившись до физиологического акта. И затем психология, набравшись сил интеллектуальной мощи, возвратила себе всю возможную феноменологию психической жизни, включая и трансперсональный проект, который является корневым подходом в мировых духовных и философских традициях и вне которого всегда был «пуст орех бытия» человеческого сознания.

Предел предмета психологии достигнут – семь колец расширения предмета психологии как годовые кольца Древа жизни привели к ее предельной взрослости, и семь ветвей с огромным количеством веточек и листьев поражают воображение своей силой и реализованностью.

Все семь направлений, парадигм психологии существуют и сосуществуют прямо сейчас одновременно. Безусловно, не всегда это существование мирное и эмпатичное. Но именно множественность, конкуренция, борьба создают то напряжение, которое двигает эволюцию психологической науки.

 

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Пути развития психологической мысли народов Средней Азии и Казахстана

На сайте allrefs.net читайте: Пути развития психологической мысли народов Средней Азии и Казахстана.

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Пути развития психологической мысли народов Средней Азии и Казахстана

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Направления современной психологии.
В этом очень кратком обзоре, мы обозначим основные направления современной психологии, что бы внести ясность в общепринятые и всем известные термины – психолог и психология

ПСИХОАНАЛИЗ.
Направление в современной психологии, основанное З. Фрейдом в начале XXвека. Акцент данного направления направлен на исследование динамики либидо(Зачастую либидо сводят толь

ПСИХОДРАМА
Направление психологии начало свою историю в 20-х XX столетия благодаря таланту выдающегося врача, психолога и философа Я. Л. Морено. История свидетельствует о встрече Я. Морено и

ЛОГОТЕРАПИЯ
— психотерапевтическая стратегия, разработанная В. Франклом в 40-х годах XXстолетия, основанная на убеждении, что развитие личности невозможно без поиска и реализации смысла жизни. Если у человека

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
оформилась, как самостоятельное течение в 50-60-х годах и представляет собой скорее совокупность сходных философских воззрений на человека, что дает практическим психологам

ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
– (лат. existentia – существование) сформировалось на основе трудов таких исследователей, как Л.Бинсвангер, М.Босс, Е.Минковски, Р.Мэй и др.. Психологическое направление, изучает: 1). Проблемы врем

ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ
(нем. gestalt — целостная форма или структура)начала развиваться в Германии в начале XX столетия. Данное направление основывается на том постулате, что первичными данными психологии

КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
-направлениев психологии, изучающее процессы познания (лат. cognitio – познание), работу памяти и роль познания в мотивации и поведении. В своей практической части

ТРАНСПЕРСОНАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
сформировалась в 60-е годы XX столетия на основе исследований многих известных психологов и психиатров, но несомненным лидером данного направления является С. Грофф. Трансп

КОУЧИНГ
сформировался в 90-е годыXX столетия (тренинговая концепция на стыкепсихологии, философии, спорта и менеджмента) (Изначально коучинг был ориентирован только на пространство бизнеса

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги