рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Контроль и самоконтроль деятельности.

Контроль и самоконтроль деятельности. - раздел Психология, Раскройте понятие о знаниях, умениях, навыках. Выявите психологические условия успешного формирования навыков При Длительном Отсутствии Упражнений Навык Постепенно Разрушается. Для Его Во...

При длительном отсутствии упражнений навык постепенно разрушается. Для его восстановления необходимо вновь повторить соответствующие упражнения.

К условиям, обеспечивающим успешное формирования навыков, относится также число упражнений, их темп и распределение во времени. Важное значение имеет знание результата. Таким образом, основными условиями формирования навыков являются:

  • четкость поставленной цели;
  • планирование деятельности, осознание способа выполнения;
  • контроль;
  • самоконтроль;
  • оценка деятельности.

Навык может быть сформирован разными путями: через простой показ, объяснение, сочетание показа с объяснением. Во всех случаях необходимо осознать схему действия и место в нем каждой операции.

Формирование навыков может осуществляться двумя методами:

1) методом ``проб и ошибок'';

2) через систему сознательных процедур.

Формирование отдельного навыка никогда не является самостоятельным, изолированным процессом. На него влияет, в нем участвует весь предшествующий опыт человека. В выработке навыка существенную роль играют и индивидуальные различия. Одни и те же навыки у одних людей вырабатываются намного быстрее, чем у других. Выработка навыка совершается неравномерно, иногда скачкообразно.

Привычка.Близкой навыку по механизмам формирования и характеру осуществления является привычка. Привычка -- это автоматизированное действие, выполнение которого стало потребностью личности.

 

Причины, влияющие на продуктивность навыка

Объективные ⇓ Субъективные
Физиологические ⇓ Психические ⇓
  • конструкция оборудования;
  • ухудшение качества и состояния оборудования;
  • ухудшение условий, в которых выполняются действия;
  • ошибки педагога, допущенные в процессе обучения
· утомление; · состояние здоровья · отношение к деятельности; · степень уверенности в своих силах; · настроение; · динамика навыка

Утомление и усталость.Известно, что всякая деятельность приводит к утомлению.

Утомление – физиологическое явление, естественное истощение сил работающего органа или всего организма в процессе деятельности, вызванное затратой энергии и необходимостью ее восстановления.

Усталость – переживание человеком утомления. Само переживание не является прямым отражением утомления. В чувство усталости включается отношение человека к работе, привычка к физическому и умственному напряжению. Поэтому усталость может возникнуть до наступления физиологического утомления, даже в самом начале работы. Однообразная, неинтересная, безразличная для человека работа приводит к тому, что утомление наступает раньше нормального времени, необходимого для того, чтобы возникла усталость, имеющая физиологические причины. И наоборот, утомление, может быть приятным при интересной работе, и усталый человек будет чувствовать себя бодрым.

Утомление выражается не только в субъективном переживании чувства усталости. Объективными показателями утомления является замедление темпа работы и снижения ее качества. Исследования работоспособности показывают, что в первые 2 часа работы работоспособность повышается, достигает максимального уровня, а затем наступает ее снижение. Поэтому педагог должен правильно организовать воспитательно-образовательный процесс в работе с детьми: в первую очередь чередование занятий: а) разнообразных по содержанию материала; б) по степени сложности; в) правильно организовывать отдых между ними.

Преодолению усталости способствует и осознание мотивов и целей деятельности, творчество, отношение к деятельности.

 

В течение жизни у человека формируется большое количество разнообразных навыков, которые по-разному влияют друг на друга.

Положительное влияние ранее усвоенного навыка на овладение новым называют переносом. (Например, навык шофёра облегчает формирование навыка тракториста и т.п.). перенос навыков возможен, если имеется нечто общее в старой и новой деятельности. Если же старый и новый навыки не имеют ничего общего, а способы их выполнения резко отличаются, то старый навык тормозит образование нового.

Отрицательное влияние старых навыков на усвоение новых называется интерференцией навыков.

Новый навык выработать легче, чем перестраивать старый (учить легче, чем переучивать).

 

 

13. Охарактеризуйте игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте. Проанализируйте структурные компоненты сюжетно-ролевой игры.

 

Игра, с одной стороны, создаёт зону ближайшего развития ребёнка, а потому является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Это связано с тем, что в ней зарождаются новые, более прогрессивные виды деятельности, формируются умения действовать коллективно, творчески, произвольно управлять своим поведением. С другой стороны, её содержание питают продуктивные виды деятельности и постоянно расширяющийся опыт детей.

Игра - это форма деятельности в условных ситуациях, в которой воспроизводятся типичные действия и формы взаимодействия людей.

Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними.

Тема –та область действительности, которую ребёнок воспроизводит в игре («семья». «больница». «столовая», «магазин», «Баба Яга и Ивашечка»,«Белоснежка и семь гномов» и т.д.). Чаще всего тема берётся из окружающей действительности, но дети «заимствуют» и сказочные, книжные темы.

Сюжет –строится в соответствии с темой. К сюжетам относят определённую последовательность событий, разыгрываемых в игре.

Классификация игр по сюжетам

1. Бытовой - семейный быт, сад, школа.

2. Производственный - строительные, индустриальные, сельскохозяйственные, ремесленные игры.

3. Общественно-политический – демонстрации, митинги, игры в войну.

Несмотря на то, что некоторые сюжеты встречаются на протяжении всего дошкольного детства, есть определённая закономерность в их развитии (по Д.Б.Эльконину).

Во-первых, развитие сюжетов идёт от бытовых игр к играм с производственными сюжетами и, наконец, к играм с сюжетами общественно-политическими. Это связано с расширением кругозора ребёнка и его жизненного опыта.

Во-вторых, развитие сюжетов идёт и по линии разнообразия форм игры в пределах одной группы сюжетов.

У младших дошкольников игры с бытовыми сюжетами очень однообразны (в основном это игры в семью), состоят из одной, реже двух сюжетных линий (например, мама и дочка убирают дом или моют посуду). У старших дошкольников – разнообразнее (игры в буфет, парикмахерскую, больницу, детский сад и т.д.).

Исследования показывают, что игра возникает и развивается не самопроизвольно. Для этого необходимы три условия: наличие разнообразных впечатлений от окружающей действительности; наличие различных игрушек и воспитательных пособий и частое общение ребёнка со взрослыми.

Третья линия развития сюжетов ролевых игр касается повышения устойчивости игр на один и тот же сюжет. Младшие дошкольники быстро и легко переходят от одного сюжета к другому. У средних и старших один и тот же сюжет разыгрывается более продолжительное время. Игры на одну и ту же тему могут быть представлены разными сюжетами. Так, например, игра в «семью», в «дочки-матери» реализуются разыгрыванием сюжетов прогулки, обеда, стирки, приёма гостей, мытья ребёнка, его болезни и т.д.

В младшем дошкольном возрасте сюжет подсказывает игрушка, атрибут, который попал в поле зрения ребёнка, привлёк его внимание. Затем дети начинают планировать сюжет до начала игры в соответствии со своими интересами. Старшие дошкольники начинают объединять игры с разными сюжетами («мастерская игрушек»+ «магазин»+ «детский сад»).

Роль –это соответствующий принятым в обществе нормам, правилам способ поведения людей в различных ситуациях, моделирование реальных отношений, существующих между людьми.

Д.Б.Эльконин называет роль центральной единицей игры.

Выполнение роли ставит ребёнка перед необходимостью действовать не так, как он хочет, а так, как это предписано ролью.

В пределах одного сюжета ребёнок может выполнять разные роли (сегодня мама, завтра – дочка). У младших дошкольников количество ролей – 1-2, у старших – до 10, из которых 2-3 становятся любимыми.

Игровые правила -составляют центральное ядро роли. Соблюдение правил и сознательное отношение к ним – показатель глубины отражаемой в игре сферы социальной действительности.

Невыполнение правил приводит к распаду игры. Правила успешнее соблюдаются в коллективных играх, т.к. имеется контроль со стороны партнёров.

В младшем дошкольном возрасте дети легко нарушают правила, не замечают, когда это делают другие, т.к. не осознают их смысл. Затем начинают фиксировать нарушение правил товарищами и противятся этому. Необходимость следовать правилам объясняют житейскими наблюдениями: так не бывает. В старшем дошкольном возрасте правила становятся осознанными, открытыми. Ребёнок учится управлять своим поведением.

Игровые действия -способствуют выполнению роли: «врач» делает укол«больному», «продавец» отвешивает «покупателю» «колбасу», «учитель» учит «учеников» «писать» и т.д.

С возрастом игровые действия усложняются: от простого подражания взрослым до обобщённого, условного характера. Могут заменяться словами («Бельё уже постирано»).

Освоение разнообразных игровых действий позволяет ребёнку наиболее полно и точно реализовать роль.

Содержание игры –то, что ребёнок выделяет как основной момент действительности или отношений взрослых. Дети разных возрастных групп при игре с одним и тем же сюжетом вносят в неё разное содержание: для младших дошкольников – это многократное повторение какого-либо действия с предметом («качать куклу» - «дочки-матери», «лечить медвежонка» - «больница»); для средних это – модеирование деятельности взрослых и эмоционально значимых ситуаций, выполнение роли; для старших – соблюдение правил в игре.

Игровой материал – игрушки, атрибуты и разнообразные другие предметы, при помощи которых дети разыгрывают сюжет и роли. Особенностью игрового материала становится то, что в игре предмет используется не в своём собственном значении (песок, плитки, лоскутки, пуговицы и т.п.), а в качестве заместителей других, недоступных ребёнку практически, предметов (сахар, тротуарные блоки, ковры, деньги и т.п.). Замещение возникает всегда в проблемной ситуации: что делать, когда кукла хочет кушать, а ложки нет? С предметом-заместителем можно выполнять ту же функцию, что и с замещаемым (ложкой может быть палочка, карандаш, даже градусник, а не мяч, т.к. им нельзя зачерпнуть пищу).

Ролевые и реальные отношения -первые отражают отношение к сюжету и роли (конкретные проявления персонажей), а вторые выражают отношение к качеству и правильности выполнения роли (они позволяют договориться о распределении ролей, выборе игры и реализуются в игровых «ремарках» типа «надо делать так», «ты неправильно пишешь» и т.п.). Если детям не удается договориться о распределении ролей, то игра распадается или кто-то из ребят выходит из неё. В выборе партнёров для игр дети опираются на свои симпатии, выделяют ценимые в сверстнике нравственные качества. Игровые умения, а также наличие привлекательных игровых предметов.

Реальные отношения могут противоречить игровым. Чем старше ребёнок, тем чаще конфликт между реальными и ролевыми отношениями, который разрешается в пользу реальных.

Значение игры для развития ребёнка:

1. развивается мотивационная сфера,

2. формируется произвольность поведения и всех психических процессов,

3. формируется «Я-концепция», самооценка, самоконтроль, саморегуляция,

4. влияет на умственное развитие ребёнка,

5. способствует развитию воображения,

6. игра – «школа морали»,

7. формируются коммуникативные и организаторские способности и навыки детей,

8. в игре складываются другие виды деятельности детей.

 

 

14. Опишите изменение сюжетно-ролевой игры и её отдельных компонентов на протяжении дошкольного детства. Докажите роль взрослых в развитии игр.

Сюжетно-ролевая игра – это воссоздание в игре социальных отношений между людьми, отношений людей друг к другу. Совместная сюжетно-ролевая игра как деятельность, ведущая в дошкольном возрасте, является средством, с помощью которого у детей вырабатываются различные навыки и умения, разнообразные действия и виды деятельности, происходит становление отдельных психических процессов, развитие личности в целом.

На протяжении дошкольного возраста игра видоизменяется, совершенствуется.

Младший дошкольный возраст

1. Младшие дошкольники в основном играют в одиночку (игры рядом, индивидуальные), т.к. они не умеют договориться между собой, распределить роли, игровой материал.

2. Темы игр в основном бытовые, берутся из жизни: впечатления собственной жизни, непосредственного окружения. Это – «дочки-матери», «детский сад», «езда» на машине, «лечение». В играх дети используют и эпизоды из хорошо знакомых сказок. Сюжеты игр однообразны, в основном – многократное повторение игровых действий.

3. Среди игровых действий преобладают внешние действия изображаемых людей. Словесные игровые действия выполняются редко, т.к. этому необходимо специально обучать.

4. Ребенок берет на себя роль, но пока еще редко называет себя соответственно этой роли. Дети с интересом воспроизводят ролевые действия, эмоционально передают ролевое поведение. Сначала игра сопровождается отдельными репликами, постепенно развивается ролевой диалог, в том числе и с воображаемым собеседником.

5. Дети хорошо владеют действиями с сюжетно-ролевыми игрушками, начинают свободно применять в игре предметы-заместители, могут заменять недостающие тематические игрушки другими предметами.

Постепенно идет смена сюжетно-ролевой игры – переход от одиночных игр к совместным, где участвуют двое и более детей. Этот переход проявляется следующим образом: сначала ребенок проявляет интерес к игре товарища, потом на короткое время включается в игру друга, а затем дети снова расходятся. Толчком к началу игры в младшем возрасте служит предложение взрослого или полученные впечатления. Игры непродолжительны – до 10-15 минут.

Средний дошкольный возраст

1. В игре появляются группки по 2-3 человека (групповая форма организации). Их объединяет интерес к одним и тем же темам, сюжетам игр.

2. Расширяется тематика игр. Дети включают в игру элементы общественной жизни, комбинируют эпизоды из сказок и реальной жизни. Усложняются сюжеты. Они становятся развернутыми и разнообразными. Главным в сюжете для детей становится воспроизведение отношений между людьми, соблюдение правил взаимоотношений.

3. Ролевой диалог становится более длительным и содержательным. Дети передают характерные особенности персонажа игры с помощью средств выразительности (движения, мимика, жесты, интонации). Они вступают в ролевое взаимодействие на длительное время до 40-50 минут.

4. Дети самостоятельно выбирают предметы-заместители, легко дают им и воображаемым предметам словесные обозначения.

Большая роль в организации игры принадлежит взрослым, но помощь должна быть ненавязчивой. При возникновении конфликтов воспитатель помогает их разрешить. Дети сами постепенно научаются управлять игрой, организовывать ее.

Старший дошкольный возраст

1. Сюжетно-ролевая игра, как правило, коллективная.

2. В игре используется большое разнообразие тем. Дети в играх отражают события и ситуации, выходящие за рамки их личного опыта, стремятся воспроизвести то, что происходит в жизни страны и всего человечества. В играх дети комбинируют знания, почерпнутые из наблюдений, книг, кинофильмов, рассказов взрослых. Сюжет игр планируется в соответствии с темой и ролевыми отношениями.

3. Дети заранее планируют игру – договариваются о теме, распределяют роли, определяют материал. У детей насчитывается 7-10 ролей в играх, из них 2-3 любимые. Иногда детям при большом количестве ролей не хватает времени развить сложный сюжет и выполнить до конца действия своих ролей – возникает конфликт. Воспитателю необходимо вмешаться, а детям остановить игру и определить дальнейший ее ход.

4. Игры этого возраста предполагают воспроизведение реальных отношений окружающей жизни через словесное общение, поэтому некоторые действия дети выполняют намеком или словесно.

5. В этом возрасте дети соблюдают правила игры и придают этому большое значение. Если кто-то не хочет или не знает, как справиться с ролью, не знает правила – это тут же замечается.

6. Материалу для игр придается следующее значение: там, где действие выполняется условно, материал вообще не применяется, но для детей значительно привлекательными становятся аксессуары, обозначающие роль.

7. Сложный характер приобретает соотношение ролевых и реальных взаимоотношений. В этом возрасте выделяются организаторы игр – дети, знающие много сюжетов, пользующиеся авторитетом. Они берут на себя главную роль. Однако случается, что такой ребенок выбирает второстепенную роль, но при этом «ведет» всю игру, определяет действия остальных.

8. У детей старшего дошкольного возраста развивается разновидность сюжетно-ролевой игры – режиссерская. В ней ребенок не берет на себя никакой роли, а выступает как режиссер в театре. Он раздает роли игрушкам, а сам лишь передвигает их, придумывает происходящие с ними события.

9. Помимо сюжетно-ролевых игр в старшем дошкольном возрасте большое значение приобретают другие виды игр – подвижные и дидактические. Общая особенность их в том, что это – игры с правилами. Смысл этих игр для ребенка сводится к строгому выполнению правил и выигрышу.

Роль взрослого в детской игре. Л.С. Выготский настаивал на ведущей роли взрослого в игре ребенка. Он указывал на необходимость помощи ребенку в решении проблем, возникающих в "зоне ближайшего развития, что имеет обучающее значение. Процесс развития ребенка, сопровождающийся усложнением его игровой деятельности, должен быть обеспечен адекватными изменениями роли взрослого в детской игре.

С первых месяцев жизни взрослый должен инициировать игру, которая сначала носит характер эмоционального вовлечения через стимуляцию по разнообразным каналам: тактильному, зрительному, слуховому, проприорецептивному, вестибулярному.

По мере дальнейшего психического развития ребенок начинает исследовать предметы руками. Одновременно возрастает ответственность взрослого за обогащение предметной среды малыша. При этом взрослый должен действовать как посредник, поддерживающий взаимодействие ребенка с материалами. Следующий этап в развитии ребенка связан с совершенствованием представлений, подражательной и исследовательской активности. В обязанности взрослого включается организация символического общения, обыгрывание специфических действий с предметами. Не меньшее значение имеет поддержка игры с пластическими материалами, водой, блоками и т.п., что отвечает нуждам творческого развития, самовыражения и самоконтроля.

Появление у ребенка отсроченного подражания может служить сигналом для взрослого: "пришло время сюжетной игры". Родители могут теперь превратить детский уголок в игрушечную комнату. Диалог "за двоих", кукольный театр, драматизация на куклах социального взаимодействия–вот некоторые новые обязанности взрослого как партнера ребенка по игре.

С развитием самосознания, происходящим в период второго возрастного кризиса, ребенок подходит к новому этапу игровой деятельности. Он начинает участвовать в сюжетно-ролевой игре, затем самостоятельно придумывать сценарии игр–драматизаций. Взрослый может участвовать в такой игре непосредственно, предлагая свои идеи и знания. Однако важно поддерживать инициативу малыша.

Итак, роль взрослого в детской игре может меняться в зависимости от ситуации. Взрослый может быть: "источником ресурсов", обеспечивающим игровыми материалами; организатором игровой среды; наблюдателем, помощником, партнером по общению и игре, посредником, инициатором игры.

Для детей важна не только сама игра, но и то, как именно ее предлагают, ведут и оценивают значимые для них взрослые – педагоги и родители. В связи с этим в качестве основных условий, определяющих тактику реализации игровых программ, выступают педагогическая целесообразность и максимальная естественность поведения.

Таким образом, хороший («идеальный») руководитель игр должен обладать:

• спокойствием, соединенное вместе с тем с живостью темперамента;

• доброжелательность и разумная строгость; мягкость, но в то же время и настойчивость как черты характера, находящие свое проявление в поведении и интонациях речи педагога;

• уверенность в себе;

• беспристрастность и корректность в подведении итогов игры, оценке ее результатов и т.д.

Во многих играх дошкольников позиция взрослого состоит не столько в непосредственном участии, сколько в создании условий, определяющих правильное отношение детей к игре (создание игровой атмосферы, тщательное разъяснение содержания и правил игры, корректная помощь в распределении ролей между игроками, адекватный подбор игрового материала и оборудования и т.д.). Создание у детей мотивации к игре.

Создавая коллективные взаимоотношения в игре, руководитель должен стремиться, чтобы дети играли дружно, помогали друг другу, проявляли навыки взаимовыручки, не ссорились, не смеялись над проигравшим.

Общей рекомендацией взрослому при проведении игр любого вида является создание и поддержание у детей особого – игрового – эмоционального состояния. Несмотря на то что помимо радости и гордости играющие могут испытывать иногда чувства огорчения и обиды, в ходе игры важно корректно, но настойчиво поправлять ошибки игроков, при необходимости – разумными способами поддерживать их дисциплину, не допускать пререканий и грубости, постепенно воспитывая у детей выдержку, чувства справедливости, товарищества и взаимовыручки, настойчивости в достижении цели.

15. Раскройте психологические особенности рисования в старшем дошкольном возрасте. Аргументируйте возможность психологической диагностики по детским рисункам.

 

Старший дошкольный возраст – расцвет детского рисования. Особенно это относится к 5-летним детям, т.к. на 7-м году жизни интерес к рисованию, увлечение им несколько спадает.

От изображения отдельных предметов дети переходят к сюжетному рисованию - изображению жизненных событий, сцен из сказок и рассказов, содержащих множество предметов и персонажей. Создание рисунков начинает предваряться развёрнутым замыслом, который последовательно реализуется.

Однако детский рисунок характеризуется схематизмом. Детский схематизм рисунка всегда плоскостной. Он не передаёт объем предметов и перспективу, т.е. их уменьшение (увеличение) в зависимости от расстояний. Типичным является и расположение предметов и персонажей в один ряд. Вдоль нижнего края листа бумаги проводится линия, изображающая землю, на ней расположены люди, дома, деревья, животные, которые никогда не заслоняют друг друга. Вдоль верхнего края листа проводится две линии – небо. На нем могут помещаться солнце, тучи, птицы. Только под влиянием систематического обучения дети могут овладеть приёмом заполнения пространства листа, но и то при свободном рисовании они часто отказываются от этого приёма.

Изображение людей, животных, предметов в схематизме рисунка часто весьма детальны, но детали скорее обозначены, чем изображены: руки и ноги – одинарные или двойные прямые линии, ступни – загнутые концы линий, пальцы – пучок чёрточек и т.д. Люди и животные изображаются в застывших позах, лицом к зрителю или в профиль. На рисунке могут изображаться невидимые части у человека (например, изображают человека на лошади, но видны оба глаза и обе ноги, хотя изображён в профиль). Некоторые рисунки имеют «рентгеновский» характер (например, у одетого человека видно сердце). Бывает, что ребёнок, стремясь обозначить исчезновение какого-либо предмета, зачёркивает его изображение.

Несмотря на схематизм, детские рисунки часто бывают очень выразительны, т.к. передают отношение ребёнка к тому, что он изображает. Для этого применяются разные способы. Особенности предметов и персонажей, производящих на ребенка наибольшее впечатление, он подчёркивает, изображая в преувеличенном виде. Всё, что привлекает ребёнка (доброе, хорошие люди, животные), изображается особенно тщательно, всячески украшается, и наоборот, всё плохое, вызывающее отрицательное отношение рисуется небрежно, криво, кое-как.

Выразительное значение имеет и цвет. Привлекательные персонажи, предметы раскрашиваются яркими, чистыми красками, непривлекательные – тёмными, грязными. Действительный цвет предмета при том не учитывается.

Выразительность детского рисунка можно использовать для изучения отношения ребёнка к людям, которые его окружают (например, по размерам персонажей, их расположению, тщательности прорисовки деталей).

Далеко не все дети рисуют одинаково. Здесь проявляются индивидуальные интересы, вкусы и склонности, степень обученности рисованию, общая эмоциональная настроенность ребёнка, его жизненный опыт и др. качества. Это проявляется и в содержании детских рисунков, их сюжетах и в способах изображения. Нередко в течение какого-то промежутка времени ребёнок постоянно увлечён одними и теми же сюжетами, а потом переходит к другим. У каждого ребёнка появляется ряд излюбленных тем.

Создание и воплощение замысла в рисунке – самое яркое проявление творчества в дошкольном возрасте.

Детское рисование развивается под решающим воздействием обучения. Вместе с тем чрезмерное овладение «взрослыми» способами рисования может уничтожить оригинальность детских рисунков, снизить их выразительность. Поэтому необходимо предоставлять детям самостоятельность, побуждение к созданию и воплощению собственных замыслов.

 

 

16. Раскройте стороны конструктивной деятельности дошкольника и виды конструирования. Определите условия, необходимые для развития конструктивной деятельности.

 

Предпосылки конструктивной деятельности закладываются уже в раннем возрасте. Ребенок овладевает предметными действиями, у него развивается зрительно-двигательная координация, происходит отделение действия от предмета и себя от своих действий.

Конструирование всегда предполагает решение определенной конструктивно-технической задачи, предусматривающей организацию пространства, установление взаимного расположения элементов и частей предметов в соответствии с определенной логикой. Важно, чтобы постройка соответствовала требованиям реального сооружения и выполняла его назначение. Стул должен быть таким, чтобы на него можно было усадить матрешку, а мост таким, чтобы по нему могла проехать машина. Хотя постройка создается не для практического использования, в ней воспроизводятся основные элементы и функции реального сооружения.

В раннем детстве важным для развития конструктивной деятельности является умение наделять постройки определенным содержанием. Этому умению малыша учит взрослый. Если ребенок построил мост, взрослый тут же отмечает: «Какой красивый, высокий мост. По нему поедет машина (или пойдет кукла)», - и побуждает ребенка совершать соответствующие игровые действия.

 

В дошкольном возрасте развиваются две взаимосвязанные стороны конструктивной деятельности: конструирование-изображение и строительство для игры. Если ребенок увлечен самим процессом конструирования, часто даже не используя постройки в игре, а снова и снова создавая новые, если конструировать его побуждает интерес не к результату, а к процессу его получения, то конструирование сближается с изобразительной деятельностью.

Конструирование, побуждаемое игровым мотивом, сближается с конструктивно-техническим творчеством взрослых, ведь оно подчиняется практическому назначению постройки, а при ее создании необходимо учитывать ряд важных условий. Например, построенный корабль должен вмещать всех матросов.

В то же время детское строительство имеет свою специфику. У взрослого каждый элемент конструкции выполняет строго фиксированную функцию и тесно связан с другими в единое целое, а детская постройка может не отвечать всем требованиям, предъявляемым к определенному сооружению. Не включая всех элементов, постройка напоминает реальную только общей формой. Кроме того, в игре назначение постройки может меняться в зависимости от сюжета.

Выделяют такие виды конструирования:

1) конструирование по образцу (готовая постройка, схема, чертеж, план, рисунок);

2) конструирование по условиям – требованиям, которым должна удовлетворять будущая конструкция (например, надо построить домик для матрешки, а матрешка имеет определенный размер);

3) конструирование по замыслу.

Основополагающим моментом в конструировании выступает аналитико-синтетическая деятельность по обследованию предметов, значение которой состоит в следующем:

1) Дает возможность установить структуру объекта и его частей, учесть логику их соединения. Так, башня, имеющая слишком узкое основание, рушится.

2) Позволяет определить способы конструирования. В анализе образца и выборе способов его построения дошкольнику помогает не само по себе зрительное восприятие, а специально организованная познавательная деятельность. Ребенок обследует не только основные свойства предметов (форму, пропорции, величину и пр.), но прежде всего их специфические конструктивные качества (устойчивость, равновесие, протяженность и др.).

3) На ее основе ребенок планирует ход конструирования, создает замысел. Успешность реализации замысла во многом определяется умением дошкольника планировать и контролировать его ход.

Умение обследовать конструкцию развивается под руководством взрослого.

В 3-4 года - ребенок не только называет предметы, но и выделяет их основные части, указывает некоторые детали.

В 4-5 лет - достаточно хорошо различает основные части по величине и форме, устанавливает их расположение относительно друг друга.

В 5-6 лет - может провести самостоятельный анализ образца или конструкции: выделить части, определить их назначение и пространственное расположение. Он находит интересные конструктивные решения и планирует этапы создания собственной конструкции на основе проведенного анализа.

В 6-7 лет ребенок анализирует конструкцию предмета с практической точки зрения. Выделяя части, он устанавливает функциональное назначение каждой из них, определяет соответствие формы, величины, местоположение частей и учитывает ситуации, в которых конструкция будет использоваться.

Совершенствование аналитико-синтетической деятельности создает основу для конструктивного творчества дошкольника.

Место и влияние конструирования на психическое развитие. Конструирование оказывает большое влияние на развитие личности и воли. Успешность зависит от умения удержать цель деятельностиисамостоятельно ее ставить, от способности контролировать ход выполнения работы, сличать полученный результат с образцом.

Творчество в конструировании наблюдается уже у младших дошкольников (например, в выборе объекта для постройки, в новом использовании известных сооружений). На протяжении дошкольного возраста у детей развивается способность вносить изменения в способы конструирования для того, чтобы постройка подчинялась требованиям ситуации. У старших дошкольников показателями творчества в конструктивной деятельности выступают новизна способов построения предмета, новизна самого предмета для придания устойчивости сооружаемой постройки.

 

17. Охарактеризуйте структурные компоненты педагогической деятельности воспитателя учреждения дошкольного образования.

Аргументируйте трудности в деятельности воспитателя, определите пути их предупреждения.

Предметом деятельности воспитателя являются дети младенческого, раннего, дошкольного возраста, которых он воспитывает и обучает.

Цельпедагогической деятельности – всестороннее развитие детей дошкольного возраста и подготовка их к успешному обучению в школе. Конкретное содержание пед. работы определяется программами обучения и воспитания, составленными с учетом особенностей возрастной анатомии, физиологии, детской психологии.

Основными орудиями труда воспитателя являются: слово, жест, мимика, интонация.

Для того чтобы слово воспитателя оказало необходимое воздействие на ребенка, оно должно быть понятно ему и найти опору в его чувственном опыте. Поэтому такое большое значение в работе с детьми раннего и дошкольного возраста имеют наглядные методы работы (непосредственное знакомство с окружающим, показ реальных предметов, картинок и т.п.).

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Раскройте понятие о знаниях, умениях, навыках. Выявите психологические условия успешного формирования навыков

По мере освоения той или иной деятельности человек совершенствуется в е... Умением называют освоенный человеком способ выполнения деятельности Для того чтобы человек овладел умением умел...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Контроль и самоконтроль деятельности.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Функции деятельности воспитателя
1. Функция охраны жизни и здоровья детей раннего и дошкольного возраста.Воспитатель должен способствовать созданию наилучших условий для физического и психического здоровья детей; укреплять,

Гностические умения
Дают возможность видеть проявление у детей как познавательных способностей, так и волевых, эмоциональных процессов, состояний, личностных качеств, обнаружить мотивы их поведения, выявить взаимоотно

Конструктивные умения
Необходимы для проектирования личности каждого ребёнка в отдельности, группы в целом. Предвидение затруднений в работе и создание условий для предотвращения их. Помогают воспитате

Коммуникативные умения
Обеспечивает установлению педагогически целесообразных взаимоотношений с отдельными детьми и со всей группой, с родителями воспитанников и с коллегами по работе, администрацией. Проявляютс

Организаторские умения
С их помощью воспитатель организует как свою деятельность, так и деятельность детей (коллективную, групповую, индивидуальную). Это умение заражать своей энергией других людей (и взрослых и

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги